|
Павильон №1. Отечественная бронетанковая техника (тяжёлые танки и самоходные артиллерийские установки).
Тяжелый танк ИС-3М (СССР). Тяжелый танк ИС-3 (объект 703) был разработан в 1944-1945 гг. на Опытном заводе №100 в Челябинске. Он стал последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны. Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В. Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражаются одинаково. Наиболее высокой вероятность поражения была у лобовых частей башни и корпуса, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка.
У нового танка сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса. Дело в том, что практически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных, так и литых корпусов представляла собой поверхность, поставленную перпендикулярно продольной плоскости или же под небольшим углом к вертикали. Такая форма была необходима, пока в передней части танка сидели два человека. С исключением из экипажа стрелка-радиста, когда впереди остался один водитель, к тому же посаженный по центру, появилась возможность срезать углы на лобовой плите. Так, в литой лобовой детали возникли «скулы». При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди.
Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 г. В боевых действиях Великой Отечественной войны они участия не принимали. По некоторым данным, ИС-3 применялись при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 г. 7 сентября 1945 г. один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3 произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 г. (в 1945 г. какое-то время вместе с ИС-2). Стоимость одной машины в ценах тех лет составляла 350 000 рублей. ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии.
В 1948-1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам. Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.
На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 г. два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 г. один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны).
годы выпуска 1945-1946 боевая масса 45,8 т двигатель В-11, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 520 л.с. при 2200 об/мин. макс. скорость 40 км/ч запас хода 340 км
бронирование лоб 120 мм корпус 90-60 мм лоб башни 230 мм
вооружение 122 мм пушка Д-25Т обр. 1943 г. 7,62 мм пулемет ДТМ 12,7 пулемет ДШК
боекомплект выстрелов 28 7,62 мм патронов 756 12,7 мм патронов 250
скорострельность орудия 2-3 выстрела/мин.
средства связи радиостанция 10РК
экипаж 4 чел. выпущено 2311 танков.
Тяжелый танк ИС-3М (СССР).
Тяжелый танк ИС-3М (СССР).
Тяжелый танк ИС-3М (СССР).
Слева - Советская опытная тяжелая САУ СУ-100Y. Разработана в 1940 г. на шасси экспериментального тяжелого танка Т-100. Вооружение - 130-мм морская пушка 1-Б-13, три пулемета ДТ. Экипаж - 6 человек. В связи с прекращением работ по базовому шасси, был выпущен единственный образец САУ. Осенью 1941 г. САУ, вместе с СУ-14 и СУ-14-2, вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не удалось.
В центре - Советская тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-14-2. Разработана в 1937 г. на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 г. оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение - 152-мм пушка БР-2, четыре пулемета ДТ. Экипаж - 7 человек. Две опытных САУ СУ-14 и СУ-14-2 принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев.
Справа - Советский тяжелый танк Т-35. Единственный в мире серийный пятибашенный танк. Разработан в 1933 г. Вооружение - 76,2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки обр. 1932 г., шесть 7,62-мм пулеметов ДТ. Экипаж - 11 человек. До начала ВОВ танк не применялся в боевых действиях. Большинство машин было потеряно в первые месяцы ВОВ в основном по техническим причинам. В музее экспонируется единственный сохранившийся экземпляр.
Слева - Советская тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-14-2. Разработана в 1937 г. на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 г. оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение - 152-мм пушка БР-2, четыре пулемета ДТ. Экипаж - 7 человек. Две опытных САУ СУ-14 и СУ-14-2 принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев.
Справа - Советский тяжелый танк Т-35. Единственный в мире серийный пятибашенный танк. Разработан в 1933 г. Вооружение - 76,2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки обр. 1932 г., шесть 7,62-мм пулеметов ДТ. Экипаж - 11 человек. До начала ВОВ танк не применялся в боевых действиях. Большинство машин было потеряно в первые месяцы ВОВ в основном по техническим причинам. В музее экспонируется единственный сохранившийся экземпляр.
Тяжелый танк Т-35 (СССР). Производство этого танка было развернуто в 1933 г. на ХПЗ. Его конструкция разработана с учетом опыта, полученного при работе над тяжелым танком прорыва ТГ. Тяжелый танк Т-35 был создан для усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника. Танк Т-35 — единственный в мире серийный пятибашенный танк. 5 башен, расположенных в 2 яруса, позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм и одной 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед, назад или на любой борт. Однако это потребовало увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка. Двухъярусное расположение башен обусловило большую высоту машины, что повышало уязвимость танка на поле боя.
Танками Т-35 была вооружена 5-я отдельная тяжелая танковая бригада РГК. До начала Великой Отечественной Войны танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. Большинство танков было потеряно в первый месяц войны по техническим причинам. Погибли в бою считанные танки. В боях под Москвой принимали участие два Т-35. Таким образом, после 1935 г., когда была существенно повышена надежность танка, он в значительной степени устарел и перестал отвечать предъявляемым требованиям. Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и неповоротливому Т-35 мало шансов на поле боя. Резервов же увеличения для толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела.
годы выпуска 1933-1939 боевая масса 50 т двигатель МТ-17Т, карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения макс. мощность 500 л.с. при 1450 об/мин. макс. скорость 30 км/ч запас хода 150 км
бронирование лоб 30 мм корпус 30-20 мм лоб башни 30 мм количество башен 5
вооружение 76,2 мм пушка КТ-28 45 мм пушка обр. 1932 г. - 2 шт. 7,62 мм пулемет ДТ - 6 шт.
боекомплект выстрелов 76,2 мм - 96 выстрелов 45 мм - 220 патронов 10080
средства связи радиостанция 71-ТК-1
экипаж 11 чел. выпущен 61 танк .
На 1.06.1941 в РККА находилось 59 танков (48 исправных), из них 51 в КОВО.
Тяжелый танк Т-35 (СССР).
Тяжелый танк Т-35 (СССР).
Тяжелый танк Т-35 (СССР).
Тяжелый танк Т-35 (СССР).
Слева - Советская опытная тяжелая САУ СУ-100Y. Разработана в 1940 г. на шасси экспериментального тяжелого танка Т-100. Вооружение - 130-мм морская пушка 1-Б-13, три пулемета ДТ. Экипаж - 6 человек. В связи с прекращением работ по базовому шасси, был выпущен единственный образец САУ. Осенью 1941 г. САУ, вместе с СУ-14 и СУ-14-2, вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не удалось.
Справа - Советская тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-14-2. Разработана в 1937 г. на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 г. оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение - 152-мм пушка БР-2, четыре пулемета ДТ. Экипаж - 7 человек. Две опытных САУ СУ-14 и СУ-14-2 принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев.
152 мм тяжелая САУ СУ-14-2 (СССР). В декабре 1939 г. при штурме «линии Маннергейма» Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 - 2 км и расстреливать их прямой наводкой. В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась — броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т.
В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева — в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100Y в составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам.
год выпуска 1940 боевая масса 64 т базовое шасси Т-28 (использован ряд агрегатов Т-35). двигатель МТ-17Ф, дизельный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения макс. мощность 500 л.с. макс. скорость 32 км/ч запас хода 150 км
бронирование корпус 50-10 мм рубка 50-20 мм
вооружение 152 мм пушка БР-2 7,62 мм пулемет ДТ - 4 шт.
боекомплект выстрелов - 8 патронов 2845
средства связи радиостанция 71-ТК-3
экипаж 7 чел. выпущено 2 САУ.
152 мм тяжелая САУ СУ-14-2 (СССР).
130 мм опытная тяжелая САУ СУ-100Y (СССР). Разработана в 1940 г. на шасси экспериментального тяжелого танка Т-100. Вооружение - 130-мм морская пушка 1-Б-13, три пулемета ДТ. Экипаж - 6 человек. В связи с прекращением работ по базовому шасси, был выпущен единственный образец САУ. Осенью 1941 г. САУ, вместе с СУ-14 и СУ-14-2, вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не удалось.
год выпуска 1940 боевая масса 64 т базовое шасси Т-100 двигатель ГАЗ-34БТ, карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, жидкостного охлаждения макс. мощность 850 л.с. макс. скорость 32 км/ч запас хода 120 км
бронирование лоб 60 мм корпус 60 мм
вооружение 130 мм морская пушка 1-Б-13 7,62 мм пулемет ДТ - 3 шт.
боекомплект выстрелов - 30 патронов 1800
средства связи радиостанция 71-ТК-3
экипаж 6 чел. выпущена в единственном экземпляре.
130 мм опытная тяжелая САУ СУ-100Y (СССР).
130 мм опытная тяжелая САУ СУ-100Y (СССР).
Тяжелый танк КВ-85 (СССР). К осени 1943 г. из опыта применения KB-1C выяснилось, что для равного противостояния немецким «Тиграм» и «Пантерам», вооруженным длинноствольными орудиями с высокой начальной скоростью снаряда, нужен тяжелый танк с более мощной пушкой, чем 76,2 мм пушка ЗИС-5. Испытания КВ-85 прошли в августе 1943 г. на Гороховецком полигоне. КВ-85 был временной машиной компромиссов и нисколько не претендовал на звание «зверобоя» новых немецких танков. При создании этой модификации KB ставилась задача опробовать 85 мм пушку в боевых условиях, в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», чтобы выработать требования к орудию нового перспективного танка, который должен был сменить серию KB.
Немногочисленные примеры использования танков КВ-85 показали, что 85-мм пушка является эффективным оружием против немецких тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» и должна быть установлена на среднем танке Т-34, что впоследствии и было сделано. Большая часть КВ-85 в составе Гвардейских танковых полков прорыва участвовала в освобождении Украины и Крыма. Так как КВ-85, в целом, не превосходил немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей протипоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий. Ввиду небольшого количества КВ-85, уже к середине 1944 г. в войсках остались лишь единичные танки этой модификации.
год выпуска 1943 боевая масса 46 т двигатель В-2К, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 600 л.с. при 2000 об/мин. макс. скорость 42 км/ч запас хода 230 км
бронирование лоб 75 мм корпус 75-40 мм лоб башни 100 мм
вооружение 85 мм пушка Д-5Т-85 7,62 мм пулемет ДТ - 3 шт.
боекомплект выстрелов 70 патронов 3276
средства связи радиостанция 71 ТК-3
экипаж 4 чел. выпущено 148 танков.
Тяжелый танк КВ-85 (СССР).
Тяжелый танк КВ-85 (СССР).
Тяжелый танк КВ-85 (СССР).
САУ СУ-152 «Зверобой» (СССР). САУ разработана и изготовлена в течение 25 дней на заводе № 100 НКТП и заводе № 172 НКВ в январе 1943 г. В состав группы разработчиков вошли Л.С.Троянов, Г.Н.Рыбин, К.Н.Ильин, Н.Н.Звонарев, В.М.Селезнев, П.С.Тарапатин и В.И.Торотько. Общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин.
СУ-152 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением боевой рубки. В амбразуре лобового листа рубки устанавливалась 152 мм гаубица-пушка МЛ-20. Для стрельбы использовались осколочно-фугасная дальнобойная стальная пушечная граната ОФ-540, бетонобойный гаубичный снаряд Г-530, осколочно-фугасная дальнобойная стальная гаубичная граната ОФ-530, осколочная дальнобойная гаубичная граната из сталистого чугуна О-530А, бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 и фугасный морской полубронебойный снаряд.
Боевое крещение СУ-152 получили в боях на Курской дуге, правда еще в весьма ограниченном количестве. Тем не менее, появление их стало неприятным сюрпризом для немцев. Бронебойно-трассирующий снаряд пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Именно тогда тяжелые артсамоходы получили у солдат уважительное прозвище «Зверобой».
СУ-152 продолжали активно использоваться в боевых действиях и после Курской битвы, причем опять-таки как мощное противотанковое средство. СУ-152 использовались в боевых действиях вплоть до лета 1944 г., пока не были вытеснены из фронтовых частей новыми тяжелыми самоходками ИСУ-152 и ИСУ-122.
САУ СУ-152 «Зверобой» (СССР).
Тяжелый танк ИС-2М (СССР).
годы выпуска 1944-1945 боевая масса 46 т двигатель В-2ИС, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 520 л.с. при 2000 об/мин. макс. скорость 37 км/ч запас хода 240 км
бронирование лоб 120 мм корпус 90-60 мм лоб башни 160 мм
вооружение 122 мм пушка Д-25Т обр. 1943 г. 7,62 мм пулемет ДТ - 3 шт. 12,7 пулемет ДШК (не на всех)
боекомплект выстрелов 28 7,62 мм патронов 2331 12,7 мм патронов 300
средства связи радиостанция 10Р или 10РК
экипаж 4 чел. выпущено 3483 танка.
Тяжелый танк ИС-2М (СССР).
Тяжелый танк ИС-2М (СССР).
Тяжелый танк ИС-2М (СССР).
Советский тяжелый танк ИС-3. Последний из советских танков, созданных в период ВОВ. Разработан в 1945 г. Вооружение - 122-мм пушка Д-25Т, 7,62-мм пулемет ДТМ, 12,7-мм пулемет ДШК. Экипаж - 4 человека. В боевых действиях в период ВОВ участия не принимал. В модернизированном виде эксплуатировался в Советской армии до 70-х гг. Поставлялся в Египет и КНДР. Использовался в вооруженных конфликтах в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Советский тяжелый танк ИС-3.
Опытная тяжелая САУ ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704). ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704) - опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка», а индекс 152- калибр основного вооружения машины. Уточнение «образца 1945 года» потребовалось для отличия опытной САУ от серийных ИСУ-152.
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.
Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины- 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.
Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.
ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Представленный здесь самоходка, это единственный выпущенный опытный образец.
год разработки 1945 боевая масса 47,3 т базовое шасси ИС двигатель В-2-ИС, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 520 л.с. при 2000 об/мин. макс. скорость 35 км/ч запас хода 180 км
бронирование лоб 120 мм корпус 90 мм маска пушки 120 мм
вооружение 152,4 мм пушка МЛ-20СМ 12,7 пулемет ДШК - 2 шт.
боекомплект выстрелов 20-22 патронов 900
скорострельность 1-2 выстрела/мин. дальность стрельбы 13000 м прямой наводкой 3880 м
средства связи радиостанция 10-РК-26
экипаж 5 чел. выпущена в единственном экземпляре.
Опытная тяжелая САУ ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704).
Опытная тяжелая САУ ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704).
Фото: Краеведъ (FotosergS) (фото сделанные 2010 г.); Space (фото сделанные летом 2012 г.)
Ключевые теги: музеи, Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
|
|