|
Автор – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, заслуженный деятель искусств Украины Присекин Николай Сергеевич. Размер живописного полотна диорамы 10х33 м, холст, масло.
Н.С. Присекин в студии им. Грекова с 1954 года.
Одной из его первых самостоятельных работ была картина «Отметим, сынок». Наиболее известны станковые полотна: «Балтийские атланты», «Последние из равелина», «Подвиг курсантов». Второе жанровое направление художника – создание в содружестве с другими художниками - грековцами монументальных диорам, среди которых следует отметить: «Штурм Сапун0горы», «За Киев. 1943 г. Лютежский плацдарм», «Битва на Курской дуге».
В основу сюжета диорамы «Курская битва» положены исторические события 1943 года, завершившие коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны – разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.
Пытаясь овладеть стратегической инициативой, немецко-фашистское командование решило провести крупное летнее наступление на Курском участке фронта. Выступ на Курской дуге отличался крутизной изгиба и кажущейся легкостью, для окружения и уничтожения советских войск на Курском выступе и развития наступления вглубь страны. Операция носила кодовое название «Цитадель». В состав ударных группировок входило 50 дивизий группы армий «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Г. Клюгге), 4-я танковая армия и оперативная группа «Кампф» группы армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Манштейн). Большие надежды возлагались на такие отборные танковые дивизии СС, как «Мертвая голова», «Адольф Гитлер», «Рейх» и др.
Советское Верховное Командование также готовилось нанести сокрушительный удар по врагу с Курского выступа и закрепить начавшийся коренной перелом. Ставка своевременно разгадала планы гитлеровского командования и еще с марта – начала апреля 1943 г. утвердила план отражения вражеского удара с последующим переходом в мощное наступление Красной Армии. С 5 июля по 23 августа на территории Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Харьковской и Полтавской областей не стихал грохот сражений на земле и в воздухе.
Посвящая свою работу этой стратегической операции, автор берет лишь один день – 12 июля 1943 года, когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны.
Главным композиционным центром диорамы выбран участок местности в районе совхоза Октябрьский. Смотровая площадка для зрителей расположена на высоте 252,2 метра на окраине поселка, откуда немцы выдвигали и вводили в бой свежие силы резерва. На переднем плане слева от прямого попадания снаряда горит и рушится крестьянский дом. Деревенский дворик окруженный плетнем, превращен в опорный пункт обороны немецких солдат. Чуть поодаль группа противников готовит для стрельбы шестиствольный миномет. Полузаваленный окоп уже никто не может защитить. В центре на переднем плане советский боец, сражается против четырех врагов в смертельной рукопашном бою. Автор не случайно концентрирует внимание на этой группе, стремясь передать эмоциональный накал и состояние человека на поле боя. В контратаку рвется пехота. Немного правее санитарка оказывает помощь раненому бойцу. Перед танком «Тигр» замертво падает сраженный пулей боец. Прямой наводкой бьют противотанковые пушки. Бой ведут сражавшиеся под Прохоровкой соединения 5-й гвардейской армии генерал-лейтенанта А.С, Жадова. Вдаль до горизонта простирается хлебное поле, сплошь покрытое горящей военной техникой. Это и новейшие немецкие танки «Тигр», «Пантера», самоходные орудия «Фердинанд» дивизий СС «Адольф Гитлер» и «Мертвая голова» и наши танки Т-34, КВ-1 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта П.А. Ротмистрова. Далеко справа небо прочертили летящие снаряды реактивных минометов – знаменитых «Катюш». Лобовое столкновение на земле двух танковых армад сопровождалось сражением в воздухе.
Рельефный макет предметного плана способствует эффекту восприятия динамики встречного танкового сражения. Мы видим искореженную воронками землю, брошенное снаряжение, боеприпасы, остатки разбитых орудий. По словам художника, он стремился воспроизвести «гигантски-огненный котел из краснорыжей, как раскаленный металл, земле».
Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве впервые был дан салют. Курская битва завершилась 23 августа взятием Харькова, появились благоприятные условия для освобождения левобережной Украины и выхода на Днепр.
Текст: www.poklongor.narod.ru Фото: Ульяночка
Ключевые теги: история, музеи, живопись, диорама, Курская дуга, Великая Отечественная война
|
|