COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Симфония псовой охоты.
Симфония псовой охоты.

Сегодня времена изменились, но из осени в осень, с первых дней открытия сезона охоты на зайца, сотни гончатников отправляются к заветным перелескам, балочкам и овражкам — погонять косого и насладиться гоном своих собак, чьи голоса для истинных гончатников во все времена служили лучшей музыкой. Недаром писал когда-то Н.А. Некрасов:

Как хор их певуч, мелодичен и ровен.
Что твой Россини? Что твой Бетховен?

Но вот звучит выстрел, гон обрывается, и из опушки доносится радостный возглас охотника: «Дошел!» Однако случается, что гон все дальше и дальше уходит со слуха, а через некоторое время, наполняя окрестности гулким раскатистым гудом, раздается протяжная мелодия охотничьего рога, играющего «вызов гончих», призывающий ушедших за зверем гонцов вернуться к хозяину…

Испокон веков любители гончих по всему миру пользовались на охоте для подачи тех или иных сигналов охотничьими рогами. В старину эти инструменты делались из рогов охотничьих животных, что, собственно, и обусловило их название — «рог», но уже давно рога псовых охотников повсюду изготавливаются из меди и латуни, а в последнее время — и из нержавеющей стали. Наибольшее развитие охотничья роговая музыка получила во Франции, где пикеры (доезжачие) парфорсных охот исполняли на своих больших многотоновых рогах настоящие музыкальные произведения.

На Руси со времен крупных комплектных охот с борзыми и гончими ни форма рогов, ни подаваемые в них позывы (сигналы) существенно не изменились. Разве что канули в Лету позывы борзятников, предпочитающих использовать в наши дни для связи друг с другом более современные средства коммуникации. А вот гончатники так и не смогли найти достойной замены старинной традиции. Да и существует ли такая замена? Как еще можно сообщить о завершении охоты, как вернуть обратно удалелого выжлеца, ушедшего за зверем на несколько километров? Как дать знать товарищам, что их гончие вышли к тебе и можно заканчивать охоту? Как, наконец, предупредить других о перевиденном волке или позвать на помощь при случившемся на охоте несчастье? Все это было бы весьма затруднительно, не знай гончатники позывов — «сбор», «вызов гончих», «зверь взят», «по волку», «тревога» (на драку) и т.д.

Наши охотничьи рога традиционно изготавливались двух видов: коленом или «козья нога» — для выжлятников и полумесяцем — для борзятников. Время нивелировало это различие, и сегодня ружейным охотникам с гончими удобнее пользоваться рогами в форме полумесяца, носимыми с левой стороны, чтобы избежать ударов о ружье.

Помимо «классических» рогов полумесяцем многие гончатники с успехом используют и западные — в два витка, называемые волторнами (от нем. Wald horn — лесной рог), обладающие хорошим звучанием и позволяющие брать несколько тонов. Русские же рога (и полумесяцем, и «козья нога») всегда были исключительно двухтоновыми — от нижнего «до» до верхнего «дo». На этом сочетании основаны и все традиционные позывы.

Современным ружейным охотникам с гончими надо знать совсем немного позывов, но знать их следует четко. Для простоты запоминания нижние «дo» обозначим как «ту», а верхние — как «то».

Вот эти позывы.

Волк: ту-то; ту-то; ту-то (отчетливо протяжно).

Вызов гончих: ту-то; ту-ту-ту-ту; ту-ту-ту-ту; ту-ту-ту (протяжно-отчетливо, первое «ту-то» — долго, сводя на нет).

Зверь взят: ту-то; ту-то (протяжно).

Лисица: ту-то; ту-то (отчетливо протяжно).

Метать гончих: ту-то (коротко).

Сбор: ту-то (протяжно).

Тревога (на драку): ту-туту ту, ту-туту ту, ту-туту, ту-ту ту-туту ту-ту; ту-то-то (быстро, не затягивая).

Но как же самому научиться играть позывы, если рядом нет опытного наставника? Лучше всего воспользоваться советами известного гончатника Михаила Александровича Сергеева (1900–1977), опубликованными на страницах журнала «Охота и охотничье хозяйство» в сентябре 1977 года:

«Берем рог в правую руку, чтобы раструб был направлен кверху с небольшим отклонением вправо, а если рог в левой руке, то, соответственно, наклонение должно быть в левую сторону. Локоть руки, держащей рог, должен быть отставлен от туловища примерно на 20–30 см, чтобы свободно дышалось. В таком положении мы прикладываем мундштук рога к губам так, чтобы верхняя губа прикрывала 2/5 части чашечки, а нижняя — 3/5.

До того как набрать воздух в легкие и начать дуть, советуем несколько смочить губы языком, чтобы они были более чувствительными и эластичными при извлечении звука. Губы должны быть несколько напряжены, но ни в коем случае неперенапряжены.

Воздух следует набирать в то время, когда мундштук прижат к губам. Набирать воздух следует углами рта, закрытыми мундштуком. Количество вобранного воздуха должно быть достаточным для того, чтобы исполнить фразу средней длины. Перед тем как начать дуть, язык должен находиться за верхними зубами, а долю секунды спустя, после того как начнем выдувать воздух, его следует слегка оттолкнуть назад, к гортани.

Чтобы было ясно, как образуется звук, предлагаю упражнение без мундштука и рога. Подготовка та же, то есть нужно смочить языком губы, набрать необходимое количество воздуха и расположить язык за верхними зубами. Теперь, прежде чем начнете выдыхать, откройте слегка напряженные губы так, как если бы вы выпускали дым при курении. Дальше при помощи смоченных губ и подавая воздух, оттолк­ните язык к гортани и начните издавать звук, похожий на жужжание пчелы. Это и есть тот «материал», на котором рождается звук из рога. Когда это упражнение будет вами освоено, попробуйте повторить его с мундштуком, а затем с мундштуком и рогом. Так вы научитесь извлекать правильный звук из охотничьего рога.

Для того чтобы переходить от одного звука к другому, следует напрягать слегка губы (как для улыбки). Таким образом вы легко сможете подыматься по звукоряду, а чтобы возвращаться вниз, надо постепенно снимать напряжение губ.

Советуем для упражнения пользоваться приведенным звукорядом, не касаясь первоначально верхних си-бемоль второй октавы и до третьей октавы. Следите за тем, чтобы толчки языком были правильными, а издаваемый звук — чистым, широким и прямым, чтобы звук не был понижен или завышен».

Последовав этим несложным рекомендациям и хорошенько выучив предложенный выше вашему вниманию звукоряд, можно переходить к практическим занятиям на лесных опушках или окраинах степных островов.
И — ни пуха ни шерстинки вам и вашим питомцам в отъезжих полях!

Алексей РОДОВИТЫЙ
Фото Алексея ОБОЛЕНСКОГО



Ключевые теги: охота, охота с гончими



Другие новости по теме:

Просмотров: 1041   Автор: space 9-10-2010, 13:31    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика