Музей «Малые Корелы», Архангельск (54 фото) COMGUN
 



«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 



  Архив новостей

Сентябрь 2021 (57)
Август 2021 (50)
Июль 2021 (52)
Июнь 2021 (40)
Май 2021 (4)
Апрель 2021 (209)


Google+
Музей «Малые Корелы», Архангельск (54 фото)
Музей «Малые Корелы» - это крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом. Здесь, на территории примерно 140 гектаров, можно увидеть яркие образцы народного искусства и деревянного зодчества Русского Севера, погрузиться в историю и быт местных жителей. Музей расположен на правом берегу реки Северной Двины, в 28 км к югу от Архангельска.


Музей назван по имени населенного пункта - деревни Малые Карелы, находящегося неподалеку. Хотя чуть далее, на горе, находится деревня и Большие Карелы. Внимательный читатель сразу заметит, а почему тогда Малые Корелы, а не Малые Карелы. Есть такие версии. Всё дело в том, что XII - XIV веках в этих местах проживали угро-финского племени корелы, именем которых славянские поселенцы, заселившие эти территории, и назвали деревню. Ещё одним аргументом является и то, что рядом с музеем протекает речка Корелка, которая тоже через «о». Да и расположенный примерно в 60 км от музея монастырь тоже носит аналогичное название - Николо - Корельский монастырь.

Церковь Вознесения Господня, 1669 год. Перенесена из Онежского уезда, Кушерецкая волость, село Кушерека.


Вознесенская церковь названа в честь престольного праздника Вознесения Христова, отмечаемого на сороковой день после Пасхи. Церковь Вознесения Господня является образцом кубоватого храма, широко распространенного в бассейне реки Онеги и на побережье Белого моря. Куб - это изогнутая четырехскатная кровля с выпяченными боками и довольно большая по пропорциям. На кубе расположены пять глав, о которых говорил патриарх Никон во время реформы, касавшейся архитектуры формы. Таким образом, главы церкви символизируют: центральная - Иисуса Христа, боковые - евангелистов Иоанна, Луку, Матвея и Марка. Знаменита Вознесенская церковь как раз своими куполами.


Колодец - "журавль". Он очень удобен в использовании, когда вода расположена на глубине до 5 метров.


Музей был основан 17 июля 1964 году, а открылся для посетителей 1 июня 1973 года. Инициатива создания музея принадлежит Лапину Валентину, а генеральный план был разработан коллективом специалистов под руководством известного российского архитектора Б.В. Гнедовского. Кстати, этот музей стал первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно - историко - этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 г. музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Примечателен в истории музея и 2012 год, тогда он получил престижную премию «Достояние Севера».


Весь музей условно разделён на секторы, каждый из которых посвящен районам Архангельской области: Каргопольско - Онежский, Северо - Двинский, Мезенский и Пинежский, скоро добавятся и Поморский с Важским. В некоторых избах оформлены интерьеры с печью, мебелью, кухонной утварью, выставки народных ремесел и т.д.


Сейчас в экспозиции музея представлены около 120 гражданских (крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т.д.), общественных и церковных строений, самые ранние из которых датируются XVI (колокольня из села Кулига - Драковано) и XVII веками (Вознесенская церковь из села Кушерека, Георгиевская церковь из села Вершины).


Все постройки сюда были доставлены из разных мест области и снова собраны здесь, причём как и в былые времена, как говорится, без единого гвоздя.


Дом - двор Третьякова, вторая половина ХIХ. Перевезён в музей из Олонецкой губернии, деревни Гарь Каргопольского уезда. Внутри все помещения соединены, что позволяет управляться с хозяйством в непогоду, не выходя из дома. Изба каргопольского крестьянина Третьякова - наиболее архаичное крестьянское жилище Русского Севера. По таким мостикам поднимались в хлев коровы и лошади.


Колокольня из села Кулига - Дракованово Красноборского района, 1854 г. Это один из самых первых памятников, перевезенных в музей. На этой колокольне в 1975 году впервые в России после долгого молчания зазвучали колокола.


Часовня Ильи Пророка, 18-й век. Переехала сюда из Олонецкой губернии, Каргопольский уезд, деревня Мамонов Остров.


Музей «Малые Корелы» расположен на двух холмах и связан двумя переходами. Из Кагопольско - Онежского сектора можно по переходу пройти в Двинской, Пинежский и Мезенский сектора.

Переход через овраг.


Помимо крестьянских усадьб, амбаров, церквей и часовен, гордость комплекса - это ветряные мельницы, всего их насчитывается 7 штук, а одна имеет восстановленный рабочий механизм. Тут есть мельницы - столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы - шатровки.


Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетоемского района возведена в 1672 году и является самой значительной постройкой Двинского сектора. Церковь была построена незадолго до раскола в Русской православной церкви, обусловленного реформой патриарха Никона. Он утверждал, что "по правилам святых апостолов и святых отцов, церковь должна быть о пяти главах, а не шатром". Несмотря на то, что возведение шатровых храмов было запрещено реформой, Георгиевская церковь покрыта именно шатром. Одной из причин нарушения запрета северными зодчими стал тот факт, что деревня Вершина Верхнетоемского района, откуда и перевезена церковь, расположена вдали от мест, часто посещаемых официальными духовными лицами. Возведена она была на пожертвования местных жителей, без участия государства.


Гигантский мезенский конь и я.


Ветряные мельницы - столбовки на ряже ХIХ в.



Дом - двор Клокотова из деревни Заозерье Лешуконского района, 1879 год.


Это один из самых роскошных домов в экспозиции музея. Он представляет собой классический образец пятистенка с зимовкой. Памятник интересен сохранившимся комплексом фасадных и интерьерных росписей, выполненных мезенским мастером И.К. Орловым, а также уникальной конструкцией высокого одностолпного крыльца. Крыльцо в миниатюре повторяет формы самого дома.


Шестистенная мезенская изба.



Жилые дома на Русском Севере просто огромны. Всё дело в том, что в них жилая часть объединена с хозяйственной. Так сказать всё под одной крышей, и холод не страшен.


Салотопенный котёл использовался для переработки сала тюленей. Мезенцы ходили в море и добывали треску, тюленей, моржей, китов и даже акул. Их сало было ценным продуктом. В таких вот котлах, поставленных на печь, топили сало одного вида и забивали им бочки, поставляя в Архангельск, а оттуда в Норвегию или в Москву. Сами мезенцы сало использовали очень широко - от смазки телег и основы лечебных мазей для себя до заправки фонарей и лампад.


Целое царство избушек на курьих ножках.








В доме Александра Тропина (Двинской сектор) работает выставка «Сухопутные средства передвижения на Русском Севере», на которой можно увидеть наиболее интересные транспортные средства, традиционные для быта крестьян Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний XIX - начала XX веков.







Дом - двор Цигарева. с. Выемково Ленского р-на. XIX в.




Дом - двор Пухова А. Ф., первая треть XIX века. В музей доставлен из деревни Большой Халуй, Каргопольского уезда, Олонецкой губ. Это жилой дом четырёхстенок «на две избы». Жилая часть дома состоит из двух срубов и развёрнута боковым фасадом к улице. На первом этаже дома расположен подклет и зимняя изба. На втором этаже зимняя изба с топкой «по-чёрному» и летняя изба с топкой «по-белому».




Внутри действует выставка «Рублено топором», которая рассказывает о строительных технологиях, применявшихся при возведении жилых, хозяйственных, культовых построек северной деревни XIX - нач. XX веков. Отдельный раздел выставки посвящён декоративному убранству крестьянского дома, в котором представлены элементы жилых и хозяйственных построек XIX века: резные наличники, доски - «полотенца», причелины, фигурно вырезанные консоли, завершения крюков - «куриц» и брёвен - охлупней.




Охлупень с коньком - это еще одна особенность домов на Мезени. Конь - это не только декоративный элемент, это древнейший образ, символ, оберег, напоминающий нам о верном друге и помощнике каждого крестьянина.





Ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря. Над основанием (четырёхугольный сруб) возвышается шатёр, каркас которого обшит тёсом. Верхняя часть мельницы представляет собой невысокий сруб под двухскатной крышей. Верхнюю часть мельницы могли разворачивать на 360 градусов в зависимости от направления ветра. В нижней части располагается мельничное оборудование.


Внутри представлена основная часть мельничного механизма: вертикальный и горизонтальный вал с деревянными шестернями и кулачными колёсами, постав для помола зерна и деревянная крупорушка.




Резюме! Рекомендую, музей прекрасен в любое время года: зимой, весной, летом, осенью...Желаю и вам здесь побывать!

Текст и фото Игорь Ягубков
Источник: zavodfoto.livejournal.com


Ключевые теги: музей, Музей «Малые Корелы», Архангельск



Другие новости по теме:

Просмотров: 116   Автор: space 8-07-2021, 20:43    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей



Яндекс.Метрика