Главная > Музеи / Вокруг света > Кирилло-Белозерский монастырь (63 фото)

Кирилло-Белозерский монастырь (63 фото)


9-08-2023, 17:47. Разместил: space
Фотоальбом про самый большой, самый богатый и исторически значимый монастырь Русского Севера. Было несколько обстоятельств, которые сделали его самым-самым.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского Кириллом. И история этого монастыря практически с самого начала была связана с историей Русского государства. Во-первых, обитель стала важнейшим опорным пунктом для закрепления московских властей в Белозерье. Во-вторых, будучи самым большим церковным землевладельцем и находясь на важном торговом пути на север, к Белому морю, монастырь со временем стал крупным экономическим центром. Велико было и фортификационное значение обители для защиты от северных соседей. С самого начала своего возникновения монастырь выполнял также роль культурно-духовного центра русского Севера.

С 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь является музеем. Его музейный статус позволил ему избежать масштабных разрушений (как это случилось с другими культовыми учреждениями в советское время). В первые послереволюционные годы набег на ценности обители, конечно, состоялся: была разграблена ризница, вывезена ценнейшая библиотека и самые значимые иконы. Но бОльшую часть этого монастырского комплекса — почти в нетронутом виде со времен Московской Руси — удалось сохранить.

С открытием в 1964 году Волго-Балта резко возросла туристическая доступность и популярность Кирилло-Белозерского музея-заповедника. У пристани Горицы (что всего в 7-ми км от Кириллова) останавливаются сейчас все пассажирские и туристические маршруты, поставляя в монастырь непрерывные потоки посетителей. В доковидный период музей - заповедник ежегодно принимал 200 тыс. туристов (в т. ч. 40% — зарубежных).

Территория комплекса велика. На ней 11 церквей, несколько музеев, огромная крепостная стена. Имеет смысл воспользоваться услугами экскурсовода. В музее-заповеднике около 100 научных сотрудников. Не думаем, что все они проводят экскурсии, но те, кто ведут, — знающие и увлеченные. Это наш личный опыт.

Кирилло-Белозерский монастырь расположен в двух часах езды по отличной трассе от Вологды, примерно в часе езды от Белозерска и совсем близко (в 20 км) от Ферапонтова монастыря.


Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полета (фото из Интернета). Позади него - город Кириллов. На переднем плане - Сиверское озеро.


Монастырь был основан на берегу Сиверского озера в конце 14-го века на землях бывшего Белозерского княжества, потерявшего к тому времени свою самостоятельность и ставшего уделом князя Андрея (сына Дмитрия Донского).


Икона "Явление Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре".

Будучи монахом Симонова монастыря в Москве, во время ночной молитвы Кирилл услышал глас от келейной своей иконы Божией Матери: «Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро. Там твое место. Я тебе приготовила место, где ты можешь спастись!»...


... И было тогда Кириллу 60 лет, и следующие 30 лет своей жизни посвятил он становлению и упрочению своего детища на Сиверском озере.


В основе активного строительства обители лежали богатые царские, боярские и княжеские вклады. Уже к концу 16-го века по своим размерам и богатству Кирилло-Белозерский монастырь был сопоставим только с Троице-Сергиевой лаврой.


Монастырь был обнесен каменной стеной с башнями и укреплениями. Благодаря им монастырь выстоял в Смутное время во время польско-литовского нашествия. На переднем плане - Свиточная башня (16-й век).


Грандиозный ансамбль монастыря сложился в основном в течение 16-17-го веков и состоит из трех частей. Две наиболее древние части примыкают к озеру. Cлева - это Успенский монастырь (или Большой, с границами красного цвета). Справа - Ивановский монастырь (или Малый, с границами синего цвета). Выше них, внутри огромной трёхъярусной стены, находится Новый город (выделен желтым). Таким образом, до революции 1917 года на этой территории, за общей внешней стеной бок-о-бок существовали два монастыря. В 1924 г. на всей территории комплекса был образован Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В 1997 г. вновь начал действовать Ивановский мужской монастырь.


В ансамбле Большого монастыря доминирует Успенский собор . Он на этом фото по центру - однокупольный с главой необычной формы зеленого цвета. Остальные окружающие собор купола - это главки его приделов, пристроенных в разное время. Не сказать, что выглядит гармонично: слишком густо понаставлены. Самое высокое сооружение на фото - колокольня.


Успенский собор с приделами. Слева церковь Епифания Кипрского (1645 г.) - мавзолей князя Ф.А. Телятевского (государственный деятель времен царей Михаила и Алексея Романовых, в конце жизни – астраханский воевода). Правее неё (с куполом, покрытым осиновым лемехом) – придел Св. Владимира (1554 г.), место захоронения князя В.И. Воротынского, впоследствии – родовая усыпальница Воротынских (Владимир Иванович Воротынский был известным воеводой Ивана Грозного, прославился в войнах с крымскими и казанскими татарами, участвовал в трех штурмах Казани). Между ними - массивный купол церкви прп. Кирилла Белозерского.


Успенский собор (1497 г.), по центру. Его купол, переделанный в 18 веке, сейчас выполнен в стиле украинского барокко. Слева (под зеленой крышей) – церковь прп. Кирилла Белозерского, воздвигнутая в 1784 году над захоронением основателя монастыря в барочном стиле. Справа – придел Св. Владимира.


Строила Успенский собор в 1497 году артель ростовских каменщиков, и он считается одной из первых каменных построек на Русском Севере. В последующем неоднократно перестраивался и видоизменялся (и не всегда - в лучшую сторону), но изящество и тонкость внешней отделки сохранились.


Особенно хороши орнаментальные пояса, которые можно рассмотреть со смотровой площадки колокольни.


Декоративная отделка собора.



Самое ценное и в духовном, и в художественном смысле в Успенском соборе - это его иконостас 1497 года, из которого до сегодняшнего дня сохранилось 60 икон. Около 30 из них (из праздничного чина и Деисуса) можно увидеть в местном музее (в палатах архимандрита), а остальные разбросаны по музеям Москвы и Санкт-Петербурга. Непосредственно в соборе сейчас находятся более поздние образы.


Роспись подкупольного пространства собора (1641 г.). Костромская артель Любима Агеева.


Архимандричьи (Настоятельские) кельи. Здесь сейчас размещаются экспозиции музея-заповедника. Следующие три фотографии - оттуда.


Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря (деисусный ряд). Из экспозиции в Архимандричьих кельях.


Иконы из иконостаса Успенского собора монастыря. Из экспозиции в Архимандричьих кельях.


Царские врата для иконостаса церкви прп. Кирилла Белозерского.

Выполнены московскими иконописцами и серебряниками "повелением" царя Михаила Федоровича Романова (1645 год). Сейчас - в экспозиции в Архимандричьих кельях.


По инициативе Ивана Грозного над захоронением основателя монастыря в конце 16-го века выстроили церковь прп. Кирилла Белозерского (как придел Успенского собора). Нынешнее здание этой церкви (на фото - крайнее справа) возвели в 1781-1784 гг.


Так выглядит захоронение прп. Кирилла Белозерского сегодня.


А так выглядели сень и рака над захоронением прп. Кирилла Белозерского в 1909 г. Фото - С.М. Прокудина-Горского.


Лицевой покров на раку прп. Кирилла. Вклад царицы Марии Нагой. Фото С.М. Прокудина-Горского 1909 года.


Иван Грозный питал особое пристрастие к Кирилло-Белозерской обители. Дело в том, что отец царя, великий князь Московский Василий Третий приезжал в этот монастырь, чтобы молитвами излечить бесчадие жены Елены Глинской. Молитвы были услышаны, и в 1530 году у них родился сын, будущий Иван Грозный. Счастливые супруги подарили обители тысячу рублей, и на них в монастыре были построены две церкви. Одна из них - во имя Архангела Гавриила, принесшего благую весть Богородице, - на фото в центре (с коричневой главкой). Левее нее - колокольня.


Иван Грозный сделал Кирилло-Белозерский монастырь своим царским богомольем. Он пожертвовал обители 24 тыс. рублей и приезжал в нее четыре раза (в 1547, 1553, 1565 и 1569 гг., а возможно и больше). В монастыре у него была келья, а в последний свой приезд он даже собирался постричься там в монахи, но так и не сподобился.


Второй храм, построенный по указанию и на пожертвование отца Ивана Грозного, Василия Третьего - церковь Св. Иоанна Предтечи - во имя ангела их новорождённого сына. Рядом с ней - сени над часовней и землянкой Кирилла Белозерского. По преданию, на этом месте была "келья, ископанная в земле преподобным Кириллом" и здесь он водрузил крест, прибыв в эти края.


И церковь Св. Иоанна Предтечи, и церковь Сергия Радонежского (на фото слева) расположены на территории Ивановского (Малого) монастыря - одной из двух древних частей Кирилло-Белозерской обители (см. карту монастыря выше).


С 1997 года Ивановский монастырь возобновил свою деятельность.


Вид на купола Ивановского монастыря со стороны Сиверского озера: церковь Иоанна Предтечи (в красных тонах), храм Сергия Радонежского с примыкающей к нему трапезной (белого цвета с небольшой главкой) и три башни внешней стены комплекса.


Еще одна связанная с именем Ивана Грозного церковь - храм св. Иоанна Лествичника (в центре кадра). Вид с колокольни.


Надвратная церковь Св. Иоанна Лествичника сооружена на вклад царевичей Ивана и Федора, сыновей Ивана Грозного, в 1569-1572 годах. Справа от храма - Братский корпус.


Братский корпус, или здание Монашеских келий, недавно отреставрировали.


В церкви Иоанна Лествичника почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророческих икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей.


Фрагмент тябла церкви Иоанна Лествичника. Тябло - это специальная конструкция для расположения икон, состоящая из горизонтальных деревянных брусьев с пазами, в которые и устанавливают святые лики. Тябловые иконостасы было принято украшать орнаментами из стилизованных цветов или геометрических фигур.


Царские врата богато украшены позолоченной резьбой.


Святые врата монастыря были построены в 1523 году. Они состоят из двух пролетов: более широкого – для проезда и более узкого – для прохода. Фрагменты внутренней росписи Святых ворот: Богоматерь на троне со святителями Петром и Алексеем (слева); Троица Ветхозаветная со святыми (справа).


Как свидетельствует надпись на Святых воротах, роспись их стен и сводов была исполнена в 1585 году (!).


Вид на Соборную площадь из-под арки Святых ворот.


Хорошо укрепленный, верный властям монастырь очень рано стал одним из главнейших мест ссылки в России.


Среди сосланных в Кириллов монастырь: митрополит Иоасаф Скрипицын, князь Иван Петрович Шуйский (защитник Пскова от войск Стефана Батория), касимовский царевич Симеон Бекбулатович, князья Воротынские и другие. Но видимо, одним из самых известных ссыльных был патриарх Никон, который провел в этом монастыре последние 5 лет своей жизни.


Двухэтажное белое здание в правой части фотографии - это бывшее духовное училище. На этом месте когда-то располагались кельи, где находился в заключении патриарх Никон. Рядом больничная церковь Св. Евфимия (в центре фото), куда Никона пускали молиться. Есть доля иронии в том, что Никону приходилось молиться в шатровой церкви, строительство которых он самолично запретил, ещё будучи патриархом.


Последнее культовое сооружение монастыря (1646 г.) и единственная каменная шатровая церковь - больничная церковь Св. Евфимия.


А вот такой увидел в 1909 году церковь Св. Ефимия С.М. Прокудин-Горский.


Панорамный вид с колокольни с храмом Преображения Господня на фоне Сиверского озера.


Церковь Преображения Господня (1595 г.) возведена над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.


Через Водяные ворота под Преображенской церковью патриарх Никон покинул монастырь в 1681 году после прощения его царем Фёдором Алексеевичем. Справа – Келарский корпус (17-й век).


Преображенская церковь (слева), Келарский корпус и церковь Введения Девы Марии во Храм (1519 г.) - справа.


Келарский корпус во всей своей красе.


Келарские палаты и церковь Введения Девы Марии во Храм. Сзади к этой церкви примыкает Трапезная палата, где сейчас находится интересный музей. В нем, например, можно увидеть личные вещи прп. Кирилла, а также кресло патриарха Никона, изготовленное им (или по его заказу) ещё в Ферапонтовом монастыре (см. следующие фото).


Личные вещи прп. Кирилла Белозерского.


Кресло патриарха Никона. Оно интересно тем, что является единственным предметом домашней утвари Никона, на котором сохранилась его протестная надпись: «176 (1668)-го года в марта 1 день сий стул сделан смиренным Никоном Патриархом в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь в Ферапонтовом монастыре в тюрьме». Такие надписи Никон наносил на множество вещей, чтобы привлечь внимание окружающих к несправедливости своего заключения. Впоследствии большинство этих предметов было уничтожено, а на кресле надписи сохранились, поскольку были спрятаны снизу подлокотников и невидимы.


В середине 17-го века, уже при царе Алексее Михайловиче, монастырь решили фундаментально укрепить, помятуя о бедах Смутного времени. Для этого в течение 30 лет, начиная с 1653 года, со стороны суши строили мощную трёхъярусную стену. На фото видно соединение старой (слева) и новой, более высокой стены монастыря.


Соединение старой (справа) и новой стены монастыря. Вид изнутри монастыря.


Выстроенная трёхярусная стена была высотой 11 м, толщиной 7 м и протяженностью около 2 км.


Помимо стен, было построено 6 огромных башен, две из которых были проездные. На фото - Московская башня (1660 г.).


Белозерская башня (1660 г.). Слева виднеется проездная Косая башня (1662 г.).


Огороженное новыми стенами и башнями пространство назвали Новым городом, и его возведение увеличило территорию обители почти вдвое.


Фрагмент территории Нового города. На заднем плане за Братским корпусом - зеленый купол Успенского собора и черный купол колокольни. Справа - церковь Иоанна Лествичника.


На строительство новой стены и башен была истрачена огромная по тем временам сумма — 50 тыс. рублей. Задним числом выяснилось, однако, что деньги эти можно было не тратить: на монастырь больше никто никогда не нападал. Так и стоит эта мощная крепость, восхищая туристов своими масштабами и предоставляя местным властям и музейной администрации площадь под хозяйственные нужды.


С 1997 года туристам стал доступен значительный участок стены, с верхних ярусов которой открываются красивые виды на монастырь.


2-й и 3-й ярусы крепостной стены Нового города.


Вот такой он сегодня, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В заключение - один из его канонических видов со стороны озера.


Текст и фото Андрей Л.
Источник: altravel.tourister.ru

Вернуться назад