COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.
Царская Россия в первую мировую войну не организовала производство танков, хотя изобретение танка и принадлежало русским. Как указывалось ранее, проект первого в мире русского танка «Вездеход» был переслан царским правительством в Англию.

Английское правительство решило организовать производство танков. Первый опытный английский танк был построен только в феврале 1916 г. (рис. 21). По типу этого танка в 1916 г. выпускались танки марки I, которые в дальнейшем и поступили на вооружение английской армии.

Что же представлял собой первый английский танк?

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 21. Первый опытный английский танк, по образцу которого строились английские танки первой мировой войны (1916 г.)

По внешнему виду это была бронированная коробка ромбовидной формы с обведенными по ее контуру двумя металлическими гусеницами. Ромбовидная форма обвода гусениц облегчала преодоление танком препятствий, встречающихся на его пути (эскарпов, вертикальных стенок и т. д.). Танки имели на вооружении несколько пулеметов и две 57-мм пушки, размещенные в боковых полубашнях (спонсонах). Они имели слабую броню толщиной 5–10 мм, которая не предохраняла экипаж даже от бронебойных пуль. Управление танком требовало большой слаженности в работе членов экипажа и значительных физических усилий.

На танке было три коробки передач: одна главная (ею управлял механик-водитель) и две бортовые (ими управляли два помощника механика-водителя). Главная коробка передач служила для изменения скорости прямолинейного движения танка, бортовые — для поворота.

Плавный поворот танка по дуге большого радиуса (более 50 м) осуществлялся при помощи рулевых колес, как в русском «Вездеходе». Рулевые колеса поворачивались при помощи накручиваемых на барабан тросов. Так как рулевые колеса были прижаты к земле сильными пружинами, для поворота требовалось очень большое усилие. Тормозами танка управлял при помощи педалей командир танка.

Таким образом, танком управляли одновременно четыре человека: механик-водитель, два его помощника и командир танка.

Сильный шум внутри танка от работающего двигателя и стрельбы затруднял согласованное управление танком и утомлял членов экипажа.

Танк не вентилировался. Отработавшие газы, прорывавшиеся из двигателя, и пороховой дым вызывали частые обмороки и отравление даже у крепких людей, работавших в танках.

Корпус танка не был подрессорен. Поэтому, несмотря на малую скорость движения, людей трясло, бросало из стороны в сторону. Средства наблюдения были неудовлетворительны. Через открытые щели, служившие для наблюдения, в танк проникали брызги свинца от пуль при обстреле танка, вследствие чего до 80% ранений у танкистов были глазные. Внешней связи не было. Правда, экипажи брали с собой почтовых голубей. Но оглушенные и полузадохнувшиеся голуби были плохими связными: выпущенные на волю, они нередко тут же падали, не имея сил подняться в воздух. Скорость танков вне дорог составляла 1–3 км/час, т. е. была меньше скорости пешехода.

Таким образом, первые английские танки были далеко не совершенны даже по тому времени. Их технические недостатки обнаружились в первом же бою, в котором танкам пришлось принять участие 15 сентября 1916 г. во Франции на реке Сомме. Из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции пришли 32. Остальные застряли в грязи или остановились из-за поломок механизмов. Из 32 танков, вышедших в атаку, только 18 участвовали в бою: 5 застряли в болоте, у 9 испортились механизмы.

Однако, несмотря на малое количество танков, на их техническое несовершенство, труднопроходимую, изрытую воронками местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в бою на реке Сомме на 5 км по фронту и 5 км в глубину; при этом потери в живой силе были в 20 раз меньше обычных.

Несмотря на тактический успех, танки не оправдали возлагавшихся на них надежд: фронт не был прорван. Немцы позже писали, что если бы англичане имели на Сомме тысячу танков, они прорвали бы фронт, и признавались, что невиданная машина в то время наводила панический страх на немецкую армию.

Успех танков мог быть гораздо более серьезным, если бы для их применения была выбрана танкодоступная местность. Болота, дожди и грязь почти полностью исключали возможность применения танков на Сомме.

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка (марка I), англичане не отказались от этой неудачной конструкции. За весь период войны они внесли в конструкцию лишь отдельные улучшения. Так, в одном из боев у танка отбило снарядом рулевые колеса, но машина сохранила управляемость при помощи тормозов на полуосях дифференциала. Это натолкнуло конструкторов на мысль отказаться от рулевых колес; правда, в результате несколько ухудшилась проходимость танка через окопы вследствие уменьшения его длины, но зато упростилось управление.

Изменения, довольно незначительные, коснулись и других частей танка: на двигатель поставили глушитель, благодаря которому уменьшился шум и прекратилось выбрасывание пламени через выпускные трубы; увеличили толщину брони до 12 мм, а затем и до 15 мм; на танке марки V простой дифференциал заменили более совершенным механизмом — одноступенчатым планетарным механизмом поворота.

Была незначительно увеличена скорость танков: с 6 км/час танка марки I до 7,5 км/час танка марки V. Танки попрежнему предназначались только для сопровождения пехоты.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 22. Английский «скоростной» танк 1917 г. Уипетт («Борзая»)
вес — 14 т; вооружение — 3 пулемета; наибольшая скорость — 13,5 км/час;
бортовая броня — 14 мм; экипаж — 3 человека

В 1917 г. англичане построили «скоростной» танк Уипетт, что означает «Борзая» (рис. 22). Этот танк весил 14 т, был вооружен тремя пулеметами и развивал максимальную скорость 13,5 км/час. Толщина брони танка составляла 14 мм. Корпус имел новую форму. Задняя часть корпуса была сделана в виде многогранной неподвижной башни, в которой и располагалось вооружение (пулеметы). На танке были установлены два двигателя, каждый из которых приводил в движение одну из гусениц через свою коробку передач. Поворот танка осуществлялся либо путем изменения числа оборотов одного из двигателей, либо путем изменения передачи одной из коробок, или и тем и другим способом одновременно.

Несмотря на увеличение максимальной скорости, подвеска танка осталась жесткой (хотя к этому времени уже появились во Франции танки с мягкой подвеской). Поэтому скорость танка вне дорог была попрежнему исключительно низкой.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 23. Французский танк «Шнейдер» (1916 г.):
вес — 13,5 т; вооружение — одна 75-мм пушка и два пулемета; наибольшая скорость — 8 км/час;
бортовая броня — 11 мм; экипаж — 6 человек

Во Франции начали строить танки еще позже, чем в Англии. Первые два французских танка известны под названиями «Шнейдер» (рис. 23) и «Сен-Шамон» (рис. 24).

Французские танки были несколько лучше английских как по конструкции, так и по боевым показателям. Они имели более мощное пушечное вооружение и более толстую броню при той же примерно скорости, что и английские танки. Подвеска была рессорная, танком управлял один человек. По внешней форме французские танки также резко отличались от английских: не было внешнего обвода гусениц, вследствие чего ходовая часть французских танков была менее уязвима. Французские танки, как и английские, не имели вращающейся башни, их вооружение размещалось в корпусе.

Французские танки были впервые применены в боях только в 1917 г.

В 1916 г. французы, сравнивая свои и английские танки, пришли к выводу, что требуется танк еще одного типа — легкий. Такой танк имел бы ряд преимуществ по сравнению с уже существующими танками. Он должен был стать действительно тайком сопровождения пехоты, так как ни английские, ни французские тяжелые танки этому требованию полностью не удовлетворяли. Малогабаритный легкий танк мог без труда укрыться за складками местности. Для увеличения оперативной подвижности легкие танки можно было перебрасывать на грузовиках. Наконец, легче было наладить массовое производство таких танков. Предполагалось, что французская промышленность того времени сможет выпускать до 1000 легких танков в месяц, что позволило бы в кратчайший срок оснастить ими армию.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 24. Французский танк «Сед-Шамон» (1916 г.):
вес — 24 т; вооружение — одна 75-мм пушка и четыре пулемета; наибольшая скорость — 8 км/час;
бортовая броня — 11 мм; экипаж — 9 человек

Однако новый легкий танк «Рено» (рис. 25) поступил на вооружение французской армии лишь к концу войны, в 1918 г. Он весил 6,5 т при толщине брони 16 мм, имел скорость до 9 км/час и был вооружен одной 37-мм пушкой или одним пулеметом.

В танке «Рено» вооружение размещалось во вращающейся башне. Это увеличивало маневренность огня, что позволяло сократить количество единиц вооружения сравнительно с безбашенными танками.

Как и в русском «Вездеходе», а затем и в ромбовидных английских танках, передняя часть гусениц танка «Рено» была приподнята над грунтом для увеличения проходимости
через отвесные препятствия (эскарпы, вертикальные стенки, стенки окопов и т. д.). Гусеничный обвод к этому времени в основном приобрел свою современную форму.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 25. Легкий французский танк «Рено» (1918 г.):
вес — 6,5 т; вооружение — одна 37-мм пушка или один пулемет; наибольшая скорость — 9 км/час;
броня — 16 мм; экипаж: — 2 человека

Танк «Рено» имел рессорную подвеску, причем опорные катки были связаны между собой короткими рычагами (балансирами), благодаря чему уменьшались колебания корпуса танка при движении по неровностям. Балансирная подвеска позже широко применялась в танках. Лишь во вторую мировую войну она была вытеснена независимой подвеской, разработанной советскими танкостроителями, в которой опорные катки не связаны непосредственно друг с другом.

Для увеличения проходимости через препятствия танк «Рено» был несколько удлинен за счет «хвоста» — специальной металлической конструкции, прикрепленной к задней части корпуса танка. «Хвосты» применялись и позже на французских и других иностранных танках. Лишь при дальнейшем развитии танков от «хвостов» отказались окончательно.

Кроме легких танков «Рено», в 1917 г. французы начали строить тяжелые танки марки I-A весом 50 т, с броней 35 мм. Эти танки явились прототипом тяжелых французских танков марки 1С, 2С и 3С, о которых будет сказано ниже.

Еще до того, как английские танки появились на Сомме, немецкая разведка знала, что англичане строят какие-то новые военные машины. Однако назначение этих машин оставалось неясным.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 26. Немецкий танк (1918 г.):
вес — 33 т; вооружение — одна 57-мм пушка и шесть пулеметов; наибольшая скорость — 13 км/час;
броня — 15–30 мм; экипаж — 7 человек

В одном из первых танковых сражений, может быть даже на Сомме, танк марки I попал в руки немцев. Кроме того, позднее во Франции немцы захватывали много подбитых английских танков. Уже в ноябре 1916 г., т. е. вскоре после сражения на Сомме, немцы приступили к проектированию своего первого танка. В мае 1917 г. этот танк демонстрировался в Майнце в ставке верховного главнокомандующего. Немецким генералам танк не понравился. Они требовали создать более мощный танк, который превосходил бы танки англичан.

В 1918 г. немцами был построен новый танк (рис. 26). Это был тяжелый танк весом 33 т, имевший максимальную скорость 13 км/час, броню 15–30 мм и установленное в корпусе танка вооружение — пушку и шесть пулеметов.

Изобретение танка и его развитие. Часть 4. Танки первой мировой войны.

Рис. 27. Немецкий сверхтяжелый танк «Колоссаль». Построен в 1918 г. в двух экземплярах. В боях не участвовал:
вес — 150 т; вооружение — четыре 77-мм пушки и шесть пулеметов; наибольшая скорость — 8 км/час;
бортовая броня — 30 мм; экипаж — 7 человек


Танк был сплошь забронирован, были закрыты броней и гусеницы (немцы учли поражаемость открытых гусениц английских танков), однако бронирование ходовой части значительно ухудшило проходимость танка.

Одновременно с этим танком был построен другой тяжелый танк весом 44 т, полностью копирующий английские танки по внешним очертаниям, гусеничному обводу и расположению вооружения в корпусе.

Этот танк также не удовлетворял немецких генералов. Они предложили построить «сверхтанк». В 1918 г., к концу войны, был спроектирован и построен танк «Колоссаль» весом 150 т (рис. 27).

Несмотря на огромные размеры и вес, танк имел броню толщиной лишь 30 мм, легко пробиваемую снарядами полевой артиллерии. Вооружение танка составляли четыре 77-мм пушки и шесть пулеметов. По скорости он почти не отличался от тихоходных английских танков.

Немецкий «сверхтанк» 1918 г. при столь низких показателях не мог, конечно, иметь никакого тактического и тем более оперативного значения, а производство таких танков было не под силу истощенной четырехлетней войной германской промышленности. Было построено всего два танка «Колоссаль», но и те не успели принять участия в войне и в конце войны были взорваны самими немцами.

Заметим, что создавать сверхтяжелые танки пытались неоднократно и в других странах. Во Франции вскоре после первой мировой войны разрабатывался проект 600-тонного танка, в Италии проектировался танк-крепость весом 7000 т. Но техническая и тактическая бессмысленность подобных «танков» была настолько очевидной, что дальше проектов дело не шло.

Соединенные Штаты Америки начали строить танки лишь в 1917 г. на базе уже применявшихся в войне английских и французских танков. Американцы, используя лишь свой двигатель, строили совместно с англичанами танки марки V. Из Франции в США завезли и приняли к производству танк «Рено».

В 1918 г. фирмы Холт и Дженераль-Электрик выпустили опытный танк собственной конструкции; строил опытный танк и Форд.

В конструкции американских танков не было ничего оригинального: танк «Дженераль-Электрик» представлял собой забронированный гусеничный трактор, а в танке Форда обнаруживались все основные черты легкого французского танка «Рено». Как и впоследствии, во вторую мировую войну, американцы не сумели найти собственный путь в создании танков.

Антонов А.С., Артамонов Б.А., Коробков Б.М., Магидович Е.И.

Книга "Танк"
Военное Издательство
Министерства Обороны Союза ССР
Москва, 1954 год.

Ключевые теги: танк, изобретение танка, развитие танка, танки первой мировой войны



Другие новости по теме:

Просмотров: 882   Автор: space 10-11-2015, 12:48    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика