COMGUN
 



«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

  Архив новостей

Декабрь 2016 (2)
Ноябрь 2016 (31)
Октябрь 2016 (36)
Сентябрь 2016 (5)
Май 2016 (4)
Апрель 2016 (13)




Google+

Священные озера Кольского полуострова.
Священные озера Кольского полуострова.

Старая саами Апполинария Голых

Аполлинария Ивановна Голых родилась в тундре, на Кольском полуострове. Она – одн!а из старейших представителей малочисленного народа саами. Аполлинарии Ивановне 80 лет. Живет она на берегу Ловозера, но ни разу не подходила близко к священному водоему.

– Нельзя, – объясняет Аполлинария Ивановна. – Озеро не любит праздного и любопытного взгляда. Это сейчас рыбаки каждый день бороздят по воде на лодках, ловят рыбу. Раньше рыбачить можно было в особых местах. Может, от того, что мы не уважаем свои святыни, и столько горя вокруг? И поэтому нас, саамов, остается на земле все меньше и меньше?

Священные озера Кольского полуострова.

Причал у Ловозера

Ловозеро и Сейдозеро, расположенные в самом сердце Кольского полуострова, считаются у местного населения священными много веков. Издревле здесь жили саамы – малочисленный финно-угорский народ. Согласно последней переписи населения, сейчас в России проживает всего 1800 представителей этой народности, и половина из них – в Ловозерском районе Мурманской области. Здесь издревле все названия на саамском языке. На нем и сейчас говорят взрослые и дети.

Священные озера Кольского полуострова.

Ловозеро

Когда-то в этом районе Кольского полуострова был шаманизм. Он и сейчас здесь остался, правда, сами шаманы не афишируют свои способности и знания. Большинство саамов – православные, и, тем не менее, в крайних случаях обращаются к помощи местных знахарей.

– Вот я, например, крещеная, иногда хожу в церковь, – рассказывает Аполлинария Ивановна. – Но земля у нас особая, и здесь не каждая церковь строится. Вот в соседнем поселке, например, нет храма. А пытались строить его дважды. Один раз во время строительства рабочий случайно отрубил себе ногу топором. Решили, что строительство надо отложить. Выбрали другое место. Снова авария случилась. И тогда решили, что деревня обойдется без церкви. Здесь особые места, и православные священники с этим считаются. Если местные духи не позволяют, значит, не надо идти против их воли.

По побережью священных озер можно увидеть сейды – священные камни для поклонения. Сюда местные и туристы приносят свои подношения и просят о самом сокровенном.

– Сейды – как гнезда. Здесь хранятся чужие тайны, и разорять их нельзя ни в коем случае: духи могут осерчать и наказать, – говорит Аполлинария Ивановна. – Мой муж однажды набрел на такой сейд. Под слоем мха нашел несколько горстей медных и серебряных монет XVII века. И взял одну монету с собой. Когда я узнала об этом, спросила: «Зачем взял? Не ты туда ее положил, не тебе и забирать». Он собирался вернуть ее обратно, но все времени не было. А потом неожиданно заболел и скончался... Уже наши дети отнесли монетку к берегу. Сейд не нашли и бросили монету в воду. Больше в нашей семье никаких бед не случалось...

Священные сейды и сейчас считаются местами поклонения. Причем это не обязательно камень. Сейдом может считаться ущелье в горе, дерево в лесу, горная тропа. Каждый выбирает сейд для себя и доверят ему свои тайны и самые сокровенные просьбы.

Великан Куйва чужих не пускает

Священные озера Кольского полуострова.

Великан Куйва

Куйву видно практически с любой точки северного Сейдозера. Великан навсегда впечатан в скалу и наблюдает за всем, что происходит на водоеме и вокруг него.

Куйву почитают и побаиваются. Некоторые туристы, прибывающие на самое загадочное озеро Кольского полуострова, пытаются попросить о чем-нибудь грозного великана.

– Делать этого не следует, Куйва здесь не для того, чтобы исполнять чужие желания, – рассказывает местный житель Михаил Бараковский. – Он контролирует порядок, не пускает сюда чужих. Но вот к мольбам и просьбам Куйва абсолютно глух.

Согласно одной из легенд, великан был предводителем чудинов – врагов саамов. Его войско приходило сюда с юга и грабило лопарей. Куйва одним ударом убивал нескольких человек. Великан считался непобедимым, пока во время одной из битв не был повержен и впечатан в скалу. Саамские духи приговорили Куйву к «пожизненному заключению». С тех пор он охраняет Сейдозеро и его окрестности от врагов.

– Для Куйвы это проклятие, но плохого ждать от него не стоит, он не посмеет причинить кому-либо зло.

На всей территории вокруг священного озера раскиданы сейды – святилища саамов.

– Поэтому здесь ни в коем случае нельзя ругаться, – говорит жительница поселка Ловозеро Татьяна Сечко. – Мы, саамы, бываем здесь редко, а туристов предупреждаем: ни в коем случае не стоит возмущаться плохой погодой или, споткнувшись о корни деревьев, материться. Кто знает, может, в этот момент вы потревожили чей-то сейд? Наоборот, надо извиниться и пройти мимо.

Священные озера Кольского полуострова.

Заросли папаратника у Сейдозера

На Сейдозере особый микроклимат. Здесь температура воздуха почти всегда на несколько градусов выше, чем на территории Кольского полуострова. Представители малочисленной народности саами считают, что микроклимат создают местные духи. Другие полагают, что тепло и безветрено на Сейдозере благодаря местному ландшафту: водоем со всех сторон окружен горами. Здесь растут пальмы – так местные жители называют раскидистые заросли папоротника. Среди них – поляны танцующих берез.

Священные озера Кольского полуострова.

Танцующая береза

– Местным духам поклоняются даже деревья, – считают местные жители. – Поэтому наши березы все время находятся как бы в поклоне.

Считается, что на Сейдозере особая энергетика. Многие приезжают сюда со всей России, ставят палатку и проводят здесь несколько дней или недель.

Священные озера Кольского полуострова.

До Сейдозера можно добраться только на катере

– Правда, не все, кто приезжает на Сейдозеро, чувствуют здесь прилив энергии, – говорит Михаил Бараковский. – Я занимаюсь тем, что развожу людей по островам, и чаще всего именно на Сейдозеро. Так вот, встречаются такие туристы, которые хотят провести в священном месте недельку. Приезжают, осматриваются и тут же просятся обратно. Бегут с этого места, не оглядываясь! Плохо себя чувствуют, кто-то сразу начинает болеть и старается поскорее вернуться. Это духи Сейдозера и великан Куйва предупреждают, что людям нужно ехать в другое место...

Погремушки из оленьих шкурок

Екатерина Коркина шаманкой себя не считает. Но если к ней обращаются люди со своими недугами или проблемами, никому не отказывает.

– Это совсем не значит, что я могу всем помочь, – говорит Екатерина. – Некоторых людей я слышу, некоторых – нет.

Дар «слышать» у Екатерины Коркиной появился после того, как она переехала в поселок Ловозеро.

– Я попала в больницу, предстояла операция. Лечащего врача я ни разу до этого не встречала. Когда он появился в палате, я неожиданно услышала, как внутренний голос сообщил мне: этому доктору нужно сделать одну важную работу, причем в сжатые сроки; он совершит открытие и прославится. «Доктор! Мне нужно сказать вам что-то важное!» – заявила я и все передала. Но врач, кажется, решил, что я не в себе. Потом узнала, что к словам моим хирург не прислушался, до сих пор работает в той же больнице. А я занимаюсь лечением людей. Могу снять боль, отогнать дурные мысли и тревожность. У меня даже специальные приспособления для этого есть – погремушки из оленьих шкурок. Под их шорох мои гости засыпают и просыпаются уже другими людьми.

Священные озера Кольского полуострова.

Саамский чум

Древние цивилизации. Призрак Гипербореи

Некоторые ученые уверены, что именно на Кольском полуострове сохранились останки Гипербореи.

– Предположительное местонахождение того, что осталось от культурных очагов Гипербореи, было открыто во время экспедиции в район горного массива Ловозерской тундры и священного саамского Сейдозера, – писал в своих докладах историк Валерий Демин. – На высоте 500 метров обнаружены культовые и оборонительные кладки, геометрически правильные плиты с таинственными знаками и следами техногенной обработки. А также останки обсерватории – проложенный в скальных породах и устремленный в небо 15-метровый желоб с визирами. Отдаленно он напоминает утопленный в грунте желоб знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом.

Это открытие историк Демин сделал в конце ХХ века. С тех пор на место останков Гипербореи приезжают его последователи. Они считают, что именно здесь концентрируется космическая энергия. Правда, другие ученые, исследовавшие эту же территорию, открытие Демина не подтвердили.

Самая первая станция. Северное сияние круглый год

Именно на берегу Ловозера 65 лет назад была открыта первая в России станция по изучению северного сияния. Она существует здесь до сих пор.

Священные озера Кольского полуострова.

Валентин Косолапенко знает все о северном сиянии

– Мало кто знает, что сияние бывает не только зимой, – рассказывает научный сотрудник Ловозерской обсерватории Валентин Косолапенко. – Конечно, летом, во время полярного дня увидеть его можно только с помощью специальных приборов. Я наблюдаю за ним круглый год в течение сорока лет. И знаете, что заметил? Это природное явление мы видим в разных формах. Однажды я наблюдал на небе сияние в виде гигантских человеческих губ. Они шевелились. Было ощущение, что они со мной разговаривали! Как будто хотели сказать мне что-то очень важное, приоткрыть какую-то тайну. Причем я был в совершенно нормальном состоянии. Тогда еще подумал: было бы неплохо пригласить к нам в обсерваторию субпереводчиков с разных языков мира. Может быть, они сумели бы разгадать то, что северное сияние хотело нам рассказать? Но эту идею никто не поддержал.

Кстати, зимой над Ловозером местные жители наблюдают северное сияние в виде пятен, которые складываются в разные рисунки. Местные жители ждут этого периода и гадают на полярном небе как на кофейной гуще. Говорят, что некоторые гадания сбываются.

Три дня в безмолвии. Шаманские танцы довели до развода

Сейчас Татьяна Сечко возглавляет Ловозерский национальный культурный центр. Живет в поселке Ловозеро. На священном Сейдозере она бывает раз в год.

- Стараюсь не злоупотреблять, да мне этой энергии хватает на целый год, - рассказывает директор центра.

Священные озера Кольского полуострова.

Саами Татьяна Сечко Фото: из личного архива Татьяны Сечко

Татьяна Сечко - потомтсвенная саами. Натура творческая, всю жизнь участвовала в самодеятельности, изучала саамские танцы.

- Много лет работала в саамском коллективе, мне досталась роль шаманки. И те, кто узнавал, чем я занималась, предупреждали: «Таня, будь осторожна!» Но я не придавала этому особого значения. Казалось: что такого в моих танцах? Потом вышла замуж, родила сына. Но на сцене продолжала оставаться шаманкой. Муж, сходив однажды на мой концерт, тоже стал отговаривать: «Вот ты изображаешь шаманку, а потом все это в дом несешь.» Мне казалось, что супруг даже стал меня как-то побаиваться. И знаете, в результате мы разошлись. А я вскоре ушла из ансамбля. Человек я современный, но мне кажется, что любой саами, родившийся в наших краях, не может не верить в местные легенды. Конечно, сейчас нет у каждого своего сейда - эта традиция отошла. Но когда я приезжаю на священное озеро, то чувствую, будто духи со мной разговаривают. Как будто в каждом камне живет какая-то тайна.

Фото Алена Бобрович

Источник: www.metronews.ru

Ключевые теги: саамы, финно-угорский народ, Ловозеро, Сейдозеро, Кольский полуостров, Мурманская область



Другие новости по теме:

Просмотров: 2861   Автор: space 1-09-2012, 14:24    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей
Студия Сергея Донцова. Уникальные картины на зеркале.
Яндекс.Метрика