По замыслу автора Ф.А. Рубо смотровая площадка Панорамы – вершина Малахова кургана, откуда посетитель обозревает события, происходящие ранним утром 6 (18) июня 1855 г.
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.
В переводе с греческого языка слово «панорама» означает «вижу всё вокруг». Живописное полотно длиной по окружности 115 м, высотой 14 м поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов и др.
Многофигурная композиция панорамной картины органично связана с характерным севастопольским пейзажем: бухтами, холмами и оврагами, видом осаждённого города с большим количеством разрушенных зданий… Изображение местности, фигур и предметов с использованием законов перспективы, специальный подбор красок создают эффект пространственной глубины картины, а верхний отражённый рассеянный свет – ощущение естественной воздушной среды. Возникает иллюзия присутствия погожим июньским утром на Малаховом кургане: клубится дым от орудийной стрельбы, неприятельские войска идут в атаку, защитники отражают штурм...
Основу композиции составляют батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя за Малахов курган – от стрельбы артиллерийских орудий до рукопашной схватки с французами на батарее Жерве – кульминации сражения. В заключительных сценах – отражение атаки англичан на 3-й бастион. Столбом дыма отмечено на полотне место 4-го бастиона, на бывших позициях которого находится здание Панорамы.
К боевой обстановке на бастионе Малахова кургана приближает расположенный перед картиной по кругу предметный план. Здесь на площади около тысячи квадратных метров – бутафорские оборонительные сооружения, орудия, ядра и подлинные предметы военной атрибутики. Переход от макетов предметного плана к изображению на холсте почти незаметен. Так посредством единства живописи и объёмного макетирования, использования специального освещения, воспроизведения грохота взрывов и свиста летящих ядер, артиллерийской канонады и ружейной пальбы, характерных для середины XIX в., достигается впечатление реальности изображённых событий. Уже через несколько минут присутствия на смотровой площадке Панорамы посетитель начинает ощущать себя не наблюдателем, а участником происходящего.
Одним из героических дней в истории города-героя Севастополя стал бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска. Именно об этом героическом эпизоде севастопольской эпопеи рассказывает музей-панорама «Оборона Севастополя».
Раннее утро 6 (18) июня 1855 года, день первого штурма Севастополя англо-французскими войсками. На внешнем рейде неприятельская эскадра обстреливает город. Осажденный Севастополь в дыму пожарищ. Справа – центр города, на Корабельной стороне – Лазаревские казармы.
На первом плане – перевязочный пункт Малахова кургана. У входа в землянку – хирург Н. И. Пирогов (в темно-синем сюртуке)
Севастопольская бухта делит город на Северную и Южную стороны. На Северной стороне – Константиновская и Михайловская, на южной – Николаевская и Павловская батареи. На переднем плане- корзины – туры.
Над водой – мачты затопленных русских кораблей, преградивших вход в бухту. На берегу бухты – одноэтажные домики Корабельной слободки. Здесь расположился резервный полк, готовый вступить в бой.
На берегу бухты 1-й бастион. Атака французов там отбита. Правее – 2-й бастион, обозначенный облаком порохового дыма. В бухте – пароходо-фрегаты огнем орудий оказывают поддержку защитникам 1-го и 2-го бастионов.
Слева – солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана.
Правее – батарея Никифорова отражает атаку французов. На батарее повозки с ранеными.
У икон – погибшие солдаты.
На батарее Никифора у орудий матросы-комендоры, на бруствере солдаты-стрелки. На предметном плане – сигнальный пост.
В тылу батареи солдаты Полтавского полка ожидают приказа занять боевые позиции.
С коромыслом на плече Даша Севастопольская – первая русская сестра милосердия.
В проходе между брустверами матросы Петр Кошка и Федор Заика ведут пленного французского солдата.
Оборонительная башня Малахова кургана – композиционный центр Панорамы. На башне группа штабных офицеров наблюдают за боем. От башни на правый фланг бегут солдаты Черниговского полка.
На бруствере адмирал П. С. Нахимов – один из руководителей обороны города.
Перед башней – сестра милосердия П. И. Графова перевязывает раненого офицера.
От взрыва неприятельской бомбы воспламенился пороховой запас.
Вдали, за клубами дыма, цепи атакующих французских солдат.
Огонь по неприятелю ведет батарея Сенявина.
У одного из орудий матрос Трофим Александров заливает водой готовую взорваться бомбу.
На склоне Малахова кургана, впереди группы офицеров, генерал-майор Д. С. Юферов, начальник войск Малахова кургана.
На предметном плане разрушенный офицерский блиндаж.
Денщик набирает воду, чтобы залить тлеющие бревна.
Решающий момент боя за батарею лейтенанта Жерве. Адъютант генерала Хрулева на гнедом коне спешит за подкреплениями. Правее по склону оврага спускаются солдаты Якутского и Елецкого полков на помощь батарее Жерве. На холме слева – англо-французское командование наблюдает за атакой. За оврагом английские войска атакуют 3-й бастион. На предметном плане батарея Станиславского; у иконы убитый солдат.
Кульминационный центр сражения. По склонам оврага наступают французские войска. На захваченной ими русской батарее лейтенанта Жерве – французский триколор. Возникла угроза прорыва оборонительной линии.
На предметном плане – батарея Станиславского; крест из ядер обозначает место смертельного ранения вице-адмирала В. А. Корнилова.
В центре рукопашного боя на белом коне, с обнаженной саблей, генерал-лейтенант С. А. Хрулев, командующий войсками Корабельной стороны.
Официальный сайт музея: www.sev-museum-panorama.com Фото: Larisa
Ключевые теги: музеи, Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», смотровая площадка
|