|
Шинель – форменное пальто, элемент военного обмундирования граждан, проходящих службу в рядах Российской Армии и Военно-Морского флота, рядовых и офицеров. А также чиновников и гражданских лиц некоторых государственных служб.
Русское слово «шинель» произошло от французского chenille и поначалу служило для названия совсем не форменной одежды, а утреннего костюма вроде халата. До распространения в обиходе слова «пальто» шинелью называли вообще всю мужскую верхнюю одежду чуть ли не до конца XIX века.
Сукно – древнейшая шерстяная ткань с ворсовой поверхностью, обладающая высокой прочностью, плотностью, хорошими теплозащитными свойствами. Для жителей центральной, северной России, других мест с суровым климатом одежда из сукна — жизненная необходимость. Практичная, теплая, удобная — она давно завоевала стабильную популярность.
Сукно производили в Древней Греции, Древнем Риме. В средние века технологией изготовления сукна владели в странах Европы. На наших землях грубое сукно производили в Киеве во времена князя Владимира. Материал, несмотря на примитивное исполнение, поставляли даже на экспорт. Тонкое сукно на Русь привозили из-за границы.
Известный реформатор Петр Первый инициировал развитие производства тонкого сукна в России. Все его идеи реализовались жестко и успешно. В самом конце XVII века первые фабрики по производству качественного сукна только появились в России, а в начале XVIII века царь Петр уже носил кафтан из качественного отечественного сукна.
По плотности сукно подразделяется на 3 группы.
Тонкое сукно с небольшими показателями плотности, сильно выраженным сваленным ворсовым настилом.
Сукно со средними показателями плотности.
Грубое сукно толстой пряжи. Имеет значительные показатели плотности.
Разнообразие шерстяного сырья, природы добавляемых волокон, деталей технологического процесса позволяет получать большое количество суконных тканей.
Ассортимент суконных тканей широк. За длительный исторический период изготовления этой ткани изменялись ее характеристики, назначение. Сейчас существует несколько видов сукна для разных изделий:
- военной формы;
- шляп;
- пальто;
- костюмов;
- спецодежды
Интересно отметить, сукно для военной формы отличается. Для пошива генеральской парадной формы используют самое дорогое сукно-кастор. Обмундирование для солдат, офицеров шьют из ткани попроще. Они также отличаются друг от друга качеством сырья, методами обработки, характеристиками.
Честь имею
В России испокон веку мундир и военную форму олицетворяли, как идею государственности и честь служить Отечеству. Отсюда и выражения: «Честь имею!» И Присяга: «Служу Отечеству!» И честь мундира, которая дорога военному человеку, как его личная честь и достоинство.
Шинель в Российской армии появилась в 1764 году. Она пришла на смену старинным русским длиннополым одеждам – епанче и кафтану, которые были неудобны в военных походах. Особенно, епанча – широкий, без рукавов плащ, мало того, что неудобный, так ещё и малополезный в ратной службе.
Предтечи шинели Тогда в России впервые ввели верхнюю военную форму, и шинель по покрою напоминала длинный сюртук – своего рода длинный двубортный приталенный пиджак со складками на спине, которые у линии талии сдерживались застёгнутым на пуговицы или крючки (на солдатских шинелях) хлястиком. Ниже хлястика начиналась шлица-разрез, разъединяющая полы шинели на две половины по самую кромку низа для удобства широкого шага.
Первые и вскоре названные «павловскими» солдатские и офицерские шинели строили, как говорят люди военные («шили»- из гражданского лексикона) поначалу из грубого некрашеного сукна, офицерские даже из белого. Различие состояло в том, что рядовому составу шинели полагались однобортные, офицерам – двубортные, на которые, соответственно, пуговицы пришивались в два ряда и больше числом. Они были и теплее солдатских, благодаря меховому воротнику и плотной застёжке. Но в полевых условиях офицеры предпочитали солдатскую шинель, считая её более удобной. В боевых действиях это лишало вражеских стрелков возможности выводить из строя офицерский состав.
В царствование Александра I шинель стала главной в солдатском гардеробе. В самой шинели мало что изменилось к середине века. Добавились прорезные карманы по бокам. Для отличия родов войск на углы воротника нашивались цветные клапаны. Шинельное сукно приобрело оттенки серовато-рыжеватого и серо-коричневого цвета. Так без особых трансформаций, русские солдатские и офицерские шинели оказались на Первой мировой…
Интересно, что с шинелью – военной формой — в обиходе продолжала оставаться пришедшая в начале XVIII века модная штатская и совсем не верхняя, а так называемая «утренняя» одежда – утреннее просторное платье для выхода к завтраку, носившее имя «шинель». «Пудра не порох...»
Первая армейская русская шинель скоро оказалась под угрозой отмены. Взошедший на императорский престол после смерти матушки Екатерины II Павел I намеревался, не взирая, на суровый русский климат, заменить новую униформу укороченным сюртуком прусского покроя, ввести в воинский обиход солдат парики с напудренными буклями и укреплённой металлической арматурой длинной косой.
У Павла I были сложные отношения с матерью-императрицей при её жизни. Он во многом не соглашался с её внутренней и внешней политикой, направленной на пользу России и приступил к правлению с оглядкой на Европу.
Полководцы Российской Армии не согласились с армейскими нововведениями, нарушающими русские национальные традиции. Фельдмаршал А. В. Суворов высказался вполне категорично, не скрывая иронии: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак».
Наступающая необыкновенно холодная зима помогла армейской шинели остаться «в строю», и вынудить императора отменить его собственный запрет на офицерские шинели. Где-то в начале 1799 года великий князь Александр Павлович, который был председателем Военного департамента, представил на утверждению императору новые образцы шинелей – ими предстояло заменить плащи. Павел I нововведение одобрил, а великий князь Александр Павлович объявил Государственной военной коллегии следующее:
«Его Императорское Величество Всевысочайше указать соизволил, чтобы отныне впредь все войски, которым по последне апробованным штатам и табелям положены плащи из белого сукна, имели вместо тех плащей шинели по высочайше апробированным вновь образцам, полагая пропорцию сукна ту же, какова и на плащи положена была; т.е.: в кавалерийских полках по 5, а в прочих пеших войсках по 4 аршина 4 вершка на каждую шинель».
«Крылатые» шинели
В наступившем XIX веке Россия одевалась в две разные шинели – офицеры и солдаты — в военные казённые; гражданские лица — в модные штатские.
Если говорить об армейских шинелях, то любопытным выглядит документ от 30 апреля 1802 года:
«…из некрашеного сукна, темно- или светлосерого, только бы во всем полку одинакового, цвета, с воротником и погонами по цвету и покрою мундирных, и с серыми, круглыми обшлагами. Строилась так, что могла быть надеваема не только на мундир, но еще и на фуфайку или полушубок. Напереди она застегивалась семью медными, плоскими пуговицами, в таком расстоянии одна от другой нашитыми, что при надетой сверх шинели портупее, самая нижняя пуговица приходилась под портупеею, а верхняя половина задних клапанов выходила сверх портупеи». Модернизация шла постоянно. С 19 октября 1803 года «всем унтер-офицерам Мушкетерских полков, на мундирах и шинелях, вместо одного погона, повелено иметь два».
Штатские шинели были достаточно свободного кроя, с меховым воротником и с одной или двумя пелеринами, защищающими от холода грудь и спину.
«Крылатая» шинель В таких «крылатых» шинелях ходили и всемирно известный гоголевский «маленький человек» Акакий Акакиевич и лермонтовский герой того времени. Правда, у бедного чиновника Акакия Акакиевича новая шинель, о которой мечтал, могла быть, если, и сшита, то совсем не из дорогого сукна, а из фриза – материала низкосортного и дешёвого. Но даже такую и пока не существующую новую шинель он видел с благодарностью, как жену, разделяющую с ним его бедную жизнь.
«…Петрович не дослышал и сказал: «Уж новую я вам сошью беспримерно, в этом извольте положиться, старанье приложим. Можно будет даже так, как пошла мода: воротник будет застегиваться на серебряные лапки под аплике».
«… Купили сукна очень хорошего – сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.»
«… все было решительно шито на шелку, двойным мелким швом, и по всякому шву Петрович потом проходил собственными зубами, вытесняя ими разные фигуры.»
Суконная, казённая, солдатская
Что значит шинель для солдата? Спроси, и не сразу получишь ответ. То же, что значит для человека его мать: словами не каждый расскажет. Матерей любят за одно то, что они – матери. Вот и шинель – «родная». Выдалось перед боем поспать, и народный любимец Василий Тёркин «…взял шинель, да по присловью/смастерил себе постель./Что под низ, и в изголовье, / и наверх – и всё – шинель».
Шинели различают не только солдатские и офицерские, хотя те и другие — униформа. Шьют их из сукна, а это – чистая шерсть, натуральная. В холода согревает, в жару охлаждает. Об армейском сукне озаботился ещё Пётр I, построив «казённые» суконные фабрики в Москве и Казани, работающие на армию.
Все дальнейшие преобразования военной шинели происходили на образце 1855 года, а крой помог ей с небольшими детальными изменениями дожить в прежнем виде до века ХХ, перешагнуть его и войти в новое столетие доброй памятью о минувшем и тесно связанной с историей Отечества.
Шинель солдатская, шинель офицерская
Художник Ю. М. Непринцев «Отдых после боя» Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин» так писал о солдатской шинели: Взял шинель да, по присловью, Смастерил себе постель, Что под низ, и в изголовье, И наверх, — и всё — шинель.
Эх, суконная, казенная, Военная шинель, — У костра в лесу прожженная, Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой зашитая, — Кому не дорога!
Упадешь ли, как подкошенный, Пораненный наш брат, На шинели той поношенной Снесут тебя в санбат.
А убьют — так тело мертвое Твое с другими в ряд Той шинелкою потертою Укроют — спи, солдат!
Шли под небом, от пожаров алым, И в пути нелёгком на войне, Ты периной, меченой металлом, Ты незаменимым одеялом И подушкою служила мне.
Дым костров, и пот, и кровь впитала Ты, моя суконная броня. Ты не раз в сражениях, бывало, На себя осколки принимала, Не боясь кромешного огня.
Ты всегда, во всём была мне верной, Неразлучной спутницей была. Ты своею дружбою безмерной, Ты своею службою примерной Победить врага мне помогла!
«Богатырки» с «Разговорами»
Традиции форменной одежды и использования шинели в Русской Армии перешли в Красную Армию исторически и закономерно: наша армия была и остаётся плоть от плоти народной. Пять веков за спиной русской шинели, все прожиты с честью и во имя Отчизны.
Красная гвардия, рождённая в бурях Октябрьской социалистической революции, отличительной формы не имела. Лишь красный бант на груди или в петлице пиджака, либо красная лента на шапке.
В 1918 году был объявлен конкурс на форменное обмундирование Красной Армии. В нём участвовали известные русские художники Васнецов, Борис Кустодиев и другие. И. спустя год, утверждены шапки «богатырки» и «будённовки», унаследовавшие облик старинных шлемов. На сохранившиеся два типа пехотных и кавалерийских шинелей предложили нашивать три поперечные полоски, в быту это так называемые «разговоры» — характерные детали русского орнамента, в военной форме соответствующие по цвету тому или иному типу шинелей. Хотя, скажем, кавалерийская шинель разительно отличалась от пехотной своей длиной до земли и длинной шлицей-разрезом, что в ненастную и холодную погоду служило лошадям попонами.
«Будённовки» и будённовцы
Образцы солдатской и офицерской шинелей В 1924-ом из соображений тайны дислокации убрали «разговоры», цветные отвороты. В 1935 году двубортные шинели остались только у командного состава. У Военно-Морских сил укороченные шинели и бушлаты по-прежнему оставались чёрными.
В1943 году, разрабатывая форму одежды для воспитанников открывающихся суворовских, а затем и нахимовских училищ художники, модельеры-конструкторы одежды остановились на чёрном цвете, как продолжении традиций старых кадетских училищ.
Мемориальная шинель
В Музее-панораме «Сталинградская битва» есть экспонат «Генеральская шинель». На ней 160 сквозных и рваных отверстий – следов вражеских пуль и осколков снарядов.
Шинель генерал-майора Василия Глазкова, командира 35-ой Гвардейской стрелковой дивизии Её нашли на поле сражения, но установить имя героя долго не удавалось. Была одна надежда: кто-нибудь опознает. Ведь Сталинград – святое место паломничества всего советского народа. И чудо случилось! В 1957 году во время одной из экскурсий генеральскую прострелянную шинель довоенного образца с алыми ромбами на концах отложного воротника и алой окантовкой увидела женщина, назвавшаяся Евгенией Глазковой. Ей ли было не помнить шинель своего мужа, генерал-майора Василия Глазкова, командира 35-ой Гвардейской стрелковой дивизии! Почти месяц его дивизия вела нескончаемое сражение. На поле боя, смертью храбрых погиб командир и многие его славные гвардейцы, но удержали тот важнейший плацдарм.
Единственный в мире памятник шинели Единственный в мире памятник шинели открыт в 2013 году в центре небольшого уральского города Арамиль Свердловской области, что всего лишь в двадцати с небольшим километрах от Екатеринбурга. В бронзе запечатлена сцена прощания с уходящим на фронт юношей. Девушка, наверное, ткачиха местной суконной фабрики, передаёт любимому шинель, сшитую из сукна, сотканного её руками. И они оба верят, что шинель – оберег, и защитит его от вражеских пуль и снарядов.
У солдатской шинели Сроков выслуги нет. Никакие метели Не страшны были мне. Никакие дожди в ней Не могли взять меня. Ни свинцовые ливни, Ни пунктиры огня.
Верно, «у солдатской шинели сроков выслуги нет». Арамильская суконная фабрика была основана в 1840 году, ткать сукно начала в 1857-ом и ткала безостановочно 163 года! И ткала бы ещё, но в 2020-ом фабрика была остановлена.
Остаётся городу на память о трудовых его подвигах, о том, что каждый четвёртый воин Великой Отечественной был одет в шинель из арамильского сукна, бронзовая шинель памятника над рекой Исеть. Чтобы помнили русскую шинель – защитницу и воительницу за Землю Русскую.
Ключевые теги: шинель, военное обмундирование, сукно, предтечи шинели, солдатская шинель, офицерская шинель, шапки богатырки, будённовки, памятник шинели, шинель генерал-майора Василия Глазков, ассорти
|
|