Государственный музей-заповедник Царское Cело. Екатерининский дворец. Часть 1. (24 фото) COMGUN
 









Государственный музей-заповедник Царское Cело. Екатерининский дворец. Часть 1. (24 фото)

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.


В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.


"Портрет Екатерины I с арапчонком" И. Адольский 1725 г. или 1726 г. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.



В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 г.г., решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743 г.г.), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 г. - после 1770 г.) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768 г.г.), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780 г.г.), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 года по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Б. Растрелли (1700–1761 г.г.). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.


Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Генрих Бухгольц 1768 г.


Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны. Художник Фридрих Гартман Баризьен.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.







Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718–1795 г.г.). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.


На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.


Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.


Портрет архитектора Бартоломео Растрелли. Художник Пьетро Ротари.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812 г.г.).

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.


Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.


Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель). Художник Эдуард Петрович Гау.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848 г.г.) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Государственный музей-заповедник Царское Cело. Екатерининский дворец. Часть 1. (24 фото)

Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.

В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.


Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села. Художник Эдуард Петрович Гау.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860 –1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878 г.г.) в стиле «второго рококо».



Бюст Ф.Б. Растрелли


Золотые ворота


Решетка Парадного двора

Государственный музей-заповедник Царское Cело: www.tzar.ru
Источник: matrioshka

Ключевые теги: Государственный музей-заповедник Царское Cело, Екатерининский дворец, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин



Другие новости по теме:

Просмотров: 7 264   Автор: space 10-10-2015, 21:57    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей