COMGUN
 









Новочеркасский музей истории Донского казачества ( 43 фото)
Новочеркасск — столица донского казачества. История зарождения казачества, его развитие, периоды расказачивания и возрождения остаются для меня большой загадкой. Поэтому, попав в этот город я направился в музей истории донского казачества, открытый в 1899 году.

Одним из основателей музея и его первым директором был Харитон Иванович Попов (1834—1925 гг.) — историк, археолог, помощник управляющего атаманской канцелярии.



Экспозиция музея занимает два этажа, разделенные на тематические залы. На первом этаже расположены залы, посвященные истории возникновения казачества, участию казаков в войнах России XVIII–XIX веков, станичной традиционной одежде, археологическим находкам и разнообразию животных Донских степей.

С древнейших времен донские степи населяли кочевые народы. Самыми известными поздними народами в этой местности были киммерийцы, скифы, сарматы. В 1864 году в кургане Хохлач найдено захоронение сарматской царицы, а позднее, в 1939 году — клад бронзовых киммерийских вещей начала VII века до нашей эры.

В IV веке до нашей эры недалеко от устья Дона основан греческий город Танаис. В небольшом зале археологии хранится огромный глиняный греческий пифос высотой 172 см. Город был разрушен во времена гуннского нашествия.


Пифос (большой глиняный или керамический сосуд в Древней Греции), III в. до н.э. - III в. н.э.

В VIII веке в донских степях появились хазары. В 965 году князь Святослав разгромил хазар и основал на месте города Саркела русское поселение — Белая Вежа. В 1117 году поселение разорили половцы.

С IX века по XIII век в донских степях обитали племена печенегов и половцев. В XIII веке Подонье вошло в состав Золотой Орды, просуществовавшей до XV века. В 1475 году на Дон пришли турки. Степные просторы от Оки до Дона стали называть Диким полем.


Каменное изваяние. Половцы, XI-XII вв.

В XVI веке из-за усиления самодержавного и крепостного гнета недовольные люди стали селиться на окраине и за границами государства. Ровный рельеф местности, многоводие рек, богатство пастбищ, множество лесных и степных зверей и дичи, изобилие рыбы, климат с продолжительным летом способствовали поселению людей, положивших начало Донскому казачеству.


Охраняя свои земли от набегов турок, татар и других восточных народов, казаки защищали южные границы России.

Слово «казак» имеет тюркское происхождение и означает «вольный, свободный человек». Казаки строили небольшие городки, в которых проживало несколько десятков человек. Вопросы казачьей жизни решались общим собранием — Казачьим кругом.


Челн долбленый из дуба, найденный в станице Раздорской

Первым русским царем, признавшим донское казачество, был Иван IV Грозный. В 1570 году царь направил донским казакам грамоту, в которой предложил им послужить ему за отдельное жалование. С этого началась официальная история Войска Донского — «независимой христианской республики». Сложилась своеобразная, во многом независимая военно-политическая организация.

Русским правителям было нелегко подчинить себе вольных казаков. В 1667 году начались выступления «голутвенных» или бедных казаков во главе со Степаном Разиным вверх по Волге к Москве. Но, в 1671 году его войско было остановлено, а его самого казнили в Москве. Были и другие восстания казаков, но это лишь усилило контроль над ними со стороны государевой власти. В начале XVIII века на Войско Донское обрушились сильные репрессии — около 44 казачьих городков из 125 были сожжены.


Атаман Степан Тимофеевич Разин (1630-1671 гг.) - предводитель восстания 1670-1671 годов

Император Петр I Великий упразднил казачье самоуправление, Войсковой атаман стал назначаться в Москве. Царь укреплял престиж Войскового атамана, жаловав ему особые знаки власти — пернач, бунчук, насеку.


Сборы Петра I Великого под Азов в 1696 г. Кардовский Д.Н., 1904 г.

За свою службу государю казаки получали как коллективные, так и индивидуальные награды. Наиболее всех наград почиталось жалованное оружие.


Ковш, жалованный Петром I Великим атаману Донского войска Андрею Ивановичу Лопатину в 1724 г.


Сабля, жалованная императрицей Елизаветой Петровной войсковому старшине Андрею Максимовичу Харитонову, 1742 г.

Императрица Екатерина II Великая в 1786 году пожаловала земли Войска Донского казакам в вечное пользование. Казаки должны были нести государственную службу пожизненно со своим конем и снаряжением.


Ружье кремневое нарезное, XVIII в.

Донские казаки вместе с регулярной армией сражались во всех войнах Российской империи — в Пруссии, Турции, Персии, в Крыму, на Балканах, в Италии и Швейцарии.


К середине XVIII века из среды казачества выделялась местная знать — старшины, владевшие богатствами и властью. Императрица Екатерина II Великая благосклонно относилась к казачеству, ведь казаки помогли ей занять престол.


Карета, заказанная для проезда Екатерины II Великой по Черкасску, 1787 г.

Многие казаки были жалованы дворянством, поместьями. В 1774 году право дворянства получили донские полковники, а позже, при императоре Павле I в. 1798 году — и все остальные офицеры.


Казак Лейб-Гвардии Казачьего полка в форме конца XVIII в. (бронза)

Высшей коллективной наградой являлось Георгиевское знамя, которое жаловали войску в честь памятных дат или важных побед. При передаче знамени войску его освящали в церкви.


Георгиевское знамя 3-го Донского казачьего полка "За подвиг при Шенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5000-го корпуса с неприятелем, состоявшим из 30000", 1907 г.

Донское войско внесло большой вклад в победу в Отечественной войне 1812 года. На войну отправились 90 казачьих полков, то есть более 50000 человек. Именно донские казаки 12 июня встретили французов на русской земле, а 14 декабря — проводили за Неман остатки Наполеоновской армии.

Казачий корпус во главе с атаманом Матвеем Ивановичем Платовым одержал 28 июня первую победу русских над врагом. Также, казаки участвовали в генеральном сражении — Бородинской битве. В период контрнаступления донские полки шли в авангарде русской армии, ими были взяты в плен 10 генералов, около 1000 офицеров и 40000 рядовых французской армии.


Одним из самых известных героев Отечественной войны 1812 года является Матвей Иванович Платов (1753—1818 гг.) — атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, который в 1805 году основал город Новочеркасск, куда перенес столицу Донского казачьего войска. После Отечественной войны Матвею Ивановичу был жалован графский титул.

Донские казаки также участвовали в Кавказских войнах, которые продолжались более 60 лет, в Крымской войне, отличились в сражении на Чегальском перевале, при осаде Карса, обороне Севастополя и Таганрога, в освобождении балканских славян от турецкого ига.


1 - медаль "За Персидскую войну 1826, 1827, 1828"; 2 - медаль "За Турецкую войну 1828-1829"; 3 - накладка на головной убор "За подавление восстания в Дагестане в 1857"; 4 - медаль "За покорение Западного Кавказа"

К началу царствования императора Александра II в. 1855 году на действительной службе находились 73594 казака. Реформы императора Александра II коснулись донского казачества — ограничивалась автономия, ликвидировались казачьи привилегии, но с сохранением сословных обязанностей, особенностей жизни и службы войска Донского. Высшему должностному лицу Донского казачьего войска присвоены права генерал-губернатора и звание Войскового атамана.


Кресло атамана из зала заседаний Войскового Правления, XIX в.

В 1874 году вышел «Устав воинской повинности Войска Донского», согласно которому казак начинал службу с 18 лет, а с 21 года казак заступал на действительную четырехлетнюю службу. Затем он 8 лет посещал соборы, проживая дома, с 33 лет числился в запасе, а с 38 лет — в ополчении.

В зале, посвященному семейным ценностям казаков, представлены предметы женского гардероба, платья казачек XVIII–XIX веков — кубелеки, одежда станичной и городской моды XIX–XX веков. Мужская одежда представлена форменным обмундированием, в том числе и Красной Армии.




Во время степных и морских походов казаки, порой, несли тяжелые потери, но те, кто возвращался — приносил большую добычу. Отсюда у казаков большое количество заимствованных слов, предметов быта и одежды, оружия от других народов. Также практиковалась женитьба на заморских женщинах, привезенных на Дон как пленниц. Расширялось этническое разнообразие казачества, но единой оставалась православная вера.


Крест молельный старообрядческий, XIX в.

Вы, наверное, видели казаков в фильмах или на картинах, где мужчины носили серьгу в ухе? Так вот, это не дань моде, и не в коем случае не символ неправильной сексуальной ориентации. У казака серьга в ухе означала, что он единственный сын в семье. Эта информация была важна для атамана, старшин, которые выбирали казаков для боевых заданий и поручений. Можно сказать, что единственных продолжателей рода старались несколько щадить, уберегать от верной погибели.


Проводы казака на службу. Разогреев Х.М., 1977 г.

На втором этаже расположены залы, посвященные истории донских казаков в период Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной войн, а также раритетные войсковые регалии, выставка картин.


В 1946 году в музей была передана по завещанию коллекция картин уроженца Новочеркасска, художника Николая Никаноровича Дубовского (1859—1918 гг.).


Николай Никанорович Дубовский — известный пейзажист, чьи работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.


Зима. Дубовский Н.Н., 1901 г.


Летние облака. Дубовский Н.Н., 1906 г.



Стол овальный с инкрустацией, XIX в.


Комод-секретер, стиль Людовика XVI. Франция, XVIII в.

Первая мировая, гражданская войны были тяжелыми для страны и для казачества в частности.


Знамена "Ударного батальона 38-й пехотной дивизии" и "Добровольческого батальона смерти" воевавших в Первой мировой войне

В экспозиции музея мало говорится о тех противоречиях, которые сложились среди казаков после Октябрьской революции.

Сложность выбора за кого идти — за белых или за красных? Я вот несколько раз начинал читать роман-эпопею «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова, но всегда останавливался, так как у меня самого начинались разногласия в выборе стороны.


Казачья нагайка, XX в.

Традиция выборности атамана, отмененная императором Петром I Великим, была восстановлена после Февральской революции 1917 года. Донским атаманом был избран потомственный казак Алексей Максимович Каледин (1861—1918 гг.), прославленный генерал Первой мировой войны. Не желая участвовать в братоубийственной гражданской войне, Алексей Максимович сложил с себя полномочия атамана и 29 января 1918 года застрелился в Атаманском дворце.


Знамя Первого Донского казачьего полка, 1917 г.

В 1920 году из музея за границу были вывезены практически все предметы, связанные с историей донского казачества, за исключением наиболее громоздких.

О периоде, когда советская власть боролась с казачеством, говорят и пишут немного. Ведь, по сути, в советское время казачество практически уничтожили, как особо преданные царскому режиму войска.

А вот в период Великой Отечественной войны советская власть решила забыть прошлые разногласия, и наоборот, на патриотических чувствах вернуть в строй такой важный воинственный народ, как казаки.




Боевая конно-пулеметная тачанка, 1926 г.


В 1946 году из Пражского национального музея в Новочеркасск было возвращено 2726 экспонатов. После реставрации большая их часть представлена в экспозиции музея и его филиалах.

Знакомство с музеем и историей казачества я закончил в зале войсковых регалий, где демонстрируются знамена, жалованные Донским казакам за верную службу и победы над врагами России.


Жалованное знамя "Верноподданному Войску Донскому за оказанные заслуги в продолжении кампании против Французов 1799 году", 1800 г.


Георгиевское знамя "Вернолюбезному Войску Донскому, за оказанные заслуги в продолжении кампании против Французов 1807 года", 1811 г.


Георгиевское знамя "Верноподданному Войску Донскому в ознаменование подвигов, оказанных в последнюю Французскую войну в 1812, 1813 и 1814 годах", 1817 г.


Георгиевское знамя "За Храбрость и примерную службу в войне против Французов, англичан и турок в 1853, 1854, 1855 и 1856 г.", 1856 г.


Сабля, принадлежавшая императору Александру I. Пожалована Войску Донскому в 1826 году

В конце 1990-х годов возникло общественное движение за возрождение казачества. В ноябре 1990 года на Большом круге союза казаков первым атаманом (в новейшей российской истории) Войска Донского был избран Михаил Михайлович Шолохов, сын знаменитого писателя.




Ключевые теги: музей, Новочеркасский музей истории Донского казачества, г. Новочеркасск, Ростовская область, пр. Платовский



Другие новости по теме:

Просмотров: 108   Автор: space 2-11-2024, 18:15    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей