COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Лодки для охоты.
Лодки для охоты.

Фото Михаила Бирюкова

Так, например, в фундаментальном труде «Основы спортивной охоты» («Воениздат», 1957 г.), на котором выросло не одно поколение охотников, про лодки для охоты можно почерпнуть следующее:

«Лодка для охоты должна быть быстроходной, устойчивой, крепкой, не иметь течи и легко проходить через озерную растительность».

«Предпочтение должно отдаваться долбленому ботнику (тип лодок, которые выдалбливались из цельного ствола осины или дуба. – Прим. автора)».

«В охотничьих экспедициях рекомендуется пользоваться лодкой типа «косная» (тип парусно-гребных лодок, по преданию, построенных еще Степаном Разиным для быстрых набегов на прибрежные земли Дона и Волги. Эти лодки имели в средней части деревянный или матерчатый навес, защищавший пассажиров от дождя и солнца, помещение для кормщика в корме и рундуки для хранения провизии и багажа по бортам. – Прим. автора)».

И если первый пункт из этой подборки по-прежнему остается актуальным, то представить себе современного охотника в лодке-долбленке достаточно трудно. Но тогда, почти 60 лет назад, эта информация была востребована.

Средства передвижения по воде на охоте используются в двух случаях — охота с лодки на водоплавающую дичь и доставка охотников и их снаряжения к месту охоты, если проделать этот путь по суше невозможно.

Охота на водоплавающую дичь выдвигает к лодке ряд весьма специфичных требований. Она должна проходить по особо мелким местам, густо заросшим тростником и другой прибрежной растительностью. Классическим примером такой лодки может служить кулас – простейшая плоскодонная лодка с низкими бортами, предназначенная для движения под шестом или под веслами. Этот тип лодок изначально был широко распространен на юге Каспийского моря, но самодельные куласы можно встретить и на северо-западе России. На современном этапе появились куласы с транцевой кормой, позволяющей установить небольшой подвесной мотор; такие лодки имеют большой успех у рыболовов, но при этом значительно уступают по ходкости и маневренности в густых зарослях охотничьим куласам, которые имеют одинаковые острые нос и корму. Плоскодонный корпус охотничьего куласа имеет и еще одно преимущество – высокую остойчивость, которая позволяет управляться с лодкой стоя и даже стрелять из этого положения. На куласе можно осуществлять очень интересный вид охоты – на утку с подъезда. Для этого на корме лодки находится гребец с одним веслом или длинным шестом, с помощью которого и осуществляется движение судна, и сам охотник, который сидя или стоя руководит действиями гребца и стреляет. Современные куласы изготавливаются из стеклопластика, однако еще остались кустари, которые шьют их из фанеры и досок.

Лодки для охоты.

Фото Михаила Бирюкова

Еще одним популярным видом лодок, широко использующихся на охоте, являются картопы. Это небольшие, как правило, плоскодонные лодки, имеющие длину до 3,5 м и вес до 60 кг, приспособленные для транспортировки на верхнем багажнике легкового автомобиля. Преимущество таких лодок заключается в их мобильности, хорошей для такого размера остойчивости и возможности установки небольшого подвесного мотора мощностью до 3,5 л.с. Однако картопы имеют и свои недостатки. Тупые обводы корпуса не позволяют заплывать далеко в тростники, а из-за небольших размеров лодки нельзя взять с собой достаточное количество припасов и снаряжения. Кроме того, установка и спуск картопа с багажника автомобиля требуют участия двух человек. Все современные картопы изготовляются из стеклопластика.

Несмотря на преимущества при охоте на водоплавающую дичь непосредственно с воды, у этих типов лодок есть один, но весьма существенный недостаток — ограниченная дальность самостоятельного плавания, что позволяет использовать их только недалеко от базы или места, где разбит лагерь. Для решения этой проблемы широко применяются моторные лодки с подвесными лодочными моторами. На оборудованном таким двигателем судне есть возможность быстро доплыть до предполагаемого места охоты, которое зачастую может находиться на расстоянии нескольких десятков километров от базы. В то же время моторная лодка, оборудованная винтовым двигателем, лишена возможности преодолевать мелководье и сильно заросшие участки водоемов, так как в этом случае существует опасность повредить винт и систему охлаждения двигателя. Поэтому оптимальным решением на моторной лодке для охоты станет лишенный этих недостатков подвесной водометный двигатель, использование которого позволяет существенно увеличить район плавания. Практика показала, что на моторной лодке длиной 4,5 м с закрытой носовой частью с комфортом могут разместиться два охотника, а на судне длиной больше 5 м с открытым для прохода носом могут охотиться три стрелка и сопровождающий их егерь.

Лодки для охоты.

Фото Павла Прудникова

При использовании моторной лодки на охоте важным фактором успеха является ее маскировка. Как правило, охота на утку происходит с помощью чучел, которые рассаживают на воду перед островком тростника, в который и загоняется лодка. Если не обеспечить при этом должную маскировку лодки и самих охотников, то налет птицы к чучелам будет наблюдаться только со стороны естественного укрытия. Эти осторожные птицы весьма чутко реагируют не только на блестящие предметы, и любая подозрительная с их точки зрения деталь ландшафта может отрицательно сказаться на результативности всей охоты. Для обеспечения соответствующей маскировки на борта предназначенных для охоты моторных лодок с жестким корпусом в заводских условиях наносится камуфляжная раскраска, имитирующая цвет тростника или другой растительности в зависимости от региона, где предстоит эксплуатация этого судна. На металлические лодки камуфляж наносится с помощью слоя краски. Современные технологии, применяемые при строительстве судов из стеклопластика, позволяют наносить на них камуфляж с помощью опрессовывания непосредственно в корпус сетчатого материала с уже нанесенным на него рисунком. Это позволяет дольше сохранить насыщенность камуфлированного цвета корпуса и предохраняет сам рисунок от механических повреждений. Если на понравившейся модели моторной лодки отсутствует возможность нанесения камуфлированного рисунка или предложенная изготовителем расцветка не устраивает будущего владельца, то в этом случае на охоту берут маскировочную сеть, которой лодка накрывается сверху с напуском на борта.

Что касается использования в охотничьих целях надувных лодок, то вот что было написано о них в уже упоминавшейся книге «Основы спортивной охоты».

«Надувные лодки для охоты менее удобны, так как они слишком легки и парусят, в тростнике на них не проедешь, и, кроме того, всегда есть риск проколоть лодку, наехав на сучок или камень».

Действительно, такой риск был для надувных лодок из резиноткани, массовое производство которых было налажено в то время. Современные же надувные лодки производятся из ткани ПВХ. Это армированный материал, эксплуатационные характеристики которого ближе к пластику, чем к резине. Основное преимущество надувных лодок из ПВХ – это удобство транспортировки и хранения. К достоинствам таких лодок относится и то, что на многие моторно-гребные модели можно установить достаточно мощный подвесной двигатель, который позволяет развить лодке высокую скорость и быстро доставить охотников на значительное расстояние. Современные надувные лодки можно с успехом использовать в качестве судов для охоты на водоплавающую дичь, так как они имеют небольшую осадку, которая позволяет им преодолевать мелководные участки, а материал, из которого сделаны баллоны, практически невозможно повредить о тростник. В продаже имеются надувные лодки различных цветов, но для охотников больше всего подойдут темно-серый и матовый зеленый. Эти цвета позволяют лучше всего скрыть лодку в густых зарослях. Иногда можно встретить надувные лодки из камуфлированной ткани, но, несмотря на кажущееся преимущество, приобретать их не рекомендуется. Дело в том, что камуфляжная расцветка у этих лодок нанесена на ткань с помощью краски, которая в свою очередь является слоем защитной пленки. Поэтому при склеивании такой ткани соединение происходит не напрямую между тканью, а через дополнительный слой краски, что в свою очередь ведет к расслоению шва, через который со временем будет проходить воздух.

Хорошим способом маскировки для надувной лодки может стать ходовой тент, сшитый из камуфлированной влагонепроницаемой ткани. Такой тент надежно защищает находящихся в лодке людей от дождя и солнца, а оборудованная им лодка может стать альтернативой шалаша или палатки на воде, в которой можно с комфортом провести ночь. Во многих конструкциях тентов для надувных лодок предусмотрена возможность вести стрельбу, не снимая его полностью.

Выбор судна для доставки охотников и их снаряжения к месту охоты по воде целиком и полностью зависит от особенностей водоема. Где-то это возможно сделать с помощью скоростного прогулочного катера или надувных лодок, ну а если акватория плавания не позволяет использовать эти типы судов, то можно прибегнуть к помощи тихоходных водоизмещающих судов вроде рыболовецких баркасов, которые отличаются хорошей мореходностью и вместимостью. Но есть еще один тип судов, которые могут с успехом выполнять данную задачу. Это суда на воздушной подушке, сокращенно СВП. Их отличительной особенностью является то, что при движении вся масса судна поддерживается над поверхностью силой избыточного давления воздуха, нагнетаемого под днище в полость, которая и называется воздушной подушкой. В качестве движителя на таких судах используется воздушный винт, с помощью которого судно приходит в движение. Преимущество СВП состоит в том, что они являются амфибиями, то есть могут двигаться по любым ровным поверхностям, таким как вода, лед, грунт, а также совершать переходы с одной поверхности на другую, что позволяет использовать СВП не только в период открытой воды, но и зимой, когда водоемы покрыты льдом. Кроме судов, использующих принцип воздушной подушки, есть и другие серийно выпускающиеся суда, оборудованные воздушным винтом, который позволяет им проходить мелководные участки без риска повредить движитель. Однако все суда с воздушным винтом обладают одним существенным недостатком — высоким уровнем шума, образующимся при работе винта. По существующему в России законодательству, на право управления лодкой необходимо получить соответствующее удостоверение в ГИМС — государственной инспекции по маломерным судам.

Павел Прудников

Журнал "Охотничий двор" № 9 (сентябрь) 2010 г.

Ключевые теги: охота, лодки, лодка для охоты



Другие новости по теме:

Просмотров: 8191   Автор: space 22-08-2012, 18:13    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика