COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (7)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Художественная ковка. Часть 2.
Художественная ковка. Часть 2.

Во втором номере за этот год мы рассказали о том, какие инструменты нужны для занятий художественной ковкой, и дали описание нескольких кузнечных операций. Сегодня мы заканчиваем разговор о художественной ковке.

ГИБКА

Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на специальной оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее укладывают на наковальню, прижимают сверху кувалдой и загибают выступающий конец ударами подручника. Если нужно придать заготовке плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге наковальни. Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие наковальни. Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают в холодном состоянии в тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот прием применяют при изготовлении декоративных деталей - так называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали выколачивают на конической оправке, а затем совмещают основания полученных спиральных конусов.

СКРУЧИВАНИЕ

В кузнечных изделиях старые мастера нередко применяли оригинальный способ декорирования - скручивание. Стержни толщиной не более 10 мм скручивали обычно в холодном состоянии, но предварительно их отжигали и постепенно охлаждали на воздухе или в древесной золе. Обычно скручиваемые стержни имеют прямоугольное или квадратное сечение. Перед началом скручивания один конец стержня зажимают в тисках и надевают на стержень металлическую трубку - она необходима для того, чтобы воображаемая ось стержня оставалась во время скручивания прямой. Скручивают стержень воротком, надетым на свободный конец. Скрученные детали будут более выразительными, если стержни предварительно насечь зубилом или же на противоположных гранях выбить продольные углубления.

ПРОШИВКА

Отверстия в заготовках прошивают (пробивают) бородками - специальными кузнечными пробойниками, укрепленными на деревянных ручках. Бородки могут иметь круглое, овальное, квадратное или прямоугольное сечение. Пробивают отверстия в несколько приемов на пробойной плите, которую укрепляют в наковальне. Вначале заготовку пробивают примерно на три четверти ее толщины. Затем, перевернув ее на 180°, окончательно пробивают сквозное отверстие. Если нужно увеличить диаметр отверстия, то в него вбивают оправку с соответствующим сечением. Примерно так же прошивают отверстие в узком бруске, но вместо пробойника используют зубило. Вначале зубилом пробивают продольное отверстие, которое затем расширяют оправками круглого или квадратного сечения. Так пробивают отверстия, необходимые при соединении деталей подсвечника, решеток и т.п.

РАССЕКАНИЕ

Часто декоративными элементами кованого изделия служат всевозможные завитки. При этом заготовку зажимают в тисках и частично рассекают металл зубилом под острым углом к продольной оси заготовки. Полученный длинный клинообразный шип отгибают и затем на коническом роге наковальни скручивают в виде завитка.

Выразительные декоративные детали получают путем рассекания прямоугольного стержня посередине. Просеченное отверстие расширяют на роге наковальни, а затем поворачивают концы стержня по обе стороны отверстия на 180° или 360° относительно друг друга.

КОВКА ВЕТКИ

Чтобы не портилась наковальня, под заготовку подкладывают лист железа. На плоской заготовке прорубают примерные контуры листьев и завитков. Затем вырубленные элементы разводят, вытягивают, придают листьям определенную форму и закручивают завитки. В заключение на листья наносятся условные изображения прожилок в виде продолговатых углублений.

ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Кованые детали перед сборкой часто бывает необходимо обработать обычными слесарными инструментами. Напильниками с различными сечениями опиливают острые кромки и заусенцы, образующиеся при рубке и прошивке металла. Ими же растачивают и придают необходимую конфигурацию сквозным отверстиям. Если необходимо получить ровную и блестящую поверхность, ее выравнивают шаберами, а потом зачищают наждачной бумагой. Матовую поверхность создают с помощью чеканов - зернильников или канфарников (см. статью о чеканке в восьмом номере за 1982 г.). Ручную слесарную ножовку применяют не только для разрезания заготовок, но и для выполнения различных пропилов, отрезания лишнего металла. Некоторые детали, например листья, тарелочки для подсвечников, вырезаются из листового металла ручными или рычажными слесарными ножницами. Вырезанные из жести детали формуют в холодном состоянии на опорном выколоточном инструменте, на свинцовой плите или на торце деревянной колоды выколоточным молотком или чеканом со сферическим бойком. Чтобы выколотить тарелочку для подсвечника, вырезанный жестяной кружок проковывают по спирали, начиная от центра и постепенно приближаясь к краям. Если глубина выколотки после первой проковки оказалась недостаточной, диск снова отжигают на огне до красного каления и в той же последовательности проковывают еще раз. Затем в центре прошивают или сверлят отверстие и оправкой с квадратным сечением формуют квадратное отверстие.

Художественная ковка. Часть 2.

1- гибка заготовки на ребре и на роге наковальни. 2 - последовательность гибки декоративной шишки. 3 - гибка завитка на роге наковальни и оправке. 4 - скручивание стержней, имеющих различное сечение.

СОЕДИНЕНИЕ КОВАНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Соединять готовые детали можно скобами, обоймами и заклепками. Эти детали не только обеспечивают высокую прочность, но в то же время становятся выразительными декоративными элементами. Чтобы получить скобу, в заготовке зубилом пробивают два узких параллельных отверстия, затем выдавливают расположенную между ними полоску металла и оправкой придают ей форму полукольца или кольца. В образовавшуюся скобу при соединении вставляется стержень сопрягаемой детали.

Обоймы представляют собой узкие полоски металла, которыми обжимают соединяемые детали.

Заклепки куют из прутка с квадратным сечением. Соответственно заклепкам в соединяемых деталях пробиваются прямоугольные отверстия.

Освоив приемы ковки, можно приступить к изготовлению небольших кованых вещей, которые не только украсят современное жилище, но и будут полезными в быту. Кованые изделия отличаются выразительностью силуэта, простотой и целесообразностью конструкции. Кузнец-художник часто намеренно не сглаживает следы от кузнечных инструментов - они подчеркивают рукотворность поковки и пластичность металла.

Художественная ковка. Часть 2.

1 - последовательность прошивки заготовки пробойниками (бородками). 2 - прошивка отверстий зубилом и формовка круглой и четырехгранной оправками. 3 - рассекание металла зубилом и различные виды кованых завитков. 4 - рассекание заготовки и последовательность получения крученых шишек.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСТАВКИ ДЛЯ КНИГ

Подставка для книг относится к наиболее простым кованым изделиям и состоит всего из одной детали. Такую подставку обычно ставят на письменный стол. Она рассчитана на небольшое количество книг - тех, которые всегда нужны для занятий. Это могут быть, например, учебники или справочники. Выполняют подставку из прямоугольной пластины, которую осаживают постепенным расковыванием с двух противоположных концов. Затем пластину вырубают по контуру, рассекают и выгибают декоративные завитки. Потом сгибают так, чтобы образовались две боковые стенки.

Художественная ковка. Часть 2.

1 - последовательность изготовления кованой ветки. 2 - приемы формовки скобы и соединение деталей с ее помощью. 3 - примеры соединения деталей обоймами и заклепками. 4 - формовка деталей на выколоточном опорном инструменте и молотком на свинцовой плите.

ДВЕРНАЯ РУЧКА С ЛИЧИНОЙ

Для дверной ручки также желательно подобрать заготовку в виде толстой пластины. Постепенно проковывая пластину, осаживают одну ее половину с таким расчетом, чтобы она стала в два раза тоньше. Затем заготовку вырубают по контуру и прошивают отверстия для заклепок и замочной скважины. Затем с одной стороны заготовку сгибают в виде скобы, а с другой - рассекают и формуют небольшой декоративный завиток. После охлаждения точно по размерам растачивают отверстие замочной скважины и опиливают острые ребра. Особенно тщательно нужно обработать скобу. На ней не должно быть заусенцев, острых углов и кромок, которые могут поранить руку.

Художественная ковка. Часть 2.

Образцы кованых изделий

1 - последовательность изготовления стойки трехсвечника: а) заготовка; б) вытягивание части заготовки; в) скручивание средней части; г) рассечение заготовки и ковка наконечника. 2 - поперечная перекладина трехсвечника. 3 - собранный трехсвечник, подсвечник и подставка для книг. 4 - замочная личина с ручкой и ее заготовка.

ПОДСВЕЧНИКИ

Наиболее распространены кованые подсвечники для одной и трех свечей, так называемые односвечники и трехсвечники. При их изготовлении можно применять самые разнообразные технические приемы: рассекание, гибку, скручивание, соединение обоймами, скобами и заклепками.

Наиболее простой односвечник состоит всего из двух деталей подставки-треножника и тарелочки для отекания расплавленного воска. Чтобы изготовить подставку, один конец прутка с квадратным сечением проковывают до образования остроугольной вытянутой пирамиды. В середине пруток рассекают, формуют шишку или же скручивают. Затем утолщенный конец прутка рассекают на три части. Их проковывают так, чтобы они представляли собой усеченные пирамиды, и разводят в стороны, чтобы образовался устойчивый треножник. Сверху насаживается заранее выколоченная тарелочка с квадратным отверстием в центре.

При изготовлении трехсвечника на подставку-треножник дополнительно насаживается поперечник с острыми концами, согнутыми под прямым углом. На концы насаживаются тарелочки.

ПАТИНИРОВАНИЕ

Кованое изделие после сборки, а иногда и до нее покрывают тонким защитным слоем патины, которая одновременно имеет декоративное значение. Темные тона патины подчеркивают пластику кованых деталей, зрительно усиливают весомость металлических конструкций.

Перед патинированием образовавшуюся на поверхности поковки окалину удаляют наждачной бумагой. Затем зачищают поверхность металлической щеткой и шлифуют пастой из пемзового порошка, разведенного водой.

Один из наиболее древних способов чернения железа заключается в том, что на детали поковок наносится тампоном тонкий слой льняного или любого растительного масла. Затем поковку устанавливают на асбестовую плиту или подставку из кирпичей и обжигают паяльной лампой, газовой или керосиновой горелкой. Обжигают поковку постепенно, нагревая до тех пор, пока на ее поверхности не появится глубокая темно-коричневая или черная окраска. Конечно же, работать с огнем нужно не в комнате, а во дворе, и чтобы поблизости не было легковоспламеняющихся материалов.

Патину почти любого цвета можно получить и другим способом - нагреванием поковок до появления нужного цвета побежалости - от соломенно-желтого до иссиня-черного. Тонкий слой патины следует закрепить восковой мастикой. Расплавленный на водной бане воск или парафин смешивают со скипидаром (на две части воска одну часть скипидара). Остывшую мастику наносят на поковку тряпичным тампоном и после высыхания натирают войлоком до появления мягкого блеска.

Художественная ковка. Часть 2.

Трёхсвечник. Середина XVIII в.

Г. Федотов
Рисунки автора

Журнал "Юный техник" №5, 1984 г.


Ключевые теги: ковка, художественная ковка



Другие новости по теме:

Просмотров: 2233   Автор: space 23-12-2014, 15:24    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика