|
"Вошел в баню — раздевайся", — говорит пословица. Я разделся и» забравшись в самое жаркое отделение бани, сел в темном уголке, в отрадной духоте паров... В бане, где отсутствие искусственной оболочки делает всех людей равными, я легко внушал служителям высокое понятие о своем достоинстве. Я приказывал натирать тело поярковой рукавицей, со всей утонченностью этого небесного наслаждения. В то же время при помощи едкой мази мне истребляли волосы на коже, брили голову и красили ногти, ладони и подошвы золотисто-оранжевой хной. Банщик, натиравший меня поярковой рукавицей, приступил к работе с изъявлением своего восторга насчет редкой мужественной красоты моего тела. Треск, производимый искусной рукой в моих суставах, раздавался по всему зданию. Бритвы, круглые куски мыла и комки лоснящейся краски летали вокруг солнца. Я был счастлив", — так описывает восточную баню знаменитый Хаджи-Баба.
Восточные бани и в наши дни имеют большое распространение. Все они — в Турции, Иране, Сирии, Египте, Тунисе, Ливане, Ираке, да и у нас в Средней Азии, — мало чем отличаются друг от друга. Разве что в одних банях предпочитают кокосовую мочалку, а в других – из сухих финиковых тычинок, а в третьих — из луфы, которую так любят в Грузии.
Традиции восточных бань уходят в далекое прошлое. Около нынешнего турецкого города Пергама (кстати, здесь врачевал и внедрял водолечение и бани Гален) сохранились развалины терм, остатки бассейнов, разнообразных ванн, в том числе и сидячих.
У восточных бань много общего с римскими. Да это и понятно! Византию (в состав этой огромной империи входила и территория нынешней Турции, как и ряд ближневосточных стран) называли "вторым Римом".
Вот описание одного из богатых византийских домов. Многое здесь напоминает уклад римлян! И архитектура (античные колонны), и тщательная забота о гигиене и красоте тела (рассказывают о женщине, по нескольку раз в неделю ходившей в парную баню и пользовавшейся различными снадобьями, благодаря которым и она в 70 лет была свежа и привлекательна). Разумеется, восточные бани имеют свои особенности, свой национальный колорит.
На Востоке баня — важнейшая часть жизни, естественное завершение любого начинания. Окончена тяжелая работа — идут в баню. Завершен долгий путь — в баню, куда же еще?! Баня лечила от болезней, от испуга, даже чтобы оправиться от чрезмерных наслаждений, шли в баню.
Интересно, что болезни на Востоке принято исцелять рано-рано утром, пока еще солнце не встало. После восхода солнца тело накапливает усталость и менее охотно расстается с болезнями.
Бани на Востоке не были такими роскошными, как в Греции и Риме. Типичные восточные бани сохранились и по сей день в Бухаре. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они все еще сохраняют былой облик как снаружи, так и изнутри.
Войдя в такую баню, вы сразу окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь свою одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения вы увидите четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой — в более прохладное помещение, третий — в зал для отдыха. Именно в этой последовательности и происходит банная процедура. Из парилки — в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем — в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами массажиста.
Источником пара в таких банях является огромный котел с водой, встроенный в стену. Пар, образованный от кипения воды, выходит постоянно через отверстие примерно 0,5 на 0,5 метра, находящееся на высоте полутора метров от пола.
Кроме того, вся баня обогревается теплым воздухом, поступающим в специальную трубу, положенную под мраморным полом, что напоминает римские бани.
Восточные бани обычно строились по принципу "ладони рук". Помещение бани по своей конфигурации — это как бы пять пальцев. Каждый палец — банная ниша. Все начинается с "лучезапястного сустава" — раздевалки, предбанника, где могут располагаться двадцать-тридцать человек, а в больших банях, например, Бухарских, которым восемьсот лет, даже в пять-шесть раз больше. Начало банной процедуры именно в этом помещении с температурой 28-34°С. Здесь нужно посидеть, разогреться, чтобы потом перейти в более горячие помещения. Пол в таких помещениях нагрет не чрезмерно — ходишь по такому полу не обжигаясь, ощущая приятную теплоту. Затем переходят в ниши. Их, как пальцев на ладони, пять. Смысл в том, что, переходя из одной ниши в другую, вы ощущаете постепенное повышение температуры — примерно от 70 до 100 градусов. Напрямик от предбанника, как бы в середине ладони, находится довольно просторное помещение. Здесь разогретые каменные лежанки. Турки называют такие лежанки (нередко они бывают из мрамора) "чебек-таши" — "камень для живота".
"Пусть чебек всегда будет горячим!" — такова одна из самых распространенных турецких поговорок.
На горячем камне лежат и потеют. Когда выступает обильный пот, приступают, к массажу. Вначале массируют голову — лоб, виски, скулы и переходят к шее, а затем — плечам, рукам, пальцам, груди, животу, ногам. Порой со стороны кажется, что массажист бесцеремонно колотит свою жертву. Бьет клиента кулаком, хватает то за руку, то за ногу, выкручивает их, садится верхом, а то и топчет ногами. Но можете не беспокоится — тот, кто находится на лежаке, млеет от удовольствия. Его тело освобождается от усталости, мышцы становятся гибкими, настроение удивительно приятное.
После массажа — мытье. Оно тоже носит своеобразный характер. Вначале не намыливаются обильно, как в русской бане. Моются мочалкой, чуть смоченной в мыльной воде. Такийт образом, мочалка остается достаточно жесткой. Турки, например, пользуются рукавицей из конского волоса. Когда ею трешь, кажется, слезают пуды грязи. Но это не грязь. С распаренного, промассажированного тела сходит ороговевший поверхностный слой кожи. Тогда уже моются с мылом. Тут мочалка в ход не идет. Нужно просто освежить тело, окончательно смыть. И тогда в бассейн. В этом помещении неглубокие бассейны с водой различной температуры. Сначала окунаются в теплую воду, затем похолоднее, и, наконец, в холодную.
В современном Стамбуле сотни бань. Одна из них, в старом районе города, построена еще в шестнадцатом веке. Эту баню называют "Чинили Хамам", что в переводе означает "баня с изразцами". Ей уже почти пятьсот лет. Она сооружена по проекту великого зодчего Синана. Раб Султана Сулеймана Великолепного Синан вошел в историю архитектуры как гениальный зодчий. Кроме многих знаменитых бань (около пятидесяти), он соорудил 131 мечеть, 55 медресе, 19 мавзолеев, 17 минаретов, 8 мостов, 3 больницы. "Я люблю строить бани, — говорил архитектор,— потому что знаю по себе, какое это счастье. Я мало- обращался к врачам, потому что никогда не забывал баню", Синан дожил до ста десяти лет. - - С древних времен любят бани и в Грузии. Более тысячи лет назад арабский путешественник и географ Ибн-Хаукаль в книге "Путей и царств" поведал о том, что в
Тбилиси находятся бани вроде бань в библейской Тивориаде: вода их кипит бее огня. Древние историки относили тбилисские бани к "чудесам света". Горячая вода течет из скалы по глиняным трубам. Тбилиси в переводе — теплый город. Существует предание о том, что грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах. Меткая стрела пронзила фазана. Когда его принесли, он был сваренным: птица упала в горячий ключ. Вахтанг решил основать на этом благодатном месте свою столицу.
Народный поэт Грузии Иосиф Гришашвили в своей увлекательной книге о старом Тбилиси пишет: "Бани тбилисские ... Не побывать в них — все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню.
Вы входите в залы с бассейнами, которые наполняются из горного источника горячей воды. Пол из плит серого пористого камня. Из него же сделаны ванны. Некоторые облицованы мрамором. Старый поэт вспоминает, что в годы его юности бани были открыты круглые сутки. Любители жары иногда просиживали здесь целый день — бассейнами тогда служили углубления в скале, и узкие, тесные гроты купален освещались факелами.
Мы знаем о таком старинном обычае: "Здесь звучал хор, заполняя сводчатые стены. Песня вводила в восторг, отдавала грустью, раздумьем и тбилисская баня напоминала храм Диониса. Выходя из бани, заглядывали в ашпахану — отведать плова или подкрепиться люля-кебабом."
Грузинские женщины всегда были поклонницами банного жара, помогавшего сохранять молодость и красоту. Об этом свидетельствует дошедший до нас список приданного дочери царя Ираклия Второго Ануки Батонишвили. Наряду с книгами "Тамариани" и "Лейл-Манджнуниани", шахматами и нардами, алыми рубинами из Бадахшана, чашей для благовоний, жемчужным гребнем и прочим указываются банные принадлежности: две банные простыни, из коих одна гладкая; большой серебряный чан и таз для купания, котел и тунга для согревания воды...
Книга «Современная энциклопедия любителя бань» Донецк, © ООО ПКФ «БАО», 2007
Современная энциклопедия любителя бань. Часть 1. Немного истории
Современная энциклопедия любителя бань. Часть 2. Баня в русском фольклоре
Современная энциклопедия любителя бань. Часть 3. Виды бань. Русская баня (по-белому и по-черному)
Современная энциклопедия любителя бань. Часть 5. Паримся по-японски
Ключевые теги: ассорти, баня, энциклопедия любителя бань, виды бань, восточная баня
|
|