COMGUN
 









Треух

Треух — исторический зимний головной убор, прототип ушанки. Этимологический словарь Крылова поясняет название головного убора так: три уха (клапана): два — чтобы закрывать уши и одно — для носа. А у Даля слово «треух» и вовсе не найдем. Только малахай. Треух состоит из двух частей, одна из которых покрывает голову. Вторая представляет собой три или…


Символ русских холодов


Петербургский торговец. Худ. Федор Солнцев

Треух состоит из двух частей, одна из которых покрывает голову. Вторая представляет собой три или четыре меховые «лопасти»: три из них сшиты вместе, при этом две прикрывают уши (отсюда, собственно и слово образовалось – треух), одна — затылок, а четвёртая, если есть, накладывается на лоб вроде козырька. Наушные лопасти при желании (если слишком холодно и ветрено) можно соединить под подбородком с помощью завязок. Как только потеплеет – те же лопасти перекочевывают с помощью тех же завязок на макушку.

Если говорить о символике треуха, то она очевидна: для внешнего мира шапка-ушанка – это традиционно русский атрибут зимней одежды. Символ русских (сибирских) холодов.

Треух

Северная экипировка

На севере люди всегда одевались тепло — хоть на праздник, хоть на работу. К примеру, рыбаки поверх основной одежды надевали сукман — длинную рубаху из домотканого сукна, которая не пропускает воду и ветер. На голове носили треух — шапку с тремя концами, также обтянутую сукном, и две пары рукавиц: нижние — вязаные, а верхние — меховые. Нередко промысловую одежду покупали в Норвегии, поэтому предметы заграничного гардероба можно нередко встретить в краеведческих музеях на севере России.

Монгольский след

Действительно, зимой на Руси были распространены меховые шапки «с ушами» — «треух» и «малахай». Различие в одном: у малахая передний клапан откидной, а у треуха – просто меховая опушка. Изготовлялись они из меха и обычно покрывались сукном.

Треух был популярен среди русских крестьян в XIX-XX веках. Есть основание полагать, что он был заимствован у кочевых народов Центральной Азии и уже позже стал настолько популярен, что превратился в один из символов Руси.

Большинство историков считает, что ушанка –некая версия монгольского малахая – конического колпака с широкими отворотами, который шился из овчины. Парадные малахаи делались в виде более коротких колпаков, в военные походы надевали длинные – для защиты от снега и ветра. В первой версии малахая отвороты были одним целым, что-то вроде капюшона. Позже отвороты стали разрезать на три части – в теплую погоду их можно было завязывать на затылке. Так и появились «уши».


Малахаи монголов

Вполне возможно, что шапку-ушанку славяне позаимствовали у финно-угров. Чтобы представить, как она выглядела, достаточно посмотреть на её близкую родственницу – поморскую шапку-цибак – меховой или кожаный шлем с длинными широкими завязками. К поморам, как считают этнологи, этот головной убор пришел от саамов. «Оплеухи» — меховые поморские шлемы, дополненные длинными ушами, спускались до пояса. Рыбаки использовали их в суровую погоду вместо шарфа, отправляясь в Белое море.


Шапки с длинными «ушами» поморы позаимствовали у саамов

Интересно, что в старину теплую шапку с опускающимися наушниками и задним клапаном в России носили и женщины. Они оказались как всегда изобретательней – у них из-под треуха виднелся унизанный жемчугом подзатыльник. Тепло и красиво.


Треух — зимний женский головной убор. Период создания: кон. XIX в.. Архангельская губ. Онежский уезд, д. Пурнема. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.


Малахай (также малакай) — исторический мужской головной убор в Центральной Азии, коническая меховая шапка с большими ушами. Термин обычно применяется исследователями к казахским шапкам-треухам с высокой тульёй, шапки с низкой тульёй описываются казахскими учёными термином «тымак». Обычно использовалась зимой для защиты от холода, хотя Л. А. Бобров считает, что малахай также играл роль мягкого шлема в летнее время. У В. И. Даля словом «малахай» описывается вообще «большая, ушастая» шапка.
Часть исследователей считает, что слово «малахай» произошло в Юго-Восточной Сибири от носителей маньчжурских и монгольских языков, а в тюркские языки слово вошло, наоборот, через русский.

Второе рождение

Второе рождение шапка-ушанка пережила после революции, в рядах Белой армии. Сшитая не из меха, а из толстого шерстяного сукна и с небольшим козырьком шапка, получил название «колчаковка».


Адмирал Колчак на фронте. 1919 г.

В конце XIX-начале ХХ века ценили ушанки и путешественники с учеными, отправлявшиеся на Север, в частности полярный исследователь Фритьоф Нансен. Отсюда и второе название тех лет – «нансеновка».


«Нансеновка»

В 1934 году шапка-ушанка согласно Уставу стала частью униформы Военно-морских сил Красной Армии. Головные уборы красноармейцев поначалу имели суконный колпак, но через пять лет его заменили на кожаный и добавили обтянутую кожей пуговицу.

Согласно приказу Наркома, околыши шапок высшего и старшего комсостава делались из черной мерлушки (разновидности каракуля), средний командный состав и срочники довольствовались цигейкой (овчиной).

В 1940 году ушанки стали носить зимой милиционеры и представители других видов войск, одновременно появился стандарт на светлый мех. А затем шапки окончательно шагнули в гражданские массы.

В Красной армии ушанка сначала появилась на флоте: черная зимняя шапка с назатыльником и козырьком из темного меха была введена 27 октября 1921 года приказом РВСР №2443. Десять лет спустя, 31 января 1931 года, в соответствии с приказом РВС СССР №14, похожая шапка – финка – появилась на головах начсостава Красной армии при ношении бекеши.


Финка

Она изготавливалась из шерстяного сукна и меха цигейки или каракуля, соответствующего цвету воротника бекеши. Собственно, ушей финка, как и солдатская папаха времен Первой мировой войны, не имела – задняя часть была цельнокроеной и, опускаясь на шею, прикрывала уши, как шлем. С 1936 года финку также стало носить руководство НКВД.

Основным головным убором личного состава всех родов войск был чуть измененный зимний шлем образца 1919 года – утепленная буденовка. Советско-финская война 1939-1940 гг. показала его непригодность в условиях сильных морозов, и приказом НКО СССР №187 от 5 июля 1940 г. вся Красная армия и милиция надели шапки-ушанки.


Головные уборы Красной Армии

Высший, старший и средний начальствующий состав получал ушанки из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета (за свой счет можно было шить из барашка и серого каракуля), а солдаты – из темного сукна и искусственного меха. С началом Великой Отечественной войны практически вся меховая и текстильная промышленность была переориентирована на изготовление обмундирования для Красной армии. За годы войны было заготовлено больше 24 млн шапок-ушанок. Вернувшись домой, демобилизованные солдаты многие годы донашивали армейские ушанки.


Шапка-ушанка становилась модной

Без особых трансформаций, не считая изменений размеров меховых деталей околыша шапка-ушанка оставалась на военной службе до 2010 годов.

Папаха для высших офицеров была введена приказом Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года.

Позже в армейский обиход были введены и шапки из каракуля с козырьком.

Согласно Указа Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» высшие офицеры (генералов и адмиралов), а также полковники и капитаны I ранга Вооруженных сил России перестали носить «шапки из каракуля с козырьком». Вместо них теперь положены меховые шапки. Для генералов и полковников их шьют из облагороженной овчины.


Шапка-ушанка служит теперь и высшим офицерам

Долгая жизнь будёновки

В публицистике живет версия о том, что «буденовку» разработали еще в Первую мировую войну: в таких шлемах русские должны были якобы пройти парадом победы по Берлину. Однако подтвержденных свидетельств тому не найдено. Зато по документам хорошо прослеживается история конкурса на разработку униформы для Рабоче-крестьянской Красной армии.

Конкурс объявили 7 мая 1918 г., а 18 декабря Реввоенсовет республики одобрил образец зимнего головного убора — «шлема», — который и ввел приказом от 16 января 1919 г. Сначала Буденовка создавалась для холодного времени года. Ее сложенный вдвое, отогнутый вверх и пристегнутый на две пуговицы по бокам колпака назатыльник можно было опустить и застегнуть на две пуговицы под подбородком, закрыв уши и шею.

Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск. У пехоты — малиновая, у кавалерии — синяя, у артиллерии — оранжевая (с февраля 1922 г. черная), у инженерных войск — черная, у броневых сил (будущих автобронетанковых войск) — красная (с февраля 1922 г. черная), у авиаторов — голубая, у пограничников — зеленая, у конвойной стражи (с февраля 1922 г.) — синяя.


Самый известный плакат времен Гражданской войны. Автор: Д.С. Моор, 1920 г.

В Гражданскую будёновка большого распространения не получила. Царившая разруха не позволила переодеть всю РККА в новую униформу, и абсолютное большинство красноармейцев воевали в фуражках и папахах русской армии.

«Классическая» будёновка с февраля 1922 г. снова стала зимним головным убором Красной Армии. Теперь этот «шлем зимний» шился не из защитного, а из темно-серого сукна и стал более округлым и не так вытянутым вверх, как в Гражданскую. Особенно низким, со слабо выраженным «шпилем», его силуэт был в 1922-1927 гг.

5 июля 1940 г. будёновку, плохо защитившую от холода в «зимнюю войну» с Финляндией, упразднили, заменив шапкой-ушанкой. Но миллионы ушанок шить было долго, и будёновки, носили, бывало, еще и в 1941-1942 гг.


Простой русский партизан Кузьма Захаров. 1943 г.

Романтический ореол появился у будёновки лишь в 1950-е годы, когда она прочно обосновалась на плакатах, иллюстрациях, открытках.


Рисунок из мультфильма «Военная тайна» по произведению Аркадия Гайдара


Плакат к фильму «Будёновка». 1976 г.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Ушанки, финки, эскимоски

Поистине всенародным головным убором ушанка стала в 1960-1980-е годы, потеснив кепки с мужских голов и береты с женских. Появился богатый ассортимент «ушастых» шапок: классические ушанки, финки, эскимоски, «ленинградские», позднее – «олимпийские» и «спортивные» шапки – варианты ушанок с козырьком. Для пошива использовались шкурки белька, выдры, ондатры, нутрии, мерлушки, сурка и даже хомяка, кошки и собаки.


Разные виды шапок-ушанок никогда не выходили из моды

Но чаще всего рядовые советские граждане носили кроличьи, овчинные или каракулевые шапки, а пыжиковая ушанка – из меха теленка северного оленя – стала непременным атрибутом партийной элиты. Простому смертному получить пыжиковую шапку можно было только за особые заслуги, она стала показателем благополучия. Неудивительно, что на зимней Олимпиаде 1956 года в Италии советские спортсмены выступали в роскошных пыжиковых шапках, что еще больше укрепило в мире стереотип о русском в ушанке.


Стереотип широко использовался и используется при создании зарубежных фильмов, в том числе и в Голливуде. Характерный пример – известный фильм «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Для иностранцев до сих пор такие шапки — весьма популярный сувенир из России.


Сувенир из России

В XXI веке ушанка утратила роль маркера социального статуса и несколько затерялась среди обилия шляпок, шапок и капюшонов, но, безусловно, продолжает оставаться самым русским головным убором.

Треух снова в тренде. В современной армии ушастая шапка (треух) стала незаменима. Да и куда ж русскому человеку без ушанки? Климат такой.


Треух и армии к лицу

А что же высокая мода?.. И здесь мы видим «вариации на тему»; причудливые выдумки модельеров на основе классического треуха. В том числе и женского.


Высокая мода тоже не обходит треух стороной

По всей видимости, прототип треуха, удобный и многофункциональный головной убор, прочно вошедший в разные сферы нашей жизни, так и останется с нами навсегда.


Из истории ушанки

У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.
В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.


Леонид Брежнев среди молодежи. 1970-е

Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.

Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.

В 90-е годы норковые ушанки были предметом роскоши и престижа, их берегли пуще зеницы ока и на ночь оставляли в холодильнике, чтобы не испортился мех. Когда снимали с головы — трепетно встряхивали.

Шапкам — ушанкам посвящают огромные статьи модные журналы, объясняя, как выбирать шапку, как и с чем носить. Сегодня ушанка — обязательный элемент и мужского, и женского гардероба. Вот уже на протяжении нескольких лет этот фасон головных уборов не выходит из моды. Каждый сезон приносит некоторые изменения во внешний вид, но суть остается прежней.


Мода приходит и уходит, а шапка-ушанка остаётся…

После того, как Роман Абрамович приобрел «Челси», шапка-ушанка стала ключевым элементом униформы его болельщиков. Таким образом они выражали свою признательность странному русскому, вкладывающему огромные деньги в футбольный клуб.

В литературе и живописи

Треух, малахай, ушанка. Эти слова мы легко найдём в нашей русской литературе, различных описаниях народного быта. Не обошли их своим внимание и художники, изображая портреты россиян.

Все мы с детства слышали об этой шапке и её синонимах. В известной сказке читаем:

«А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь И ведет оттуда речь»

(Ершов П. Конек-Горбунок, 1830-е гг.).

Была в ходу и такая назидательная пословица: Надел треух, так не будь вислоух!

В текстах встречается треух и как головной убор, и в значении подзатыльника, затрещины. Причем классики широко употребляли его в обоих смыслах.

«Кроме рваных овчинных полушубков, серых кафтанов и лаптей, здесь попадались белые войлочные шляпы с широкими полями, меховые треухи, оленьи круглые шапки с наушниками и просто невообразимая рвань, каким-то чудом державшаяся на голове».

Мамин-Сибиряк Д. Н., Бойцы, 1883

«Промежутки между этими пестрыми, разнообразными кружками запружены мужскими шапками всех возможных видов, начиная с мохнатого треуха бедного мужика, который не сколотился еще купить летнюю покрышку, и кончая лоснящеюся шелковой шляпой с заломом и павлиньим пером щеголя».

Григорович Д. В., Рыбаки, 1853

«Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку».

Гоголь Н. В., Мёртвые души, 1835

«При сем слове Левко не мог уже более удержать своего гнева. Подошедши на три шага к нему, замахнулся он со всей силы, чтобы дать треуха, от которого незнакомец, несмотря на свою видимую крепость, не устоял бы, может быть, на месте; но в это время свет пал на лицо его, и Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял отец его».

Гоголь Н. В., Вечера на хуторе близ Диканьки, 1832

Пристрастие Петра Первого к кораблям и к морю заставило Маркела Ушакова полюбить преобразователя России. По рекомендации Афанасия Холмогорского Маркел был вызван к корабельному строению на Неве и Ладоге.

Тут душа старого помора начала рваться на куски. Сочувствуя Петру, Маркел негодовал на преклонение перед Западом без разбору.

– Бывало, в северных морях иноземец русским в рот глядел, ждал слова. А теперь извольте стулом становиться под голландца или шведа!
На заседании «приказных господ и членов» произошел скандал. Ушаков вылез вперед, вывернул свой лисий треух наизнанку, поставил тульей себе на голову и сидит так, помавая лисьими хвостами. Все вытаращили глаза. Председатель прервал речь. В публике раздался шум и хохот.

Тогда Маркел Иванович стукнул кулаком о стол «и рек, аки гром грянул»:

– Иноземец всех нас кверху дном поставил. Всех на обезъянин лик поворотил. И это вам не дико. А я только то и сделал, что шапку свою навыворот надел, и все смутились, все оскорблены.

«Притворя себе болезнь», Маркел вернулся в Архангельск.

Борис Шергин. «Маркел Ушаков и Василий Кекин»


В живописи образ крестьянина в холодное время года невозможен без треуха: головной убор выступает очень живописной деталью.


Портрет крестьянина. Худ. Леонид Милованов


Портрет бородатого мужчины. Худ. Филипп Малявин

Цитата

Иосиф Бродский

Кругом снега, и в этом есть своя закономерность, как в любом капризе. Кругом снега. И только речь моя напоминает о размерах жизни. А повторить еще разок-другой «кругом снега» и не достать рукой до этих слов, произнесенных глухо ― вот униженье моего треуха.

Иосиф Бродский, «Похож на голос головной убор...», 1960-е




Ключевые теги: ассорти, интересно, треух, зимний головной убор, нансеновка, шапка-ушанка, финка, будёновка, шапка эскимоска



Другие новости по теме:

Просмотров: 37   Автор: space 23-10-2024, 09:59    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей