COMGUN
 









Руководство по стрельбе из охотничьего ружья. Часть 5.
Стрельба по неподвижной цели

Закончив курс начального обучения и усвоив все приемы подготовки к выстрелу, можно переходить к практическому обучению стрельбе.

Стрельба дробью из охотничьего ружья производится по неподвижным и движущимся целям.

Первые выстрелы из ружья начинающий обучаться должен делать только по неподвижным мишеням, потому что, во-первых, при этом он будет чувствовать себя менее стесненным, во-вторых, сразу же увидит результат выстрела и, в-третьих, легче всего освоится с ощущениями отдачи и в более спокойной обстановке сумеет проверить выполнение всех приемов подготовки к выстрелу.

Стрельбой по неподвижной цели достигаются: выработка правильных приемов стрельбы, целесообразность движений при выполнении этих приемов, выработка быстроты реакции на внешние впечатления при стрельбе, а также глазомера.

Чтобы точно попасть в мишень, нужно уметь правильно определить глазом расстояние до цели и, руководствуясь этим, верно ее выцелить. Охотничьи ружья в большинстве своем построены так, что центр осыпи дроби на расстоянии 35-36 м располагается к середине мишени. Поэтому, чтобы поразить цель, находящуюся от стрелка на расстоянии большем 36 м, необходимо целиться уже не в середину мишени, а несколько выше, так как дробь летит в воздухе на всем пространстве не по прямой линии, а понижается с увеличением расстояния, и, следовательно, центральные дробины на дальних дистанциях лягут не в центр мишени, а гораздо ниже. На середину мишени придется лишь верхний край дробового снопа, дробины которого ложатся более редко и имеют меньшую резкость.

При некоторой тренировке охотник сравнительно легко сможет овладеть умением довольно точно определять расстояние на глаз.

Правильность глазомера играет очень большую роль при стрельбе по движущимся целям, где точное определение расстояния очень важно, так как при этом нужно не только верно определить расстояние от цели до стрелка, но и скорость ее передвижения; сопоставление этих двух величин со скоростью полета дроби даст расчет упреждения для производства точного выстрела.

Есть одна разновидность, являющаяся как бы переходной между стрельбой по неподвижной и движущейся целям. Это касается случаев, когда сам стрелок передвигается на каком-либо транспорте, а цель стоит на месте; чтобы сделать меткий выстрел при таких условиях, стреляющему необходимо учесть скорость передвижения транспорта и метиться несколько позади цели, если она находится впереди стреляющего, или же направить выстрел еще более назад, если ее приходится объезжать быстро.

При некоторой, даже небольшой, практике охотник может легко научиться метко поражать цель. Этому способствует неподвижное положение ее, и стреляющему не приходится делать особо сложный расчет для поправок при выцеливании.

Если стреляющий передвигается пешком, стрельба производится так: он останавливается, принимает соответствующее положение "на изготовку" и стреляет.

УРОКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ ПО НЕПОДВИЖНОЙ ЦЕЛИ

Каждый начинающий может научиться стрелять из ружья самостоятельно, но при этом ему пришлось бы затратить много времени и средств. В то же время самоучка из-за невозможности контролировать самому свои действия очень легко приобретает дурные привычки, от которых потом трудно избавиться.

Лучше всего при начальном обучении прибегнуть к помощи тренера или опытного спортсмена-охотника.
Под их руководством и наблюдением начинающий легче и скорее овладеет правильной техникой стрельбы, легче и полнее выявит свои возможности.

Обучение надо начинать с практического освоения всех приемов подготовки к выстрелу, т.е. стойки, прикладки, прицеливания и т.д. Приемы можно выполнять в домашних (классных) условиях и обязательно с незаряженным ружьем. Тренер все время следит за работой ученика, добиваясь точного, четкого и единообразного выполнения каждого приема. Только при этом условии вырабатываются сноровка и привычка правильно, свободно и быстро производить эти приемы, что очень важно для достижения успеха в
стрельбе.

На первом уроке ведется стрельба в цель одним патроном.

Стрельбу в целях предотвращения несчастных случаев нужно проводить на местности, удаленной от проезжих и пешеходных дорог. Надо не забывать, что хотя для учебных целей употребляется обычно мелкая дробь, но и она летит далеко и может причинить ранения людям или животным.

Лучше всего для этой цели использовать специальные охотничьи пристрелочные стрельбища - стенды.

Такие стенды легко построить самим.

Мишенью может служить лист бумаги или картона размером 1*1 м или специальные пристрелочные листы (стандартные мишени). Стреляя по такой большой мишени, ученик легко увидит свои ошибки в прицеливании и в снаряжении патрона, а также проверит качество боя ружья.

Мишень навешивается на деревянный щит из досок толщиной 2,5-3 см. Стрелять надо с дистанции 35- 36 м от щита.

Патроны для стрельбы снаряжаются заблаговременно самим обучающимся под руководством и наблюдением тренера с соблюдением необходимых правил. Дробь берется мелкая - № 6 или 7, диаметром 2,75 и 2,50 мм. Заряды употребляются нормальные, которые найдены были в результате пристрелки ружья как наилучшие. Применять заряды, увеличенные или, наоборот, уменьшенные не рекомендуется: увеличенные заряды могут причинить начинающему, еще не привыкшему как следует управляться с ружьем, ушибы плеча, руки или скулы из-за чрезмерно большой отдачи, а уменьшенные не дадут нормального ощущения выстрела и надлежащего эффекта. Необходимо, чтобы с первых же шагов обучающийся привык к ощущениям отдачи и научился легко справляться с этим неизбежным явлением.

Стрелок, выходя на позицию, принимает правильное положение "на изготовку", заряжает ружье, вкладывает его в плечо, прицеливается в середину мишени и стреляет. Первые выстрелы производятся без учета времени, затрачиваемого учеником на выстрел. Тренер в это время следит за правильным выполнением учеником всех приемов и тут же вносит необходимые поправки. Стреляют только одним патроном.

После каждого выстрела ученик осматривает мишень. Стрельба продолжается до тех пор, пока ученик не научится свободно и четко выполнять все приемы и метко попадать в мишень. Но особенно перегружать первый день не следует и, если у ученика замечаются признаки утомления, лучше стрельбу перенести.

На втором уроке продолжается стрельба одним патроном по неподвижной мишени. Выстрел производится учеником только по команде тренера и с учетом затрачиваемого времени.

Выходя на позицию, ученик подготовляется к выстрелу, прицеливается и, не отнимая щеки от приклада, говорит: "Дай!" Тренер тотчас подает команду словом "огонь", и ученик немедленно нажимает на спусковой крючок.

Помимо наблюдения за правильным выполнением всех приемов, тренер отмечает время, затраченное учеником на производство выстрела после команды "Огонь!". Хорошо это время отмечать по секундомеру.

Урок длится до тех пор, пока ученик не будет производить выстрел с максимальной быстротой и точно по цели, которую он поражает центром дробовой осыпи снаряда.

Особое внимание обращается на то, чтобы нажим на спусковой крючок производился серединой концевой (ногтевой) фаланги указательного пальца плавно, без дерганья. При малейшей забывчивости ученика тренер тотчас делает ему замечание.

Дерганье за спусковой крючок происходит от того, что, во-первых, спуски сделаны тугими и требуют значительно больших усилий, чтобы стянуть их, а во-вторых, стрелок, слабо держась рукой за шейку ложи, во время нажима на спуск пальцем одновременно скользит всей рукой назад, так что получается не нажим, а резкий рывок.

Дерганье за спуск обычно влечет к промаху или к неточному попаданию.

На третьем уроке стрельба производится по неизвестным ученику мишеням.

На стрельбище устанавливаются два-три щита с навешенными на них мишенями под номерами 1, 2 и 3.

Расстояние между щитами не менее 3-4 м.

Когда ученик, выйдя на позицию, подготовится к выстрелу и скомандует: "Дай!" - тренер, вместо обычной команды "Огонь!", называет номер мишени. Услышав номер мишени, ученик быстро направляет на нее ружье и производит выстрел. Стрельба продолжается до тех пор, пока ученик не научится своевременно и точно поражать называемую тренером мишень. Занятия не ограничиваются одним днем, а продолжаются, пока не будут достигнуты хорошие показатели.

На четвертом уроке стрельба производится уже двумя патронами последовательно из правого и левого стволов (или наоборот) по двум мишеням порознь. Для этого на расстоянии 3-4 м друг от друга устанавливаются два щита с навешенными на них мишенями. Мишени могут навешиваться не на одной высоте, а, например, первая в самом низу одного щита, а вторая - на самом верху второго, и наоборот.

Дистанция для стрельбы 25-30 м. Первые несколько выстрелов ученик делает без команды тренера и без учета времени. Выстрелы производятся последовательно сначала из правого ствола по одной мишени, а затем из левого по другой. Обе мишени должны поражаться обязательно метко и по возможности центром осыпи.

Тренер наблюдает за тем, чтобы ученик не закладывал двух пальцев на спусковые крючки, а действовал одним указательным, нажимая передний спуск обязательно серединой концевой фаланги, а также за тем, чтобы оба выстрела следовали с возможно меньшим промежутком времени один после другого. Рука при переводе указательного пальца с переднего спуска на задний должна при этом только слегка скользить назад
по шейке ложи, а не перехватывать ее судорожно, так как это ведет к неточному выстрелу.

Стрельбу ученик продолжает до тех пор, пока не научится производить оба выстрела своевременно, последовательно и точно.

Затем переходят на стрельбу по команде тренера "Огонь!" Ученик, подготовившись к выстрелу, говорит: "Дай!", а тренер подает команду "Огонь!" Ученик тотчас производит последовательно два выстрела порознь в одну и другую мишени.

Урок длится до тех пор, пока выстрелы не будут производиться быстро, с минимальным промежутком один от другого и точно по мишеням.

На пятом уроке продолжается стрельба по двум мишеням двумя последовательными выстрелами по команде тренера. На стрельбище устанавливаются четыре щита с навешенными мишенями под номерами 1, 2, 3, 4.

Расстояние между щитами 2-5 м.

После того как ученик подготовится к выстрелу и скажет "Дай!", тренер подает команду: "Первая-третья!" или "Вторая-четвертая!" Получив такую команду, ученик в первом случае производит последовательно выстрелы сначала в первую, а затем в третью мишень, а во втором случае - сначала во вторую, а затем в четвертую мишень, т.е. в такой последовательности, в какой была подана тренером команда.

Тренер, подавая команду, может варьировать сочетание номеров мишеней по своему усмотрению, а ученик
должен своевременно и точно поражать названные мишени. Стрельба продолжается до полного ее освоения.

* * *

С приобретением стрелком умения хорошо поражать неподвижные мишени первый этап обучения стрельбе дробью из охотничьего ружья можно считать законченным. После такой подготовки переход к стрельбе на охоте по неподвижным живым целям уже не представляет начинающему охотнику особых затруднений.

А.И. Рыбин
Книга "Руководство по стрельбе из охотничьего ружья", 1982 г.


Ключевые теги: оружие, ружье, стрельба, неподвижная цель



Другие новости по теме:

Просмотров: 5 196   Автор: space 20-03-2013, 16:05    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей