Главная > Музеи > Ростовский кремль в Ростове Великом или Загадки озера Неро. Часть 2 (85 фото)

Ростовский кремль в Ростове Великом или Загадки озера Неро. Часть 2 (85 фото)


19-05-2023, 15:43. Разместил: space

Итак, продолжим наше посещение Ростовского кремля в Ростове Великом.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной. В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954–1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161–1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей...

Время строительства современного Успенского собора, повторяющего план и многие формы, детали и декор предыдущих храмов, а также владимирского собора, точно не установлено. Есть предположения о конце XV века и 1508–1512 годах, но более вероятным является мнение Н. Н. Воронина о том, что он появился в конце 1580-х, во время учреждения митрополии.


Успенский собор - бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу, которую мы уже осмотрели с вами. Вместе с Кремлём, построенным позднее собор (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и Успенский собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.




Успенский собор потрясает своим величием и какой-то возвышенной мощной духовной силой, стремящейся к Небесам... Кроме редких экскурсионных групп, толпами передвигающихся от собора к колокольне и к Святым вратам Церкви Вознесения здесь, на Соборной площади древнего Ростова Великого - пустынно и одиноко. Всем нутром чувствуется, что когда-то площадь была полна огромного количества ростовчан... Мрачная дождливая обстановка с только подчеркивала это гнетущее ощущение.


Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.


Проходим западную галерею Успенского собора...

Основной объем собора был перекрыт для обзора. Мы направляемся в Леонтьевский придел, как я понимаю...


Внутри собор выглядит очень высоким, с повышенными арками. Основной объём храма был расписан в 1659, 1669–1671 годах, но сохранились фрагменты более ранних фресок. Здесь работали прославленные костромские и ярославские мастера Севастьян Дмитриев, Иосиф Владимиров, Дмитрий Плеханов, Гурий Никитин, Сила и Фёдор Савины. Двери выкованы ростовским кузнецом Максимом Гордеевым в 1696 году. Форма луковичных глав, а также шестиярусный иконостас относятся к 1730-м годам.


Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.


Известно, что на рубеже XII-XIII веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича. 11 июня, в соборе был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, - будущий Сергий Радонежский.


Завораживает - не правда ли!?


...Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет (Романов) взят в плен и в рубище отправлен в стан Тушинского вора. Еще до возведения на престол Михаила Романова собор отремонтировали, так что в 1613 году он уже принимал проезжавшего из Ярославля в Москву молодого царя.


В основном объеме собора сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730-1740-х годах. Этот роскошный иконостас был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского. Обращаю внимание читателя, что эти фото не из основного объема собора.

Леонтьевский же придел, где мы с вами сейчас находимся был основан еще во втором здании Успенского собора, созданном по повелению Андрея Боголюбского в 1162 году Пол этого придела находится на уровне пола собора XIII века. Уровень пола собора XII века находится ниже существующего пола на 90 см.




А этот снимок сделан со стороны иконостаса - с его алтарного возвышения...



В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Святителя Леонтия – дар князя Андрея Боголюбского, погибшего от рук язычников в 1073 году.

В соборе находятся мощи благоверного князя Василия Ростовского, убитого монголами в 1238 году, святителей Исайи, Игнатия и Феодора, ростовских чудотворцев, и таких местночтимых святых, как архиепископы Григорий Премудрый, Дионисий Грек, Вассиан I. В 1991 году собор был возвращён Русской Православной Церкви.







Мы покидаем этот поражающий воображение собор и через Святые Врата Церкви Воскресения...


...поднимаемся в недрах башни Святых врат к крытым переходам стен Ростовского кремля.


С крытых галерей можно увидеть даже озеро Неро. Но сейчас оно в дымке и не очень хорошо видно.




А вот и сами эти крытые переходы... У меня, например, почему-то дух захватывало проходя по ним...



Крытый переход северной крепостной стены.


Северо-западная башня Ростовоского кремля. При определенной доле воображения можно вспомнить кадр из вышупомянутого фильма, где Иван Васильевич (Бунша) в мирской современной одежде горюет вместе с деревянным изваянием Христа подперев ладонью горемычную голову как раз на этих скамьях)


Мы обходим Церковь Одигитрии, поворачиваем в крытом переходе налево м перед нами - Церковь Иоанна Богослова, куда мы и направляемся обозревая окрестности.




Сейчас мы в крытом переходе западной крепостной стены Ростовского кремля.


Архирейский дом, церкви Одигитрии и Вознесения.




Западный портал Церкви Иоанна Богослова. Он находится на втором ярусе здания церкви над главным входом в кремль.


В куполе церкви помещается поясное изображение «Отечества», а на стенах барабана - херувимы, фигуры праотцев и полуфигуры пророков в кругах. В основании барабана в парусах написаны фигуры евангелистов в портиках, в сопровождении обычных символов. Символические фигуры укрупнены по сравнению с фигурами евангелистов и обрамлены облачными полосами. Между евангелистами в замковых частях щек подпружных арок изображены Нерукотворный Образ, Богоматерь Знамение и ангелы.



Композиции на склонах крещатого свода иллюстрируют Символ веры - важнейшей христианской молитвы, в которой в сжатом виде изложены все основные истины и догматы, принятые православной Церковью. Первая часть его надписана у изображения Троицы, а расположение остальных композиций, в основном, соответствует порядку текста. Состав цикла иконографически сокращенный — изображение Троицы соответствует сразу нескольким членам Символа.



Роспись алтаря церкви Иоанна Богослова по составу и расположению сюжетов почти полностью совпадает с алтарной росписью церкви Воскресения и, очевидно, исполнена по ее образцу.




Росписи завораживают. Рассматривая их как будто входишь в особое высокое состояние восхищения, воодушевления, радости и некоторой скорби одновременно.


Ну, что ж - нам пора покидать эту церковь...



Через эту галерею мы и проходили попадая сюда из крытого перехода западной крепостной стены.


Лестница надвратной церкви Иоанна Богослова.



Крыльцо надвратной церкви Иоанна Боголова...



Теперь мы направляемся мимо Красных палат к основательной Водяной башне, где находится смотровая площадка Ростовского кремля.


А вот и она - смежная с Иераршими палатами.


Последний ярус башни целиком деревянный - здесь тусклое освещение, поэтому камера не дала резкого изображения.


Дух захватывает и, не только от того, что ты обозреваешь Ростовский кремль и его окрестности с высоты. Именно озеро Неро произвело наиболее ошеломляющее впечатление - мне на мгновение показалось, что я уже видел все то, что лицезрел в то мгновение и первый раз в жизни.


Безбрежное, мрачное и затягивающее твое внимание в свои неведомые глубины, таинственное озеро Неро, властно и вкрадчиво заставляло не отрываясь, впитывать эти ощущения знакомые и не знакомые, легкие и тяжелые, радостные и торжественные одновременно. Неро как будто старалось что-то сказать, раскрыть свои тайны, свои былое и думы... Потрясающе...!



Левее, к северо-востоку от Роствоского кремля, вы можете увидеть Богородице-Рождественный монастырь и чуть ближе - Церковь Святого Николая...


Вид на запад.


А это уже северная сторона. Хорошо видны Церковь Воскресения, стройные главы Успенского собора и городская Церковь Спаса на Торгу (справа).



Справа - к северу от Ростовского кремля - каменный Гостиный двор, окруженный галереей с аркадами, с красующейся над ним белой церковью Спаса на Торгу, был построен в 1841 году после того, как сгорел деревянный Гостиный двор 1820-х годов постройки. Автор проекта – архитектор А.И.Мельников.



Последний взгляд на заворожившее меня таинственное озеро Неро...


Мы покидаем Водяную башню...,


...чтобы к финалу осмотреть Ростовский кремль со стороны...


Вид на Соборную площадь Ростовского кремля с Успенским собором в его центре.


Архирейский двор.




Отчаянно захотелось побывать на берегу озера Неро. Туда, конечно, никто не ходит, но любопытство и жажда новых впечатлений делали свое дело...


Как оказалось - к югу от могучего Ростовского кремля находится его древний предшественник.


Глядя на его невысокие стены и низенькие башни можно себе представить, как он выглядел когда-то в XV-XV вв.

Они напомнили мне старые крепостные стены Свято-Васильевского монастыря в Суздале.


Эта третья часть Ростовского кремля не исследованная нами. Сейчас эта территория называется Метрополичим садом. Именно за этими стенами Иона Сысоевич при строительстве и реконструкции Ростовского кремля мечтал воплотить в нем идею создания подобия Райского сада на земле. В наше время эта идея продолжает воплощаться силами местных художников и энтузиастов-ростовцев. Прямо под стенами Кремля они создали Вертоград (по-русски – Райский сад) со сказочной тропой былей и небылиц. Также здесь располагается «Домашний Музей русского быта» с коллекцией старой русской хозяйственной утвари.


В конце 1990 годов сад был реконструирован с полным научным обоснованием. Своей крестообразной планировкой и видовому составу насаждений он соответствует Митрополичьему саду конца XVII века. Это единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции. Автор реконструкции – А.Г. Мельник.


Жаль не хватило времени побывать здесь - график был жесткий.


Вот эта белое зданьице под двускатной крышей называется "Палаткой Митрополичего сада".


Ну а вот теперь - Неро!

Прямо перед нами, очевидно, старинные крепостные земляные валы. Ощущения здесь очень своеобразные - как будто ты вторгаешься на чужую землю. Ощущение неосознанной тревоги не покидало...

Есть предположения, что озеро Неро и явилось как раз тем самым градом Китежем ушедшим в тревожное средневековое время под воду. Косвенно это подтверждается тем, что в "Повести временных лет" Ростов упоминается уже в 862 году как поселение давно существующее и, что когда-то озеро поглотило древнейшую часть Ростова. Лишь изредка, сквозь толщу вод слышится звон колоколов Китежа, да в ряби волн порой смутно видятся его очертания. Есть легенды о несметных сокровищах и Золотых воротах на дне и много других таинственных предположений, которое несомненно порождает это удивительное озеро. Да и вообще - именно здесь же происходили сказочная история взаимодействия Емели и Щуки)


...Я хотел спуститься к озеру, но откуда-то, как из под земли, появилась огромная свора диких собак, которые начали яростно на меня лаять - пришлось поспешно ретироваться из их владений...) Озеро хранило свои тайны.

Вот и ощущение тревоги объяснилось)


Наконец, возвращаемся к автобусу.

А вот и главные Врата Ростовского кремля. Мы отправляемся в Переславль-Залесский...

Начинается уже приличный дождик..., хорошо, что именно сейчас)


Надеюсь Вам было здесь интересно. Я покидал Ростов Великий наполненный его величием и, так и не открытой его для меня тайны. Теперь мне лучше понятно почему этот город назывался Великим в - том числе потому, что озеро Неро определенно добавляло в это название города своего загадочного, мистического и величественного контекста. В целом, конечно, хотелось бы оказаться здесь в хорошую погоду и снять Ростовский кремль со стороны озера Неро, находясь именно в его стихии. Ну, это, наверное, в следующий раз.

Текст и фото © Vladimir d’Ar
Источник: vladimirdar.livejournal.com



Ростовский кремль в Ростове Великом. Часть 1 (66 фото)
Вернуться назад