Главная > Музеи > Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 6. (продолжение). (52 фото)
Военно - исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Часть 6. (продолжение). (52 фото)5-11-2013, 18:49. Разместил: space |
Павильон №5 "Бронетехника США, Великобритания, Канада". Средний танк M4A4 «Sherman» (США). Самый удачный американский средний танк 40-х гг., ставший основной боевой машиной бронетанковых войск западных союзников на завершающем этапе войны. Представлял собой прямое развитие среднего танка МЗ, но с 75 мм пушкой, размещенной во вращающейся башне. Второй по массовости после советского Т-34 и не менее популярный танк второй мировой войны. Боевое крещение «Sherman» получил в составе 8-й английской армии в Северной Африке. Накануне сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. туда прибыло около 300 М4А1. Первым же соединением армии США, получившим М4, стала 2-я танковая дивизия, а первой боевой операцией с участием новых танков — высадка американцев в Северной Африке. Принципиально все модели танка «Sherman» (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) не отличались друг от друга. Отличием их друг от друга был тип силовой установки. Так, на М4 и М4А1 применялся 9-цилиндровый радиальный карбюраторный двигатель «Continental» R-975; на М4А2 — спарка дизелей «General motors»; на М4А3 — карбюраторный 8-цилиндровый «Ford» GAA-8, самый мощный из всех применявшихся на «Sherman» — 500 л.с.; И на М4А4 в едином блоке устанавливалось пять бензиновых двигателей «Chrysler» multibank А-57, для их установки удлинили корпус. У М4А6 корпус был такой же длины, но использовался дизель «Caterpiller» RD1820. Трансмиссия всегда располагалась в передней части корпуса, что обусловило большую высоту танка. M4 «Sherman» поступали на вооружение армий США, Англии и поставлялись по ленд-лизу в СССР, участвовали в боевых действиях во всех операциях с 1943 г. Последняя партия поступила летом 1945 г. и приняла участие в разгроме Квантунской армии. После войны эти танки находились на вооружении во всех странах НАТО И СЕАТО. В армии США эксплуатировались до 1955 г. «Шерманы» обладали удовлетворительными вооружением и бронированием лобовой части, а также достаточной быстроходностью. Однако имели слабую проходимость, плохую устойчивость на кренах и недостаточную надежность. Могли противостоять только немецким средним танкам Pz.III и Pz.IV. Средний танк M4A2 76(W) HVSS «Sherman» (1944 г.) (США). По американским данным, в СССР было поставлено 4063 танка М4А2. Советским танкистам «Шерман» в целом пришелся по душе. Не уступая по защищенности и вооружению Т-34, он обладал лучшей эргономикой, более просторной башней. С введением на последние модели «Шерманов» новой 76 мм пушки танк по своим «противотанковым» характеристикам превзошел даже Т-34 с 85 мм пушкой. На всех «Шерманах» устанавливался гиростабилизатор наведения пушки в вертикальной плоскости, что повышало эффективность стрельбы на ходу. Броня Шермана была толще, чем у Т-34, но менее твердой, а в целом защищенность обоих танков была примерно одинакова. Ощутимым недостатком M4 являлся ограниченный запас хода. С конца марта 1945 г. в конструкцию подвески танков M4A2 (76)W были внесены значительные изменения: вместо двух катков в тележке было поставлено четыре (два сдвоенных), буферные пружины перемещены из вертикального положения в горизонтально. В каждой тележке установлен гидравлический амортизатор (подвеска HVSS). Новую ходовую часть получили все модификации, выпускавшиеся на тот момент. Выделить какую-либо из них как лучшую довольно трудно, так как принципиальных различий в тактико-технических данных между ними не было. На части танков М4А1 и М4А4 англичане установили свою 17-фунтовую пушку Мк IV с начальной скоростью снаряда 908 м/с и получили сильнейшую модификацию «Sherman Firefly» (600 ед.). «Grizzly» — танк М4А1, серийно выпускавшийся в Канаде. В основном подобен американскому танку, отличался от него конструкцией ведущего колеса и гусеницы. «Sherman DD» — специализированная версия танка, приспособленная для преодоления вплавь водных преград. Танк оснащался надувным прорезиненым брезентовым кожухом и гребными винтами с приводом от основного двигателя. «Sherman Crab» — специализированный танк-тральщик, оборудованный бойковым тралом для прокладывания проходов в минных полях. «Sherman Calliope» — танк, оборудованный реактивной системой залпового огня Т34, с 60 трубчатыми направляющими. Все танки «Sherman» с 76 мм пушками (с 1944 г.) получили в обозначении индекс «(76)». Было выпущено: М4А1(76) - 3426 шт. М4А2(76) - 2915 шт. М4А3(76) - 4542 шт. С июня по июль 1944 г. было также выпущено 254 «штурмовых танка» М4А3Е2 со значительно усиленным бронированием, получивших в войсках прозвище «Jumbo». Танки «Sherman» выпуска второй половины 1944 г. получили новые ящики для боеукладки по бортам корпуса, в которые между гнёздами боеприпасов заливалась вода, предотвращавшая пожар и детонацию боекомплекта при пробитии бортовой брони. Танки с такой боеукладкой (так называемой «мокрой») получили в обозначении индекс «W». годы выпуска 1942-1945 г.г. боевая масса 33,3 т двигатель «GMC» 6046 G71, дизель, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения - 2 шт. макс. мощность 2×187,5 л.с. макс. скорость 45 км/ч запас хода 190 км бронирование: лоб 60 мм корпус 38 мм лоб башни 100 мм вооружение: 76,2 мм пушка M1A1 или M1A2 12,7 мм пулемет «Browning» M2 7,62 мм пулемет «Browning» M1919A4 - 2 шт. боекомплект: 76,2 мм выстрелов 71 12,7 мм патронов 600 7,62 мм патронов 6250 средства связи: радиостанция SCR-508/528/538 экипаж 5 чел. выпущено 10968 танков M4A2. Средний танк «Super-Sherman». В 1962 г. французское предприятие «Atelier de Bourges» работавшее над новым орудием для основного боевого танка AMX-30, в то же самое время создало менее мощную версию, обозначавшуюся «105 мм пушка V0980». Французская 105 мм CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров (начальная скорость кумулятивного снаряда — 1000 м/с) была укорочена на 1,5 м (до 44 калибров, начальная скорость снизилась до 800 м/с), оснащена дульным тормозом и получила обозначение М51, а оснащенные ею танки — «Шерман» М51. Компания успешно установила это орудие в башню типа T-23. Танки имели литой корпус «Шермана» модели М4А1. Впоследствии модернизацию парка танков М1 выполняли израильские танкоремонтные предприятия. Помимо перевооружения танков, производилась также замена двигателя. Доработка башни требовала срезать кормовую часть и установить новую литую нишу, которая приваривалась на это место. Лобовая часть башни с новой маской была, в общем, подобна оригинальной, но маска и вырез башни были существенно увеличены под большее орудие. Новый танк, обозначенный M51HV «Israeli Sherman» или «Isherman» (впрочем, во всем мире израильские М50 (с 75 мм пушкой французского танка AMX-13) и М51 называются «Супер Шерман») значительно превосходил по боевой мощи все послевоенные «Шерманы». Он был построен для противодействия танкам T-54. В период 1952-1954 гг. «Sherman» (различных модификаций) был единственным типом, а до конца 60-х гг. оставался самым массовым типом танков в АОИ. В войну 1967 г. «Шерманы» составляли 46% танкового парка и около 56% парка средних/основных танков. К началу боев боеготовыми являлись 515 «Шерманов» (из них 231 M50 и 177 М51). К 1967 г. только Израиль применял «Шерманы» на Ближнем Востоке, Египет давно сменил свои «Шерманы» на T-34/85 и T-54. Справедливо сказать, что в войне 1967 г. главную тяжесть боев несли танки «Центурион», шедшие в сражение во главе дивизий. Более быстрые, но более уязвимые «Паттоны» и «Шерманы» использовались для фланговых атак и окружения. К войне 1973 г. Израиль имел 341 «Super-Sherman» М50 и М51 из общего парка в 2029 машин. Война Судного дня 1973 г. была последней, где применялись M50 и M51HV. Бронетанковые бригады теперь оснащались танками «Центурион», M48A2C и M60, немногие «Шерманы» оставались в резервных частях второй линии. В ходе войны американцы поставили большое количество M48A3 и M60A1, и «Шерманы» были впоследствии переделаны в самоходные артиллерийские орудия, минометы и БТР, несколько M50 были переданы Ливанской милиции. «Шерманы» сняты с вооружения вскоре после войны 1973 г. В начале 90-х гг. 150 М51HV были проданы Чили. Средний танк M46 «General Patton» I (США). В 1946 г. средний танк М26 «Першинг», хорошо проявивший себя в боях второй мировой войны, был подвергнут модернизации, которая заключалась в установке нового, более мощного двигателя, применении более современной гидромеханической силовой передачи, установке пушки того же калибра, но с несколько улучшенными баллистическими данными, новой системы управления и новых приводов управления огнем. Изменена была также конструкция ходовой части. В результате танк потяжелел, но его скорость осталась прежней. В 1948 г. модернизированный танк был принят на вооружение под обозначением М46 «Паттон» и до 1952 г. считался основным танком армии США. По внешнему виду М46 почти ничем не отличался от своего предшественника. Корпус и башня танка по конструкции и толщине брони остались такими же, как и на танке М26 (при создании танка М46 американцы использовали большой запас корпусов «Першингов» , выпуск которых поосле войны был прекращен). М46 был приспособлен для действий в условиях низкой температуры и имел специальное оборудование для преодоления водных преград. Боевое крещение 200 танков получили в 1950 г. в корейской войне. Боевой опыт ясно показал, что «Паттон» нуждается в увеличении мощности вооружения, улучшении системы управления огнем и усилении броневой защиты. годы выпуска 1949-1952 г.г. боевая масса 44 т двигатель Continental AV-1790-1, карбюраторный, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный, воздушного охлаждения макс. мощность 810 л.с. при 2800 об/мин. макс. скорость 48 км/ч запас хода 120 км бронирование: лоб 102 мм корпус 76-50 мм лоб башни 102 мм вооружение: 90 мм пушка M3A1 12,7 мм пулемет «Browning» M2HB 7,62 мм пулемет «Browning» M1919A4 - 2 шт. боекомплект: 90 мм выстрелов 70 12,7 мм патроновов 550 7,62 мм патронов 5000 средства связи: радиостанция экипаж 5 чел. выпущено 800 танков + 1215 переоборудовано из танков M26. Средний танк M48 «General Patton» III (США). Находился на вооружении 14 государств. Танк создавался для ведения боевых действий против советских танков в Европе и получил собственное имя «Patton» III , продолжая линию «Паттонов» — М46 и М47. По сравнению с M47 количество членов экипажа уменьшилось до четырех. Его особенностью стал абсолютно новый цельнолитой корпус обтекаемой лодкообразной формы (считалась, что такая форма корпуса при равной толщине брони обеспечит лучшую баллистическую и противоминную защиту, чем традиционные конструкции). М48 имел слишком малый запас хода (113 км). Увеличение запаса хода требовало замены двигателя и трансмиссии (M48A2 — 1953 г.). На модели М48АЗ (1963 г). предприняли попытку подтянуть ТТХ «Паттона» к советскому Т-54. M48A3 (1967 г.) стал оснащаться дизельной силовой установкой, что вкупе с использованием топливных баков большей емкости позволила увеличить запас хода до 480 км. После 1973 г., когда США передали Израилю значительное количество новых танков M60 для восполнения понесенных в боях крупных потерь бронетехники, было принято решение об о модернизации оставшейся на вооружении модели M48 до уровня M60. Разработанная с этой целью модификация M48A5 оснащалась, как и основной боевой танк M60, 105 мм пушкой M68 с новой заряжающей системой. На базе танка M48 выпускались огнеметные танки M67, БРЭМ M88 и мостоукладчики. M48 принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме, Индо-Пакистанском (1965) конфликте, Арабо-Израильских войнах. Справа - средний танк M48A5 «General Patton» III (США). Средний танк M48A5 «General Patton» III (США). Первыми за пределами США модернизацией М48 занялись в Израиле, который получил их благодаря усилиям спецслужб. Официально США поддерживали эмбарго на поставку военной техники в эту страну, но предприняли усилия, в результате которых 100 ед. М48 попали на Ближний Восток из арсеналов Бундесвера. Одной из причин доработки «Паттонов» в Израиле стало желание стандартизировать свой достаточно пестрый танковый парк, если не по типам боевых машин, то хотя бы по боеприпасам и запасным частям к двигателям. В период с 1965-1973 гг. на все танки М48 Армии обороны Израиля (в том числе и на полученные после войны 1967 г. из Штатов) установили дизели AVDS-1790 и перевооружили их американскими 105 мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли на израильских «Центурионах» ). Штатные командирские башенки «Паттонов» демонтировали, установив взамен башенки «Урдан» местного производства. Американские танковые пулеметы М85 и М73 со временем заменили на более надежные бельгийские MAG. Модернизированный М48 получил новое имя «Магач» («Магах»). В начале 1980-х гг. израильские М48 оснастили комплектами динамической брони «Блэйзер». В период с 1965-1973 гг. на все танки М48 Армии обороны Израиля (в том числе и на полученные после войны 1967 г. из Штатов) установили дизели AVDS-1790 и перевооружили их американскими 105 мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли на израильских «Центурионах» ). Штатные командирские башенки «Паттонов» демонтировали, установив взамен башенки «Урдан» местного производства. Американские танковые пулеметы М85 и М73 со временем заменили на более надежные бельгийские MAG. Модернизированный М48 получил новое имя «Магач» («Магах»). В начале 1980-х гг. израильские М48 оснастили комплектами динамической брони «Блэйзер». Основной танк M60 (США). Состоит на вооружении 20 государств. М60 стал очередным этапом в негласном соревновании американских и советских танкостроителей. В нем сочетались преемственность конструкции М48 с установкой мощного вооружения, превосходящего вооружение Т-54. Американцы выбрали английскую 105 мм пушку L7 (М68). Танк представлялся симбиозом башни М48 с новой пушкой и адаптированного под установку дизеля корпуса; ходовая часть принципиальным изменениям не подвергалась. В отличие от скругленной лобовой части корпуса М48, на M60 корпус сделали обычной, прямоугольной в плане, формы. Для удержания массы (неизбежный рост диктовали более толстая броня и новая пушка), пришлось пойти на широкое использование алюминиевых сплавов. М60 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в впереди, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус и башня — литые. Первый вариант М60 представлял собой компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: испытания показали — бронезащита башни не способна противостоять снарядам 100 мм советской танковой пушки. Поэтому на танке М60А1 (1961 г.) была установлена новая башня улучшенной конфигурации, обладающая повышенной снарядостойкостью (бронирование до 180 мм), обеспечивающая лучшие условия работы экипажа в боевом отделении и усовершенствовали систему управления огнем. На М60А2 (1972 г.) поставили новую башню с орудием-пусковой установкой, для стрельбы ПТУР «Шиллела» (до 3000 м). Находились в подразделениях американских войск в ФРГ. Показали недостаточную эффективность и особенно надежность вооружения, поэтому было решено переоборудовать их в другие варианты. M60A3 (1978 г.) стал последней серийной модификацией. он оснащен лазерной системой управления огнем и инфракрасным прицелом. М60 широко экспортировались в Австрию, Италию (производились по лицензии), Северную Африку и многие страны Ближнего Востока. Они до сих пор служат на фронтах Африки и Ближнего Востока, (в Египте и Израиле), в США используются в Национальной Гвардии, а также, в резерве. 76 мм противотанковая САУ M18 «Hellcat» (США). Создавалась, как быстроходный и высокоманевренный истребитель танков, на специально разработанной базе, впервые в США имевшей торсионную подвеску. Наиболее оригинальная боевая машина, построенная в США во время Второй Мировой Войны. B открытой сверху башне кругового вращения установлены 76 мм пушка и зенитный пулемет. Корпус сварной. Двигатель и агрегаты силовой передачи установлены на специальной раме, что позволяет после отсоединения трубопроводов, тяг и шарниров выкатывать двигатель из машины через кормовой люк, а агрегаты силовой передачи — через люк в лобовом листе корпуса. Торсионы выполнены по типу торсионов советского танка КВ. Самоходные установки «Hellcat» состояли на вооружении противотанковых батальонов танковых и пехотных дивизий армии США, в ряде случаев совместно с М10 «Wolverine». Они участвовали в боевых действиях в Италии и на Западном фронте вплоть до конца войны. После 1945 г. были сняты с вооружения армии США и поставлялись в другие страны. В Южной Корее, Венесуэле и Югославии М18 использовались до конца 70-х гг. На базе САУ М18 выпускались бронетранспортеры М39, командирские и разведывательные машины. годы выпуска 1943-1944 г.г. боевая масса 17 т двигатель «Continental» R975 C4, карбюраторный, 9-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения макс. мощность 400 л.с. макс. скорость 72 км/ч запас хода 168 км бронирование: лоб 35 мм корпус 12,7 мм лоб рубки 40 мм вооружение: 76 мм пушка M1A1 или M1A2 12,7 мм пулемет «Browning» M2HB боекомплект: выстрелов 45 патронов 1000 средства связи: радиостанция SCR-610 экипаж 5 чел. выпущено 2507 САУ. Фото: Краеведъ (FotosergS); oleg.bebnev; Space Вернуться назад |