Музей истории «ГАЗ». Часть 2. От тридцатых до шестидесятых (36 фото)
Знаете, что это за экспонат музея истории Горьковского автозавода? Это премия. Да-да. Первых работников завод, работавших ещё на его строительстве, премировали не деньгами, а вещами, нужными в хозяйстве. Как, например, вот это платье.
Времена были такие - для людей, приходивших устраиваться на работу в лыковых лаптях, и с таким же лыковым чемоданом, и платье в качестве премии было в радость. При этом они вполне выдавали вот такую продукцию.
Понятно, что первыми моделями Горьковского автозавода были лицензионные копии американских Форд-АА и Форд-А.
ГАЗ-А, кстати, выпускался и на московском заводе КИМ - будущем АЗЛК.
В музее ГАЗа, помимо собственно автомобилей, есть ещё много экспонатов, связанных с историей завода. Вот тут воссоздан кабинет одного из первых директоров - Сергея Дьяконова.
Американский ящик слесаря-инструментальщика.
Контрольные часы, стоявшие на проходной, и фиксировавшие рабочее время.
Вообще, музей состоит из двух этажей. Сначала вы попадаете на второй, где и находятся все эти экспонаты, фотографии, исторические документы.
А уже оттуда можно спуститься вниз, где в довольной-таки тесноте выставлены собственно автомобили. Вот трёхосный ГАЗ-ААА.
Двигатель первых горьковских грузовиков.
ГАЗ-М.
Во время войны ГАЗ перешёл на выпуск военной техники. Вот сохранившийся корпус танка Т-70, случайно (!) найденный в 2008 году при реконструкции одного из цехов.
С ноября 1941 года по июнь 1943 завод подвергался сильным бомбардировкам. Вот корпуса разорвавшихся бомб.
Справа - ручная сирена, применявшаяся при объявлении воздушной тревоги.
Однако, производство не прекращалось. ГАЗ-67, выпускавшийся с сентября 1943 года.
Как по мне, он и сейчас неплохо смотрится.
Но война закончилась, завод вернулся к выпуску мирной продукции.
"Победа", выпускавшаяся с 1946 года.
Сменившая её "Волга" ГАЗ-21.
Тесно в музее, откровенно тесно. К некоторым экспонатам толком не подойдёшь, да и таблички поясняющие загораживают.
ЗИМ, он же ГАЗ-12 (ЗИМом он именовался с начала выпуска в 1949 по 1957. А потом товарищ Молотов, в честь которого был назван Горьковский автозавод (ЗиМ - Завод имени Молотова) - впал в немилость, и пришлось и завод лишать его имени, и топовую модель переименовывать.
ГАЗ-51 яркой расцветки.
Полноприводный ГАЗ-63.
Техническая литература по автомобилям, выпускаемым ГАЗом.
Попытка Горьковского автозавода выпустить автомобиль особо малого класса, предназначенный, в первую очередь, для инвалидов.
Двухместная машинка с расположенным сзади двигателем получила название ГАЗ-18.
Сзади, кстати, к нему очень сложно подобраться.
Двигатель, что интересно, на нём стоял не горьковский, а московский - двухцилиндровая половинка двигателя от "Москвича-402" мощностью в 18 лошадиных сил, скомпонованная с трёхступенчатой автоматической коробкой передач. Учитывая, что автомобиль проектировался в 1955 году, то один из первых примеров применения АКПП на автомашинах столь малого класса.
Однако в серию он так и не пошёл - было выпущено всего два экземпляра. И ГАЗ продолжил выпускать легковые авто более высокого класса.
ГАЗ-13 "Чайка".
Что интересно, название "Чайка", первоначально, носил совсем другой автомобиль. Вот этот - к сожалению, полностью не сохранившийся.
Это ГАЗ-16 - автомобиль повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой. Проще говоря - с эффектом "воздушной подушки". Выглядел он вот так.
А ездил вот так (с 01:34).
А рядом - фрагмент ещё одной экспериментальной машины.
ЭТО ГАЗ-ТР "Стрела", он же ГАЗ-СГЗ - первый в мире (1954 год) автомобиль с турбореактивным двигателем.
Двигатель и некоторые фрагменты у него использовались от истребителя МиГ-17, а на дорогу эта машина выехала один-единственный раз - сразу же попав в аварию, после чего её не стали восстанавливать. А была она вот такой.
Жаль, конечно, что эти две интересные машины сохранились лишь частично, причём, глядя на эти части, представить, как они выглядели в реальности, невозможно. А музейные сотрудники, почему-то, не догадались разместить на поясняющих табличках их изображения.
Что же - пока на этом прервёмся. Ждите продолжения!