COMGUN
 



«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

  Архив новостей

Январь 2018 (1)
Февраль 2017 (4)
Январь 2017 (21)
Декабрь 2016 (9)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)




Google+

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)
Подводная лодка «Минога»

«Минога» - первая в мире подводная лодка, оснащённая дизельным двигателем. Построена в 1906-1909 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка».

11 октября 1908 года «Минога» была спущена на воду, а 23 октября 1908 года впервые вышла в пробное плавание в Морской канал на одном дизеле, второй ещё не был установлен. 7 ноября 1908 года состоялось пробное погружение у причальной стенки, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. Весь следующий год ушёл на доработку лодки и испытания, включавшие торпедные стрельбы. 31 октября 1910 года МТК рекомендовал по результатам испытаний принять лодку в состав флота.

В 1912 году командиром лодки стал лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал «Почтовым». По ходатайству Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».

23 марта 1913 года совершавшая пробное погружение «Минога» набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции и затонула на глубине 30 метров. Спасательная операция с водолазами и килектором завершилась успешно. Экипаж был доставлен в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты, разлившихся из аккумуляторных батарей, погибших не было.

Во время Первой мировой войны «Минога» совершила 14 боевых походов, результатов не достигла, хотя несколько раз пыталась атаковать корабли неприятеля. В 1918 году лодка прошла ремонт на Балтийском заводе и была отправлена на Каспий. Участвовала в Гражданской войне, входила в состав боевых подразделений в Каспийском море. 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «Воссоздание Российского Императорского флота. 1905-1914 гг.»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «Русско-Японская война 1904-1905 гг. Цусимское сражение»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Эскадренный броненосец «Бородино»

"Бородино" - русский эскадренный броненосец. Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Д. В. Скворцова по переработанному проекту броненосца «Цесаревич». Заложен 25 мая 1900 года, спущен на воду 8 сентября 1901 года. Вступил в строй в сентябре 1904 года. Из-за ненадёжности машин броненосец мог развивать лишь 16 узлов вместо проектных 18.

Под командованием капитана 1-го ранга Петра Иосифовича Серебренникова участвовал в Цусимском сражении.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер II ранга «Жемчуг»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Эскадренный броненосец «Наварин»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер I ранга «Светлана»

«Светлана» - бронепалубный крейсер Второй Тихоокеанской эскадры, геройски погибший в Цусимском сражении.

Заложен 28 июня 1895 года в Гавре (Франция). За образец был взят французский крейсер "Фриан". Спущен на воду в декабре 1896 года. 21 марта 1898 года крейсер вступил в строй. Строился как яхта великого князя Алексея Александровича, главы морского ведомства. Участвовал в Русско-японской войне 1904-05. Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В Цусимском сражении 14 мая 1905 года корабль получил тяжелые повреждения, 15 мая погиб в бою с японскими крейсерами «Отова» и «Ниитака». В бою «Светлана» израсходовала все снаряды и японцы расстреливали беззащитный крейсер в упор. Погибли старший офицер корабля капитан 2 ранга А. А. Зуров, и все время находившийся на мостике капитан 1 ранга С. П. Шеин. К 11 ч крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт так, что верхняя палуба начала входить в воду. В таком положении, со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом, «Светлана» в 11 ч 08 мин в точке с координатами 37°с.ш. и 129°50' в.д. погрузилась на глубину 600 м. Утонуло и умерло от ран в плену 167 моряков.

В честь корабля, погибшего в Цусимском сражении, был назван крейсер заложенный 11.11.1913 на Русско-Балтийском заводе.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «Русско-Японская война 1904 - 1905 гг. Оборона Порт-Артура и Владивостока»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Эскадренный броненосец «Петропавловск»

Эскадренный броненосец «Петропавловск» - броненосец Российского императорского флота типа «Полтава» времён русско-японской войны. «Петропавловск» являлся флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры и участвовал в боях с японским флотом. 31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. Потеря корабля и гибель находившегося на нём вице-адмирала С. О. Макарова стали трагедией для русского флота.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Броненосный крейсер «Баян»

«Баян» - броненосный крейсер российского императорского флота. Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Включён в списки флота 11 января 1899 года, унаследовав имя от списанного корвета «Баян». Заложен на верфи Ла Сейн (Франция) 26 июня (8 июля) 1899 года. Спущен на воду 20 мая 1900 года. Вступил в строй в 1903 году. 26 ноября 1904 года потоплен в гавани Порт-Артура. 22 августа 1905 года включён в состав японского флота под названием «Асо». Исключён из списков японского флота в 1930 году. Расстрелян тяжёлым крейсером «Мёко» в качестве мишени 8 августа 1932 года.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер II ранга «Новик»

«Новик» - русский «малый» бронепалубный крейсер, II-го - «корветского» ранга, по английской классификации соответствовал крейсеру 2-го класса. Первый в мире, - «25-ти узловый» многоцелевой крейсер (ближний эскадренный разведчик, «бронированный лидер миноносцев», контр-миноносец, миноносный крейсер - «охотник», способный самостоятельно искать, выбирать цель и атаковать её, высокопроизводительный постановщик минных заграждений в открытом море, а также пригодный для замены устаревших канонерских лодок) - предшественник подкласса «крейсер-скаут».

Строился Данцигским отделением фирмы «Шихау» (контракт на постройку от 5 августа 1898). Спущен на воду 2 августа 1900 года. 18 мая 1902 года прибыл в Россию.

6 декабря 1902 года в командование им вступил капитан 2-го ранга Н. О. Эссен. Прибыл в Порт-Артур 2 апреля 1903 года.

Принимал активное участие в Русско-японской войне. Под командованием адмирала Макарова участвовал в безрезультатной операции по спасению миноносца «Стерегущий».

18 марта командиром корабля стал капитан 2 ранга Михаил Фёдорович фон Шульц.

После боя в Жёлтом море 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 прорвался в порт Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришёл в Корсаков на острове Сахалин- за углём. Не успев взять бункер, вынужден был принять бой с с японским крейсером «Цусима». Получил 3 попадания под ватерлинию и свыше 10 в надстройку, после чего вышел из боя- противником не преследовался. Командир, получив данные радиоперехвата о присутствии других вражеских кораблей, принял решение затопить крейсер. 20 августа 1904 в 23 часа 30 минут крейсер лёг на грунт. На следующее утро японский крейсер «Читосэ», войдя на рейд Корсакова, выпустил по выступающим из воды частям крейсера и городу около 100 снарядов. Часть экипажа «Новика» была эвакуирована во Владивосток.

После подписания Портсмуского мирного договора южная часть Сахалина отошла к Японии; 16 июля 1906 «Новик» был поднят японцами, отремонтирован и 11 июля 1908 года вступил в строй в под названием «Судзуя». В 1913 исключён из списков японского флота и разобран на металл.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Минный транспорт (минный заградитель) типа «Амур»

«Амур» - минный транспорт, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.

После русско-японской войны по чертежам «Амура» был построен одноимённый корабль, погибший в 1941 году. В 1907 году минные транспорты российского флота были переклассифицированы в минные заградители.

- 1901 - вступил в строй флота
- 1901-1902 - переход на Дальний Восток с полным запасом мин
- 28 марта 1904 - повреждён о затопленный брандер
- 1 мая 1904- под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл постановку банки из 50 якорных мин, на которой 2 мая подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
- 3 июня 1904 - коснулся мели, вышел из строя, поставлен на ремонт
- Июнь-ноябрь 1904 - из-за недостатка мин использовался как плавбаза
- 26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём. В тот же день погибли «Баян», «Паллада» и «Гиляк»
- 20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Корабль достался японцам лежащим в доке в полузатопленном состоянии.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

«Варяг» - бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).

Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.

С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и Италии).

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд. Японские корабли успешно высадили десант, русские им не препятствовали.

9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.

Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец»- 52 снаряда (однако подсчёт количества снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.

«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа- 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года.

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг» на временное хранение в течение двух лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле. В 2012 году Россия официально попросила Южную Корею продлить на десять лет срок аренды флага.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Гюйс крейсера I ранга «Варяг»

27 января (9 февраля) 1904 года этот гюйс был поднят на носовом флагштоке «Варяга» при возвращении крейсера на рейд Чемульпо после боя с японской эскадрой и оставался на нем во время затопления корабля. Гюйс был снят после подъема «Варяга» японцами в 1905 году и хранился в Чемульпо (ныне Инчхон).

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер I ранга «Варяг»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японскими кораблями

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Фалрепная доска крейсера «Варяг»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Канонерская лодка «Кореец»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Модель главной паровой машины крейсера I ранга «Варяг»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «Черноморский флот и флотилия Ледовитого океана в Первой Мировой войне. 1914-1917 гг.»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Броненосный корабль «Двенадцать апостолов»

«Двенадцать апостолов» - российский барбетный броненосец. Заложен в 1888 году, спущен на воду в 1890 году.

В феврале 1888 года в Николаеве состоялась закладка барбетного корабля, совершенно нового типа. Проектное задание предусматривало небольшой, дешёвый, но вместе с тем сильный броненосец - требования, часто выдвигавшиеся, но редко выполнимые. «Двенадцать апостолов» оказался весьма удачным приближением к решению столь непростой задачи. Конечно, при проектном водоизмещении чуть больше 8000 т не могло идти и речи о полном бронировании борта; но цитадель вышла достаточно протяжённой и хорошо защищённой. Пришлось отказаться и от высокого борта - в ущерб мореходности и возможности вести огонь в плохую погоду. Пострадала и средняя артиллерия: осталось всего четыре 6-дюймовых орудия; но зато они наконец-то обрели броневую защиту. Корабль получил значительную перегрузку в ходе постройки, но даже при этом он рассматривался специалистами как более удачный, чем балтийские «тараны» «Александр II» и «Николай I».

Введенный в строй в 1892 году, «Двенадцать Апостолов», скромно прослужил свои девятнадцать лет, не участвовав ни в одном боевом походе. Единственная боевая операция в которой участвовал броненосец- безуспешная попытка усмирения восставшего броненосца «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 года вошедший в историю как «немой бой».

В апреле 1911 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в «Блокшив № 8».

С весны 1918 года находился на хранении в Севастопольском порту, в 1926 году разобран на металл. По некоторым сведениям корпус броненосца сохранялся до начала тридцатых годов.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический»

«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина. Улучшенной версией были броненосцы типа «Евстафий».

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством, осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Маджестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем- из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков". Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года- в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Броненосец «Евстафий»

«Евстафий» - русский линкор додредноутного типа (1911-1919). Во время Первой мировой войны- флагман Черноморского флота.

Строился в 1904-1911 годах в Николаеве по проекту полковника ККИ А. Э. Шотта. 23 ноября 1904 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 3 ноября 1906 года, вступил в строй 28 мая 1911 года. 11 августа 1911 года вместе с линейными кораблями «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Ростислав» образовал бригаду линкоров Чёрного моря.

5 ноября 1914 года, вблизи Ялты, группа линкоров Черноморского флота во главе с «Евстафием» (пять линкоров, три крейсера и минная бригада) неожиданно встретилась с германским линейным крейсером «Гебен» в сопровождении легкого крейсера «Бреслау». Огневой контакт продолжался менее 15-ти минут на дистанции от 7-ми до 5-ти км. «Евстафий» выпустил шестнадцать 305-мм снарядов, три из которых поразили «Гебен» и вызвали пожар на немецком крейсере. «Гебен» выпустил по «Евстафию» девятнадцать 280-мм снарядов, добившись четырёх попаданий (4 офицера и 29 матросов были убиты и 1 офицер и 24 матроса - ранены).

С марта 1918 года находился в Севастополе, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими силами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими войсками и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорваны машины и башни ГК и выведен из строя. В некоторых источниках указывается что в 1921 году «Евстафий» был переименован в «Революцию». В 1922 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков РККФ.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер I ранга «Аскольд»

«Аскольд» - бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Назван в честь Аскольда - легендарного киевского князя. Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

- Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика».
- Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства адмирал Колчак.
- В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств причастности экипажа так и не было найдено. После скорого суда и следствия четверо аскольдовцев - Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков - были приговорены к смертной казни. Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. После революции многие моряки обвиняли офицеров корабля в том что те устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Броненосец «Ростислав»

«Ростислав» - седьмой эскадренный броненосец Черноморского флота из числа восьми, строительство которых было запланировано 20-летней судостроительной программой 1881 г. Он был задуман как тип малого корабля с мощной артиллерией, обладающего небольшим водоизмещением, хорошей мореходностью и уменьшенной осадкой, что позволило бы ему действовать в прибрежных районах Чёрного моря. Часть проектно-конструкторских решений, включая теоретический чертёж корпуса, была заимствована у балтийского броненосца «Сисой Великий».

Зачисление корабля в списки с присвоением ему названия «Ростислав» состоялось 7 мая 1894 года, церемония официальной закладки - 6 мая 1895 года, спуск на воду - 20 августа следующего года. Строителем корабля был назначен М. К. Яковлев, а командиром - капитан 1-го ранга А. М. Спицкий. Корабль, фактически вступивший в строй, по табели комплектации насчитывал 15 флотских офицеров, священника и 11 специалистов, приравненных к правам офицеров, но не имевших военных чинов (пять инженер-механиков, два врача, четыре содержателя корабельного имущества) и 606 нижних чинов. Корабль состоял в 35-м флотском экипаже.

С 1 мая 1900 по 1 января 1903 года броненосцем командовал Великий Князь Александр Михайлович Романов.

В 1905 году броненосец участвовал в подавлении мятежа на Черноморском флоте, возглавив расстрел крейсера «Очаков» и подбив миноносец, на котором пытался скрыться лейтенант П. П. Шмидт.

10 октября 1907 года «Ростислав» был переклассифицирован в линейный корабль.

В мае 1909 года на подходах к Севастополю под форштевнем «Ростислава» погибла подводная лодка «Камбала». Виновником был признан вахтенный офицер лейтенант Аквилонов.

Участвовал в первой мировой войне (обстрелы побережья и блокадные действия у берегов Турции, прикрытие минно-заградительных действий разнородных сил флота, Эрзерумская операция 10 января - 16 февраля 1916 года и Трапезундская наступательная операция 5 февраля - 18 апреля 1916 года, оборона Констанцы в октябре 1916 года) и гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года). 8 января 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами, и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования подорван и частично выведен из строя. 24 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и 18 ноября 1919 года в качестве блокшива партии тралении зачислен в состав морских сил Юга России. В ноябре 1920 года по приказу белогвардейского командования затоплен в качестве брандера в районе мыса Еникале для заграждения Керченского пролива. В 1930 году Черноморской партией ЭПРОН произведен частичный подъем вооружения и механизмов.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «Флот в период Революции 1917г., Гражданской войны и иностранной интервенции. 1917-1922 гг.»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Эскадренный броненосец «Андрей Первозванный»

«Андрей Первозванный» - броненосец русского флота. 28 апреля 1905 года заложен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1906 года, вступил в строй в мае 1912 года.

Участвовал в Первой мировой войне, прикрывал набеговые действия лёгких сил флота. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление восстания на форте «Красная Горка» 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года во время атаки Кронштадта английскими торпедными катерами «Андрей Первозванный» получил попадание торпедой в носовую часть левого борта, выпущенной с катера под командованием Гордона Стила. После этого линкор был поставлен на восстановительный ремонт. В условиях послереволюционной разрухи он не был восстановлен. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

15 декабря 1923 года линкор был сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой- на мониторах Амурской флотилии.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер «Аврора»

«Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к штурму Зимнего дворца, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. Аврора является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Германский линейный корабль «Брауншвейг»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Модель бронепоезда №6 «Ленин»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

ЕРМАК
Бортовая надпись ледокола «Ермак». 1897 г.
Фонари бортового огня ледокола «Ермак».

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Зал «ВМФ СССР в межвоенный период. 1922-1941 гг.»

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Крейсер «Киров»

Киров - Советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году.

Заложен 22 октября 1935 года на завод им. Орджоникидзе в Ленинграде (заводской номер 269), спущен 30 ноября 1936 года, вступил в строй 23 сентября 1938 года. Участвовал в советско-финляндской войне. Участвовал в Великой Отечественной войне. 24 апреля 1942 года поврежден в результате бомбардировки. Вернулся в строй в начале 1943 года 27 февраля 1943 года награжден орденом Красного Знамени. Обстреливал немецко-фашистские позиции под Ленинградом в январе 1944 года, участвовал в Выборгской операции в июне 1944 года. 17 октября 1945 года подорвался на мине в точке с координатами 60°01'6" с.ш. и 29°18'8" в.д. на глубине 21 метр. Ремонт на КМОЛЗ продлился до 20 декабря 1946 года, когда корабль был вновь введен в строй и вошел в состав эскадры Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ).

В ноябре 1949-го крейсер прибыл в Ленинград и встал к стенке завода № 194 на капитальный ремонт и модернизацию, которые завершились в апреле 1953 года, после чего вошел в состав 4-го ВМФ, а с 11 июля 1955-го - в состав 8-го ВМФ. 2 января 1956 года оба флота вновь были объединены в один - КБФ. В январе 1956-го "Киров" вошел в состав 12-й дивизии крейсеров (создана приказом министра обороны от 4 января 1956 г). В июне он (командир капитан 1 ранга П.И.Сидоренко) вместе с крейсером "Свердлов" и четырьмя эсминцами участвовал в тактических учениях в Северном море и южной Балтике (за год прошел 7568 миль). 29 апреля 1958 года заслуженный корабль вывели из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой, но 6 сентября 1960-го он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав ЛенВМБ, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер. На нем проходили первую плавательную практику курсанты военно-морских училищ. 22 февраля 1974 года крейсер исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для разборки на металл.

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

20-мм противотанковая пушка на лыжах

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)

MG-34
Ручной пулемет «MG-34» образца 1934 г., на треноге (Германия, 1940 г.)

Центральный военно-морской музей г. Санкт-Петербург. Часть 3. (60 фото)



Ключевые теги: музеи, Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург



Другие новости по теме:

Просмотров: 2591   Автор: space 27-10-2016, 22:57    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
    Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
    Яндекс.Метрика