COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (6)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Руководство по стрельбе из охотничьего ружья. Часть 6. Стрельба по движущейся цели.
СПОСОБЫ СТРЕЛЬБЫ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ ЦЕЛИ

Обучением стрельбе из охотничьего ружья по движущейся цели начинается следующий этап.

Стреляют по движущимся целям несколькими способами, из которых наиболее распространенными будут: "на вскидку", "с поводком" и "броском". Все другие способы являются лишь их разновидностями.

На охоте применяются все три указанных выше способа в чистом или смешанном виде, в зависимости от обстоятельств. Нет охотника, который бы пользовался всегда только каким-либо одним способом стрельбы, так же как нет охотника, который бы в равной мере хорошо владел всеми тремя. Зависит это от особенностей его организма, которые предопределяют возможность хорошо овладеть только одним каким-либо способом, исполнение которого удается охотнику без особых затруднений.

Вот почему важно (это сократило бы намного расходование средств, времени и сил на обучение), чтобы каждый обучающийся стрельбе предварительно подвергался соответствующему обследованию, на основании которого тренер мог бы составить правильную программу занятий и разработать необходимую методику обучения для каждой группы охотников.

Стрельба "на вскидку"

При стрельбе способом "на вскидку" спортсмен стреляет не по движущейся перед ним цели, а в ту точку впереди нее, где, по его расчету, цель встретится с летящим снарядом дроби. Со стороны создается впечатление, что стрелок, не целясь, вскинул ружье в плечо, выстрелил и поразил цель. На самом деле при этом совершается сложный процесс, происходящий в мозгу стрелка и протекающий в такой последовательности:

Сначала стрелок обнаруживает ноль. Зрительное впечатление ее, отражаясь на сетчатой оболочке глаза, передается через нервную систему в мозг, где мгновенно определяются: положение цели, расстояние, на котором она удалена от стрелка, скорость и направление ее движения, степень возможного влияния на цель окружающих посторонних причин и необходимость преодоления их; устанавливается также величина поправки (упреждения) при выстреле. Только после этого принимается решение, которое и приводится потом в исполнение через двигательную нервную систему и работу мускулов: стрелок принимает положение "на изготовку", вкладывает ружье в плечо, прицеливается, делает одновременно с движением корпуса соответствующий плавный размах ружьем в направлении перемещения цели и, когда стволы совпадут с ранее намеченной точкой впереди цели, не приостанавливая движения стволами, нажимает на спуск. Впоследствии в силу приобретенной привычки все перечисленные действия будут совершаться, стрелком мгновенно, автоматически, неуловимо для постороннего глаза.

Как уже говорилось, положение ружья для подготовки к производству выстрела принимается двумя способами. При первом способе стрелок заблаговременно вставляет приклад в плечо, изготавливается для стрельбы и ожидает появления цели, при втором - стрелок держит ружье с опущенным ниже подмышки прикладом и при появлении цели вскидывает его в плечо.

Многие охотники способ стрельбы определяют только по манере держать ружье до производства выстрела. Например: если стреляющий держит ружье до выстрела первым способом, это принято называть стрельбой "от плеча", а если вторым, то этот прием принято называть стрельбой "на вскидку". Такое определение, безусловно, не верно. И в том и в другом случае применяется один и тот же способ стрельбы без предварительного выцеливания, т.е. способ "на вскидку", но при выполнении двух совершенно различных по характеру приемов держания ружья до производства выстрела.

Способом "на вскидку" в большинстве случаев пользуются при стрельбе на стенде по тарелочкам.

Стрельба "с поводком"

Прямой противоположностью стрельбе "на вскидку" является стрельба "с поводком". Этот способ наиболее распространен среди охотников.

Техника стрельбы "с поводком" заключается в следующем:

Обнаружив цель, определив скорость ее движения и расстояние, на котором она находится от него, стрелок, быстро приняв положение "на изготовку" и вскинув в плечо ружье, прицеливается и, передвигая стволы по ходу движения цели с такой же скоростью, нажимает на спусковой крючок.

Если расстояние стрелка от цели не более 36м, а скорость передвижения ее не более 10-12м в секунду, брать упреждение при выстреле не нужно: дробовой снаряд еще сохраняет большую скорость полета, а движение стволами во время выстрела в силу инерции сообщает снаряду определенное боковое смещение и за короткое время, которое потребуется дроби, чтобы преодолеть это расстояние, цель не успеет выйти из площади осыпи дробового снаряда и, следовательно, будет поражена.

При большей удаленности цели от стрелка и при большей скорости ее передвижения брать упреждение необходимо. При этом стрелок, установив размер упреждения, сразу же переводит стволы впереди цели на нужное расстояние и, не приостанавливая движения стволами впереди цели, нажимает на спуск.

Трудность заключается главным образом в умении быстро и правильно определить величину упреждения. Однако этому можно научиться, практикуясь измерять глазомером расстояние до цели и скорость ее перемещения. Это не трудно потому, что стрелку не приходится отмеривать в воздухе упреждение, измеряемое метрами, так как при определении величины его он будет иметь дело не с фактическим перемещением цели в воздухе, а лишь с проектируемым передвижением ее в плоскости мушки ружья, т.е. с так называемой оптической проекцией действительного передвижения цели. Величина оптической проекции упреждения будет при этом во столько раз меньше действительного упреждения, во сколько раз длина стволов будет меньше расстояния (дистанции), на котором находится цель от стрелка.

Упреждение определяется так: например, цель передвигается со скоростью 20м в секунду и находится от стрелка в 40м. Для прохождения этого расстояния снаряду дроби потребуется при средней скорости его полета примерно 300м в секунду 40/300=0,13 сек. А за это время цель уже передвинется от места, где она пыла впервые, зафиксирована глазом, на 2,6 м (20*0,13= 2,6 м) и, следовательно, не будет захвачена снарядом дроби, имеющим разлет 1,4-1,5 м. Поэтому при выстреле необходимо вынести стволы впереди цели (взять упреждение) на расстояние 2,6 м, которое будет проектироваться в плоскости мушки ружья меньше действительного расстояния во столько раз, во сколько длина стволов будет меньше расстояния, на котором цель находится от стрелка. Если, например, длина стволов равна 0,75 м, то величина упреждения будет 0,05 м (2,6 : 40/0,75=0,05 м), т.е. около 5 см.

Отмерить глазом такое расстояние не составит для стрелка никакой трудности; но, сделав вынос стволов впереди цели, надо сохранить его на все время движения стволами, вплоть до момента выстрела.

Таким образом, чтобы убить летящую вбок утку, находящуюся в 40 м, нужно целиться в клюв. При этом надо помнить, что нельзя слишком медлить с нажатием на спуск, так как цель все время удаляется и взятого упреждения может оказаться недостаточно.

При надлежащей практике можно научиться стрелять с максимальной быстротой и правильно определять соответствующее упреждение по цели, перемещающейся с любой скоростью и в любом направлении.

Способ стрельбы "с поводком" применяется главным образом на круглом стенде.

Стрельба "броском"

Способ стрельбы "броском", или "рывком", как его иногда называют, состоит в следующем:

Стрелок, обнаружив цель, целится в нее, ведет некоторое время ружьем по пути ее передвижения, держа ее все время на мушке, а затем быстрым движением - "броском" (рывком) - переводит стволы впереди цели на расстояние рассчитанного им упреждения и сразу же нажимает на спусковой крючок, невольно приостанавливая при этом движение ружьем.

При достаточной практике некоторые охотники-спортсмены пользуются этим способом очень успешно. Однако широкого распространения он не имеет, хотя на охоте иногда приходится прибегать к нему, например в чаще, на очень узком пространстве, когда цель появляется перед охотником внезапно и быстро скрывается.

При внимательном рассмотрении способ стрельбы "броском" представляет собой как бы смесь из двух предыдущих способов: при применении его делается и "поводок" ружьем и рассчитанная вскидка. Недостаток способа заключается в остановке движения ружья в момент производства выстрела, в результате чего стрельба фактически происходит при неподвижном положении ружья. Это обязывает стрелка брать очень большое упреждение, что затрудняет стрельбу по движущимся целям.

Например, цель находится в 36 м от стрелка и движется со скоростью 20 м в секунду. Средняя скорость полета дроби равна 300 м в секунду. Следовательно, чтобы попасть в цель, нужно выстрелить впереди нее на 2,4 м (36 : 300 = 0.12 сек.; 20 * 0,12 = 2,4 м), т.е. за время, когда цель будет настигнута дробью, первая передвинется на 2,4 м; с момента, когда стрелок обнаружил цель, до момента выстрела проходит в среднем 0,11 сек. (0,07 сек. тратится на осознание цели в мозгу и работу нервно-мышечного аппарата и 0,04 сек.- на работу механизмов ружья с момента нажатия на спусковой крючок до вылета дроби из дула). За это время цель передвинется на 2.2 м (20 * 0,11 = 2,2 м). Таким образом, фактическое удаление цели от той точки, где она была впервые зафиксирована глазом, составит уже 4,6 м (2,4 + 2,2 = 4,6 м). Следовательно, чтобы поразить цель, нужно выстрелить перед ней в 4,6 м. Отмерить в воздухе такое расстояние не легко и поручиться за успех выстрела нельзя.

Таким образом, при стрельбе "броском" промахи происходят чаще, чем при пользовании двумя предыдущими способами.

О ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ ЦЕЛИ

В стрельбе по движущейся цели охотнику приходится стрелять в различных направлениях. Цель может двигаться от него или на него, вправо или влево от него, в поперечном направлении справа налево или слева направо, выше плеч стрелка - на подъеме или лететь вверху и садиться.

Основное, что должен делать охотник, чтобы получить меткий выстрел,- это производить нажимание на спусковой крючок только во время движения стволами, причем оно должно совершаться обязательно соразмерно со скоростью движения цели и даже несколько быстрее - опережая ее; при этом должно быть взято нужное упреждение.

О том, как определить величину упреждения для целей, движущихся в поперечном или боковом направлении, было сказано выше. При стрельбе во всех других направлениях, приведенных выше, определять величину упреждения сложнее. Достигается это умение практическим путем, соответственно способностям и сноровке стрелка.

Здесь приводится несколько общих указаний и советов, как и куда следует направлять выстрел при различных положениях движущейся цели, чтобы поразить ее. Охотник, используя эти советы, сможет выработать в себе соответствующие практические навыки в стрельбе по бегущему зверю и в лёт по птице.

Стрельба по бегущему зверю по сравнению со стрельбой в лёт по птице легче и быстрее осваивается охотниками. Этому способствует перемещение зверя по земле, которая служит прекрасным ориентиром, облегчающим выцеливание.

Стрельба по бегущему зверю производится так:

1. Зверь вскочил и бежит от охотника вперед. Высчитать размер упреждения трудно. Чтобы нанести верное поражение, необходимо целиться вперед и выше -в уши или в голову, в зависимости от скорости бега. При этом во время выстрела следует слегка разогнуть туловище в пояснице. То же, если зверь бежит в гору.

2. Зверь бежит навстречу охотнику. Целиться нужно в ноги и по мере его приближения, слегка наклонясь вперед туловищем, произвести выстрел.

3. Зверь бежит в сторону или обгоняет охотника. Целиться нужно на линии середины груди впереди зверя, взяв соответствующее упреждение, и, одновременно поворачиваясь туловищем в пояснице по ходу зверя, сделать выстрел.

Стрельба в лёт по птице производится так:

1. Птица улетает от охотника, держась на уровне его плеч. Целиться нужно прямо в птицу. Если птица летит ниже плеч охотника, целиться нужно впереди нее.

2. Птица на подъеме. Целиться нужно, накрывая ее стволами, держа их все время над ней, и, одновременно разгибая туловище назад, произвести выстрел.

3. Птица перелетает и садится впереди охотника. Целиться нужно под птицу и, наклонясь туловищем вперед, стрелять.

4. Птица летит вперед над головой охотника. Целиться нужно под птицу и несколько вперед и стрелять, наклонив слегка туловище.

5. Птица летит высоко в воздухе навстречу охотнику. Целиться нужно впереди птицы, закрывая ее стволами, и, отклоняя туловище назад, произвести выстрел.

6. Птица летит поперек или в боковом направлении, одновременно поднимаясь кверху. Целиться нужно, держа стволы сверху птицы и впереди, беря необходимое, в данном случае двойное, упреждение, и, разворачивая туловище по линии полета, стрелять.

7. Птица идет на посадку. В этом случае целиться нужно впереди и ниже птицы, сохраняя необходимое упреждение, причем, одновременно разворачивая туловище в соответствующую сторону, переносить тяжесть его на правую ногу, если птица идет вправо, и, наоборот, на левую ногу, если птица летит влево.

Во всех случаях движения нужно делать с максимальной быстротой и, нацелясь, тотчас же производить выстрел, так как в противном случае взятого упреждения окажется недостаточно и птица будет улетать все дальше и дальше и попасть в нее будет трудно.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТЕНДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ ЦЕЛИ

Спортивная стрельба по быстродвижущимся мишеням - тарелочкам - производится на двух различных по конструкции стендах: траншейном и круглом. Первый называют также "Олимпийским", так как на международных спартакиадах - олимпиадах - на нем проводятся спортивные соревнования по стрельбе из охотничьего ружья.

Стрельба на траншейном стенде, в основном по неизвестным мишеням, вырабатывает способности и навыки, близкие к применяющимся на охоте. Стрельба на круглом стенде, проводящаяся на строго разграниченной площади, в особых условиях и по заранее известным стрелку мишеням, носит больше спортивный характер.

Для практического овладения искусством стрельбы по движущейся цели учебные занятия в объеме полного курса достаточно проводить на каком-либо одном из этих стендов. Однако ни в коем случае нельзя нести занятия одновременно на обоих стендах: такой метод легко может причинить вред обучающемуся.

Переходить к занятиям на стенде другого типа можно только после того, как навыки и знания, приобретенные на стенде первого типа, закреплены в достаточной мере, проведен ряд учебно-тренировочных стрельб и частично сданы классификационные нормы.

Первоначальное обучение лучше начинать на траншейном стенде, так как стрельба на нем, как сказано выше, по своему принципу больше подходит к стрельбе на охоте.

Перед началом занятий тренер обязывает ученика изучить общие правила стрельбы на стенде (См. брошюру "Спортивная стрельба из охотничьего ружья" (правила соревнований). ФиС, 1952), правила безопасности до и во время стрельбы, предупреждает также, что на стенде ношение ружья в собранном виде без чехла не разрешается; что собранное ружье должно храниться только в пирамиде; что при подготовке к очередной стрельбе и взятии ружья из пирамиды нужно немедленно раскрыть его (разложить) и так идти на линию огня.

Результат выстрела в стрельбе на стенде засчитывается только по полноценной мишени - тарелочке: целой, выпущенной своевременно, по команде и с соответствующего номера, летящей по заданному направлению и падающей не ближе установленной дистанции. Поэтому ученик с самого начала должен привыкать производить выстрел только по полноценным мишеням.

Наблюдая и корректируя стрельбу учеников, тренер одновременно требует, чтобы ими соблюдались все установленные правила ведения стрельбы и правила безопасности.

Это с первых же шагов приучит обучающихся к внимательному и серьезному отношению к делу, сознательному предъявлению строгих требований к самому себе и соблюдению дисциплины вообще.

Патроны для стрельбы снаряжаются под руководством тренера дробью № 6 или 7.

СТРЕЛЬБА НА ТРАНШЕЙНОМ СТЕНДЕ

Учебная стрельба должна вестись в тех же условиях, в каких обычно проводится зачетная и соревновательная.

Установка метательных машинок как в направлении полета, так и в установлении углов возвышения должна быть стандартная; по высоте-15-40°, по направлению вправо и влево от продольной оси средней машинки на каждом стрелковом месте - по 45°, разлет - на 90°. При этом пять машинок должны давать мишени прямо, пять - влево и пять - вправо. Дальность полета в безветренную погоду при угле возвышения 18-22° должна быть 60-70м от развилки машинки.

Никаких облегчений в установке делать не следует. Нужно, чтобы ученик с первых же шагов привыкал к трудностям стрельбы па стенде. Бояться, что он может не справиться с этими трудностями, нечего, так как он уже знает основные приемы, необходимые для производства выстрела, усвоил практическую стрельбу по неподвижным мишеням - одиночным и парным, одним и последовательно двумя патронами (дублетом), а в теории изучил способы стрельбы по движущимся целям. На стенде ему предстоит уже имеющиеся знания применить на практике в стрельбе по летящим мишеням.

Конечно, это вовсе не означает того, что тренер не должен прибегать к методам, облегчающим обучение, для лучшего усвоения учеником техники выстрела. Известно, что новичку, впервые вышедшему на стрелковую площадку и готовящемуся стрелять по тарелочке, всегда кажется, что не хватает времени на то, чтобы хорошенько выцелить ее и разбить. Все приемы изготовки выполняются им медленно, не отчетливо, и чувствует он себя как-то стесненно.

Облегчение на первых порах обучения достигается тем, что учебную стрельбу начинают вести с ближней дистанции, например с 8, 10, 11, 12м от метательных машинок, вместо требуемых 15м. Это приближение стрелка к машинкам компенсирует первоначальную медлительность, свойственную обучающимся. А затем, по мере усвоения стрельбы, дистанцию постепенно увеличивают и доводят до нормальной.

Достоинство такого метода в том, что ученик сразу же будет иметь дело с нормальными скоростями и полетами мишеней, с необходимыми упреждениями при стрельбе по ним и поэтому приучится к быстрому темпу, необходимому для ведения успешной стрельбы.

Стрельба "с места" по одиночным мишеням

Стрельба по "угонным" мишеням

Первое занятие необходимо начинать всегда с упражнения "с места" по одиночным, "угонным" мишеням, т.е. мишеням, улетающим в прямом направлении от стрелка под различными углами возвышения.

Если обучение производится на стенде, оборудованном 15, 12, 9 или 6-ю метательными машинками, то на линию огня могут выходить сразу несколько человек. Тренер объясняет правила поведения на линии огня и порядок проведения стрельб. Необходимо, чтобы ученики с первых же шагов приучались соблюдать требуемые правила.

Ружье заряжается двумя патронами с тем, чтобы в случае промаха, сделанного первым патроном, ученик мог бы тотчас же, учтя свою ошибку, выстрелить по ней вторым патроном.

На начальной стадии обучения на стенде выгодней всего стрелять с заранее вставленным в плечо прикладом ружья. Это очень облегчает стрельбу, ибо, как уже указывалось выше, стрелок после команды "Дай!" прямо прицеливается в появившуюся в воздухе тарелочку и, разворачиваясь одновременно туловищем в соответствующую сторону, стреляет, не затрачивая, таким образом, добавочного времени на поднятие ружья к плечу. Выигрыш времени при производстве выстрела имеет большое значение для начинающего, который сначала почти всегда затягивает стрельбу, стремясь лучше выцеливать тарелочку.

В свою очередь и тренеру при стрельбе с заранее вставленным в плечо прикладом легче вести наблюдение за производством выстрела, заметить неточности в приемах и прицеливании, обнаружить причины неудачи и сделать своевременную поправку.

Перед выходом на линию огня тренер объясняет способы стрельбы по "угонным" тарелочкам, которые могут лететь на уровне или ниже плеч стрелка или подниматься выше головы. В первых двух случаях стрелок быстрым движением направляет стволы прямо в улетающую тарелочку и, как только линия прицеливания совместится с ней, производит выстрел. В третьем случае стрелок, быстрым движением опережая тарелочку, накрывает ее стволами и тотчас же нажимает на спуск.

При втором выстреле как в первом, так и во втором случае стволы ружья вместе с наклоном туловища должны направляться несколько ниже тарелочки и тем ниже, чем дальше она улетела от стрелка. Надо помнить, что на стенде тарелочка летит с неодинаковой скоростью: вначале скорость ее бывает большая - 24-27 м в секунду, а затем постепенно падает, и, следовательно, выстрел, сделанный вторым патроном под тарелочку, будет наиболее правильным. Неплохо, если тренер сам сделает несколько показательных выстрелов по всем указанным тарелочкам, чтобы проиллюстрировать даваемые им объяснения.

Окончив объяснение, тренер подает команду к выходу на места. Дистанция для стрельбы 8 или 10 м.

Взяв ружье из пирамиды и раскрыв его, стрелок выходит на номер (место) на линию огня. Здесь он становится в положение "на изготовку", заряжает ружье двумя патронами, закрывает его и вставляет приклад в плечо. Несколькими пробными движениями стрелок проверяет, удобно ли принято положение, поправляется, берет правильно линию прицеливания, потом, наклоняясь туловищем, одновременно опускает стволы несколько книзу (до козырька траншеи) и, не отнимая щеки от гребня приклада ружья, сосредоточивается и подает команду "Дай!" С появлением в воздухе тарелочки, мгновенно определив направление и скорость ее полета, стрелок намечает точку прицеливания впереди мишени с учетом необходимого упреждения. Затем он поворачивает в соответствующую сторону туловище, одновременно направляет стволы ружья по линии полета тарелочки, стремясь опередить ее (при этом руки только удерживают ружье в принятом при изготовке положении). Как только линия прицеливания совместится с намеченной точкой прицеливания, стрелок, не приостанавливая движения стволов и туловища, нажимает на спусковой крючок.

Не изменяя затем прицельного положения ружья, стрелок должен убедиться в результате выстрела. В случае промаха он, тотчас же сделав надлежащую поправку в упреждении, так как тарелочка за это время изменит уже свое положение в воздухе, стреляет вторым патроном. Весь процесс производства как первого, так и второго выстрела должен измеряться долями секунды.

Сделав выстрел, ученик, не оборачиваясь назад, немедленно раскрывает ружье и вынимает стреляные гильзы, после чего отступает на полтора-два шага назад и вправо, уступая место следующему, если их двое и больше.

Стрельбу по "угонным" тарелочкам продолжают до тех пор, пока начинающий стрелок не научится поражать 40-50% поданных ему мишеней.

Выстрелы производятся только в присутствии тренера и с его разрешения. Во время стрельбы тренер становится сзади ученика (для левши - слева) и следит за всеми его действиями.

При отступлении от установленных правил или неверном выполнении приемов тренер немедленно поправляет ученика. В случае промаха он указывает последнему на допущенные ошибки и заставляет перестрелять тарелочку, которую не поразил ученик. При систематическом повторении промахов по одной и той же тарелочке тренер, указав ученику на ошибку, заставляет его повторить выстрел по этой тарелочке несколько раз отдельно, пока тот не осознает свои ошибки.

При осечке в стрельбе вторым патроном тренер обязывает ученика перестрелять тарелочку с соблюдением установленного правила - при подаче новой тарелочки сначала произвести по ней выстрел первым патроном с умышленным промахом, а вторым патроном стрелять нормально. В этом случае первый выстрел выгодней направлять: а) при низколетящей тарелочке - выше ее, после чего стволы сразу же опускать книзу и, совместя линию прицеливания с тарелочкой, произвести выстрел вторым патроном; б) при тарелочке, летящей выше головы,- ниже ее и сразу же, подняв стволы вверх и накрыв ими тарелочку, произвести второй выстрел.

Стрельба по боковым мишеням

После усвоения техники стрельбы по "угонным" мишеням ученик переходит к стрельбе по мишеням, летящим В стороны от него, т.е. боковым (секущим). Первоначально дистанция может быть равна 8-11 м, потом ее нужно довести до 15 м. Боковые тарелочки могут лететь под различными углами возвышения, как и "угонные", и иметь направление с разбросом в 45° от центральной продольной оси средней машинки каждого стрелкового места вправо и влево.

Техника стрельбы по боковым тарелочкам сложней, чем по "угонным", и требует от стрелка большой подвижности, слаженности действий и усиленного внимания.

Первоначально изучается стрельба по тарелочкам, летящим вправо, а после освоения ее переходят к стрельбе по тарелочкам, летящим влево. В тарелочки, летящие с незначительными отклонениями, например на 10, 15, 20, 25 и 30°, стрелять можно так же, как и по "угонным", верховым или низовым, только при выцеливании стволы следует направлять всегда на правый или левый край тарелочки, смотря по тому, стреляют правую или левую, но не целиться прямо в нее.

При стрельбе тарелочек, летящих с большим отклонением (от 35 до 45°) от продольной оси средней машинки каждого стрелкового места вправо или влево, стволы следует направлять с необходимым упреждением в точку, лежащую впереди тарелочки, и в то же время обязательно ниже ее, так как кривая полета у таких тарелочек на расстоянии 32-36 м становится более крутой.

Направление ружья в сторону полета тарелочки совершается одновременно с разворотом туловища в пояснице в соответствующую сторону. Руки в этом движении не участвуют, а лишь удерживают ружье в принятом прицельном положении. Нажим на спусковой крючок производится при подвижном ружье. Стрельба ведется так же, как и по "угонным" тарелочкам.

При повторной стрельбе вследствие осечки во втором патроне (после промаха первым патроном) первый выстрел следует делать, не доводя ружья до тарелочки, намеренно промахиваясь, а. вторым патроном нужно стрелять, подводя стволы к намеченной точке прицеливания впереди тарелочки, склоняя одновременно туловище и ружье книзу и тем больше, чем дальше улетает тарелочка.

Стрельба продолжается до тех пор, пока ученик из десяти принятых порознь правых и левых тарелочек будет разбивать не менее четырех-пяти каждого направления.

Наряду с практической стрельбой на стенде тренер дает задание ученику отрабатывать приемы се в домашних условиях так, как это описано выше.

Стрельба по "неизвестным" мишеням всех направлений

По окончании изучения техники стрельбы по "угонным" и боковым мишеням переходят к стрельбе по "неизвестным" мишеням. Это означает, что после команды стрелка ему подается любая тарелочка: "угонная" низкая или высокая, "боковая" правая или левая, высокая или низкая.

Если учебная стрельба проводится на стенде, имеющем несколько стрелковых мест (номеров), то она ведется обязательно в конвейерном порядке со всех мест по нотам (Нотами называются таблицы, по которым определяют порядок подачи тарелочек, летящих в различных направлениях) с тем, чтобы каждый ученик мог принять тарелочки всех направлений, а также и верховые и низовые. Дистанция 10, а потом 15 м.

Тренер, ведя наблюдение за стрельбой ученика, обращает внимание на выполнение приемов и особо отмечает тарелочки, по которым ученик систематически делал промах.

Учет результатов стрельбы ведется в специальной ведомости (см. приложение 8), в которой тренер во время стрельбы отмечает каждый промах.

Если промах сделан с первого места по правой тарелочке, то в клетке против первого номера в соответствующей графе он ставит отметку "0". Затем по окончании всей серии он делает определенные выводы и результат объявляет стрелку, указав ошибки, допущенные им во время стрельбы, и объяснив, как нужно их исправить.

В следующей серии стрельбы тренер незаметно для. стрелка отдает распоряжение давать ему почаще те тарелочки, по которым он делал промахи в прошлый раз. Это делается для того, чтобы выработать у стрелка определенный ритм во время стрельбы и в то же время дать ему возможность исправить допущенные им ошибки.

Под ритмом обычно принято понимать: стрельбу определенным способом с отчетливым единообразным выполнением всех необходимых движений, равномерную затрату времени при каждой подготовке к выстрелу и сохранение одинакового темпа при выстрелах.

Ритм зависит от состояния нервной системы, физических сил, здоровья, быстроты реакции организма на внешние впечатления и от общей слаженной деятельности всей нервно-мышечной системы.

Соблюдение ритма во время стрельбы имеет большое значение, в особенности на соревнованиях, когда возникает особая ответственность в проведении стрельбы на высоком уровне. Ритм соблюдается и каждым стрелком и всей командой, ведущей стрельбу в данной серии, в целом, при этом чем слаженней, ритмичней стреляет команда, тем успешней протекает стрельба.

На соревнованиях по стрельбе и при подготовке к ним тренер команды особо уделяет внимание как выработке правильного ритма, так и сохранению его учениками во время стрельбы.

Если в стрельбе по "неизвестным" мишеням ученик сделал промах по какой-либо тарелочке, тренер ни в коем случае не должен заставлять его перестрелять эту тарелочку или продолжать стрелять по ней до тех пор, пока ученик не научится поражать ее. Повторные выстрелы в этом случае будут производиться стрелком по "известной" уже тарелочке, он невольно станет готовиться к ней и легко сумеет ее поразить, однако в последующей серии, когда эта же тарелочка будет дана ему уже как "неизвестная", он может опять промахнуться.

Такой метод не только не научит ученика исправлять свою ошибку, но и не принесет пользы другим, стреляющим с ним в команде, а главное помешает выработке и сохранению ритма стрельбы.

Отработка второго выстрела

Учебную стрельбу по тарелочкам с самого начала лучше вести с ружьем, заряженным двумя патронами, чтобы ученик после промаха первым патроном мог исправить свою ошибку, стреляя по этой же тарелочке вторым. В результате он с первых шагов будет усваивать технику производства второго выстрела, который бывает успешным лишь тогда, когда сохранилось прицельное положение ружья после промаха первым патроном. У начинающих первый выстрел обычно сразу же нарушает положение ружья. Поэтому тренер должен выработать у ученика привычку после первого выстрела сохранять ружье в прицельном положении и одновременно следить за результатом выстрела, а также за перемещением цели и в случае промаха делать тотчас же правильный расчет упреждения при выцеливании для второго выстрела.

Длительными наблюдениями за стрельбой на тренировках и соревнованиях установлено, что большинство выстрелов по тарелочкам вторым патроном после промаха первым бывает неудачным.

С большой наглядностью подтверждается это в следующих случаях:

Для стрельбы "с места" по одиночным тарелочкам стрелок располагает обычно двумя патронами, в случае поражения тарелочки вторым патроном после промаха первым результат засчитывается. Но если при этом произошла осечка во втором патроне, стрелок имеет право выстрелить по этой тарелочке второй раз при соблюдении первоначальных условий, т.е. сделать промах по ней первым выстрелом и поразить вторым. И оказывается, что большая часть стрелков в этих случаях делает промах и вторым выстрелом.

Для лучшего освоения техники второго выстрела тренер применяет следующий прием. Снаряжает сам необходимое количество патронов, в том числе с уменьшенным в два раза снарядом дроби. Несомненно, разбить таким патроном тарелочку в обыкновенных условиях будет простой случайностью. Однако выстрел из такого патрона по звуку и силе отдачи не будет заметно отличаться от выстрела нормальным патроном, а это как раз и необходимо.

Во время учебной стрельбы по "неизвестным" тарелочкам тренер сам раздает патроны, при этом в правый ствол умышленно кладет патроны с уменьшенным снарядом дроби, о чем ученики не должны знать. Стрелок, производя первый выстрел по тарелочке, невольно сделает промах ненормальным патроном и, совершенно не нарушая ритма стрельбы, вынужден, стремясь исправить ошибку первого выстрела, произвести второй по той же тарелочке, но уже нормальным патроном.

Повторяя такой прием несколько раз, тренер научит стрелка успешно производить второй выстрел.

Некоторые тренеры рекомендуют для отработки второго выстрела подавать стрелку одновременно две тарелочки, летящие в одном направлении близко друг к другу, обязывая его после поражения первой делать сейчас же выстрел вторым патроном по второй. Если первая тарелочка не была поражена, то второй выстрел следует делать снова по ней, не обращая внимания на улетающую вторую.

Иногда рекомендуют второй выстрел по второй тарелочке производить сейчас же вслед за первым по первой тарелочке независимо от результата. И в том и в другом случае такое усложнение урока пользы ученику не принесет, а главное, не будет способствовать успешному овладению техникой второго выстрела, предназначенного для исправления ошибки при стрельбе первым патроном, и фактически явится упражнением в стрельбе по парным мишеням (дублетам).

Стрельба "с подхода"

Стрельбу "с подхода" называют еще "охотничьей", потому что она наиболее приближает стрелка к манере стрельбы на охоте. Стрелки располагаются в 18-20м от машинок, держа ружья раскрытыми. Тарелочки выпускаются в воздух только по знаку тренера в то время, когда стрелок, подходя с заряженным ружьем к линии огня, находится между 13-10 м от машинок. Стрельба за пределами этой дистанции не засчитывается. Ружье заряжается двумя патронами; поражение тарелочки как первым, так и вторым патроном равноценно. Осечки в этом упражнении в расчет не принимаются, и тарелочки в этом случае не перестреливаются. Ружье закрывается только при объявлении тренером очередного номера стрелка.

Никаких пробных прикидок ружьем делать не разрешается. Ружье удерживается в руках в таком положении, чтобы приклад его находился ниже подмышки на передней линии туловища, а затылок был виден сзади. Выдвигать приклад перед собой не разрешается, а подавать сильно назад не рекомендуется, так как это стеснит движения стрелка при вскидке ружья. Стволы дульной частью приподнимаются в уровень с плечами (стрельба "со вскидки").

Подход начинается по команде тренера "Марш!" Идти следует средним, ровным шагом. Бежать или замедлять шаг не разрешается.

Для производства выстрела ученик останавливается только при появлении тарелочки в воздухе, находясь между 13 и 10 м. Останавливаясь, он сразу же поворачивается в сторону летящей тарелочки и одновременно принимает соответствующее положение "на изготовку", чтобы выстрел мог последовать незамедлительно.

Чем больше времени будет затрачиваться стрелком на принятие положения «на изготовку» и выцеливание тарелочки, тем чаще будут получаться промахи. Да это и понятно. Тарелочка за время, которое будет затрачиваться стрелком на подготовку к выстрелу, переместится дальше от точки, где она была первоначально зафиксирована глазом, и, следовательно, для попадания в нее потребуется необходимое упреждение, правильно рассчитать которое при положении стрелка, находящегося в движении, очень трудно.

Подача тарелочки может произойти как в благоприятном для стрелка положении, так и в неблагоприятном. В первом случае появление в воздухе тарелочки совпадает с моментом, когда стрелок или намеревается встать или уже встал на левую ногу (у левши — на правую) и тотчас же может произвести прицельный выстрел.

Во втором случае появление тарелочки застает стрелка, когда он только что поднял и держит в воздухе правую ногу (у левши — левую). Чтобы сделать очередной шаг, ему невольно приходится переступить с правой ноги на левую и уже после этого изготовляться и стрелять по тарелочке. Выстрел произойдет с некоторым запозданием, тарелочка успеет отлететь несколько дальше, и попасть в нее будет труднее.

Чтобы по возможности избежать такое невыгодное положение, стрелок во время подхода должен делать небольшие — средние шаги, так как при этом легче и скорее можно переступить с правой ноги на левую, чем тогда, когда он будет делать широкие, длинные шаги.

При настойчивом стремлении и серьезном отношении к тренировке стрелок будет в совершенстве справляться с этим упражнением и добьется высоких показателей в стрельбе.

При изучении техники стрельбы "с подхода" стрелять нужно сразу же по тарелочкам, летящим во всех направлениях, появляющимся неожиданно для стрелка — "неизвестным", так же как и при стрельбе "с места". Нет необходимости изучать стрельбу по тарелочкам, летящим в каком-либо одном направлении.

Стрельба по "парным" мишеням (дублетом)

К изучению этого упражнения, как наиболее трудного, нужно переходить в конце обучения молодого охотника, лишь когда он вполне усвоил технику стрельбы по движущейся цели "с места" и "с подхода" и отработал технику производства второго выстрела.

В этом упражнении стрелку, стоящему на месте в 10 м от машинок, подаются по его команде одновременно две тарелочки, которые он должен поразить двумя последовательными выстрелами порознь каждую.

Особенным в стрельбе по "парным" мишеням является то, что стрелок должен фиксировать глазами полет сразу двух тарелочек, раздельно для каждой произвести в уме требуемые расчеты и с максимальной быстротой сделать порознь два выстрела: сначала по одной, а затем, переведя ружье, по другой тарелочке. После первого выстрела проходит некоторое время, в течение которого вторая тарелочка изменит положение, зафиксированное стрелком первоначально. Поэтому нужно сделать соответствующую поправку при выцеливании второй тарелочки, так что для второго выстрела создаются более трудные условия.

Следовательно, чтобы создать наиболее выгодные для себя условия, стрелок должен как можно быстрее произвести первый выстрел (накоротке) с тем, чтобы положение второй тарелочки за это время не могло резко ухудшиться и не потребовалось бы делать большой поправки для выцеливания ее. Вместе с тем не следует вдаваться в противоположную крайность, чтобы не произвести совершенно бессознательно один или оба выстрела. Все действия при выполнении данного упражнения должны производиться отчетливо и быстро.

Подготовка к выстрелу такая же, как при стрельбе "с места", только перед подачей стрелком команды стволы ружья не следует опускать ниже уровня плеч. Хотя при таком положении вылет тарелочек будет виден несколько хуже, зато первый выстрел можно произвести скорее и точнее, так как в этом случае не будет резких движений туловищем и ружьем и устранится возможность перебрасывания последнего. Вторую тарелочку необходимо выцеливать ниже и тем больше, чем с большим опозданием будет произведен первый выстрел, так как она к этому времени обычно начинает снижаться, хотя и кажется стрелку летящей с прежней скоростью.

При первоначальном обучении первый выстрел лучше делать по правой тарелочке, а второй - по левой. Это требуется потому, что по правым тарелочкам из-за большей связанности разворотов туловища вправо стрелять несколько труднее, чем по левым (у левши - наоборот). Опытные стрелки обычно руководствуются в этом случае положением тарелочек в воздухе и первой стреляют ту из них, которая летит слишком низко или коротко, из опасения, что она скорее окажется в более неблагоприятном для выстрела положении, чем летящая выше и дальше.

Над изучением стрельбы по "парным" мишеням необходимо остановиться подольше. Работа тренера заключается во внимательном наблюдении за ритмичным и единообразным выполнением всех приемов, своевременном указании на ошибки ученика и в даче ему необходимых советов для их исправления.

На этом курс практического обучения стрельбе по движущейся цели на траншейном стенде заканчивается. Молодой охотник может отправляться на охоту и стрелять по живым целям, так как изученные им приемы и навыки, приобретенные на стенде, целиком могут быть использованы в условиях охоты по дичи, появляющейся иногда также внезапно и в неизвестном направлении.

СТРЕЛЬБА НА КРУГЛОМ СТЕНДЕ

Круглый стенд по своему устройству и техническому оборудованию коренным образом отличается от траншейного. Стрельба на нем как по своим особенностям, так и по технике и целям требует самостоятельного изучения. Основная задача ее - дать стрелку полеты тарелочек во всех направлениях: "угонные" и "полуугонные", слабо и резко боковые (секущие), "встречные" и "полувстречные" и, наконец, пролетающие через голову. Достигается это тем, что места (номера) для стрельбы размещаются в восьми точках, из которых семь - располагаются по дуге, полукруга диаметром 38,4 м, а восьмое - на середине диаметра против четвертого места.

Стрелок, переходя во время стрельбы с одного места на другое по дуге круга, видит каждый раз обе тарелочки под разными углами и в разных направлениях по отношению к себе.

Тарелочки выпускаются в воздух двумя метательными машинками, расположенными на противоположных сторонах полукруга и помещенными в двух деревянных, обитых железом будках - одна на высоте 3,5 м, вторая на высоте 0,91 м от уровня площадки.

Полеты тарелочек совершаются всегда в определенно установленных направлениях через точку, которая отстоит от центра круга в 5,5 м на продолжении линии, идущей от четвертого места через центр круга, отмечаемую контрольным шестом на высоте 5 м. Угол направления полета вправо и влево по отношению к линии диаметра равен примерно 15°.

Дальность полета тарелочек в безветренную погоду составляет 50-55 м от развилки машинки.

Как уже говорилось, круглый стенд представляет собой строго разграниченную геометрическую площадь с имеющимися на ней постоянными ориентирами в виде двух будок, контрольного шеста, отмечающего середину площадки и высоту полета тарелочек, а также стрелковую дорожку между двумя будками, проходящую по диаметру круга. Поражение тарелочки засчитывается только в том случае, если она была разбита в пределах указанных границ, т.е. между будками в пределах окружности, и не за пределами контрольного шеста, т.е. ближе к центру круга, и не дальше 5,5 м от него.

Стрельба производится по одиночным и парным тарелочкам, причем в первом случае стрелок располагает только одним патроном на каждую тарелочку, а во втором - двумя патронами, по одному для каждой. Стрельба на круглом стенде ведется только приемом "со вскидки". Пробная прикидка ружья перед стрельбой не разрешается. Тарелочки подаются по команде стрелка, в течение 3 сек. после нее, и всегда в известном для него направлении.

Стрельба приводится в очередном порядке. Стрелки, начиная с первого места, последовательно переходят слева направо, принимая на каждом номере по две одиночных тарелочки, сначала "угонную", выпускаемую из высокой будки, а затем "встречную" - из низкой. После того как будут приняты со всех восьми мест 16 одиночных мишеней, стрелок с первого, второго, шестого и седьмого мест принимает по две мишени, которые выпускаются сразу одновременно из двух будок (парные мишени). При этом на первом и втором местах первой стреляют тарелочку, выпущенную из высокой будки,- "угонную", а второй - выпущенную из низкой будки - "встречную"; на шестом и седьмом местах стреляют первой тарелочку из низкой будки, которая на этот раз будет "угонной", а второй тарелочку из высокой будки, считающуюся уже "встречной".

Стрелку предоставляется право в каждом случае (на каждом месте) заранее заявить тренеру о своем желании изменить очередность стрельбы парных мишеней, т.е. стрелять сначала "встречную", а затем "угонную". Если такого предварительного заявления от стрелка не последовало, то считается законным первый порядок стрельбы. В этом случае, если стрелок его нарушил и сделал лишь один выстрел, то ему записывается промах по первой тарелочке, и сейчас же подается новая пара, по которой он должен стрелять установленным или заявленным особо порядком, но в этой паре засчитывается результат лишь второго выстрела по второй тарелочке.

Таким образом, стрелок со всех восьми мест принимает 24 тарелочки- 16 одиночных и 4 парных. 25-ю тарелочку, которая считается одиночной, стрелок принимает сразу же после первого промаха при стрельбе по одиночным мишеням. При стрельбе по парным мишеням 25-й тарелочкой считается та, которую стреляют после промаха, причем она подается немедленно, как одиночная, вторично с этого места. Если стрелок поразил все 24 тарелочки, 25-я по его желанию может быть дана ему с любого места и в любом направлении.

Принятые стрелком 25 мишеней составляют серию.

Результат засчитывается по каждой тарелочке в отдельности. Это бывает и в том случае, когда стрелок принимает их парными.

В связи с тем, что на круглом стенде приходится стрелять на дистанции примерно от 5 до 25 м, двуствольные охотничьи ружья (и автоматы) могут быть разных калибров (от 12 до 32), но предпочтительней все же ружья 12 или 16 калибра, облегченные, охотничьего типа, с цилиндрической сверловкой одного или обоих стволов. Ружья до начала стрельбы на стенде обязательно пристреливаются под руководством тренера патронами, снаряженными дробью № 6 или 7, с расчетом получения на коротких дистанциях широкой и ровной осыпи дроби при необходимой резкости. На занятиях стрельба ведется дробью № 6, но не крупнее.

Техника стрельбы на круглом стенде построена на строгом расчете и точном согласованном выполнении всех движений. Этому способствуют строго разграниченная стрелковая площадка с находящимися на ней постоянными ориентирами, о которых сказано было выше, и определенное, заранее известное стрелку направление полета тарелочки, очень мало и сравнительно редко изменяющееся под воздействием атмосферных явлений. Значительные отклонения полетов мишеней от установленных направлений, происходящие из-за неверной работы метательных машинок или некондиционности тарелочек, в расчет не принимаются, так как такие тарелочки, согласно правилам, заменяются правильно летящими.

Большое влияние на результат выстрела имеет общая "изготовка", в особенности стойка и положение туловища стрелка.

Таким образом, в программу обучения должны входить изучение и освоение техники стрельбы по каждой тарелочке в отдельности с каждого места. При этом обучающемуся необходимо запоминать свои движения, сопровождавшие успешный выстрел, темп, упреждение, а также пункты на линии полета, в которых наиболее успешно поражалась мишень на каждом из восьми мест площадки.

Прежде чем начать обучение стрельбе на круглом стенде, тренер должен ознакомить учеников с его устройством и оборудованием, с правилами стрельбы на нем. Стрельба должна вестись под наблюдением тренера, который после каждого выстрела указывает на ошибки, допущенные стрелком. Ошибки должны тут же исправляться.

Первое занятие начинается с изучения техники выстрела по "угонной" тарелочке с седьмого места, совершающей свой полет от стрелка по восходящей линии. Техника выстрела по ней несложна и легко усваивается начинающими спортсменами-охотниками.

Выйдя по указанию тренера на место, стрелок становится с правой стороны его (этим достигается более прямолинейное положение стрелка к линии полета тарелочки) лицом к контрольному шесту, поворачиваясь ногами и туловищем слегка вправо - можно на 45° (вполоборота), если это будет удобно стрелку. Ступни ног расставляются примерно на ширину плеч или несколько меньше, одна правее и сзади другой, причем носки разворачиваются кнаружи: левый - меньше, правый - немного больше. Тяжесть туловища распределяется равномерно на обе ноги. Стоять нужно устойчиво на обеих ногах без излишнего напряжения и сгибания в коленях, всей плоскостью ступней опираясь на землю.

Стрельба производится приемом "со вскидки". Ружье удерживается обеими руками свободно на весу, слегка наклоненным в сторону приклада, затылок которого находится на передней линии туловища.

Вложив патрон и закрыв ружье, стрелок подготовляется, сосредоточивается, глядя перед собой, и затем подает команду "Дай!" При появлении тарелочки в воздухе он вставляет ружье в плечо, одновременно левой рукой плавно и быстро поднимает стволы вверх в направлении летящей тарелочки и берет правильно линию прицеливания. Как только стволы, опережая тарелочку, закроют ее, он сразу же при продолжающемся движении ружья нажимает на спусковой крючок. При таком положении тарелочка будет поражена или сейчас же над контрольным шестом или в 3-4 м за ним, к чему и должно быть направлено усилие стрелка.

Успешное попадание возможно лишь при развитии способности точно и своевременно совмещать линию прицеливания с точкой прицеливания (тарелочкой) и быстро согласовывать выполнение всех требуемых движений при производстве выстрела.

Стрельба продолжается с необходимыми перерывами для отдыха до тех пор, пока ученик, стреляя с седьмого места, не научится поражать не менее половины поданных ему тарелочек.

Второе занятие начинается с изучения техники выстрела с шестого места по тарелочке, которая вылетает из низкой булки и в этом случае будет являться "полуугонной", летящей справа налево по восходящей линии.

Выйдя на место, стрелок становится с правой стороны его лицом к контрольному шесту, на 3-4 м левее его, и принимает соответствующее положение "на изготовку". Ружье держит в руках так же, как и при стрельбе на седьмом месте. Затем, не перестанавливая ступней ног, поворачивается в коленях, туловищем вправо, лицом к будке, и командует: "Дай!" При появлении тарелочки он правой рукой быстро вскидывает ружье в плечо, а левой поднимает стволы в уровень с линией полета ее, затем разворачивается туловищем в исходное положение, одновременно продвигает стволы по линии полета тарелочки, держа их несколько ниже ее, стремясь опередить. Как только стволы окажутся впереди тарелочки, тотчас нажимает на спусковой крючок, не приостанавливая в то же время их движение.

Тарелочка будет поражена или над контрольным шестом, или же в намеченном пункте левее его.

Положительному результату выстрела способствуют быстрое согласованное выполнение всех движений и правильная стойка, которая в этом случае является как бы ограничительным пунктом, где должны завершиться все намеченные стрелком действия.

Продолжать стрельбу необходимо до тех пор, пока стрелок твердо не усвоит указанные выше приемы и не будет разбивать из 10 тарелочек не менее 5.

Третье, а затем и четвертое занятия посвящаются изучению и усвоению техники стрельбы с пятого и четвертого мест по тарелочке, выпускаемой из низкой будки справа. Полет ее по отношению к этим стрелковым местам будет приближаться к боковому и поперечному справа налево.

Наиболее выгодные точки, где успешней всего может поражаться тарелочка, будут находиться не далее 4-5м левее контрольного шеста.

Соответственно этому стрелок, выходя на середину пятого места, становится "на изготовку" в сторону и несколько левее контрольного шеста. Приемы стрельбы такие же, как и на шестом месте. Развороты туловищем вправо, лицом к будке, перед принятием тарелочки делаются более глубокими.

После команды "Дай!" при появлении тарелочки стрелок, разворачиваясь туловищем влево, в исходное положение, вскидывает ружье, прицеливается, и быстро и плавно продвигает стволы по линии полета тарелочки, стараясь держать их ниже се. Опередив затем стволами тарелочку с учетом необходимого упреждения и все время продолжающегося движения стволами, стрелок нажимает на спусковой крючок. Тарелочка будет поражена или над контрольным шестом, или ближе к помеченному пункту слева от него.

Усвоив технику стрельбы с пятого места, стрелок переходит на четвертое место.

Пятое занятие отводится повторению стрельбы с седьмого - четвертого мест.

В первой серии стрелок принимает с каждого места по две тарелочки с тем, чтобы в случае ошибки он смог исправить ее, стреляя сразу же второй раз по поданной вторично. Далее принимается с перерывом для отдыха вторая серия, но уже по одной тарелочке с каждого места.

На шестом и последующих занятиях изучается техника стрельбы с первого - четвертого мест по тарелочке, выпускаемой из высокой будки. Полет этой тарелочки начинается с высоты 3,5 м от уровня площадки. Поднимаясь затем на высоту 5 м у контрольного шеста, она в 4-5 м за ним начинает резко снижаться.

Учитывая эту особенность полета, стрелок должен целиться прямо в тарелочку или несколько ниже ее. При затянутом выстреле надо целиться тем ниже, чем ближе будет она к противоположной будке.

Изготовка и приемы стрельбы такие же, как и с седьмого - пятого мест, только на втором - четвертом местах повороты туловища перед началом стрельбы по тарелочке производятся стрелком в обратном направлении, т.е. влево к высокой будке, при этом стволы ружья дульной частью поднимаются вровень с плечами.

Большое значение при стрельбе с этих мест имеет стойка. Стоять нужно лицом в сторону, на 4-5 м правее контрольного шеста, и поворачиваться, не изменяя положения ног. После команды "Дай!", разворачиваясь туловищем вправо в исходное положение, стрелок направляет стволы обязательно под тарелочку и, плавно и быстро продвигая их по линии полета, опережает тарелочку, насколько это необходимо для успешного выстрела, и, не приостанавливая движения стволов, нажимает на спусковой крючок.

Изучив технику стрельбы с первого места, стрелок переходит на второе место, потом на третье и далее на четвертое, на что отводится еще три занятия.

На десятом занятии ученики проводят стрельбу с тех же мест и по той же тарелочке сериями 8 и 4 и точно так же, как это делалось на предыдущем аналогичном занятии по тарелочке, выпускаемой из низкой будки.

На одиннадцатом занятии проводится учебно-тренировочная стрельба со всех семи мест в последовательном порядке, начиная с первого, двумя сериями в 14 и 7 тарелочек.

В первой серии с каждого места стрелок принимает две тарелочки подряд, летящих в одном направлении, а во второй - одну тарелочку.

С двенадцатого занятия приступают к изучению и освоению техники стрельбы по "встречным" тарелочкам.

"Встречные" тарелочки, в полном понимании этого слова, стрелок принимает только на первом, седьмом и восьмом местах. На втором, третьем, пятом и шестом местах эти тарелочки фактически являются "полувстречными", а по отношению к четвертому месту, находящемуся на средней линии площадки, направление обеих тарелочек будет почти поперечно-боковое.

Для стрельбы "встречных" тарелочек с первого, второго, шестого, седьмого и восьмого мест необходимо применять специально изготовленные патроны, дающие на дистанции 5-12 м наиболее широкий сноп дроби (большое рассеивание), так как по мишеням с этих мест приходится стрелять "накоротке" и применять для них патроны с нормальными зарядами не выгодно из-за слишком большой кучности осыпи.

Патроны по указанию тренера снаряжаются учениками заблаговременно. Способы снаряжения патронов с наибольшим рассеиванием дроби на близкой дистанции указаны в разделе "Снаряжение патронов".

Учебные занятия лучше начинать с первого места. В этом случае стрелок получает тарелочку из низкой будки "встречную", летящую к нему по вос

Ключевые теги: оружие, ружье, стрельба, движущася цель



Другие новости по теме:

Просмотров: 3768   Автор: space 1-04-2013, 22:47    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика