COMGUN
 









Заонежская вышивка (45 фото)
Что-то я зачастила в Музей декоративного искусства на Делегатской! А все потому, что заманивают туда интересными выставками. Причем, если с посещением «лаковой миниатюры», в общем, можно было и потянуть, то «Заонежская вышивка» возникла внезапно и на короткое время — длилась всего около месяца.

Впечатления от «лаков» оказались весьма яркими, и не очень-то я была готова идти за новыми, но организаторы совершенно точно не собирались ждать моего «дозревания»)))

Так что, дотянув почти до последних дней работы выставки, я все же отправилась в музей. Не сказать, чтобы с великим энтузиазмом. В том числе и из-за того, что почему-то в моей голове вышивка трансформировалась в кружево, и когда (уточняя часы посещения) я это обнаружила, опечалилась: кружева люблю очень, а вот вышивку не всякую. Но уж коли собралась, так тому и быть — пусть будет вышивка.

Энтузиазм, впрочем, ото сна пробудился уже в гардеробе — такая там симпатичная ёлочка стояла, в серебристом декоре: звезды, шары, олени… Жалею, что не сфоткала. И очень мне нравится, что к выставочным залам из гардероба надо идти по длинному, дугой изогнутому крылу старинного усадебного дома — настраиваешься, атмосферой проникаясь… Все же есть что-то особенное в русских дворянских усадьбах…

Не сразу поняла, что за узоры из красных ниток «расцвели» на… перилах лестницы, ведущей ко входу на выставку. Оказалось, это что-то вроде анонса — тоже своеобразная «вышивка»!

Небольшие залы, где расположилась экспозиция, выглядят уютно и нарядно, благодаря комбинации белого и красного во многих вышивках. Радостное это сочетание характерно для Севера с его длинными зимами, когда так не хватает ярких цветов.

На входе, кстати, лежит стопка буклетов-путеводителей, тоже в красно-белых тонах. С вложенной в него схемой вышивки обрядового полотенца. Пустячок, а приятна такая вот забота о посетителях.


Ну, и в первом же зале, убеждаюсь, что «кружево» в голове моей возникло не случайно — многие работы и в самом деле именно кружева напоминают. Особенно, выполненные в технике «шва по письму», когда основной узор окружается сеточкой, обычно с размером ячеек три на три миллиметра. Сеточку эту выполняют уже после того, как главный мотив готов, выдергивая часть нитей, а оставшиеся обвивают потом по диагонали катушечными нитками. (Это ж какая работа, божечки!!!).


Образец ажурной вышивки. Олонецкая губерния, конец 18-го века. Холст, нити льняные, перевить белая, вышивка "шов по письму".
Интересно, что рядом расположены две «Птицы Сирин», даты «рождений» которых, разнесены на целых 200 лет!


Панно настенное декоративное "Птица Сирин", 1989 год. Ткань льняная, нить мулине, вышивка ручная гладь, настил по сетке. Музей-заповедник "Кижи".

Заонежская вышивка славилась издавна, и к концу 19-го века была известна не только в России, работы мастериц Олонецкой губернии демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, экспортировались в Канаду, США, Великобританию, Францию. Более тысячи произведений карельских вышивальщиц находятся в собраниях музеев России и за рубежом.


Полотенце. Конец 19-го - начало 20-го веков. Холст домотканный, кумач, вышивка ручная белая перевить, тамбур, мережка, кружевоплетение. Музей-заповедник "Кижи".


Полотенце. Олонецкая губерния. Конец 19-го - начало 20-го веков. Холст, нити льняные, вышивка "шов по письму". Всероссийский музей декоративного искусства.

В одной из витрин можно увидеть стародавнее фото села Шуньга, различные предметы, которыми пользовались вышивальщицы.


В 1907 году в селе было организовано «Общество помощи ручному труду», объединившее 300 вышивальщиц-надомниц.


Совершенно меня потрясло то, что вплоть до 60-х годов прошлого века трудились мастерицы при свете керосиновых ламп! Вот вам и «электрификация всей страны»…


Полотенце. 1958 г. Артель "Заонежская вышивка", лен, нити льняные, вышивка "шов по письму". Всероссийский музей декоративного искусства.

В 1929 году была создана промысловая артель «Заонежская вышивка» с мастерскими в Шуньге, Хашезере и Великой Губе. Первым руководителем артели стала заонежанка Прасковья Григорьевна Назарова, возглавлявшая ее в течение 17 лет. Вот она, на фото слева. Как раз в год создания артели.


Такая с виду бабушка-бабушка… Талантливейшая мастерица между тем.


Конец полотенца. Олонецкая губерния, 1910 год. Кумач, лен, нити хлопчатобумажные, вышивка "тамбур". Всероссийский музей декоративного искусства.

В 1930–1940-е годы начинается сотрудничество артели с НИИ художественной промышленности, организуются экспедиции в самые глухие уголки Карелии, зарисовываются десятки предметов старины.


Полотенце. Олонецкая губерния, начало 20-го века. Лен, нити льняные, вышивка "шов по письму". Всероссийский музей декоративного искусства.

В 1944 — 1945 годах (война еще идет!) издается альбом «Народная вышивка Карело-Финской ССР» с зарисовками и схемами лучших образцов.

Именно в этот период в мотивах заонежской вышивки появляются сюжеты карело-финского эпоса «Калевала». Панно «Пастушок Куллерво» по его мотивам было выполнено в 1955 году в двух экземплярах: один из них был подарен советской делегацией Всемирной ассамблее мира в Хельсинки, второй украшал павильон республики Карелия на ВСНХ в Москве в 1959 году. После панно было передано на постоянное хранение в Карельский государственный краеведческий музей. (На выставке представлена цифровая копия его фрагмента, оригинальное панно имеет размер 215 на 75 см!).


Сложность композиции и виртуозная техника исполнения позволяют считать это полотенце-панно одной из вершин творчества артели «Заонежская вышивка». Автором эскиза панно является Василий Михайлович Агапов, карельский художник, искусствовед, заслуженный деятель культуры Карельской АССР. (Вот не думала, что мужчины сюжеты вышивок разрабатывали…)

В одном из уголков расположен экран, где можно в том числе посмотреть отрывки из киножурналов разных лет, посвященные артели «Заонежская вышивка». Мне особенно в душу запал тот, что из 1938-го года. Предлагаю его и вам:


Обыкновенные деревенские девчонки, простенькие совсем, а какую красоту создают! Вообще очень правильно, как мне кажется, что не только собственно вышивка на выставке представлена, но и о людях рассказывается.




Скатерть, артель "Заонежская вышивка", конец 1930-х. Лен, нити льняные, вышивка "шов по письму". Всероссийский музей декоративного искусства.

Послевоенный период стал одним из самых сложных для артели, разоренной войной. Не хватало самого необходимого: тканей, пял, ниток, иголок, ламп и керосина для них (уже упоминала, что электричество появилось здесь лишь в 1960-х). Помещение отапливалось дровами, которых тоже не хватало (в лесном-то краю…). Вышивать замерзшими руками ой как непросто… А ведь вышивали не для своего удовольствия, надо было план выполнять!


Полотенце. Олонецкая губерния, конец 19-го - начало 20-го века. Лен, кумач, нити льняные, вышивка "тамбур". Всероссийский музей декоративного искусства.

Готовая продукция часто отправлялась на станцию в конной повозке, так что о корме для артельного коня тоже приходилось беспокоиться.


Конец полотенца. Олонецкая губерния, 1910-е годы. Лен, нити хлопчатобумажные, вышивка "шов по письму". Всероссийский музей декоративного искусства.

Нелегко было совмещать женщинам работу в артели с домашним хозяйством (тем более деревенским!), у многих малые дети, пожилые родители.


Да порой и элементарно одежды и обуви, чтобы ходить на работу, не было… Обо всем этом свидетельствуют представленные в витринах документы…




А план надо выполнять и перевыполнять! И юбилейную красоту к 25-летию республики создавать… В 1948-м году коллективом артели была вышита скатерть, украшенная в центре гербом Карелии, датами 1923–1948, а по углам национальным музыкальным инструментом кантеле.


Скатерть. До 1948 года. п. Шуньга, Заонежье. Цифровая печать. Национальный архив Республики Карелия.


Скатерть. Не позднее 1957г. Поселок Шуньга, Заонежье. Цифровая печать. Национальный архив Республики Карелия. 16 пятиконечных звезд символизируют 16 республик СССР. До 1956-го года Карелия как раз 16-й и являлась.

Но постепенно жизнь налаживалась, на фотографии 1965-го года уже и лица веселые, и платья нарядные, и прически модные.


Вышивальщицы и работники фабрики "Заонежские узоры". 1965. Медвежьегорский районный музей.

В это же время на предприятии начинают внедряться машинная вышивка и машинное шитье.


Столешник "Солнце", 1998г. Ткань льняная, нить мулине, шов "тамбур", шитье машинное.. Музей-заповедник "Кижи".


Полотенце "Свадебное", 1980-е. Ткань льняная, кумач, нить х/б, вышивка машинная "тамбур". Частная коллекция.

Очень мне нравится серия работ «Малиновые озера»


Дорожка "Малиновые озера". 1981. Ткань льняная, нить мулине, шов "тамбур", шитье машинное. Музей-заповедник "Кижи".


Наволочка декоративная "Малиновые озера", 1981. Ткань льняная, нить мулине, вышивка вышивка машинная "тамбур", шитье машинное. Музей-заповедник "Кижи".


Дорожка "Малиновые озера", накидка на телевизор (частная коллекция), дорожка декоративная. Музей-заповедник "Кижи".

Народная вышивка Заонежья теперь применяется и в современном костюме. Широко используются ее мотивы и в дизайне домашнего текстиля.


Полотенце свадебное "Птица", 1975. Ткань льняная, нить мулине, вышивка вышивка машинная "тамбур", шитье машинное. Музей-заповедник "Кижи".


Полотенце "Древо". 1980-е. Ткань льняная, вышивка машинная "тамбур". Частная коллекция.

Салфеточка хороша, но и стоят подобные немало!


Салфетка, 2001. Ткань льняная, нити льнолавсановые, вышивка строчевая, вышивка машинная "тамбур". Музей-заповедник "Кижи".


Дорожки-настольники, полотенце, сувенир "Кижи", 1960-1970-е годы. Музей-заповедник "Кижи".

В сложные годы перестройки предприятие меняло свое название (ныне фабрика зовется «Карельские узоры» и располагается в г. Медвежьегорске), но традиции народной вышивки Заонежья бережно хранились и развивались.


Полотенце "Древо", 1975. Ткань льняная, нить мулине, вышивка вышивка машинная "тамбур", мережка, окантовка. Музей-заповедник "Кижи".

Предприятие «Карельские узоры» является членом Международного союза дизайнеров.


Набор салфеток.


В настоящее время на фабрике выпускается столовое белье, домашний текстиль, сувенирная продукция, сценические костюмы и многое другое.


Полотенце, 1970. Ткань льняная, нить мулине, тесьма, сатин, вышивка машинная "тамбур". Музей-заповедник "Кижи".


Платье праздничное, 2020. Участницы хорового коллектива фабрики в концертных костюмах.

С 1990 года бессменным директором «Карельских узоров» является Нина Николаевна Алехина (ее вступительное слово также можно было послушать в мини-кинотеатре).


Панно "Юбилейное", 1988. Ткань льняная, нить мулине, нити х/б, нити шелковые, вышивка машинная "тамбур", "тамбур" по филе, вышивка ручная мережка, набор, строчка по сетке, перевить, шитье машинное. Музей-заповедник "Кижи".


Полотенце свадебное "Птицы", 1981. Ткань льняная, нить мулине, нити х/б, вышивка "тамбур по сетке", валик гладьевой. Музей-заповедник "Кижи".


Полотенце свадебное "Птицы", фрагмент края. Музей-заповедник "Кижи".

У фабрики есть свой сайт — http://kareluzory.ru, где можно увидеть образцы выпускаемой сейчас продукции.

Ну, а будете в Кижах — добро пожаловать в тамошний музей. В его коллекции насчитывается 69 изделий заонежской вышивки 1960–1990-х годов.

Уж на что не люблю всякий сувенирный «хлам», но вот такую крохотульку из Кижей привезла бы!


В общем, в итоге, я и думать забыла, что хотелось мне кружева))) И сами вышивки, и рассказ о фабрике и ее работницах понравились очень.

Ну, а на обратном пути к метро, заглянула в так приглянувшийся по осени дворик — там тыквы сменились новогодними декорациями.




Симпатично! И вполне в тему к народной вышивке…



Ключевые теги: музей, Всероссийский музей декоративного искусства, ул. Делегатская, вышивка, Заонежская вышивка



Другие новости по теме:

Просмотров: 2   Автор: space 7-06-2024, 16:38    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей