COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (6)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.
Веками шло формирование культуры Оскольского края. События и явления, сменявшие друг друга на протяжении этого времени, отложили на неё свой отпечаток. Мало сохранилось свидетельств о самых ранних исторических этапах развития Оскольского края, потому что в плане археологии эта местность мало изучена.

Поосколье одним из первых в Восточной Европе стало центром металлургического производства. Обнаруженные изделия из камня, металла, остатков керамической посуды, не имеющей аналогов, свидетельствуют о небывалом уровне развития земель до татаро-монгольского нашествия. За период господства кочевников территория края пришла в сильное запустение и получила название «Дикое поле» из-за обширных территорий, слабо заселённых кочевыми и полукочевыми племенами. Кроме того, после освобождения России от татаро-монгольского ига на территории, южнее реки Оскол всё ещё оставались поселения Крымских татар и Ногайских орд, которые беспрестанно совершали отсюда набеги на южные окраины России.

Город Оскол был образован в 1593 году как одна из крепостей Белгородской оборонительной черты для защиты южных рубежей России от набегов кочевников. С этого периода началось активное заселение края. Население крепости, главным образом, было служилым и набиралось по прибору преимущественно из северных и центральных территорий России. К началу XVII века первый этап заселения был завершён. Город-крепость Оскол весь XVII век имел исключительно военное, оборонительное значение. Городские жители несли военную службу и одновременно занимались земледелием, то есть преобладал военно-земледельческий тип хозяйствования. Посада, как пункта торговли и промышленной деятельности, в тот период так и не сложилось. Город в этом плане представлял собой лишь место свободного обмена простейшими продуктами сельского хозяйства. Объективные причины – разорение города постоянными набегами кочевников и крупные городские пожары – значительно подрывали зарождающуюся ремесленную культуру. Так, после пожара 1617 года значительная часть населения покинула территорию поселения. До середины XVII века правительство пыталось вернуть людей на прежние места. Население города, согласно Писцовым книгам, составляло на тот момент 1531 человек.

И только с начала 90-х годов наблюдается рост городского населения. Город постепенно начинает утрачивать своё оборонительное значение из-за значительного отодвижения границ России на юг. Для этого времени характерны вновь начавшаяся массовая миграция в Поосколье из других городов: Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья. Значительное развитие получили пригородные слободы, где стала активно развиваться промысловая деятельность служилых людей. Происходит увеличение численности крестьянских дворов из-за явной тенденции перевода крестьян из других уездов. Город начинает формироваться как административно-чиновничий центр района. Постепенно развиваются промышленность и ремёсла. Согласно статистическим сведениям, в 1719 году в пригородной «Казачьей» слободе 78 дворов и 50% владельцев, служилых людей «казачьего чину» основные средства к жизни получали от занятий «рукомеслом», преимущественно гончарным делом.

Возможно, в этот период и начинает формироваться подсобный промысел глиняной игрушки при основном гончарном. Сложно пока установить предпосылки возникновения промысла, возможно, идея глиняной игрушки была привезена переселенцами, и промысел органично лёг на местную основу, которая, несомненно, была. Об этом свидетельствуют находки простейших форм свистулек – окарин с 3-мя или 5-ю отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Профильный силуэт другой игрушки, «уточки», напоминает очертания многих бытовых предметов – украшений, посуды, деревянных деталей декора изб, относящихся к IX-XII векам. Эта игрушка имеет кардинальное отличие от других образцов «уточек», появившихся в более поздний период. Некоторые образцы игрушек, находящиеся в Старооскольском краеведческом музее и музее школы № 28 города Старый Оскол, позволяют определить время их возникновения – это первая половина XVIII века. Такой вывод можно сделать по внешнему виду одной из игрушек этой группы – «всадник» (Фото 1).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 1. Всадник в треуголке драгунского полка.

Возможно, игрушка изображает военного всадника Петровского времени – драгуна. Так как по указу Петра I в 1699 году среди новых полков были образованы 2 драгунских полка, у которых была похожая форма одежды (Фото 2).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 2. Драгуны Петра I.

Другая фигурка «всадник» изображает собой образ казака в характерном казачьем головном уборе. В тот период казачество было одной из обширных групп населения края. Обобщение образов в фигурках доведено до предела. Фигурки всадников выполнены без ног и представляют собой лишь небольшой комочек глины в слитом с головой головном уборе. Вся фигурка всадника тесно прижата к острой гривке коня. Нарочито гипертрофированные руки крепко держат шею коня. Подобного типа игрушки представляют собой небольшую группу, представленную различными вариациями всадников.

Эта группа игрушек отличается своеобразным оформлением лица всадников, которое не встречается в других промыслах. Лицо оформлялось в виде небольшого налепа с защипом двумя пальцами, имитирующим форму носа и прокалыванием глаз и рта плоской палочкой. Из-за этого лицо напоминает некое подобие маски. Фигурки всадников немного напряжены и очень динамичны за счёт упругости в постановке ножек коня и особой, еле уловимой, передаче движения всадника, метко подмеченного мастером. Оформление фигурок явно архаично, о чем свидетельствует грубоватость исполнения, условность и суровость образа (Фото 3).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 3.

Следов росписи на этих игрушках не обнаруживается. Образ всадника глубоко символичен. Возможно, на тот период эти игрушки и не составляли предмета торговли, но делались взрослыми в свободное время для детских игр и забав, одновременно удовлетворяя стремление к художественному творчеству и самовыражению.

В игрушке мастер выступает в роли художника. Обращает на себя внимание одарённость мастера, его наблюдательность, стремление к передаче явлений окружающего мира, но при этом в игрушках отсутствуют черты реальности.

Если обратиться к истории всех игрушечных промыслов, то привлекает внимание тот факт, что начало формирования игрушечных промыслов по всей России относится именно к XVIII - XIX векам. Вероятно, на повсеместное образование игрушечных промыслов оказали влияние общие исторические процессы, происходящие в России. Для этого времени характерно укрепление Российской государственности, улучшение внешнеполитической и внутриполитической жизни. Самое главное, как и во всей Европе, происходит постепенный переход от феодального строя к капиталистическому, индустриализация общества и развитие торговых отношений между областями России. Такие коренные преобразования оказывают своё влияние на все сферы деятельности общества, начинает формироваться новая традиционная культура России.

Период до XVIII века характеризуется социально-экономической и политической нестабильностью, процесс формирования русской нации еще не завершен, происходят массовые миграции населения из одних регионов в другие, многие народы России ведут кочевой и полукочевой образ жизни. А зарождение традиций возможно лишь при условии длительной стабильной общности людей, основанной на единстве территории проживания и социально-экономических условий. Может быть, по этой причине мы не видим плавного перехода в предметах декоративно-прикладного искусства, в частности, в игрушке, от древних форм к новым.

Процессы, происходящие в стране, нашли своё отражение в истории города. Старый Оскол в XVIII - XIX веках проживал те же процессы, что и другие уездные города того времени. С середины XVIII века начинается значительный подъём экономики и культуры края. Постепенно увеличивается количество ярмарок, базаров, лавок и иных торговых заведений, что доказывает высокий уровень развития земледелия, животноводства, кустарных промыслов, ремёсел и перерабатывающих производств.

Наряду с другими видами промыслов продолжает свое развитие старооскольская игрушка. Образцы, хранящиеся в краеведческом музее, наглядно показывают нам это развитие. В ряду образов «всадников» появляются образы «Конька» и «Барашка». Все игрушки становятся немного более пластичными, формы – более отточенными, больше проявляется стиль. По внешнему виду игрушек, по характеру лепки можно определить, что сделаны они были разными мастерами, но в едином стиле, черты которого прослеживаются и в современной игрушке. На этих игрушках уже просматриваются следы ангобной росписи в виде вертикальных полос, но роспись довольно архаична (Фото 4, 4а, 5, 5а).

Фото 4. Игрушки 1-го типа (коник, всадник).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 4а. Игрушки 2-го типа (коник).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 5. Игрушки 1-го типа (коник, барашек).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 5а. Игрушки 2-го типа (барашек).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Примерно к периоду начала XIX века можно отнести образцы игрушек немного другого типа. Эти игрушки отличаются по приёмам изготовления и по внешнему виду от игрушек первого типа. Откуда пришла такая форма, неясно, потому что промежуточных форм игрушек, характерных для постепенного сложения стиля, пока не обнаружено.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 6. Барыни.

В ряду прежних образов « Всадников», « Барашков», «Коньков» в первом и во втором типе игрушек появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810-1820 годов головных уборах (Фото 6), «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века (Фото 8, 9).О том, что эти игрушки принадлежат отдельно к 1-му и 2-му типу, говорят единые приёмы лепки и декорирования, немного различные для тех и других, а также схожий глиняный черепок и ангобная роспись в виде вертикальных полос в каждом из них.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 8. Всадник в двууголке.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 9. Двууголка начало 19 века.

Игрушки 2-го типа отличаются плавными, мягкими линиями очертаний, чуть более богатым лепным декором, некоторой небрежностью и живостью линий. Животные в этой группе изображены более приземистыми за счёт очень коротких и значительно выступающих вместе с грудкой вперёд ножек. Хотя лица и руки «Всадников» и «Барынь» всё так же гипертрофированны, попадаются экземпляры с более сглаженными чертами лица. Оформление голов животных тоже несколько отличается от оформления голов игрушек 1-го типа.

Все найденные образцы игрушек носят следы повреждений, характерных для разрывов при обжиге. Основная масса была найдена на месте бывших выгребных ям, вероятно, это отбракованные игрушки. Живые и скорые приёмы лепки говорят о том, что игрушек очень много лепили, а значит, они пользовалась большим спросом.

В настоящее время сложно установить, как развивались оба этих вида относительно друг друга, но можно сказать одно: наивысший подъём в своем развитии старооскольская игрушка испытывала в середине XIX века, затем постепенно происходил некоторый упадок, и связано это было, скорее всего, с общим падением экономики города.

Тому были объективные причины. Начавшийся в 1835-м году голод, крупные городские пожары, многолетняя эпидемия холеры и постройка во второй половине XIX века тракта Харьков-Курск-Москва, который прошёл в стороне от города, развитие промышленности подорвали кустарную и ремесленную деятельность в городе. Так, к 1904 году количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов, в середине 19 века до 67 дворов.

Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку. Изучая образцы игрушек, часть из них можно датировать концом 19-го – началом 20-го века. В них явно просматриваются попытки поиска нового стиля, выразившиеся в подражании фарфоровым статуэткам и фабричным игрушкам (Фото 10). Очевидно, в этот период появляются новые образы игрушки – мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX - начала XX века, новые образы зверей и птиц - «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка». «Всадники» немного теряют свой решительный, напористый и суровый вид военных, становятся похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобретает многоцветность и разнообразие в орнаментации.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 10. Попытка подражания фарфоровым статуэткам.

На протяжении всего периода истории развития ремёсел и промыслов Старого Оскола нет никаких письменных свидетельств о развитии этого подсобного промысла. Это может говорить о том, что игрушечный промысел не был выделен в специализированную ветвь и не имел особенного значения в промысловой жизни ремесленников. Тем не менее, древние основы игрушки в своём внешнем облике сложились в своеобразные местные стилевые черты, значительно отличающиеся от других промыслов.

С начала XIX века, согласно воспоминаниям старожилов, становятся известны некоторые фамилии мастеров, изготавливающих игрушки и самые известные из них из династий Лихачёвых, Заниных, Распоповых. Но самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки (Фото 11, 12).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 11. Евдокия Михайловна Тарарыева (Гончарова).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 12. Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы.

В своё время мастерицы обогатили мир игрушек новыми бытовыми образами. Таковы сюжеты «Пара», «Иван», «Семья». Их игрушки отражали черты реальной жизни, но были также неизменно обобщены (Фото 13). В 2010 году не стало последней из сестёр Натальи Михайловны, но их традиция жива в творчестве её учеников Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых (Фото 14). Тем не менее, используя метод творческого варьирования, они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Баба с птицами», «Баба с поросятами», «Баба с козой», «Семья медведей» (Фото 15, 15а).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 13. Игрушки Натальи Михайловны Гончаровой.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 14. Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 15. Игрушки Татьяны Лобынцевой.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 15а. Игрушки Владимира Лобынцева.

Владимир Иванович и Татьяна Викторовна обучают мастерству лепки своих учеников в клубе «Традиция», образованном при Центре декоративно- прикладного творчества в 2007 году. Сегодня подготовлено четыре мастера, освоивших традицию лепки игрушки: Е. Мерзлякова, В. Мухомедзянова, В. Шевцов Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей (Фото 17, 17а, 18).

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 17. Игрушки Рощупкиной.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 17а.

История Старооскольской глиняной игрушки. Пути возрождения.

Фото 18. Оксана Михайловна Рощупкина.

На сегодня существует база для дальнейшей работы, потому что, как утверждают мастера, только освоив приёмы лепки игрушки сестёр Гончаровых, можно до конца понять пластику и приёмы лепки игрушки XVIII - XIX веков. А закончить хотелось бы словами выдающегося русского композитора И. Ф. Стравинского, который выразил понятие традиции в широком смысле: «Традиция - понятие родовое; она не просто «передаётся»…, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растёт, достигает зрелости, идёт на спад и, бывает, возрождается». Эти слова вселяют надежду.

Белых Инна Викторовна,
Народный мастер Белгородской области,
директор МБУК «Старооскольский центр
декоративно-прикладного творчества»

Культура регионов России: www.culturemap.ru

Ключевые теги: народный промысел, Старооскольская глиняная игрушка



Другие новости по теме:

Просмотров: 3187   Автор: space 18-12-2013, 23:59    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика