Главная > Музеи > Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)


28-11-2012, 14:05. Разместил: space
Павильон №2. Средние танки, основные боевые танки.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-34-85 (СССР).

Создан на базе танка Т-34 с установкой на него увеличенной бронезащиты корпуса и башни, 3-х местной новой литой башни с увеличенным погоном. На крыше башни установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На первых серийных машинах устанавливалась 85мм пушка Д-5Т которую впоследствии заменила пушка ЗИС-С-53. Танк неоднократно модернизировался, его последняя модернизация состоялась в 1969 году. Кроме СССР серийно выпускался в 50-х годах в Польше и Чехословакии.

боевая масса 32 т
двигатель В-2-34, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с.
макс. скорость 55 км/ч
запас хода 360 км
выпущено 25899 танков, включая 331 огнеметный.

бронирование
лоб 45 мм
корпус 45 мм
лоб башни 90 мм

вооружение
85 мм пушка ЗИС-С-53 обр.1944 г.
7,62 мм пулемет ДТ - 2 шт.

боекомплект
выстрелов 60
патронов 1920
средства связи радиостанция 9Р

экипаж 5 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-34 «Московский пионер».

Летом 1997 года Псковским областным поисковым объединением «След пантеры» на основании свидетельств местных жителей около деревни Сеньков на 8-ми метровой глубине был обнаружен танк. Только в первых числах марта 2000 года после огромного объема подготовительных работ танк был вытащен из болота на сушу. На сиденье водителя лежали останки члена экипажа. Это и был сержант Лукоянов- механик-водитель танка «Московский пионер».

В ноябре 1942 года проводился Всесоюзный воскресник, на котором участвовали свыше 10000 пионеров Московской городской и областной организаций. Заработанные средства пошли на танковую колонну «Московский пионер» в составе 215-го танкового полка.

Музейный экспонат Т-34 «Московский пионер» редкой комплектации: передние и задние катки обрезинены, средние- стальные, без резиновых бандажей. Таких машин сохранилось в мире не более 6-7 экземпляров.
В Нижнем Тагиле в годы войны, когда эвакуированные предприятия наладили производство, каждые 30 минут с конвейра сходил танк. Ни одна страна мира не имела таких примеров, когда танки на конвейре собирались мальчишками, молодыми женщинами и стариками.

За годы Великой Отечественной войны Т-34 всех модификаций выпущено около 60000. После войны по лицензии Польша и Чехословакия изготовили еще порядка 30000 танков.

Машина в разные годы стояла на вооружении 42 стран мира. Она давно снята с производства, но до сих пор не снята с вооружения. И сегодня порядка 400 танков Т-34-85 на Кубе стоят в боевом строю. Около 10 танков-памятников, которые мы оставили в Европе, Прибалтике, воевавших в Анголе, Югославии…

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

САУ СУ-100 (СССР)

После того как в войска начали поступать танки Т-34-85, самоходка СУ-85 начала утрачивать своё значение в качестве эффективного средства огневой поддержки танковых подразделений. В 1944 г. на фронте во все возрастающих количествах стали появляться немецкие тяжелые танки, что потребовало создания еще более мощного истребителя танков. В середине 1944 г. под руководством Ф.Ф. Петрова была сконструирована мощная 100 мм пушка Д-10С. Используя это орудие и базу танка Т-34-85, КБ завода под руководством Л. И. Горлицкого оперативно разработало СУ-100 одну из лучших противотанковых САУ второй мировой войны. Поскольку СУ-100 создавалась на базе Т-34-85, двигатель, трансмиссия, ходовая часть — остались без изменений. Была лишь усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков).

СУ-100 обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с дистанции 2 км поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до 1 км пробивал немецкие танки практически насквозь. С ноября 1944 г. средние самоходно-артиллерийские полки начали перевооружать новыми САУ. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода ВОВ. Первое боевое применение СУ-100 было 8.01.1945 г. в Балатонской операции. В больших количествах они применялись только здесь, при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 г. На остальных участках фронта СУ-100 применялись ограниченно.

Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях.

СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении Советской Армии. В 1960 г. СУ-100 модернизировали. Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 г. СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 гг.

Справа - САУ СУ-122 (СССР)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

САУ СУ-122 (СССР)

Создана КБ Кировского завода под руководством Л.Е. Горлицкого, как средство разрушения укреплений и огневых точек, отражения контратак танков противника.

19 октября 1942 г. ГКО принял решение №2429сс о начале работ над созданием «артиллерийских самоходов» всех необходимых калибров. Наиболее интересным в то время для Красной Армии была организация производства 122 мм САУ на шасси Т-34. Компоновку самоходки проработал Н.В.Курин, применив вместе с коллегами новый тогда метод скоростного проектирования. С танка убрали вращающуюся башню кругового обстрела, изменили корпус, смонтировав на нем полностью закрытую бронированную рубку с сильно наклоненным передним листом и рационально размещенными бортовыми. В амбразуре устанавливалась гаубица М-30. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, были такими же, как и у Т-34-76. Горизонтальные углы наводки гаубицы по 10 градусов, возвышения — 26 градусов, снижения — 3 градуса.

Первые 2 артиллерийских самоходных полка были направлены в конце января 1943 г. на Волховский фронт, где приняли участие в боях по прорыву блокады Ленинграда.

Перед Курской битвой в боекомплект СУ-122 был введен кумулятивный 122 мм снаряд БП-460А, позволявший пробить броню практически любого немецкого танка. Однако дальность прямого выстрела этим снарядом была не свыше 400 м, а в условиях малой скорострельности применение этого боеприпаса не сделало самоходные гаубицы надежным оружием против немецких танков. Но в некоторых случаях, тяжелый осколочно-фугасный снаряд гаубицы при попадании в танк, даже не пробивая брони, нередко вызывал детонацию боекомплекта внутри бронированной коробки. Вплоть до начала 1944 г. СУ-122 продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое применение их было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда (515 м/с). Поступавшая в войска с августа 1943 г. в значительно больших количествах новая САУ СУ-85 быстро потеснила свою предшественницу на поле боя.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-44

Средний танк Т-44 был разработан в КБ завода № 183 под руководством А.А. Морозова. Его конструкция на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники. От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34-85) в центр корпуса. Люк механика-водителя, как и шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса.

В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания, и его запустили в серийное производство на восстановленном танковом заводе № 75 в Харькове. В боевых операциях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не принимал. Работы по усовершенствованию Т-44 продолжались до конца 1945 г., когда было принято окончательное решение о прекращении работ по данному танку. Несмотря на то, что Т-44 показывал хорошие результаты на испытаниях, он не давал значительного выигрыша перед Т-34-85 в бронировании и вооружении. Поэтому Морозов принял решение поднять толщину лобовой брони до 110 мм, а бортовой до 90 мм. Так появился Т-44В с усиленной подвеской, более толстой броней и улучшенной башней, вооруженный 100 мм пушкой Д-10Т. Вскоре танк Т-44В был переименован в Т-54...

В 1961 г. агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44 унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лет оснастили стабилизатором вооружения в двух плоскостях. Модернизированные варианты Т-44М и Т-44С состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 70-х гг. На базе Т-44М выпускали артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого семейства средних танков.

годы выпуска 1944-1946 г.г.
боевая масса 31,8 т
двигатель В-44, дизельный, 4-тактный, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с.
макс. скорость 51 км/ч
запас хода 300 км
выпущен 1631 танк.

бронирование
лоб 90 мм
корпус 75 мм
лоб башни 120 мм

вооружение
85 мм пушка ЗИС-С-53 обр.1944 г.
7,62 мм пулемет ДТ - 2 шт.

боекомплект
выстрелов 58
патронов 1880
средства связи радиостанция 9Р

экипаж 4 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Опытная САУ СУ-101 (СССР)
год разработки 1945 г.
выпущена в единственном экземпляре.

Разработана на «Уралмашзаводе». Учитывая исключительно большую заслугу «Уралмашзавода» в деле создания новой боевой машины, она получила наименование «Уралмаш-1».

СУ-101 относилась к типу полностью бронированных САУ и являлась противотанковым средством. На этой машине проверялась возможность дальнейшего повышения огневой мощи за счет установки более длинноствольных пушек на вновь сконструированное шасси. Возможности шасси танка Т-34 были уже исчерпаны, так как использование более мощных орудий приводило к очень большому вылету ствола и снижению проходимости из-за перегрузки передних опорных катков. Схема общей компоновки предусматривала кормовое размещение боевого отделения и переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. В течение лета-осени 1945 г. проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Самоходные установки «Уралмаш-1» имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок: не удалось преодолеть тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем у СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были непереносимыми.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-54 обр. 1946 года (СССР)

Создан на базе среднего танка Т-44 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством А.А. Морозова. Разработан по классической схеме компоновки с традиционным размещением экипажа в башне: слева от пушки находились командир танка и наводчик, справа — заряжающий. Поперечное расположение двигателя в корме корпуса позволило за счет сокращения длины моторно-трансмиссионного отделения увеличить размеры боевого отделения и впервые установить на среднем танке 100 мм пушку. Первоначально полусферическая литая башня имела в нижней части по всему периметру «заман» (обратный скос), представлявший ослабленную зону броневой защиты и был устранен на последующих выпусках танков при модернизации.

При модернизации на Т-54 были установлены новая башня и один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Телескопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен на прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением. Кроме того, с 1951 г. на танке были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм и изменена конструкция гитары. Для сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщина верхнего лобового листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм. Максимальная толщина лобовой части башни и бортовых листов корпуса остались неизменными.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

122 мм САУ СУ-122-54 (СССР)

Была создана конструкторским бюро под руководством И.С. Бушнева. В ходе разработки имела обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором проекта являлся А.Е. Сулин. На вооружение машина была принята в 1954 г. и серийно выпускалась в Омске.

Самоходная установка ИСУ-122, созданная на базе тяжелого танка ИС, отлично зарекомендовала себя в боях с вражескими танками. Поэтому в 1949 г. было решено разработать новую 122 мм самоходку на шасси более современного танка Т-54. Технический проект утвердили в ГАУ 21 января 1950 г., а четыре года спустя САУ, обозначенная СУ-122-54, поступила на вооружение Советской Армии. СУ-122 относилась к типу закрытых САУ. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели свободное общение. В боевой рубке размещались командир машины, механик-водитель, наводчик, правый и левый заряжающие. Пушка Д-49 по характеристикам бронепробиваемости была равноценна пушке тяжелого танка ИС-3.

Для облегчения работы заряжающих использовался электромеханический досылатель. С целью уменьшения загазованности боевого отделения сначала была применена продувка ствола сжатым воздухом от комрессора, а затем впервые для 122 мм пушек — эжекционная продувка.

В связи со смещением центра тяжести машины вперед было изменено взаимное расположение опорных катков.

Было запланировано крупномасштабное производство САУ, но с 1957 г. ее выпуск был прекращен, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия. СУ-122 использовались Советской армией вплоть до второй половины 1960-х годов, когда они были сняты с вооружения и частью переоборудованы в тягачи и машины технической помощи.

годы выпуска 1955-1957 г.г.
боевая масса 36 т
базовое шасси Т-54
двигатель В-54, дизельный, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с.
макс. скорость 48 км/ч
запас хода 400 км
выпущено 77 ед.

бронирование
лоб корпуса 100 мм
корпус 85-45 мм
лоб рубки 100 мм

вооружение
122 мм пушка Д-49
14,5 мм пулемет КПВТ - 2 шт.

боекомплект
122 мм выстрелов 30
14,5 мм патронов 600
скорострельность
4-5 выстрелов/мин.
макс. дальность стрельбы 13000 м
прямой наводкой 6000 м

средства связи
радиостанция 10-РТ-26Э

экипаж 5 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-55 (СССР)

Разработан конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева в Нижнем Тагиле. Серийное производство осуществлялось в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

Основные новшества Т-55: повышена мощность двигателя до 580 л.с., установлен воздушный компрессор для пуска двигателя, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура, автоматическая система ППО «Роса», гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор. В носовой части корпуса установили 2 бака-стеллажа, в которых размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л топлива. Был увеличен боекомплект пушки с 34 до 43 выстрелов. В отличии от Т-54Б зенитный пулемет отсутствовал. Броневая защита изменилась незначительно.

Танк имел систему противоатомной защиты, термодымовую аппаратуру и автоматическую систему ППО трехкратного действия с более эффективным огнетушащим составом «3,5». Оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1 км.

С 1960 г. в конструкцию танка вводились изменения, повышающие его технические характеристики: дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, призменный прибор у наводчика и воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя. В 1965 г. введены гусеницы с РМШ.

С 1969 г. на танке устанавливали зенитный пулемет ДШКМ.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Опытный огнеметный танк объект 483 (СССР)

Главный конструктор — Ф.А. Мостовой.

Был разработан на базе танка Т-54 в 1959 г. в Харькове и на вооружение не принимался. Отличался установкой огнемета ОМ-250 порохового типа в амбразуре башни вместо пушки. Скорость выброса огнесмеси достигала 100 м/с, ее дальнейшее повышение было ограничено прочностью конструкции огнемета. В носовой части корпуса были убраны передние топливные баки и изъята боеукладка. Справа от механика-водителя были установлены три воздушных баллона по 30 л и курсовой пулемет. Увеличение емкости огневого выстрела сделало невозможным размещение в башне пушки и спаренного с ней пулемета и их отсутствие ограничивало боевое применение танка решением специальных задач, а также демаскировало боевую машину.

год разработки 1959 г.
боевая масса 35 т
базовое шасси Т-54Б
двигатель В-54, дизельный, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 520 л.с.
макс. скорость 50 км/ч
запас хода 500 км

бронирование
лоб 100 мм
лоб башни 200 мм

вооружение
огнемет ОМ-250
7,62 мм пулемет СМГТ
9К116 Бастион

боекомплект
7,62 мм патронов 1750
емкость бака огнесмеси 1600 л
емкость огневого выстрела 100 л
дальность огнеметания 270 м

средства связи
радиостанция Р-113

экипаж 3 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Средний танк Т-62 (СССР)

Разработан в КБ-520 завода №183.

Создан в 1959 г. в Нижнем Тагиле конструкторским бюро, возглавляемым Л.Н. Карцевым. Он разрабатывался на базе шасси танка Т-55.

В отличие от Т-54/Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, башня Т-62 была цельнолитой. В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому для Т-62 был разработан стабилизатор «Метеор». Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме — силовое.

Впервые в мировом танкостроении в качестве основного вооружения применена стабилизированная в двух плоскостях 115 мм гладкоствольная пушка, ведущая огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой нач. скоростью (1615 м/с). Боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, довольно тяжелых и громоздких. Заряжание их в казенник пушки неудобно, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30`, и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой явилось удаление из боевого отделения стреляных гильз. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в корме башни. Скорострельность 4 выстрела/ мин. является серьезным недостатком Т-62.

С 1969 г. на некоторые танки устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. — квантовый дальномер КТД-1. Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также ФВУ. На Т-62 установлена стандартная для советских танков термическая дымовая аппаратура, ставящяя дымовую завесу шириной до 400 м. Танк приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м он преодолевает без подготовки. После подготовки танк может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.

Кроме СССР, Т-62 выпускали ЧССР и КНДР. Состояли или состоят на вооружении армий Албании, Алжира , Анголы, Афганистана, Вьетнама, Болгарии, Египта, Израиля, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Ливии, Мавритании, Мозамбика, Монголии, Перу, Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Эфиопии. Также состоят на вооружении Азербайджана (56), Белоруссии (20, 1996 г.), Грузии (31), Казахстана, Узбекистана (179) и Украины (2236).

Модификации:
Т-62А (1962) — установлена новая литая башня и нарезная 100 мм пушка У8-ТС (Д-54) с улучшенными, по сравнению с Д-10Т2С, характеристиками и стабилизатором вооружения «Комета». Танк серийно не выпускался, так как вовремя не были готовы новый бронебойный снаряд к пушке и стабилизатор вооружения.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Ракетный танк ИТ-1 (СССР)

Создан коллективом КБ Уралвагонзавода под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева.
Единственный в мире серийно выпускавшийся ракетный танк.

Истребитель танков представлял собой закрытую боевую гусеничную машину, предназначенную для поражения танков противника и других подвижных и неподвижных бронированных целей вероятного противника на дальностях до 3 км. Компоновка машины — классическая. Экипаж, вооружение, оборудование и агрегаты танка размещались в бронекорпусе и башне в 3 отделениях: управления, боевом и МТО. Корпус танка сварной из броневых катаных листов. Башня литая, в ней размещалась выдвижная пусковая установка ПТУР с автоматом заряжания. Машина оснащалась дневным и ночным прицелами, стабилизатором станции наведения ракет. Башня имела электрический и ручной механизмы поворота. Стрельба ракетами с радиокомандной системой наведения велась только днем с места и движения на дистанцию 300-3300 м. Танками предполагалось оснащать отдельные танковые батальоны мотострелковых дивизий. Для опытной эксплуатации были созданы 2 отдельных батальона в Белорусском и Прикарпатском военных округах. После опытной эксплуатации оба батальона были расформированы, а ракетные танки ИТ-1 были переделаны в танковые тягачи (БТС-4Б). В боевых действиях ИТ-1 не участвовал и на экспорт не поставлялся.

годы выпуска 1968-1970 г.г.
боевая масса 35 т
базовое шасси Т-62
двигатель В-55, дизельный, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 580 л.с.
макс. скорость 50 км/ч
запас хода 550 км
выпущено 220 ед.

бронирование
лоб корпуса 100 мм
корпус 79-15 мм
лоб башни 200 мм

вооружение
ТУРС «Дракон»
7,62 мм пулемет ПКТ

боекомплект
ПТУР 15
7,62 мм патронов 2000
скорострельность
до 5 выстрелов/мин.
дальность стрельбы
3300 м

средства связи
радиостанция Р-123

экипаж 3 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Опытный ракетный танк объект 775 (СССР)

Танк создан в КБ Челябинского Кировского завода под руководством П.П. Исакова.

ПТРК «Рубин» разработан Коломенским КБ машиностроения под руководством Б.И. Шавырина.

Разрабатывался, как танк с ракетным вооружением, на вооружение не принимался. Оригинальными техническими решениями в нем являлись: схема общей компоновки, ракетное основное вооружение танка с системой управления огнем, применение двухтактного дизеля, механической трансмиссии, гидропневматической подвески, конструкция гусеничного движителя.

Экипаж размещался в башне в изолированной кабине из полиэтилена. При этом место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед.

Благодаря размещению экипажа в башне общую высоту машины удалось снизить до 1740 мм. В отличие от Объекта 430, на этой машине вместо торсионной подвески применили гидропневматическую, с дозирующим устройством, позволявшим изменять клиренс. Силовая установка и силовая передача были заимствованы с объекта 430.

Танк был оснащен пусковой установкой 125 мм, стрелявшей управляемыми ракетами и неуправляемыми активно-реактивными снарядами. Наведение ракеты на цель велось по инфракрасному лучу. Ракета поражала бронированные цели 250 мм под углом 60° на дальности до 4000 м. Процессы заряжания (полуавтомат.), наведения на цель, выстрела (пуска) и управления полетом ракеты производились по командам с пульта командира-оператора. Танк имел оборудование для самоокапывания и был приспособлен для преодоления водных преград по дну. Но недостаточная эффективность вооружения на малых и средних дистанциях, высокая сложность устройства и обслуживания сужали сферу его применения.

год разработки 1962 г.
боевая масса 36 т
двигатель 5ТДФ, дизельный, 5-цилиндровый, 2-тактный, оппозитный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 700 л.с.
макс. скорость 70 км/ч
запас хода 600 км

бронирование
корпус 120-80 мм
башня 90-30 мм

вооружение
125 мм орудие-пусковая установка Д-126
7,62 мм пулемет СМГТ

боекомплект
ПТУР «Рубин» 15
НУРС «Бур» 22
скорострельность
при стрельбе ПТУР 4-5 выстрелов/мин.
при стрельбе НУРС 8-10 выстрелов/мин.
макс. дальность стрельбы
ПТУР 4000 м
НУРС 9000 м

средства связи
радиостанция Р-113

экипаж 2 чел.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Опытный ракетный танк объект 775 (СССР)

Разработан в 1962 г. в Челябинске на основе танка Т-64. Основным вооружением служит гладкоствольная 125-мм пусковая установка Д-126 с боекомплектом из противотанковых управляемых ракет "Рубин" и неуправляемых активно-реактивных снарядов "Бур". Отсутствие противооткатных устройств и компактный затвор позволили значительно уменьшить высоту башни, и, как следствие, снизить поражаемую площадь танка. Экипаж - 2 человека. Серийно не выпускался.

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 3. Павильон №2. (44 фото)

Фото: Краеведъ (FotosergS) (фото сделанные 2010 г.);
Space (фото сделанные летом 2012 г.)
Вернуться назад