Главная > Ассорти > Трактор «Фордзон-Путиловец»

Трактор «Фордзон-Путиловец»


3-10-2010, 21:22. Разместил: alnester
Трактор «Фордзон-Путиловец»

«Фордзон-Путиловец» самый распространенный трактор во второй половине 20-х гг. в отечественном сельском хозяйстве.

Ручной труд и конная тяга в начале XX века составляли основу, на которой держалось сельское хозяйство России. Положение значительно ухудшилось, когда после первой мировой и гражданской войн миллионы крестьян не вернулись к своим полям, а поголовье рабочих лошадей уменьшилось почти наполовину.

В начале 20-х гг. организуется единичное и мелкосерийное производство нескольких сельскохозяйственных тракторов, конструкция которых не была приспособлена к крупносерийному производству. В 1924 г. впервые был начат крупносерийный выпуск тракторов на одном из крупнейших машиностроительных предприятий, заводе «Красный Путиловец» (ныне «Кировский завод») в Ленинграде. В начале своего развития отечественная тракторная промышленность перенимала опыт ведущих зарубежных тракторостроительных фирм, наладивших массовое производство отработанные тракторов проработанных конструкций. В качестве образца для производства на заводе «Красный Путиловец» был выбран самый распространенный в мире трактор «Фордзон».

Американская фирма «Форд Мотор компани» начала производство тракторов «Фордзон» в 1917 г. Создание трактора «Фордзон» и организация его производства проходили под руководством выдающегося конструктора и промышленника Генри Форда, владельца фирмы «Форд», выпускавшей автомобили и тракторы. Трактор «Фордзон» вследствие высоких эксплуатационных качеств и низкой стоимости, достигнутой отнюдь не за счет примитивности конструкции, впервые в мире получил массовое распространение в сельском хозяйстве. Двигатель трактора имел мощность 20 л.с., соответствующую потребностям средних фермерских хозяйств. Трактор мог не только пахать, как большинство современных ему тракторов, но и сеять, культивировать и убирать урожай.

Трактор «Фордзон-Путиловец»

Установленный на тракторе ременной шкив позволял использовать машину при работе на току с молотилкой, а также в качестве привода мельницы, насоса, механической пилы, электрического генератора и др. Современные «Фордзону» трактора из-за высокой массы тратили большую часть своей мощности на самопередвижение.

Трактор «Фордзон» благодаря небольшой массе и высокой экономичности двигателя основные сельскохозяйственные работы проводил с большой эффективностью.

Компоновка агрегата стала классической для колесных тракторов. Два задних колеса - ведущие, а два передних - меньшего размера - направляющие. Вертикальный двигатель был установлен впереди вдоль трактора. За двигателем располагались муфта сцепления, шестеренчатая коробка передач и центральная передача с дифференциалом. Такая компоновка трактора «Фордзон» легла в основу последующих конструкций тракторов других фирм. В настоящее время огромное большинство колесных тракторов выпускается с классической компоновкой.

Трактор «Фордзон-Путиловец»

Трактор «Фордзон» впервые в мировом тракторостроении был выполнен с безрамным остовом. При этом корпусы двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста были жестко соединены между собой. На тракторе был установлен карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с электрическим зажиганием и высоким числом оборотов 1000 об/мин. Регулировка числа оборотов двигателя осуществлялась посредством центробежного регулятора. На тракторе установлена мокрая многодисковая муфта сцепления. Агрегат имел три скорости вперед и одну назад. Установленные на шариковых и роликовых подшипниках шестерни и валы коробки передач были термически обработаны. От коробки передач через промежуточную червячную передачу с дифференциалом крутящий момент от двигателя передавался на задние металлические колеса с угловыми почвозацепами.

Подготовка конструкторско-технологической документации для производства трактора «Фордзон» на заводе «Красный Путиловец» была проведена путем изучения закупленных образцов машины «Фордзон» без помощи зарубежных специалистов. Тракторное производство на заводе «Красный Путиловец» было организовано в цехах, производивших артиллерийские орудия. Преодолевая препятствия, вызванные отсутствием специалистов-тракторостроителей, специализированных станков и оборудования, подходящих материалов и оснастки, коллектив завода «Красный Путиловец» освоил выпуск всех агрегатов и деталей трактора меньше чем за год. При этом технология производства тракторов на заводе «Красный Путиловец» обеспечивала полную взаимозаменяемость деталей запасными частями, производимыми фирмой «Форд».

В 1924 г. было произведено десять тракторов «Фордзон-Путиловец», так назвали на заводе выпускаемый трактор. Производство машин быстро набирало темпы. За период 1924-1933 гг. было выпущено свыше 36 тыс. тракторов.

Американский трактор «Фордзон» перед постановкой его на производство на заводе «Красный Путиловец», и первые опытные образцы тракторов «Фордзон-Путиловец» проходили комплексные испытания на машиноиспытательной станции Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве под руководством выдающегося ученого по сельскохозяйственной технике профессора Василия Прохоровича Горячкина. По результатам испытаний были выявлены конструктивные и производственные дефекты и даны рекомендации по улучшению конструкции систем питания и зажигания двигателя, коробки передач и других узлов трактора.

Трактор «Фордзон-Путиловец»

Трактор «Фордзон-Путиловец» был первым широко распространенным трактором в отечественном сельском хозяйстве и являлся прообразом современных колесных сельскохозяйственных тракторов.

Трактор «Фордзон-Путиловец» был приобретен Подмосковным филиалом Научно-исследовательского тракторного института после эксплуатации в течение нескольких десятилетий, а затем стал одним из наиболее ценных экспонатов Музея тракторной техники.

В.М. Стародубцев
Ю.С. Шаповалов

Источник
Вернуться назад