COMGUN
 









Возрожденная красота старинных вееров (49 фото)
И снова спасибо газете «Метро»! Именно там прочитала, что во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря 20-го апреля открылась выставка «Веер с историей», которая должна была продлиться меньше месяца, но — видимо, не в последнюю очередь благодаря газетному анонсу — «народ пошёл», и пошёл активно, вследствие чего знакомство с веерами и работой реставраторов, возрождающих их к жизни, продлили до 18-го июня.

Билеты, кстати сказать, исключительно онлайн, вход — по сеансам, группы не более 15 человек. Мне повезло оказаться в числе «первых ласточек», потому на шестичасовом сеансе в будний день «группа» была всего из трех жаждущих. Причем один из нас, как ни странно, был мужеского полу. Ни за что бы не подумала, что «мальчикам» интересна эта тема.

То ли дело девочки! Кто из нас не делал себе в детстве опахал из сложенных гармошкой тетрадных листочков?.. А уж привезенный мамами-бабушками-тетушками веер с видами кавказских или крымских курортов на пластинах казался настоящим сокровищем!

Хотя подобная тяга к этому дамскому аксессуару, вообще говоря, настоящая загадка: подозреваю, лишь единицы имеют в родословной особ, которые некогда блистали на балах или прогуливались по набережной Ялты или галерее Пятигорска под кружевными зонтиками с кружевными же веерами, и тем не менее!

Некая хронология в построении экспозиции есть, но цель ее вовсе не рассказ о возникновении и эволюции веера — мы же в центре реставрации! И именно работа мастеров, порой буквально из ничего воссоздающих красоту, здесь главное. Рядом с каждым веером — фото «было-стало». Правда, фото эти сильно бликуют, потому и показывать их здесь не буду. (Сами веера тоже фотографировать было проблематично, т. к. каждый из них помещен в прозрачный бокс).

Но вот для примера описание работы над одним из вееров — «Купание Дианы», он будет среди фото в альбоме: «Проведен демонтаж соединительного штифта, после этого от экрана отделены поломанные, грубо склеенные пластины, гарды, удалены бытовые заклейки на экране. Отстающие от основы фрагменты фольги распрямлены и подклеены на прежние места. С отделенных пластин сняты фиксирующие чинку элементы, представляющие собой различные виды материалов от перламутра и пластика до фрагментов лезвия. Поверхность веера очищена от загрязнений, пятен и следов клея. Пластины склеены на подготовленные дублирующие подложки, утраченная пластина выполнена из прозрачного материала. Склейка разрывов основы проведена с расслоением экрана и подведением реставрационной бумаги между двумя половинами экрана. Соединительный штифт очищен от загрязнений и покрыт консервирующим составом. Проведен монтаж всех частей веера».

Уфффф! «Труд этот, Ваня, был страшно громаден»… Но, представляю, как это интересно, и какая радость, когда, благодаря твоим усилиям, побитый жизнью замарашка вновь предстает во всей красе!

Наиприятнейшая девушка-сотрудница центра об истории вееров все-таки нам немного рассказала. (Вообще рассказ длится час, и пролетает он моментально!)

Считается, что завезены веера были в Европу торговцами и миссионерами (иезуитами в частности) из Китая и Японии. И стоили поначалу очень дорого: во-первых, редкостная диковина, во-вторых, слоновая кость, изящная роспись золотом и т. п. Потому и воспринимались первые веера предметом статусным. Однако, европейские мастера быстро научились заморский аксессуар копировать, а затем, пожалуй и превзошли восточные оригиналы, во всяком случае точно сделали декор вееров более разнообразным. И уже к середине восемнадцатого столетия весь высший свет Европы обзавелся престижной новинкой. Причем в то время обладателями ее были и мужчины.

Постепенно производство вееров набирало обороты и в эпоху рококо они становятся непременным аксессуаром не только аристократии, но и менее привилегированных сословий. Тем не менее, «По взмаху и манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» (мадам де Сталь). Искусству этому обучали с детства.

Все наверняка слышали, что из просто элегантного аксессуара веер превратился в неплохого помощника в делах амурных. Но вот о том, что «языком веера» владела только аристократия, я не знала.

Вот несколько примеров тайного шифра опахал:

• веер, приложенный левой рукой к правой щеке — «да»
• веер, приложенный правой рукой к левой щеке — «нет»
• дама обмахивает себя левой рукой — «со мной не заигрывай»
• веер возле губ означает: «я тебе не доверяю»
• правая рука указывает закрытым веером на сердце — «я тебя люблю»
• дотронуться до левого уха открытым веером — «за нами следят»

Однако с середины 19-го века язык веера постепенно перестает использоваться, веер снова становится лишь непременной частью дамского образа. Становится модным иметь к каждому наряду свой веер. Особым шиком считались веера из страусовых перьев, из-за чего бедные птицы были почти уничтожены.

Наряду с веерами роскошными, все больше производится самых простых, например, в рекламных целях. Существовали даже веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр, веера — пригласительные билеты и веера-меню.

В динамичном двадцатом веке веера какое-то время сохранялись как элемент туалетов светских львиц или кинозвезд, но, все же, применение их постепенно сходит на нет. Некий всплеск интереса к вееру наблюдался лишь в эпоху New Look, когда ненадолго в модный образ вернулись корсеты (разумеется, в облегченном виде) и широкие многослойные юбки.

Веер — создание хрупкое, потому немногие сохранившиеся так ценны, и теперь бережно реставрируются и экспонируются в музеях.


Зал экспозиции. Представлено было пятьдесят вееров из девяти музеев России. Пластиковые боксы фотографировать, конечно, здорово мешали, но что делать - сохранность старинной красоты важнее.


Оказывается, веера различаются по типам!


Теперь знаю, что вот этот - типичный бризе!)))


Это ж кто бы знал, что гарда существует не только у шпаг или рапир?..


А кокарда не только на фуражках?..


Сувенирный веер-кокарда «Коррида». Испания. 1910-е. Бумага, дерево, металл; резьба, напыление золотом, полировка, тиснение золотом. Длина гарды 39см, ширина экрана 62 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Вот такие, пожалуй, только на сцене и видела.


Веер-экран, кошельки бисерные. Тот, что справа, приехал из Иркутского историко-мемориального музея декабристов. Бисер, ткань, ручная работа.



Материалы и инструменты реставраторов и два бедняжки, которым еще только предстоит "лечение".


Веера-кокарды, Китай, бумага, часто такие бывали одноразовыми, для определенных мероприятий; веера-бризе из ажурных костяных пластин


Веер из ажурных костяных пластин. Китай, конец 19 – начало 20 века. Гарда как искусно вырезана!


Веер-плие «Цветы и птицы». Китай. Начало 20-го века. Кость, перламутр, металл, атлас, нити шелковые; роспись, вышивка, резьба. Длина гарды 28,8 см, ширина экрана 53см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Веер-плие «Мандаринский». Китай, Кантон. Середина 19 века. Бумага, кость, шелковая ткань; роспись гуашью, резьба, тонировка, золочение, коллаж, аппликация. Длина гарды 29,5 см, ширина экрана 54,5 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Веер-плие с изображением восточных мотивов. Дальний Восток. Конец 19 века. Перламутр, бумага, краска, металл; аппликация, резьба. Длина гарды 30 см. Государственный музей-заповедник «Зарайский Кремль».


Футляр для веера с восточными мотивами. Дерево, картон, лак.


Веер-плие с двусторонним экраном «Нескромный пастух». Голландия, начало 18 века. Бумага, кость; резьба, роспись. Длина пластин 27,7 см, ширина экрана 45см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Веер-плие «Охотники на берегу лесного озера». Франция. Середина 18 века. Пергамент, кость, перламутр, серебряная фольга, цветная фольга, белый металл; роспись гуашью, роспись эмалевыми красками, резьба, золочение. Длина гарды 28,3 см, ширина экрана 50 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Станок предыдущего веера крупным планом.


Веер-плие «Триумф Амфитриты». Франция. 1760-е. Бумага, пергамент, черепаха, золоченая фольга, серебряная фольга; роспись, резьба, тиснение. Длина гарды 28,5 см, ширина экрана – 54 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Станок предыдущего веера крупным планом.


А гарда до чего хороша!


Модная картинка с изображением двух дам в интерьере. Лист из журнала «La Mode Illustrée». Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково». Такие странички из журналов тоже попадают к реставраторам.


Веер-плие «Купание Дианы» по картине А.Куапеля. Голландия 1750-е. Бумага, перламутр, металл, фольга; роспись гуашью, резьба, тиснение. Длина гарды 28,5 см, ширина экрана 51 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Станок предыдущего веера крупным планом.


Веер-плие «Свидание в парке». Голландия. 1780-е. Бумага, кость, стразы; резьба, роспись гуашью, роспись лаком. Длина гарды 27 см, ширина экрана 49см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Станок предыдущего веера крупным планом. Прямо-таки "сад в руках"!


Веер-плие «Сбор винограда». Германия. 1740-1760. Бумага, перламутр, стразы, фольга серебряная; роспись, резьба. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Станок предыдущего веера крупным планом. Хорошо видно, что одна из пластин без отделки - реставрация научная: то, что восстановить нельзя, не восстанавливают.


Были веера и совсем простенькие. Например, вот этот: веер-плие «Семейная сцена». Франция. Начало 19 века. Бумага, кость, роспись акварелью. Длина гарды 18,8 см, ширина экрана 26см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Модная картинка с изображением двух дам с веерами. Иллюстрация из журнала «Revue de la Mode». Париж. 1877 год. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


С развитием туризма появляются сувенирные веера с видами городов. Изготовляли их, разумеется из недорогих материалов.


Отмечали подобными сувенирами и значимые события. Этот изготовлен к Всемирной выставке 1855 года. Фирма «Alexandre», Франция, 1854. Бумага, кость, металл; резьба, роспись, печать. Длина гарды 29 см, ширина экрана 54,5 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


А вот этот почему-то у меня остался без описания. Но «выбросить» не решилась. Красив!


Веер-плие с двусторонним экраном «Анжелика и Медоро». Франция. Середина 18 века. Бумага, кость, перламутр, металл, стразы; роспись, резьба, инкрустация, литье. Длина гарды 29 см, ширина экрана 54,5 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково». Пришлось, конечно, выяснить, что за персонажи такие, ибо не слышала ни разу… «Анжелика и Медоро были популярной темой для романтичных художников, композиторов и писателей с 16 по 19 век. Анжелика и Медоро - персонажи итальянской эпопеи 16 века «Орландо Фуриозо» Людовико Ариосто. Анжелика была азиатской принцессой при дворе Карла Великого, которая влюбилась в сарацинского рыцаря Медоро и сбежала с ним в Китай. Хотя в оригинальной работе Орландо был главным героем, многие адаптации были сосредоточены исключительно или главным образом на любви между Анжеликой и Медоро». (Википедия) И еще нюанс - в кончике гарды крохотное зеркальце! Видимо, кавалерам знаки подавать))


Веер-плие со сценой свидания и двумя женскими портретами. Испания. 1850-е. Рог, бумага; тонировка, резьба, инкрустация пайетками, печать, краска золотая, литография цветная, белила, гуашь. Длина крайней пластины 23,5 см, высота экрана 7,9 см, ширина экрана 44,2 см. Государственный музей имени А.С.Пушкина.


Веер-плие со сценой свидания и двумя женскими портретами. Италия. 1850-е. Бумага, рог; печать, золотая краска, цветная литография, резьба. Высота крайней пластины 26,7 см, высота экрана 10,8 см, ширина экрана 51см. Государственный музей имени А.С.Пушкина.


Веер-плие «Прием у короля». Франция. Середина 19 века. Бумага, кость, металл, перламутр, фольга; литография, роспись, резьба, инкрустация, тиснение золотом. Длина гарды 27см, ширина экрана 50,5 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Иногда веера бывали двусторонними. Это оборотная сторона предыдущего веера. Здесь свой рисунок. Пусть и не такой яркий.


Веер-плие «Прием у венецианского дожа». Италия. 1850-е. Желтый металл, тиснение, штамповка, нити металлические, перламутр, шелк, стразы, фольга, бумага; роспись (акварелью и золотом), резьба, литография. Длина гарды 27 см, ширина экрана 51,5 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Женский портрет. 19 век. Бумага, литография. Государственный музей-заповедник «Зарайский Кремль». В основе - портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. Ф. Винтерхальтер, 1857 год.

Возрожденная красота старинных вееров (49 фото)

Ну, и конечно, я "сбегала" в Сеть, дабы посмотреть, как этот портрет выглядел в цвете. Черно-белый нежнее...


А вся эта «мелочь» - бальные принадлежности.


Пластины «станка» веера (мы же теперь знаем, что эта часть называется «станком»!) пронумерованы – это номера танцев на балу. То есть «Станок» выполнял роль «карне де баль» - книжечки для записи имен кавалеров на определенный танец. Книжечки эти помогали избежать путаницы в очередности, и было это очень важно, т.к. таковая путаницы могла запросто стать поводом для дуэли (вот же не жилось людям спокойно!!!). Карандашик убирался в специальное отверстие в гарде веера.


Этот крошка-веер – тоже своеобразная карне де баль. Такой можно было и к поясу, и к браслету прикрепить.


Веер из белых страусовых перьев. Россия. Конец 19 – начало 20 века. Перо страусовое, рог, металл; резьба, ткачество. Длина гарды 32 см, ширина экрана 54 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково». Выглядит массивно, но, как нам сказали, как раз такие веера самые легкие.


Веер-плие с кружевным опахалом. Россия. 19 век. Нити льняные, х-б нити, сцепное кружево, плетение коклюшечное. Длина гарды 36 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».


Веер – плие с кружевным экраном. Франция. 1890-е. Кружево брюссельское, перламутр, кость, металл, фольга; резьба, тиснение, золочение. Длина гарды 35 см, ширина экрана 67 см. Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково».


Ну не красавец ли? А «кроватка» у него какая!




Ключевые теги: музей, выставка, веер, веер с историей, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, академик И.Э. Грабаря, г. Москва, ул. Радио



Другие новости по теме:

Просмотров: 48   Автор: space 29-03-2024, 16:57    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей