COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)
Бескрайни просторы Отечества родимого, несчетно число мастеров-умельцев и художников русских, живших и живущих на землях предков своих. Нет ремесла народного, нет такого дела рукоприкладного, в которое не вкладывалась бы душа мастера, произрастая и расцветая в нем до границ бескрайних и высот недосягаемых. От отца к сыну, из поколения в поколение передаются опыт, техника, приемы. Индивидуальность одного сливается с другими, и струйкой ручейка впадает в широкую реку мастерства, создает образ целостного народного искусства: вечного, прекрасного и бесконечного в своем разнообразии.

Берестяной промысел нельзя назвать только русским, так как кору березы использовали все народы, на землевладениях которых росла белокорая красавица. Но именно русский умелец вдохнул в это занятие такую глубину духа, что наша береста превратилась в подлинные произведения искусства.

Внимание наших предков к бересте объясняется ее замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тепло, способна обеззараживать, имеет малый удельный вес и достаточную прочность. Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям, достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет.

В прошлые века на всех северных базарах и ярмарках России продавались большие полотнища бересты, называемые скальём. Их употребляли в строительстве, прокладывая в один–два слоя под штукатурку, что предохраняло строение от гниения и сохраняло тепло. На востоке Сибири и в Якутии местные жители делали из бересты временные жилища. Охотники, уходя на промысел, брали с собой свернутую в рулоны бересту, и она не давала им замерзнуть в холоде зимней ночи, позволяла отдохнуть и набраться сил для нового нелегкого дня. А летом шалаш из бересты защищал промысловика от жары. Из бересты делали лодки, детские колыбели, трафареты узоров для рукоделия и прочее. На севере Сибири из березовой коры делали ночные люльки для малышей, в отличие от дневных – из дерева. В такой колыбельке малыши не мерзли и спали здоровым сном. На жаре, во время полевых работ, берестяная утварь сохраняла продуктам и напиткам прохладу и свежесть, а зимой не давала замерзнуть. Молочные продукты не закисали в берестяных емкостях до двух–трех суток. Стоит упомянуть и Поморье, где бересту научились обрабатывать таким образом, что она приобретала свойства кожи, и из нее шили одежду. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки, сапоги.

В настоящее время современных технологий свойства бересты почти забыты. Но выходя из деревенских изб вчерашнего дня, береста начинает завоевывать городские квартиры, привлекать к себе внимание выставочных залов. Уникальные свойства, большое разнообразие приемов работы с этим материалом и способов его обработки дают в руки мастера огромные возможности. Освоив городское культурное пространство, в котором упор с утилитарного назначения бересты был смещен на декоративно-прикладное, крестьянский промысел стал городским ремеслом. В качестве примера этому наглядно служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской бересты. Современные мастера берестяных дел не стремятся сделать и продать на ярмарке как можно больше одинаковых туесков, а создают исключительные произведения, привлекающие внимание необычностью материала, воплощенного в знакомые формы.
Когда заходит речь об изобретении чего-то нового, например велосипеда, человеческая натура сразу же восстает в праведном возмущении: что все уже, мол, давно изобретено и куда тебе, обыкновенному человеку, преодолеть силу тяжести без посторонней помощи…

Однако стоит погрузиться в изучаемый материал полностью, без остатка, чтобы ни один твой волос не оставался над поверхностью, то тут же, перед мысленным взором, открываются необъятные просторы непаханой нивы. Вот оно – бескрайнее поле для творчества, работай, твори…!

Довольно длительное время я работал с берестой в общепринятом привычном направлении: стаканчики, шкатулки, туеса и пр. Варьировал лишь с внешним оформлением, год за годом экспериментируя с орнаментом и стилем. И жизнь моя в это время была привычная и монотонная. Все было хорошо и спокойно до тех пор, пока в голову не пришла шальная идея: а почему бы не сделать из бересты крынку для молока? И сразу же начался процесс, который можно назвать творческим: заработала мысль, назойливой мухой закружила над проблемой придания формы крынки бересте, при этом надо было сохранить утилитарность изделия. Упорный труд не пропал даром, и поставленная цель была достигнута. На свет появилась берестяная крынка, в которой молоко без холодильника хранилось до 3 суток!

И тут я понял, что береста открыла для меня такие широкие просторы для творчества, что от такой перспективы даже голова закружилась. Сразу же сформировалась цель: открыть для бересты двери столичных музеев и галерей, поставить ее в один ряд с золотыми и серебряными произведениями искусства. Настало время работать над другими столовыми предметами. И я сразу же взялся за изготовление чайника. Вот работа, которая поглощает тебя целиком и полностью. Ты не о чем ином и думать не можешь; с утра до вечера, и даже ночью, во сне, также приходят идеи: одна за другой. Забываешь обо всем…!

Затем процесс приобрел лавинообразный характер, и появились берестяной бочонок, бадейка, братина. И, наконец – самовар из бересты. В нем нельзя было кипятить воду, но разливать кипяток по берестяным чашкам, делая заварку в берестяном чайнике, одно удовольствие. Спустя три года я разработал и сделал первый берестяной самовар, не уступающий своему медному самоварному предку. С трубой, с дымом - все как положено. Вода вскипает от сгорающих щепок или шишек, в стальном титане. Остальное - только береста.

А когда в жаркий полдень я испил холодного пива из берестяного бочонка, простоявшего на солнцепеке несколько часов, да попил вечером чайку из берестяного самовара, то понял, что приближаюсь к поставленной цели.

Является ли мое искусство народным, или нет – решать не мне. Я работаю с традиционным материалом, но в необычных для бересты формах. В оформлении изделий использую славянскую символику (обереги) и традиционные русские орнаменты. При этом стараюсь не нагромождать излишние кружева орнамента, чтобы можно было увидеть сам материал, прочувствовать его. Береста способна воздействовать и на зрение, и на осязание, и на обоняние. Запах свежей бересты, разнообразная, хорошо подобранная гамма оттенков, теплота и нежность на ощупь – все это не может оставить человека равнодушным.

Любовь к березе, воспетая поэтами, не случайна. Душой мы родственны, землею сроднены. И мастеру надлежит выразить эту любовь так, чтобы она стала видна окружающим, чтобы чувства, вырвавшись наружу, обрели материальный облик в гармонии формы и цвета, в песне узора.

Шло время, год за годом, в мастерскую приходили и уходили ученики: и дети, и взрослые. Кое-кто оставался, хотя таковых были единицы. Не хватает терпения у современного человека. Надо все – и сразу. А что бы мастером стать – время нужно не малое, и терпения – воз, и соли – пуд. Но, стали появляться ученики, подмастерья и наконец новые мастера. И так, в декабре 2010 года в Шадринске появилась берестяная мастерская «Честа», работающая под моим руководством. Администрация местной мебельной фабрики помогла решить проблему с производственными, выставочными и офисными помещениями. И работа, милая сердцу и душе, пошла дальше. За все эти годы творения на этом поприще у шадринской бересты появились свои поклонники и ценители. И на сегодняшний день, несмотря на отсутствие до сих пор собственного магазина розничной торговли, у мастерской нет проблем со сбытом изделий. Постоянный поток заказов не дает мастерам сидеть без дела. А самой большой проблемой остается отсутствие свободного времени для созидания новых изделий, для воплощения в жизнь идей, тесной очередью томящихся в умах и душах мастеров-берестянщиков. Постоянная выставочная деятельность по России и за рубежом вывела шадринскую бересту на широкий уровень известности, и теперь от приглашений со всего света нет отбоя. Изделия шадринской берестяной мастерской зачастую служат в качестве подарков на самом высоком правительственном уровне. Шадринская береста на сегодняшний день хранится в Московском музее ДПИ, в Шанхайском музее центра промыслов и ремесел, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства, в музее Русского географического общества, в Чебоксарском государственном художественном музее, в Шадринском краеведческом музее, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

И все это – обычная береста – верхний слой коры березы. Удивительная и волшебная. Только она может глубоко проникнуть в русское сердце и тронуть спрятанные там струны памяти. И это не выдумки. Это вспоминание рода, воплощенное руками потомка в рукотворное изделие.

Владимир Махнюк


Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Берестяное барокко Владимира Махнюка. (20 фото)

Источники:
Сайт «Шадринская берестяная мастерская «Честа»: www.chesta.pro
Текст: www.stfond.ru

Ключевые теги: береста, Владимир Махнюк



Другие новости по теме:

Просмотров: 4146   Автор: space 11-09-2012, 22:43    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика