COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (6)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.
Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 (СССР)

Советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Первый танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Выпускался серийно в 1932—1933 годах. В 1930 г. была образована специальная закупочная комиссия под руководством И.А. Халепского для ознакомления и возможной закупки бронетехники за рубежом. В том же году комиссия ознакомилась с новейшей разработкой американского конструктора Уолтера Кристи — танком M.1931. Было закуплено 2 танка и документация к нему с правом изготовления в СССР. После испытаний M.1931 на полигоне в Кубинке 13 февраля 1931 г. постановлением РВС СССР танк был принят на вооружение под индексом БТ-2. Легкий танк БТ-2 предназначался для вооружения танковых и механизированных частей и соединений, формировавшихся для ведения самостоятельных маневренных боевых действий. Он был первым в семействе танков БТ (быстроходный танк), созданным в Советском Союзе. Танк обладал высокими скоростными качествами. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных клепкой. Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Гусеничный включал цепи по 46 траков каждая, двух задних ведущих колес, восьми опорных катков и двух направляющих катков. Движителем на колесном ходу служили опорные катки, поворот осуществлялся при помощи передних опорных катков. Для перехода на колесный ход сниммались гусеницы и ставились блокировочные кольца на ступицы задних опорных катков. Время перехода на колесный ход — 30 мин. Танки БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производились на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Танки БТ-2 поступали на вооружение механизированных бригад и корпусов, а также механизированных полков кавалерийских дивизий. Эксплуатация выявила множество недостатков танка. Капризные и ненадежные двигатели часто выходили из строя, разрушались траки гусениц из некачественной стали. Оставляла желать лучшего и обитаемость машин, в которых было чудовищно жарко летом и очень холодно зимой. Но танки БТ полюбились танкистам за высокие динамические качества. Танки БТ-2 участвовали в боевых действиях, начиная с Освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину и заканчивая первым периодом Великой Отечественной войны. На 1.06.1941 в РККА находилось 594 танка (492 исправных) из них в западных округах 396 танков.
годы выпуска 1931-1933 г.г.
боевая масса 11,3 т
двигатель М-5-400 «Либерти», авиационный, карбюраторный, 4-тактный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения
макс. мощность 400 л.с. при 1650 об/мин.
макс. скорость
на колесах 72 км/ч
на гусеницах 52 км/ч
запас хода
на колесах 200 км
на гусеницах 120 км
бронирование
лоб 13 мм
корпус 13 мм
башня 13 мм
вооружение
37 мм пушка Б-3 обр. 1930 г.
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
выстрелов 92
патронов 2709
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 620 танков, включая 412 в пулеметном варианте (вместо орудия 2 пулемета).

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий двухбашенный пушечно-пулеметный танк Т-26 обр. 1932 г. (СССР)

28 мая 1930 г. советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой «Виккерc» о производстве для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерc» 6-тонный. 13.02.1931 постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерc» приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Выпускавшийся с 1931 г. двухбашенный вариант мало чем отличался от прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 240 º. В переднем и заднем секторах могли вести огонь обе башни. Уже в начале 1932 г. встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как чисто пулеметные машины не могли «поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей». Поэтому на части двухбашенных Т-26 устанавливалась 37 мм пушка ПС-1 (или «Гочкис-ПС»). По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные «двухбашенники» передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения. В 1937-1938 гг. пушечные «двухбашенники» были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин. В апреле 1940 г. было принято окончательное решение о снятии пушечных «двухбашенников» с вооружения, но начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило сделать этого. Пушечные «двухбашенники» не могли тягаться с немецкими танками. Бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, и к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, «двухбашенники» были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть их была потеряна, хотя отдельные танки еще встречались весной-летом 1942 г.
годы выпуска 1931-1933 г.г.
боевая масса 8,2 т
двигатель Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения
макс. мощность 90 л.с.
макс. скорость 30 км/ч
запас хода 120-140 км
бронирование
лоб 13 мм
корпус 13 мм
лоб башни 13 мм
вооружение
7,62 мм пулемет ДТ - 2 шт.
боекомплект
патронов 6489
средства связи нет
экипаж 3 чел.
выпущено 1626 двухбашенных танков Т-26 включая 450 пушечно- пулеметных.

Слева - Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

Первый отечественный танк, поставленный на крупносерийное производство. Выпускался серийно с 1927 по 1931 год на ленинградском заводе "Большевик". На фотографии - восстановленный так называемый ранний образец танка, вооруженный 37-мм пушкой и спаренными 6,5-мм пулеметами Фёдорова (на более поздние образцы, а так же при модернизации ставился танковый пулемет Дегтярёва). Первое боевое применение МС-1 состоялось в 1929 году в ходе конфликта на КВЖД. Позднее башня танка использовалась в качестве долговременной огневой точки в укрепрайонах на западных границах СССР. Несколько боеспособных МС-1 приняли участие в боях в первые месяцы ВОВ.

Справа - Легкий двухбашенный танк Т-26.

Вариант с пулеметно-пушечным вооружением разработан в 1932 г с целью усилить вооружение базового двухбашенного танка. Базовый танк разработан в 1931 г. на основе 6-тонного танка английской фирмы "Виккерс-Армстронг". Вооружение - 37-мм пушка ПС-1 ("Гочкис-ПС") и 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж - 3 человека. В различных модификациях выпускался с 1931 по 1941 г, с 1933 г. - только в однобашенном варианте. Из-за недостаточного бронирования и слабого воружения многие двхбашенные танки Т-26 были потеряны в предвоенных конфликтах и в начальный период ВОВ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

годы выпуска 1928 - 1931 г.г.
боевая масса 5,8 т
двигатель Т-18, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, 4-цилиндровый
макс. мощность 35-40 л.с.
макс. скорость 14 км/ч
запас хода 120 км
бронирование
лоб 16 мм
корпус 16 мм
башня 16 мм
вооружение
37 мм пушка «Гочкис» или 7,62 мм пулемет ДТ или 6,5 мм двуствольный пулемет В.Г. Федорова
боекомплект выстрелов 104
патронов 2016
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 325 танков

Слева - Легкий танк Т-26 образца 1939 года (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк тип МС-1 (Т-18) (СССР)

Машина под индексом МС-1 предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою. Производство танков началось в 1928 г. МС-1 был защищен лучше, чем ранее созданный бронеавтомобиль БА-27. Броня танка не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров. Но через открытые смотровые щели для наблюдения происходило поражение экипажа свинцовыми брызгами от них. Единственным смотровым оптическим прибором был перископ механика-водителя «броневой глаз». В условиях малой насыщенности обороны противника противотанковыми пушками МС-1 мог успешно сопровождать пехоту, не подвергаясь серьезной опасности прямого попадания артиллерийского снаряда. Пушка фирмы Гочкис (Франция), усовершенствованная на Обуховском заводе и пулемет системы В.Федорова с двумя стволами, а с 1929 г. — системы Дегтярева (ДТ) составляли вооружение машины. Малый калибр орудия (37 мм) и небольшой вес выстрела позволили достичь скорострельности до 10-12 выстрелов в минуту, что считалось вполне достаточным для ведения боя. Осколочный снаряд обеспечивал поражение живой силы, расположенной открыто или в легких полевых фортификационных сооружениях, разрушение построек, кирпичных стен домов.С помощью пулеметного вооружения достигалось уничтожение живой силы, находящейся вне укрытий. Боекомплект вполне обеспечивал выполнение боевых задач. В мае 1929 г. машины этой серии участвовали в параде на Красной площади Москвы. А в ноябре того же года 10 танков в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии приняли боевое крещение на границе СССР в районе станции Манчжурия и г. Чжалайнор. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Манчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев. Китайские солдаты и офицеры высунулись почти в полтора роста из окопов, чтобы разглядеть танки. Ожидалось, что они в панике побегут, но удивление было, видимо сталь сильно, что оно как бы парализовало их волю. Красноармейцы не успевали за танками, а некоторые, как зачарованные смотрели на двигавшиеся стальные черепахи, изрыгавшие огонь. Шел всего лишь 1929 год. Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках только понаслышке.Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков прорвали оборону противника без каких-либо потерь с нашей стороны. Трехсуточные бои в условиях низких температур Забайкалья показали удовлетворительные эксплуатационные качества боевых машин. В то же время отдельные конструктивные недоработки часто приводили к выходу машин из строя. Из десяти танков, принимавших участие в боевых действиях, по этим причинам в разное время из строя вышли семь. МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов. Но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий однобашенный танк Т-26 образца 1939 года (СССР)

Однобашенный вариант танка Т-26, ставший самым массовым, начал производиться с 1933 г. В процессе производства танк постоянно совершенствовался. Сначала на нём была установлена 45 мм пушка обр.32 г., с 1938 г. - 45 мм пушка 20К, которая имела электрозатвор и прицел ТОС, стабилизированный в вертикальной плоскости. В результате модернизации в 1939 году введена подбашенная коробка с наклонными бронелистами, на части машин изъят кормовой пулемёт, увеличена мощность двигателя. На базе танка выпускались огнемётные танки, самоходные артиллерийские установки, опытные бронетранспортёры, мостоукладчики, минные тральщики и другие машины. С 1931 г. по 1941 г. выпущено 11208 танков Т-26 всех типов. Боевое крещение Т-26 получил в Испании в 1936 г., участвовал в боях на р. Халкин-Гол, в Советско-Финляндской войне, в Великой Отечественной войне.

Слева - Огнеметный танк ОТ-130.

Разработан в 1936 г. на базе однобашенной модификации танка Т-26. Вооружение - огнемет КС-25, пулемет ДТ. Экипаж - 3 человека. Дальность стрельбы огнемета - 3-50 метров. Огнеметные танки на базе Т-26 широко использовались в предвоенных конфликтах периода 1937-40 гг. Большинство машин было потеряно в первые месяцы ВОВ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Огнеметный танк ОТ-130 (СССР)

В 1936 г. ОТ-130 был спроектирован на базе танка Т-26 обр. 1933 г. Боевое крещение химических танков состоялось в ходе боев с японцами у озера Хасан в августе 1938 г. Химические танки в период конфликта в районе р. Халхин-Гол получили широкое применение. Японская пехота боялась химических танков. ХТ-130 и ХТ-26 показали себя как незаменимое оружие для выжигания и выкуривания японцев из щелей, окопов. Советско-финляндская война 1939 - 1940 гг. стала «лебединой песней» в боевой карьере химических танков на базе Т-26. В ходе этих боев химические танки использовались наиболее массово, активно и достаточно эффективно за всю их историю. Большая часть химических танков была потеряна в боях лета 1941 г.
годы выпуска 1936 - 1939 г.г.
боевая масса 11 т
двигатель Т-26 (типа «Армстронг-Сиддлей») , карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения
макс. мощность 90 л.с.
макс. скорость 30 км/ч
запас хода 170 км
бронирование
лоб 15 мм
корпус 15 мм
лоб башни 15 мм
вооружение
Огнемет КС-25 (дальность огнеметания - 50 м)
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
емкость резервуаров для огнесмеси - 400 л (40 выстрелов)
патронов 2898
средства связи нет
экипаж 3 чел.
выпущено 401 танк ОТ-130, всего огнеметных танков на базе танка Т-26 — 1336.
На 01.06.1941 г. в РККА находилось 1137 огнеметных танков на базе Т-26.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 (СССР)

Во второй половине 1933 г. ХПЗ перешел с выпуска БТ-2 на выпуск БТ-5. БТ-5 первых серий был по сути тем же БТ-2, но с новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку 20K обр. 1932/38 и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до 3 человек. Эти танки сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни, но в последующем от такой антенны отказались, так как в бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (как и на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. На танке поставили более легкие катки и сетку ограждения над воздуховодом. Бронирование осталось прежним. Боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда они были поставлены в 1937 г. (от 50 до 100 ед.). Также БТ-5 применялись в мае-августе 1939 г. в ходе конфликта у р. Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й тбр., в освободительном походе на Зап. Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде ВОВ. На базе БТ-5 был построен мостоукладчик, успешно применявшийся во время Зимней войны. На 01.06.1941 г. в РККА находилось 1688 БТ-5 (1261 исправный) из них в западных округах 924 ед. После больших потерь в первые месяцы войны БТ-5 постепенно выбывали, но под Ленинградом и в Карелии они воевали до середины 1944 г. Некоторое количество БТ-5 было захвачено немцами. В вермахте все танки БТ обозначались Panzerkampfwagen BT 742(r).

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк Т-30 (СССР)

Является модифицированным танком Т-40С, из конструкции которого исключены устройства, обеспечивающие движение на плаву. Летом-осенью 1941 г. была выпущена небольшая партия под заводским индексом 030. В дальнейшем был заменен танком Т-60.
год выпуска 1941 г.
боевая масса 5,5 т
двигатель ГАЗ-11А, модель 202, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 85 л.с.
макс. скорость 45 км/ч
запас хода 300 км
бронирование
лоб 15 мм
лоб башни 15 мм
вооружение
20 мм пушка ТНШ
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
20 мм выстрелов 750
7,62 мм патронов 1512
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущена небольшая партия.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Малый плавающий танк Т-38 (СССР)

Танк Т-38 был разработан в 1935 г. на заводе №37 имени С.Орджоникидзе под руководством Н. А. Астрова с учетом характеристик предшествующих танков Т-37А. Уже в ходе обширных маневров лета 1937 г. выяснилось, что новый танк практически ничем (в боевом отношении) не отличается от Т-37. Малое водоизмещение не позволяло перевозить на его броне через водные препятствия даже двоих пехотинцев. Перегрузка в 120-150 кг приводила к захлестыванию набегающей волны в люки танка при выполнении каких угодно маневров на воде и танк тонул. При движении посуху танк тоже не отвечал возросшим требованиям и на марше вел себя нисколько не лучше «устаревшего» Т-37 из-за большей склонности гусениц к спаданию на поворотах. Утверждение, что «...перед началом войны Т-38М2 стали модернизировать, устанавливая в удлиненной маске стандартной башни спаренную с пулеметом ДТ 20-мм танковую пушку ТНШ-20» абсолютно неверно. Пушки появились только к концу сентября 1941 г., когда все Т-38М и даже куда более массовые Т-38 были, в основном, потеряны. Один Т-38, имевшийся в распоряжении НКО, был вооружен в ОКБ-15 орудием ТНШ в начале октября 1941 г. и под индексом Т-38Ш был отправлен на испытания, в Кубинке. Но в ходе испытаний орудие вышло из строя. Танк был снят с испытаний и, отправился прямым ходом на склад. Неизвестно, сколько Т-38 перевооружили таким образом, (но заготовлено для него осенью 1941 г. 2 орудия). Малые танки Т-38 поступали на укомплектование разведывательных подразделений и состояли в штате механизированного корпуса (67 машин), механизированного полка (30 машин), танковых батальонов стрелковых дивизий и разведрот отдельных танковых бригад. Танки применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 г., когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь.

Слева-Легкий плавающий танк Т-40 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Малый плавающий танк Т-38 (СССР)

Разработан в 1936 г. с учетом характеристик предшествующих танков Т-37А. Советско-финская война выявила неприспособленность данного танка к серьезным боевым действиям, в связи с чем танк в основном использовался как разведывательный, а так же для охраны штабов и подвоза боеприпасов. В начальный период ВОВ основная масса этих танков была потеряна, однако эпизодически данные танки применялись в различных операциях вплоть до 1944 г.
годы выпуска 1936 - 1939 г.г.
боевая масса 3,3 т
двигатель ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
макс. мощность 40 л.с.
макс. скорость 40 км/ч
скорость на плаву 6 км/ч
запас хода 220 км
бронирование
лоб 9 мм
корпус 9 мм
лоб башни 9 мм
вооружение
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
патронов 1512
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 1340 танков.
На 01.06.1941 г. в РККА находилось 1129 танков (733 исправных), из них в западных округах 468 танков.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий плавающий танк Т-40

Легкий плавающий танк Т-40 был разработан в 1939 г. на заводе № 37 под руководством Н.А. Астрова и предназначался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38. В целом танк Т-40 оказался удачным. Интересно, что его боевые возможности: противопульная бронезащита и спаренная установка тяжелого и легкого пулеметов — соответствовали и послевоенным требованиям к плавающей легкой разведывательно-дозорной машине. Несмотря на скромную удельную мощность Т-40, его максимальная скорость по дорогам и что особенно важно — подвижность (средняя скорость движения) по пересеченной местности были достаточными и для конца 40-х гг., а его водоходные качества также долго соответствовали новым задачам. Т-40, к началу войны, в войсках было немного, и они были недостаточно освоены экипажами. Большая часть плавающих танков приграничных военных округов была потеряна в первые же недели войны. Потребность армии в тот критический период даже в этих легких и слабовооруженных машинах оказалась настолько велика, что для расширения их производства пошли на упрощение конструкции. В первую очередь ликвидировали все водоходное оборудование: гребной винт с карданным приводом, коробку отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, теплообменник, водоотбойный щит, компас, такие танки выпускались под условной маркой Т-40С («сухопутный»). К весне 1942 г. Т-40 имелось считанные единицы.
годы выпуска 1940 - 1941 г.г.
боевая масса 5,5 т
двигатель ГАЗ-11, модель 202, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 70 л.с. при 3400 об/мин.
макс. скорость 45 км/ч
скорость на плаву 6 км/ч
запас хода 300 км
бронирование
лоб до 13 мм
корпус до 13 мм
лоб башни до 10 мм
вооружение
12,7 мм пулемет ДШК
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
12,7 мм патронов 500
7,62 мм патронов 2016
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 709 танков всех модификаций.
На 01.06.1941 г. в РККА находилось 132 танка (131 исправный), из них в западных округах 115 танков.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Опытный легкий танк сопровождения пехоты Т-126 СП (СССР)

Разработан в КБ Ленинградского машиностроительного завода им. Ворошилова. Главный конструктор Л.С. Троянов. Танк Т-126 создавался для непосредственного сопровождения пехоты на поле боя, поэтому получил дополнительный индекс «СП». Проработка предварительного проекта началась в 1939 г. Спецификация на танк сопровождения пехоты была выработана в марте-апреле 1940 г. Бронирование корпуса и башни (за исключением крыши и днища) доведено до 45 мм. По габаритам танк должен был вписываться в размеры ж/д платформ и шоссейно-дорожных сооружений. Экипаж составлял 4 человека: командир, механик-водитель, радист и заряжающий. В техническом задании оговаривалось, что смотровые приборы должны обеспечивать максимальный угол обзора с «мертвой зоной» не более 4 метров. Это предполагало наличие приборов наблюдения не только на крыше башни и в лобовом листе корпуса, но и по его бортам. Кроме этого, КБ поручили разработать приспособления для облегчения надевания гусеницы и монтажа прибора ОДП, предусмотреть вентиляцию боевого отделения при выстреле с закрытыми люками и максимально удобно расположить контрольные приборы механика-водителя. Башня Т-126(СП) была сварной, шестигранной. В передних лобовых листах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру башни были установлены три прибора наблюдения и командирская панорама в крышке люка. Силовая установка танка состояла из дизельного двигателя В-3, являвшего собой облегченный вариант В-2 с шестью цилиндрами. Подвеска танка — торсионная. При всех нововведениях вооружение Т-126(СП) не отличалось от серийных танков. В башне устанавливалась 45 мм пушка 20К обр.1932\1938 гг. и спаренный с ней пулемет ДТ. Слева в лобовой листе корпуса в шаровой установке монтировался 7,62 мм пулемет ДС-39, который обслуживал радист. Работы по улучшенному варианту Т-126 развернулись в октябре 1940 г. и впоследствии привели к появлению танка Т-50.

Слева - Малый плавающий танк Т-37А (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Опытный легкий танк сопровождения пехоты Т-126 СП (СССР)

Разработан в 1940 г. на Ленинградском заводе опытного машиностроения им. Кирова. По бронезащите этот легкий танк был равноценен средним танкам типа Т-34. Данный образец послужил базой для создания легкого танка Т-50.
боевая масса 16,9 т
двигатель В-3, дизельный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 270 л.с. при 1950 об/мин.
макс. скорость 35 км/ч
запас хода 260 км
бронирование
лоб 45 мм
лоб башни 45 мм
вооружение
45 мм пушка 20К обр. 1934 г.
7,62 мм пулемет ДТ
7,62 мм пулемет ДС-39
боекомплект
выстрелов 150
патронов 4250
средства связи радиостанция 71 ТК-3
экипаж 4 чел.
серийно не выпускался.

Справа - Легкий плавающий танк Т-40 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Блок и головка цилиндров двигателя ГАЗ - АА.
Этот двигатель широко применялся в лёгких танках и бронеавтомобилях.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Малый плавающий танк Т-37А (СССР)

Танк Т-37 был разработан в 1933 году на основе использования агрегатов автомобиля ГАЗ-АА (Форд-АА) на заводе № 37 имени Г. К. Орджоникидзе (г. Москва) под руководством Н. Н. Козырева. Т-37А по принятой тогда классификации, относился к малым танкам и отличался от танкеток лишь наличием вращающейся башни. В задачи малых танков входила, главным образом, непосредственная поддержка пехоты, а также разведка и боевое охранение. Никаких других задач перед советскими танками-амфибиями не ставилось. Танки Т-37А направлялись в механизированные бригады, танковые батальоны стрелковых дивизий, кавалерийские и воздушно-десантные части. Впервые Т-37А вступили в бой в 1939 году, причем действовать им пришлось на самых различных театрах. Их дебютом стало участие в боевых действиях против японских войск на реке Халхин-Гол в мае - сентябре 1939 г. Здесь эти машины применялись в условиях пустынно-степной местности и только для действий на суше. Наиболее активно и массово Т-37А использовались в ходе советско-финляндской войны. Основная их масса была потеряна в первый месяц Великой Отечественной, так и не вступив в бой с врагом. Причем, главным образом, танки бросили или подорвали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. К весне 1942 г. Т-37А в боевых частях осталось очень мало.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Малый плавающий танк Т-37А (СССР)

Разработан в 1933 г. на основе агрегатов автомобиля ГАЗ-АА. Танки выполняли в основном разведывательные функции, осуществляли поддержку пехоты и боевое охранение. Т-37А использовались в предвоенных конфликтах, большинство было потеряно в начальный период ВОВ.
годы выпуска 1932 - 1936 г.г.
боевая масса 3,2 т
двигатель ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
макс. мощность 40 л.с.
макс. скорость 40 км/ч
скорость на плаву 6 км/ч
запас хода 185 км
бронирование
лоб 8 мм
корпус 8-6 мм
лоб башни 8 мм
вооружение
7,62 мм пулемет ДТ
боекомплект
патронов 2142
средства связи нет
экипаж 2 чел.
выпущено 2623 танка, включая 75 огнеметных ОТ-37 и 643 радиотанка Т-37РТ с радиостанцией 71-ТК-1.
На 01.06.1941 г. в РККА находилось 2270 танков (1483 исправных), из них в западных округах 1081. танк.

Слева - Легкий танк Т-60 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк Т-60 (СССР)

Легкий танк Т-60 разработан в августе 1941 г., как сухопутный вариант машины класса Т-40. 15 сентября 1941 г. первые серийные боевые машины покинули заводские цеха. По вооружению и подвижности танк Т-60 в целом соответствовал немецкому Pz.II, широко применявшемуся в начале войны, и появившемуся позже разведывательному танку «Лухс», несколько превосходя их по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Его броня была уже не только противопульной, она обеспечивала на дистанции до 500 м защиту от снарядов легких пехотных 75-мм орудий, 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных, а также 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941 - 1942 гг. в вермахте. Свое боевое крещение танки Т-60 получили в сентябре 1941 г., когда в составе 10-й танковой бригады вели тяжелые бои на Полтавщине. В массовых же количествах их использовали в битве за Москву. Роль Т-60 в Московской битве оказалась велика, поскольку выпуск средних и тяжелых танков в октябре-ноябре 1941 г. упал до минимума за весь период ВОВ. На Южном фронте, весной 1942 г., в Крыму, Т-60 участвовали в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в контрнаступлении Сталинградского и Юго-Западного фронтов зимой 1942/43 г. Немцы называли Т-60 «неистребимой саранчой» и вынуждены были с ними считаться. Последней крупной операцией, в которой они использовались, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г.

Слева - Легкий танк Т-70 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк Т-70 (СССР)

Танк Т-70 был разработан в инициативном порядке осенью 1941 г. в конструкторском бюро Горьковского автозавода и предназначался для замены Т-60. В январе 1942 г. танк приняли на вооружение Красной Армии. С марта на ГАЗе началось его серийное производство (сначала параллельно с Т-60). Корпуса танков (их поставлял Муромский паровозостроительный завод) сваривались из катаных броневых листов, установленных под углами наклона от 30 до 60 градусов. По толщине лобовых листов брони Т-70 не уступал среднему танку Т-34. С сентября 1942 г. началось производство танка Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. Были увеличены ширина гусеничной цепи, шаг трака, диаметр зубчатого венца ведущего колеса. Танки Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков совместно с Т-34, и в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76, как командирские машины. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Впервые танки Т-70 пошли в бой в ходе оборонительных боев Красной Армии на Юго-Западном направлении летом 1942 г. Пиком карьеры Т-70 стала битва на Курской дуге, после чего она стала стремительно клониться к закату. В ходе этого грандиозного сражения стало окончательно ясно, что эффективность легких танков в открытом бою близка к нулю. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в процентном отношении потери Т-70 были меньше, чем например, у Т-34. Т-70 как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Низкий силуэт и бесшумный двигатель делали Т-70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам Т-70 поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму. Известен случай, когда Т-70, удачно сманеврировав, «зашел в хвост» бронированному «Фердинанду» и поджег его. К концу Великой Отечественной Войны количество Т-70 в войсках было очень невелико. Небольшое количество танков Т-70 использовались в Войске Польском (53 ед.) и Чехословацком корпусе (10 ед.).
годы выпуска 1942 - 1943 г.г.
боевая масса 9,8 т
двигатель ГАЗ-203, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения - 2 шт.
макс. мощность 2×70 л.с. при 3400 об/мин.
макс. скорость 45 км/ч
запас хода 250 км
бронирование
лоб 40 мм
корпус 25-15 мм
лоб башни 35 мм
вооружение
45 мм пушка 20К обр. 1934 г.
7,62 мм пулемет ДТ - 1 шт.
боекомплект
выстрелов 70
патронов 945
средства связи радиостанция 12РТ
экипаж 2 чел.
выпущено 8226 танков Т-70 и Т-70М.
По мнению специалистов, Т-70М был лучшим легким танком Второй Мировой Войны, превосходившим машины этого класса Германии и США.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Легкий танк Т-70 (СССР)
Справа- Легкий танк Т-60 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск.


Ключевые теги: музеи, Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка



Другие новости по теме:

Просмотров: 20304   Автор: space 9-01-2013, 19:41    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика