COMGUN
 









На лисиц. Часть 2.
На лисиц. Часть 2.

Весьма интересна охота на засидках, причем в каждом регионе имеются свои нюансы и знать их - задача охотника. Так, на юге УССР распространено подкарауливание у нор, выходов из старых каменоломен, да и в самих каменоломнях. При этом необходимо быть предельно внимательным: лисица нередко покидает укрытие резким броском, и если хоть немного расслабиться, то и ружья не успеешь поднять. Известны случаи, когда стендовые стрелки экстра-класса не успевали выстрелить по внезапно юркнувшему зверю. Некоторые лисицы, прежде чем покинуть нору, высовывают уши, прислушиваются, затем поднимают голову, осматриваются. В этот момент недопустимы какие-либо движения. Даже когда работает в норе собака, то лиса, прежде чем покинуть нору, нередко поступает так же. Если при этом человек стоит в открытую и не шевелится, то зверь после изучения неподвижного предмета опрометью кидается наутек. Если же охотник инстинктивно дернется, то зверь вновь уходит в нору. Заметив появление из норы ушей, можно осторожно приложить ружье к плечу и держать на прицеле нору, пока не появится голова. Однако последнее отнюдь не гарантировано: может последовать сразу бросок, но к нему стрелок будет уже готов.

Зимой, когда резко сокращается число укрытий, охотятся на засидках у зарослей тростника, даже в относительно небольших куртинах и перемычках между ними. При этом специальных засидок не строят, а просто становятся в самих зарослях поближе к краю. С наступлением сумерек можно успешно сидеть на тропах, которые лисицы набивают вдоль лесополос и водоемов, причем на фоне воды и выступившей соли силуэт зверя виден и в темную ночь.

Глаз настоящего охотника, как и глаз исследователя, должен замечать все, а человек - делать правильные выводы. Без этого успешной охоты вряд ли можно ожидать. Например, на зимовках водоплавающих в Ленкорани Дмитрий Калиниченко заметил, что о телеграфные провода часто разбиваются в сумерках утки. Кстати, и до него это многие видели, но выводов не сделали. Так вот он хотел было собирать разбившихся птиц, но не тут-то было. Каждый раз его опережали то шакал, то лиса. В то время за отстрел хищников, в связи с эпизоотией бешенства, платили премию в 100 руб. У наблюдательного и остроумного охотника созрел план необычной охоты: он нарезал увесистых палок и в лунную ночь устроился под столбом. Когда все успокоилось, он кинул палку в провода, которые загудели так, будто в них угодила утка. Не успела палка упасть, как над ней стояли сразу два шакала. Через полчаса он повторил свой маневр. Таким образом, меняя места, он за ночь добыл более десятка хищников.

Не следует пренебрегать охотой на свалках возле птицекомбинатов, куда все еще попадают цыплята, утки: лисицы аккуратно посещают такие места.

Непременное условие охоты на засидках - не обнаружить себя: лисицы прекрасно видят в сумерках и моментально реагируют на малейшее движение. Даже в полнолуние попасть в метнувшегося зверя охотнику средней квалификации - дело почти безнадежное. Однажды я протащил падаль около километра, привязал ее к колышку, вбитому посредине полянки, чтобы не утащили, если вздремну. Вырыв для ног ямку и постелив под себя рюкзак, я удобно устроился метрах в двадцати в большом кусту полыни. Ближе садиться не рекомендуется: зверь нередко обегает приваду, обнаруживает охотника и, невидимый, уходит. Прошло совсем немного времени, и послышался довольно ясный топот, судя по которому лисица бежала по потаску. Обнаружив пищу, она начала обходить ее по кругу. Я не спешил изготовить ружье, и зря: буквально через минуту в секторе обзора, в двух-трех метрах показалась заиндевевшая голова зверя. Его пытливые глаза буквально буравили меня... Через несколько секунд он уже мчался по поляне. Я вскочил, в неверном свете луны мчащаяся лиса показалась мне очень маленькой и далекой. В результате два выстрела с огромными упреждениями оказались чистейшими промахами. Расстояния, как показали промеры, были всего 20 и 25 м.

Кроме этого случая мне пришлось достаточно помазать ночью по лисицам, прежде чем стало ясно, как вести себя в засидке. Однажды на Каспийских зимовках я устроился, лежа в валке морской травы-зостеры, и наблюдал за безуспешной охотой лисицы за отдыхающими на отмелях утками и гусями. Потревоженные огромные стаи с большим шумом отлетали немного и вновь садились, а разгоряченный зверь вновь и вновь начинал скрадывать и преследовать их по совершенно гладкой поверхности. Когда лиса оказалась метрах в 30-ти напротив, я присел и поднял ружье, но она так лихо помчалась, виляя среди лужиц, что два выстрела скорее, напоминали салют. Вскоре я промазал еще двух, не поднимаясь, из положения лежа. Тогда я перешел в заранее отрытую и хорошо замаскированную засидку, расположенную метрах в 12 от берега. Примерно через час появилась лисица. Она деловито трусила вдоль берега, остановилась, что-то съела с хрустом и, не обнаружив меня, прошла метрах в десяти. Я пропустил ее и, когда до нее было метров 20-25, поднял ружье, спокойно прицелился и выстрелил. Теперь зверь не заметил моих движений и был взят чисто. В заранее подготовленной засидке неплохо установить ружье на подставках так, чтобы оставалось лишь нажать в нужный момент на спусковой крючок.

Стрелять в сумерках, и даже при полной луне, по наземным целям на темном фоне трудно, поэтому охотники Ленкорани привязывают на концы стволов белую тряпочку, которую лучше видно, чем стволы на фоне цели. Сначала вместо тряпочки я использовал полоску бинта с узелком вместо мушки, в дальнейшем брал 10 см узкого лейкопластыря, сворачивал большую половину в крепкую катышку и от обреза стволов за мушку наклеивал ее. Вторым отрезком (около 30 см) фиксировал мушку с противоположной стороны; остатками заклеивал полпланки, что позволяло более точно прицеливаться, ибо видны были ошибки по вертикали.

Более надежные результаты давал сделанный из карманного фонарика осветитель с лампочкой в 2,5-3,5 вольта и питанием в виде одной плоской батарейки. Однако такое приспособление было потом в большинстве регионов запрещено, хотя совсем недавно промышленностью выпущен исключительно мощный охотничий прожектор (ОП), который по своим характеристикам не шел ни в какое сравнение с упомянутым прототипом. На мой взгляд, чтобы не было промахов и подранков при охоте на лисиц, следует разрешить пользоваться источником света.

На юге Украины существует мобильный способ групповой охоты (2-5 человек) на лисиц среди виноградников, при котором все участники находятся в движении и всем интересно. Лисицы любят виноград и поедают его в больших количествах. После уборки урожая остается какое-то количество гроздей, которых лисицам более чем достаточно. Бесспорно, что в винограднике обитает много различной живности, и хищник не становится вегетарианцем, но о том, что он воздает должное винограду, говорит его кал, состоящий почти из одних косточек этих ягод.

Лисицы находятся в винограднике не только ночью, но и днем, поскольку он предоставляет в степи прекрасные защитные условия. Однако возле лимана с непролазными терниками часть лисиц тоже днюет в винограднике.

В настоящее время большая часть кустов на плантациях подвешивается на проволоке, натянутой между цементными столбами (шпалерный метод), так что можно ходить лишь вдоль рядов или поперек них по дорогам, рассекающим поле через каждые 100-200 м.

Самое неблагодарное занятие - ходить вдоль рядов, ибо в этом случае можно лишь издалека увидеть зверя. Лучше двигаться поперек рядов, параллельными дорогами, проложенными для удобства сбора урожая и обработки массива. Участники данной охоты образуют не котел, как на поле, а чуть вогнутую или даже прямую линию и идут, слегка подшумливая. Зверь уходит от вспугнувшего чаще по рядку и через самое короткое время появляется на следующей дороге, которую редко одолевает с ходу. Увидев знак вспугнувшего или мелькание рыжего пятна среди кустов лозы, следует спрятаться за столбик, изготовиться и не делать никаких резких движений, пока рыжая не окажется посреди дороги.

Нередко появление лисицы на дороге бывает неожиданным. Если ее не заметили, то она благополучно проскакивает дорогу. Если же заметили, то зверь четко улавливает и резко поворачивает назад. Да так, что и выстрелить не успеешь, а то и отсалютуешь по кустам. Иногда зверь затаивается, но обычно его хорошо видно в чистых междурядьях, и достаточно крикнуть или ударить палкой по проволоке, чтобы он пустился наутек.

Однажды на такой охоте мы были втроем. Зверь внезапно вышел от соседа слева и пробежал через дорогу впереди меня. Знаками я обратил внимание шедшего справа, который , кстати, был без ружья. Он заметил затаившуюся лисицу и вспугнул ее криками. Зверь бросился на этот раз против ветра и на полном галопе вернулся на мою дорогу.

Если охотятся только двое, то лучший и более опытный стрелок должен идти по дороге с подветренной стороны и чуть-чуть сзади.

Одежда охотника на лисиц должна соответствовать погоде, быть удобной, легкой и теплой. Для маскировки на снегу совершенно необходима белая верхняя одежда. При подходе, пожалуй, наиболее хорош комбинезон или брюки и куртка из плотной, непросвечивающей белой материи. Полы халата зачастую полощут на ветру, привлекают внимание зверя и полностью демаскируют охотника. В охоте на лисиц любая мелочь должна быть учтена, ибо именно она способна испортить все дело. Например, когда зверь близко, не мешает маскировать лицо белой варежкой или маской. Следует пришить к защитной одежде карман для бинокля и второй, поменьше, для нескольких запасных патронов, сделать все ремни и ремешки белыми.

В экипировку совершенно необходимо включить 8-12-кратный бинокль, потому что на поле успех сопутствует тому, кто первый обнаружит другого: вы лису или лиса - вас. При сложном рельефе или при наличии укрытий (трава, бугорки, грубая пашня, валки снегозадержания) необходимо, пройдя 100-200 м, остановиться и тщательно осмотреть окрестности с помощью бинокля. В общем, следует придерживаться правила: в перспективных местах больше смотреть и меньше ходить.

Наличие бинокля позволяет сократить отклонения на проверки подозрительных пятен, которые кажутся спящими лисами, и, наоборот, явное пятно оказывается зверем, и охота... испорчена.

Важность бинокля переоценить трудно, но, чтобы он не выходил из строя и не был на охоте бесполезным грузом, следует сделать надежное защитное приспособление на окуляры. Ничего лучшего пока не придумано вместо кожаной крышечки, которой комплектовались прежде все бинокли. Сейчас, к сожалению, их заменили полиэтиленовыми эрзацами, которые хуже выполняют защитные функции. Поэтому рекомендуемую крышечку надо сделать самому из обрезка старого ремня, кусочков тонкой кожи с помощью клея, шила и ниток. Основное требование к изделию - крышечка должна плотно надеваться на окуляры при рабочем разведении тубусов бинокля. При использовании бинокля крышечка сдвигается вверх по нашейному ремешку; при транспортировке, наоборот, сдвигается вниз и надевается на окуляры.

Для того чтобы крышечка не срывалась с окуляров при ношении бинокля на груди, ее следует надевать на внешнюю сторону петли, с помощью которой нашейный ремешок соединяется с биноклем (см. рис.).

На лисиц. Часть 2.

Рис.
1. - крышка кожаная, 2. - бинокль, 3. - внешняя часть нашейного ремешка.

Если возникнет необходимость подползать по-пластунски, то бинокль лучше спрятать в сумку. Кроме того, бинокль можно носить на охоте и в фабричном чехле, маскированным белым, но при этом доставать его часто не совсем удобно, хотя многие выдающиеся охотники в прошлом носили бинокли в фабричных чехлах.

На зверовой охоте в большинстве случаев предпочтительнее кучный бой ружья; пожалуй, лишь возле норы и в густых зарослях желательна широкая осыпь. Учитывая, что на этой охоте стрелять приходится мало и следует дорожить каждой возможностью, то несомненно больше шансов дает 5-за-рядный полуавтомат, чем двустволка. Иногда зверя добывают не только 3-м, но даже 5-м выстрелом.

Большое значение для безотказной работы оружия имеют высококачественные патроны. Наилучшими отечественными гильзами для автоматического оружия в настоящее время являются полиэтиленовые. Они не размокают, выдерживают до 5-10 выстрелов и входят в ствол скользя, как по маслу, но и здесь есть своя ложка дегтя. У этих гильз недостаточно надежное соединение полиэтиленовой трубки с металлической шляпкой. Нередко на третьем, а то и на втором выстреле шляпка слетает и задержка гарантирована.

В мороз полиэтилен грубеет, лопается во время выстрелов и, даже случается, целиком вместе с дробью вылетает через ствол. В таком случае задержка неизбежна, поскольку одну шляпку затвор не выбрасывает. Таким образом, заводам-изготовителям необходимо обратить внимание на укрепление составных частей полиэтиленовых гильз, а охотникам - учитывать данное обстоятельство.

По размеру лисицы значительно отличаются в различных регионах. Так, южно-украинская лисица чуть ли не вдвое меньше среднерусской. В связи с этим, по-видимому, и дробь для отстрела следует применять разную. Кроме того, размер дроби зависит и от расстояния, на котором рассчитывают добывать зверя. Возле норы или в зарослях может вполне подойти и третий номер, а на открытых местах лучше № 1-000. Мой первый наставник (В. М. Фокин) охотился зимой, преимущественно на поле с подхода, и применял дробь № 000.

Варьировать номерами дроби приходится для получения необходимой кучности. По Л. П. Сабанееву и современным расчетам, для чока с сужением 1 мм согласованной является дробь № 0. Опыты показали справедливость данного положения. Добиться еще большей кучности можно с помощью полиэтиленовых пыжей (прокладок) и стаканчиков, а также путем укладки дроби рядами.

В настоящее время для МЦ21-12 мной применяется патрон следующего снаряжения: в толстую полиэтиленовую гильзу засыпается навеска пороха "Барс" 2,1-2,2 г (подбирается опытным путем) так, чтобы при температуре -20 С была хорошая кучность и резкость. Данный порох занимает в гильзе меньше места, чем "Сокол", что позволяет манипулировать пыжами, контейнерами, укучнителями и снарядом дроби. На порох помещаю отечественную полиэтиленовую прокладку, предварительно запаяв дырочку в ее центре раскаленным гвоздем. Затем досылаю войлочный пыж и контейнер (без амортизатора), в который помещаю 35 г дроби и пересыпаю ее крахмалом. Необходимо помнить, что "Барс" требует нагрузок и хорошей обтюрации пыжей.

Рассыпной патрон для охоты у норы или в зарослях состоит из максимальной навески пороха "Сокол", указанной в инструкции, или даже на 0,1-0,2 г больше, в зависимости от используемого ружья. На порох досылаю полиэтиленовую прокладку с дырочкой в центре, два войлочных пыжа, картонную прокладку, затем слой или два дроби № 000 и остальное - дробь № 3. Общий вес дробового снаряда не должен превышать 28-30 г. Выстрел получается мягкий и вместе с тем резкий, с довольно широкой осыпью. С расстояния 15-25 м оба номера дроби проходят туловище насквозь и задерживаются под кожей с противоположной стороны. Имеются и другие варианты получения широкой осыпи крупной дроби из чока, но мне думается, что и этого вполне достаточно.

Оба патрона идут под обычную закрутку. На картонном пыже обязательна маркировка, обозначающая сорт и навеску пороха, номер дроби, год, поскольку патроны чаще всего не расходуются за сезон. Маркировка выглядит примерно так: ОБК/2,1-87 , что означает дробь № 0, порох "Барс", крахмал, навеска 2,1 г, год 1987.

Необходимо взять за правило для всех серьезных охот использовать только новую гильзу: больше шансов, что не произойдет разъединения трубки и шляпки. При хранении в старых гильзах порох разлагается во много раз быстрее, чем в новых.

При снятии шкурок охотник обязан пользоваться резиновыми перчатками, а после - тщательно вымыть руки в перчатках и без них, густо намыливая их в каждом случае по нескольку раз: щелочь довольно быстро инактивирует вирус бешенства. При укусе и ослюнении, что случается на охоте, необходимо это место промыть мыльным раствором или вымыть тщательно с мылом, прижечь крепкой настойкой йода и срочно обратиться к хирургу или травматологу.

Покусы чаще случаются при отлове лисиц, а также когда контуженная выстрелом лисица оживает за спиной на ремне. Случается, подвешенная для снятия шкуры лиса вдруг впивается в незадачливого охотника. Мало того что это чрезвычайно болезненно, к тому же не так просто разжать зубы. Можно привести множество примеров, когда лисица не только кусала, но и благополучно убегала с ремнем или шарфиком на шее, на котором ее несли километры.

Не следует забывать, что реакция у лисицы значительно выше, чем у человека, и обыграть ее можно лишь в том случае, если предварительно дать ей что-либо в зубы (стволы, палку, тряпку) и отвлечь внимание. Мы однажды пренебрегли этим правилом при отлове лисицы для нужд секции кровного собаководства и жестоко поплатились: никто даже не успел заметить, как зверь схватил мою левую руку и, захватывая все глубже и глубже, в самое короткое время сумел буквально изжевать ладонь и пальцы, прежде чем сумели разжать зубы.

Носить на себе убитую лисицу нецелесообразно. Убедившись, что она мертва, следует снять шкурку, оставив для дома лишь ту часть работы, которая занимает много времени, а именно обработку пальцев. Для этого нужно отрезать по суставам конечности как можно короче и остудив шкурку, поместить ее в полиэтиленовый пакет, чтобы кровососущие эктопаразиты не перебрались на вас. Дома в пакет вводятся инсектициды и после гибели паразитов проводится дальнейшая обработка шкурки. Лично я провожу все операции в перчатках. Разумные меры предосторожности необходимы на всякой зверовой охоте, поэтому они не должны охладить тех, кто желает помериться силами с красным зверем. Ни пуха ни пера!

В. Греков
охотник, кандидат биологических наук

Журнал "Охота и охотничье хозяйство", № 02, 1989 г.


Ключевые теги: охота, лисица, охота на лисицу



Другие новости по теме:

Просмотров: 3 062   Автор: space 7-11-2012, 23:12    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей