COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Бело-синее чудо из Гжели.
Бело-синее чудо из Гжели.

Как создается знаменитая русская гжель?

Какой иностранец не захочет купить в качестве сувенира гжельскую фигурку? Ведь поделки эти, по красоте своей оказавшиеся на грани сказки и были, поражают гармоничностью и фантазией. Но гжель - это не только статуэтки. Это еще и вазы, посуда, игрушки и даже предметы интерьера. Какова же история этих изделий?

Имя свое они получили от названия населенного пункта. В Гжели - регионе, который по праву заслужил звание колыбели русской керамики - еще в XIV веке появилось гончарное ремесло. Надо сказать, что для этого были все условия: земля была богата всеми необходимыми ресурсами. Но сначала никто и не думал о создании красивых изделий! Лишь к концу XVIII века местные мастера стали изготавливать гжельскую майоликовую посуду - изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.

Но намного популярней была одноцветная графическая роспись - тот самый синий рисунок, привычный для нашего глаза. Во многом гжельские мастера переняли этот опыт у московского купца Афанасия Гребенщикова. Именно на его заводах трудились многие гжельцы, которые потом использовали накопленный опыт уже на своих фабриках.

Но как же создавалось это радующее взор произведение искусства? Раскроем карты. Для начала на гончарном круге изготавливалась гипсовая модель. Ее обрабатывали с помощью клюшек-резцов. Потом по этой модели делали рабочую форму. В эту форму заливали жидкую фарфоровую массу, которая, затвердевая, приобретала нужные очертания. Потом изделия обжигались и расписывались той самой синей подглазурной краской, которая наносилась быстрыми мазками кисти.

Бело-синее чудо из Гжели.

Надо ли говорить, что каждая поделка с выполненным от руки орнаментом была уникальной? Несмотря на то, что все художники придерживались одного образца - модного дельфтского фаянса из Голландии - у каждого получался свой неповторимый рисунок.

XIX век - период расцвета гжельской майолики. Пришло время не только мелких поделок, но и крупных сосудов - под квас, пиво и даже под щи. Их создавали, ориентируясь на старинные фляги с дырочкой в центре огромного тулова. Туда предполагалось класть мешочек со льдом - такой спасительный в жаркое время. А само тулово помещали на подставу в виду львиных лап. Сосуды украшали изогнутыми ручками, носиками, маленькими скульптурами птиц и зверей.

Но в начале XX века гжельское искусство ждал кризис. Россия переживала не самые легкие времена, в период войн и разрухи стало просто не до гжельской майолики. А уж после революции про нее даже и не вспоминали. Казалось, это искусство погибло навсегда.

Однако после войны промысел начал возрождаться. Люди снова захотели наслаждаться красивыми бело-синими поделками. Впрочем, сделать это было не так просто. Из прежних мастеров уже никого не осталось, поэтому пришлось обучать новых работников. Настали годы кропотливой работы, но в конечном итоге она была вознаграждена.

Уже в 1972 году было создано известное по сей день объединение "Гжель". На предприятии стали трудиться множество творческих групп. Они создавали новые образцы гжельской майолики, соответствующие реалиям времени. Но одно правило все же было сохранено. По сей день изделия расписываются только вручную.

Юлия Энгель
Фото ymasharova

Источник: rus.ruvr.ru

Ключевые теги: народные промыслы, гжель



Другие новости по теме:

Просмотров: 2951   Автор: space 2-10-2012, 10:45    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика