|
Крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов" - единственный сохранившийся представитель самой массовой серии советских крейсеров, составлявших ядро советского надводного флота во второй половине 1950-х - 1960-х гг. Теперь он - корабль-музей на вечной стоянке в городе-герое Новороссийске. Состояние славного корабля ныне, мягко говоря, не самое лучшее. Но какие-то ремонтные работы на нём ведутся, что немного радует (на фото, кстати, хорошо, заметна разница между покрашенными и не покрашенными участками).
Легкие крейсера типа "Свердлов" (проект 68-бис) - последние (и самые многочисленные - построено 14 ед.) советские артиллерийские крейсера. Одни из лучших кораблей своего класса (а по мнению многих - еще и самые красивые) в мире. Но - опоздавшие со своим появлением на десяток лет. Тем не менее, они активно несли службу во всех морях и океанах, много лет являясь "лицом" ВМФ СССР.
Далее 35 фото (все кликабельны; октябрь 2018 г):
Крейсер "Михаил Кутузов", двенадцатый корабль в серии, был заложен 22 февр.1951 г. в Николаеве, вошел в состав Черноморского флота 31 янв.1955 г. Нёс службу в основном в Черном и Средиземном морях (особенно активно с 1955 г до конца 1960-х), а также в Атлантике. Обеспечивал присутствие ВМФ СССР в ходе арабо-израильских конфликтов, неоднократно заходил в иностранные порты, на крейсере бывали с визитами многие мировые лидеры.
Непосредственного участия в боевых действиях не принимал, но 29 октября 1955 г. 27 матросов крейсера погибли в ходе спасательных работ на линкоре "Новороссийск". В 1958 г. доставил Вечный огонь из Севастополя в Новороссийск.
В 1987 г. выведен в резерв. С 2002 г - корабль-музей в Новороссийске. За время службы корабль прошел 211 900 миль (св.392 тыс. км - почти 10 экваторов Земли).
Водоизмещение полное - 18 640 т; размерения - 210 х 22,8 х 7,8 м; скорость до 32 узлов; ЭУ - паровые турбины (ок.120 тыс. л.с.), 2 винта; экипаж - 1130-1200 чел. Дальность плавания - 7400 миль, автономность - 30 суток.
Имели бронезащиту, в частности: главный пояс - 100 мм, барбеты башен - 130 мм, лоб башен - 175 мм, бронепалуба - 50 мм.
Вооружение - 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100 мм СМ-5-1с, 16х2 37 мм В-11М, 8х2 30 мм АК-230 (добавлены при модернизации).
В 1979-86 г.г. крейсер прошел модернизацию по проекту 68-А. Были установлены зенитные автоматы АК-230 и существенно обновлено радиоэлектронное вооружение.
Главный калибр крейсера составляют 12 152,4 мм /58-калиберных орудий Б-38 в трехорудийных башнях МК-5-бис.
Артсистема Б-38 была разработана в 1938-40 г.г., однако в основном стала использоваться уже после ВОВ - ею вооружались крейсера пр.68К и 68бис.
Это мощное, надежное, дальнобойное орудие (масса снаряда от 48 до 55 кг, дальность стрельбы св. 30 км (162 каб.)), однако определённым недостатком его являлось картузное заряжание, ограничивавшее скорострельность 7 выстр/мин.
Общий боезапас главного калибра на "Михаиле Кутузове" составлял 2202 выстрела, т.е. 183 выстрела на ствол.
Вторая башня.
Башни МК-5-бис имеют толщину лобовой брони 175 мм, крыши - 75 мм, боковых стенок - 65 мм. Барбет защищает 130 мм броня. Расчет башни около 60 человек.
Каждая башня имела 8-м дальномер ДМ-8-2, 2 визира МБ-6, радиодальномер "Штаг-Б" (на 2й и 3-й башнях - белый колпак сверху) и с помощью башенного автомата стрельбы (БАС) могла вести огонь самостоятельно в случае необходимости (основной, конечно, была схема с централизованным управлением).
Носовая надстройка.
Верхняя часть носовой надстройки. Видны окна флагманского мостика. По сторонам от него - добавленные при модернизации 4 спаренных 30-мм зенитных автомата АК-230 с радиолокационным наведением (еще 4 таких установлены чуть позади 1-й трубы).
Выше расположен носовой командно-дальномерный пост. КДП2-8 являлся главным командным постом управления огнем, обслуживался расчетом из 8 человек и был оснащен двумя 8-м дальномерами ДМ-8-1 и визиром центральной наводки ВМЦ-5.
Выше КДП видна антенна артиллерийской РЛС «Залп-М2» (с белым полотнищем). По сторонам от неё - белые "орехи" РЛС МР-104 "Рысь" управления огнем автоматов АК-230.
Фок-мачта. Большой "балкон" (с ребрами жесткости) ниже КДП - пост командира зенитного дивизиона (ПКЗД).
Район 1-й трубы.
Вид вдоль левого борта в сторону кормы. На первом плане, у борта, видна левая носовая 100-мм спаренная универсальная артустановка СМ-5-1с.
Всего на корабле имеется 6 таких палубно-башенных установок, составляющих зенитную артиллерию дальнего боя.
Дальность стрельбы - 24 км, досягаемость по высоте - до 18 км, масса снаряда - 15,6-15,9 кг, скорострельность до 36 выстр/мин. Общий боезапас 100-мм орудий 3852 выстрела (321 на ствол).
Группа малокалиберной зенитной артиллерии левого борта. Видны торчащие из-за прикрытий стволы 37-мм спаренных автоматов В-11М (2 на палубе надстройки и 1 ярусом выше). Над ними пара АК-230. Новые автоматы существенно превосходили старые по своей эффективности (2000 выстр/мин против 360, радиолокационное наведение). Фактическая дальность стрельбы у обоих систем примерно одинакова - около 4000 м.
Справа - стабилизированный пост наводки СПН-500. Он оснащен РЛС "Якорь-М", дальномером ДМС-4, визирами и т.д. и использовался для управления огнем 100-мм универсальных артустановок (главным образом по воздушным целям).
Вид на носовую надстройку со стороны кормы.
Кормовая часть. На верхней площадке грот-мачты - РЛС воздушных целей МР-510 "Киль-У".
Грот-мачта и вторая труба. Здесь расположены 4 (по 2 на борт) кормовые 100-мм СМ-5-1с. Между трубой и кормовым КДМ находятся 2 37-мм В-11М.
Большие белые сферы на грот-мачте - укрытия антенн систем космической связи "Кристалл-К".
Левая средняя 100-мм СМ-5-1с. Под белым колпаком - радиодальномер «Штаг-Б».
Левая кормовая СМ-5-1с, за ней кормовой КДП. Он идентичен носовому и является резервным командным постом управления огнем главного калибра.
За КДП находится площадка с батареей из 6 37-мм зенитных автоматов В-11М.
Третья башня.
Четвертая башня.
Кормовая оконечность. Ремонт явно требуется.
Поднимаемся на борт. Четвертая башня. На открытых участках палубы - деревянный настил.
Поднимаемся на палубу полубака. Вид в нос от 3-й башни вдоль правого борта. Слева вверху - кормовая батарея 37-мм автоматов.
Вид в корму от СПН-500 правого борта. Справа на площадке (между трубами, под грузовой стрелой) размещались катера и шлюпки.
Барбет второй башни и его окрестности.
Вид с бака на носовые башни. Видно, насколько сильно поврежден деревянный настил палубы.
Носовая оконечность.
К сожалению, немногие внутренние помещения доступны для осмотра. Начинаем с офицерской кают-компании (она находится на верхней палубе под носовой надстройкой).
Затем проходим по коридору левого борта в сторону кормы, заглядывая в некоторые помещения по пути. Барбет левой носовой 100-мм установки.
Двухместная офицерская каюта.
Аппаратная РЛС "Якорь-М" (той, что на СПН-500).
Амбулатория.
Матросский кубрик. Этот - один из самых маленьких (на 27 человек) и комфортабельных (есть иллюминаторы).
Камбуз.
Собственно коридор левого борта.
Планы палуб.
Крейсер находится у Морского вокзала Новороссийска (набережная Адмирала Серебрякова, 2А). Посещение только в составе экскурсии (формируется на месте где-то раз в час). Время работы - со среды по воскресенье с 10 до 18 часов. Сайт музея navalmuseum.ru
Ключевые теги: музеи, история, крейсер, Михаил Кутузов
|
|