Главная > Музеи > Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. (продолжение). (56 фото)
Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 4. (продолжение). (56 фото)25-01-2013, 18:25. Разместил: space |
Павильон №3. Лёгкие танки, техника воздушно-десантных войск. Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (СССР) ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной ЗСУ на гусеничном шасси. В течении весны-лета 1944 г. опытный образец ЗСУ проходил всесторонние испытания на полигоне НИБТ, а затем на Научно-испытательном зенитном полигоне. В ноябре военная комиссия рекомендовала принять этот вариант самоходки на вооружение с минимальными доработками и с февраля 1945 г. на заводе №40 началась подготовка к серийному производству. Выпуск зенитной САУ, получившей обозначение ЗСУ-37, продолжался всего несколько месяцев. К маю 1945 г. в строй успел вступить только один самоходный зенитный дивизион, на вооружении которого находилось 12 или 16 машин. В боевых действиях они участия не принимали. Впервые продемонстрирована на военном параде в Москве 7 ноября 1946 г. годы выпуска 1944 - 1946 г.г. боевая масса 12,2 т базовое шасси Т-70М двигатель ГАЗ-203, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения - 2 шт. макс. мощность 2×70 л.с. макс. скорость 42 км/ч запас хода 330 км бронирование 35-15 мм вооружение 37мм зенитная автоматическая пушка 61-К обр. 1939 г. питание обойменное боекомплект выстрелов 320, в т.ч. 130 в обоймах скорострельность 180 выстрелов/мин. башня с круговым вращением открытого типа. средства связи радиостанция 12РТ-3 или 9РМ экипаж 6 чел. выпущено 75 ЗСУ. Слева - САУ СУ-76М (СССР) САУ СУ-76М (СССР) СУ-76 была разработана как эффективное средство сопровождения пехоты и конницы. Осенью 1942 г. начался ее серийный выпуск, который осуществлялся заводами №38 (г.Киров), №40 (г. Мытищи) и ГАЗ. СУ-76 является самой массовой советской САУ, выпущенной в годы ВОВ. За основу САУ была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с, ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60. С января 1943 г. началось серийное производство СУ-76. В конце месяца два самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт. По результатам боевого применения производство СУ-76 было остановлено 21.03.1943 после выпуска 350 ед. Уже в апреле в г.Киров начались испытания доработанной СУ-76М, а в июне они пошли в производство. Эти машины отличались доработанным силовым агрегатом и трансмиссией, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76. Нововведения снизили аварийность, но все же не исключили ее. В мае 1943 г. началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге. СУ-76М была встречена в войсках неоднозначно. За ней закрепились прозвища — «Сучка» и «Голожопый Фердинанд». Поначалу ее пытались применять как танки и лишь со временем пришло понимание главной задачи СУ-76 — сопровождение пехоты и взаимодействие с ней. Ее достоинства — компактность, высокая маневренность, способность действовать на лесисто-болотистой местности в боевых порядках пехоты, расстреливая прямой наводкой ДОТы. При штурме городов выявился недостаток — полуоткрытое боевое отделение при попадании ручной гранаты превращалось в братскую могилу. С другой стороны, открытое боевое отделение предотвращало гибель экипажа при попадании кумулятивных снарядов. годы выпуска 1943 - 1945 г.г. боевая масса 10,6 т базовое шасси Т-70М двигатель ГАЗ-203, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения - 2 шт. макс. мощность 2×70 л.с. макс. скорость 45 км/ч запас хода 270 км бронирование 35-25 мм вооружение 76,2 мм пушка ЗИС-3 боекомплект выстрелов 60 скорострельность 5-6 выстрелов/мин. Боевое отделение открытого типа (без крыши). средства связи радиостанция 12РТ-3 или 9РМ экипаж 4 чел. выпущено 13932 СУ-76М и 360 СУ-76. Легкий танк Т-80 (СССР) Был разработан осенью 1942 г. в КБ ГАЗ под руководством Н.А. Астрова. Танк был создан на базе легкого танка Т-70М и отличался от него установкой двухместной башни, увеличенным углом максимального возвышения пушки и спаренного пулемета, усиленной броневой защитой, применением более мощной силовой установки и возросшей на 2 т боевой массой машины. Схема общей компоновки машины принципиально была такой же, как у танка Т-70М, но с размещением трех членов экипажа. Танк имел 5 отделений: управления, боевое, трансмиссионное, моторное и кормовое. Механик-водитель находился в носовой части корпуса со смещением к левому борту. Во вращающейся башне, слева от пушки располагался наводчик, справа — командир танка, он же заряжающий. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных в линию двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса имели переднее расположение. Танк был в 1943 г. поставлен на производство на заводе №40 (г. Мытищи). Из заводских цехов в течение 1943 года вышла всего 81 машина и затем танк был снят с производства одновременно с прекращением выпуска танка Т-70. Основными причинами такого решения послужили трудности с выпуском форсированных двигателей ГАЗ-80, а также недостаточность бронирования и слабость вооружения. Недостаточная надежность работы форсированных двигателей и трудности освоения их производства, а также ухудшение проходимости машины в связи с возросшей массой снижали боевые и технические характеристики танка. Завод №40 после этого переориентировали на массовый выпуск самоходных установок СУ-76. А все имеющиеся потребности Красной Армии в легких танках могли быть покрыты только ленд-лизовскими поставками «Валентайнов». год выпуска 1943 г. боевая масса 11,6 т двигатель ГАЗ-80, карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения - 2 шт. макс. мощность 2×85 л.с. при 1850 об/мин. макс. скорость 45 км/ч запас хода 250 км бронирование лоб 40 мм корпус 25-15 мм лоб башни 35 мм вооружение 45 мм пушка 20Км обр. 1934-1938 гг. 7,62 мм пулемет ДТ - 1 шт. боекомплект выстрелов 94 патронов 1008 средства связи радиостанция 12РТ экипаж 3 чел. выпущен 81 танк. Легкий танк Т-80 (СССР) Справа - САУ СУ-76М (СССР) Опытный бронетранспортер К-75 (СССР) Был разработан на базе агрегатов грузовых автомобилей и легкого танка Т-70 конструкторским бюро под руководством А.Ф. Кравцова в Москве. На вооружение не принимался. БТР относился к машинам открытого типа и имел компоновочную схему с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и кормовым размещением десантного отделения. Спешивание десанта осуществлялось через открытый сверху корпус БТР и через люк в его кормовом листе. Для установки пулемета было предусмотрено 8 кронштейнов, расположенных по периметру десантного отделения. На машине устанавливалась механическая трансмиссия. В ходовой части применялась независимая торсионная подвеска, на задних узлах которой установлены поршневые гидравлические амортизаторы. Вместо поддерживающих катков в гусеничном движителе применены продольные полозья. Невозможность двигаться на плаву и отсутствие крыши снижали его боевые качества. Плавающий бронетранспортер К-78 (СССР) Изготовлен в единственном экземпляре. Был разработан на базе шасси экспериментального легкого танка К-90 особым конструкторским бюро инженерных войск под руководством А.Ф. Кравцева в Москве. На вооружение не принимался. В конце 40х – начале 50-х в СССР велись работы по созданию плавающего танка, и в пару к нему — плавающего БТРа, для перевозки личного состава и техники. Победили ПТ-76 и БТР-50, но они были не единственными претендентами. На базе плавающего танка К-90 был создан плавающий бронетранспортер К-78. БТР являлся плавающей машиной и относился к открытому типу бронетранспортера. В носовой части корпуса размещались отделение управления и МТО. Десант располагался в средней и кормовой частях корпуса и при спешивании выходил через откидной задний борт. Подъем заднего борта производился с помощью ручных лебедок. Для пуска дизельного двигателя ЯАЗ-204Б был разработан подогреватель. На суше БТР мог транспортировать грузы массой до 2,5 т. Движение на плаву обеспечивалось двумя гребными винтами. К концу лета 1950 г. танк К-90 проиграл сравнительные испытания будущему ПТ-76, и работы по К-75 были свернуты. год разработки 1950 г. боевая масса 10,5 т базовое шасси танк К-90 двигатель ЯАЗ-204Б, дизельный, 2-тактный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения макс. мощность 140 л.с. при 2000 об/мин. макс. скорость 46 км/ч скорость на плаву 9,3 км/ч запас хода 250 км бронирование лоб корпуса 15 мм вооружение 7,62 мм пулемет СГ-43 боекомплект 7,62 мм патронов 1000 экипаж 2+22 чел. изготовлен в единственном экземпляре. Опытный легкий плавающий танк К-90 (СССР) Единственный экземпляр. В конце 1949 г. на ВРЗ №2 в Москве под руководством полковника А.Ф. Кравцева началась разработка плавающего танка К-90 и плавающего БТР К-78 на его базе. Опытные образцы этих машин изготовили в металле к лету 1950 г. Опытный образец К-90 был создан с использованием агрегатов арт. тягача М-2. Борта корпуса располагались под большими обратными углами наклона. В башне, смещенной к корме, устанавливалась 76 мм пушка и спаренный с ней пулемет. В моторном отделении, располагавшемся в носовой части, размещался двигатель. Емкость топливных баков составляла 240 л. На танке К-90 были установлены радиостанция 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47. Движение на плаву обеспечивалось работой двух туннельных гребных винтов диаметром 600 мм. Крутящий момент на них передавался от размещенной в корме корпуса танка 4-скоростной коробки передач. Для управления на плаву использовались 2 водяных руля, установленных за гребными винтами. Все элементы ходовой части заимствованы у тягача М-2. Распоряжением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 г. с 5 по 29 июля были проведены сравнительные государственные испытания плавающих танков: объекта 740 (ПТ-76) и К-90. Испытания носили беспрецедентно напряженный характер, поскольку обе стороны — ЧКЗ и военные, для подтверждения правильности своей концепции плавающего танка предлагали все новые и новые эксперименты. Новый танк был прост в устройстве, мог передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6 км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не менее 250 км. Однако в целом его боевые качества оказались недостаточно высокими. Отрицательно сказались малый запас плавучести, неважные условия, в которых находился экипаж, быстрый износ зубчатых венцов ведущих колес. Все это привело к тому, что совершенствование и доработку К-90 и созданного на его основе бронетранспортера К-78 прекратили. Опытный легкий плавающий танк объект 934 (СССР) Разработан в Волгограде конструкторским бюро первоначально под руководством И.В. Гавалова, а затем А.В. Шабалина, на вооружение не принимался. Компоновка танка — классическая, с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением в средней и силовым отделением в задней. Механик-водитель размещался в центре отделения управления, наводчик слева от пушки, командир — справа от пушки в башне. В ходовой части использовалась регулируемая гидропневматическая подвеска, измененявшая клиренс в пределах от 120 до 530 мм. Узлы подвески размещались с внутренней стороны бортов корпуса. Танк имел скреперное оборудование для самоокапывания, водометы для движения на плаву и был приспособлен для авиадесантирования с помощью парашютно-реактивных и многокупольных систем из самолетов Ил-76 и Ан-22. Опытная авиадесантная плавающая самоходная установка К-73 (СССР) Была разработана в Москве особым конструкторским бюро инженерных войск под руководством А.Ф. Кравцева, на вооружение не принималась. К-73 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с передним расположением двигателя. Корпус машины был сварен из броневых листов. Двигатель и коробка передач были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. В ходовой части использовались торсионная подвеска с гидроамортизаторами на крайних задних катках и гусеница с ОМШ. Справа - авиадесантная самоходная установка АСУ-57 (СССР) Универсальная аварийно-транспортная машина «Березина» (СССР) Создана на бронетанковом ремонтном заводе в г. Борисов. Представляет собой конверсионный вариант БМП-1. Машина предназначена для доставки специалистов и грузов в труднодоступные районы, вытаскивания застрявших транспортных средств, буксирования неисправных транспортных средств и производства электросварочных работ. Машина может применяться для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. По требованию Заказчика машина комплектуется различным набором специального оборудования. выпуск с 1992 г. масса 12,6 т базовое шасси БМП-1 двигатель УТД-20, дизельный, 6-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения макс. мощность 300 л.с. макс. скорость 65 км/ч запас хода 600 км экипаж 12 чел. Опытная авиадесантная плавающая самоходная установка АСУ-57П (СССР) Разработана в ОКБ Астрова. Плавающий вариант АСУ-57, навооружение не принимался. АСУ-57П отличалась от прототипа удлиненным корпусом обтекаемой формы (плавучесть обеспечивалась водоизмещением корпуса) с откидным волноотбойным щитом на верхнем лобовом листе, форсированным двигателем, наличием водоходного движителя, несколько измененной пушкой. год разработки 1954 г. боевая масса 3,35 т базовое шасси объект 574 двигатель М-20ЕФ, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения макс. мощность 60 л.с. макс. скорость 45 км/ч скорость на плаву 8,3 км/ч запас хода 256 км бронирование лоб 4 мм вооружение 57 мм пушка Ч-51П боекомплект выстрелов 30 скорострельность орудия 10-11 выстрелов/мин. средства связи радиостанция Р-113 экипаж 3 чел. выпущено 4 ед. Слева - авиадесантная самоходная установка АСУ-85 (СССР) Боевая машина десанта БМД Разработана КБ Волгоградского тракторного завода. Главный конструктор И.В. Гавалов. Серийно выпускалась с 1968 по 1985 год. Вооружение машины унифицировано с БМП-1. Имеет независимую гидропневматическую подвеску с изменяющимся клиренсом. Для движения по воде используются водомётные движители. Приспособлена к десантированию парашютным способом. В 1980 г. впервые в мире осуществлено десантирование машины вместе с экипажем (майором Щербаковым и сыном Главнокомандующего ВДВ генерал - полковника Маргелова Александром). После принятия на вооружение БМД-2 машина получила название БМД-1. Боевая машина десанта БМД-3 Разработана СКБ Волгоградского тракторного завода под руководством Главного конструктора А.В. Шабалина. В серийном производстве с 1990 г. Машина плавающая. Оснащена средствами десантирования вместе с экипажем посадочным и парашютным способом. Имеет гидромеханическую трансмиссию с гидрообъёмным механизмом поворота, гидропневматическую подвеску с изменяющимся клиренсом. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д Разработана КБ Волгоградского тракторного завода на базе БМД в 1984 г. Машина предназначалась для эвакуации и ремонта в полевых условиях боевых машин десанта. Оснащена кран-стрелой, тяговой лебёдкой, сошником-лопатой, сварочным оборудованием, комплектом универсальных приспособлений и другим инструментом. Командно-штабная машина БТР-50ПУ Создана КБ Челябинского тракторного завода на базе БТР-50П. Корпус имеет три отделения: управления, штабное и моторно-трансмиссионное. На машине установлен автономный бензоэлектрический агрегат и прибор ночного видения механика-водителя. Серийно выпускался с 1958 года. Бронетранспортер БТР-Д Создан на базе БМД-1 со сварным корпусом из алюминиевого сплава. Серийно выпускался с 1974 года. Опытная авиадесантная САУ АСУ-76 Разработана и создана Мытищенским машиностроительным заводом в 1947 г. Главный конструктор Н.А. Астров. Является первым образцом бронетанковой техники Советской Армии, разработанным специально для ВДВ. Превые образцы полигонных испытаний не выдержали и в 1953 г. дальнейшие работы по АСУ-76 были прекращены. Опытная авиадесантная САУ АСУ-57 Разработана на ВРЗ №2 в 1949 г. Главный конструктор Г.К. Кравцов. Машина базируется на оригинальном шасси, разработанном в ОКБ-40 под руковдством Н.А. Астрова. Опытная зенитная самоходная установка ЗТПУ-4 Создана параллельно с ЗПТУ-2 на базе бронетранспортера БТР-50П в 1955 году. На машине установлены четыре пулемета на усиленном постаменте и увеличен боекомплект. Выпущено несколько опытных образцов. Опытная зенитная самоходная установка ЗТПУ-2 Создана на базе бронетранспортера БТР-50П в 1955 году. В десантном отделении на конусообразной тумбе смонтирована спаренная зенитная пулеметная установка с боевой скорострельностью 484 выстр./мин. Изготовлено несколько опытных образцов. Опытный легкий плаваюший танк ПТ-76М Является модернизацией танка ПТ-76, проведенной КБ Сталинградского тракторного завода в 1959 г. Танк обладал повышенными мореходными качествами. На нем установлены форсированный дизель, ночной прицел, система ПАЗ, увеличены водоизмещение и запас хода. Опытный легкий плавающий танк ПТ-85 Создан КБ Волгоградского тракторного завода в 1961 г. Машина имеет герметичный корпус из катанной брони алюминиевого сплава, стальную башню, кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения, автомат заряжения транспортерного типа на 15 выстрелов, водометные движители. Опытная командно-штабная машина об.940 Разработана в 1976 г. КБ Волгоградского тракторного завода на базе опытного легкого плавающего танка об.934. В бронированной рубке размещены отсеки управления, командно-штабной и связи. Машина оборудована средствами самоокапывания и приспособлена к десантированию парашютным способом. Фото: Краеведъ (FotosergS); oleg.bebnev; Space Вернуться назад |