Судак не простак. COMGUN
 









Судак не простак.
Судак не простак.

Наша цель – Волга ниже Костромы. Что там судак есть, мы убедились прошлой осенью. А еще мы подтвердили наличие приличной популяции клыкастого этим летом, в самое неблагоприятное для ловли придонной рыбы время. Тогда вода в Волге цвела очень сильно, была буквально зеленой. Но мы поймали судака, и поймали неплохо. Никто не верил, что такое возможно, но ведь поймали!

Так что обеспечило успех? Вы скажете: правильный выбор места и знание рельефа дна, большой опыт и прочее, прочее. Все правильно. Но еще – выбор проводки и приманок «по ме­сту». Как это происходит? Попробую объяснить. Вначале нужно найти суда­ка. Или знать, что он с большой вероятностью подойдет именно в это место, причем год от года точки меня­ются. После начала контактов – поклевок, когда судак явно атакует при­манку, но на крючки не садится, – надо что-то поменять. Обычно мы меняем приманки и их подачу. С приманками вроде все ясно, мы ловим судака на джиг, меняем цвета резины, резину на поролон, размер приманок. А в понятие «меняем подачу» входит все то, что может изменить игру приманок. Это и толщина шнура, и вес (тип и форма) груза, и продолжительность паузы при проводке, длина «шагов», высота ступенек, скорость проводки, количество оборотов катушки в одной ступеньке, выбор груза: ушастый груз плюс двойник или джиг-головка. И много чего другого. А еще есть спиннинг. Как он чувствует проводку, как он засекает судака и как его «держит» при вываживании.

Но оставим летнюю рыбалку и побываем примерно в этих же местах в ноябре…

Максимальные глубины в этих местах очень небольшие, редко до 11 метров. А фоновые 4–5 метров. Остывание воды и выравнивание температур происходит слишком быстро, и судак во время осенних миграций непредсказуем, он может находиться на любых глубинах.

Если прошлой осенью нам удалось зацепить конец активности судака, то в этом году был риск полностью пролететь. Как только я узнал, когда приехали, что температура воды всего 4,5– 5 градусов, я понял, что активного судака нам не видать как своих ушей. Вот на пару недель бы раньше!.. А сейчас есть вероятность вообще ничего не поймать. Обо всем этом я поведал компаньонам. Но они были бодры духом и верили в успех.

Когда я увидел, как укомплектован наш второй экипаж, то сразу решил: не поймают. Во- первых, спиннинги у ребят были «не той системы». Слишком слабыми в верхней части и очень тонкостенными. Это видно даже при проводке, когда верхняя часть спиннинга при касании грузом дна гнется очень сильно. Эти спиннинги не для судака. Не засекают они его чаще всего. Или судак освобождается уже при вываживании. Через это мы прошли. И то, что Саша Дармограй в прошлом году на Каме поймал судака на 6 кг подобным спиннингом, просто стечение обстоятельств. Судак глубоко заглотил приманку, шансов сойти у него не было, но с вываживанием рыбы Саша намучился. Тот спиннинг он больше не брал с собой, вернулся к мощному «Тайфуну» до 35 г от «Серебряного ручья». И могу сказать, что «ветеран» не подвел. А какая у него оказалась феноменальная чувствительность! Саша говорил, что чувствует даже вибрацию приманки при проводке.

И приманки у парней были не те. Очень мелкие и неправильно оснащенные. Двойник при таком пассивном судаке часто проигрывает джиг-головке по реализации поклевок, причем нередко проигрывает в разы. Но, может, я ошибаюсь? И завтра мои догадки будут полностью опровергнуты?

Выплываем утром, погода против нас: резко упало давление, снег растаял даже в лесу, и наши мокрые от непрекращающегося дождя палатки теперь стоят на земле.

Вначале проверяем обширную территорию справа от основного русла Волги – здесь полно бугров, ям и канав, идущих в разных направлениях. Но рыбы на экране эхолота нет, а ждать ее подхода именно здесь малоперспективно. Идем на «дальний кордон», это примерно 15 километров пути. Сразу смотрим там русло – пусто, потом бровки – тоже нет рыбы, а вот на меляке находим скопление леща. Начинаем стучать приманками по их спинам и постепенно втягиваемся в ситуацию. Судак, скорее всего, где-то рядом – бывает, что он стоит чуть сбоку от стаи, а бывает, когда уже сытый, и выше по горизонту стоит. Течения сегодня почти нет, выбираем минимальный вес груза, на этот раз при глубинах от 7 до 3,5 метра – это 10 граммов. Мы всегда начинаем ловить с Сашей Дармограем на разные приманки, специально применяем разную проводку. Потом, после первых поимок рыб, мы сделаем выводы.

Судак не простак.

Итак, пока у нас в активе только задевы за рыбу и «сбросы», когда шнур ложится на спину бели и она из-под него осво­бождается. Но случаются и другого типа контакты, более бы­стрые, но едва заметные. Осматриваю грузик после такого кон­такта и вижу явные следы судачьих клыков. Меняю проводку, чуть выше ступенька, с подбросом в верхней части. Есть поклев­ка, подсекаю, визжит фрикцион, но сход. Уже теплее. Есть судак, и его точно здесь немало! Стаю леща мы уже оконтурили достаточно четко, ловим теперь по ее краям и выше. На очередной проводке снова малозаметный тычок, и чувствую огромную тяжесть на том конце шнура.

Даже мощный «Хитман» изогнулся дугой – что-то хорошее по палось! Саша уже стоит с сачком. Вытаскиваем достойного судака, явно под трешку. Началось! Саша выясняет нюансы проводки, через заброс он протаскивает хорошую рыбу, но на полпути она сходит. Это часто бывает при низкой активности судака – он не заглатывает приманку полностью, а берет ее краем пасти. И если крючок попал на кость, почти наверняка рыба сойдет.

Потом подошла щука. Саша ловит пару штук, одну зачетную. Я ловлю еще судака. Потом произошла странная поклевка. По характеру сопротивления понимаю, что «такое» я еще не ловил. На поверхности появляется приличный лещ с торчащим из пасти большим твистером. Лещ оказался весом почти два кило­грамма, это первый мой лещ, пойманный на спиннинг с четкой поклевкой.

Рыбы мы поймали в первый день достаточно. Отправились в лагерь греться и сушиться.

В лагере узнаем, что второй экипаж ничего не поймал. Рассказываем про нашу рыбалку, показываем пойманную рыбу. А ребята, судя по всему, даже поклевок не видели. Странно. У нас на двоих было несколь­ко десятков поклевок. Начинаем разбираться. Повторяем друзьям уже сказанные истины: минимальный вес приманок, медленная тягучая проводка, большие приманки, очень большие крючки, тонкий шнур, мощные толстостенные спиннинги, приманки на одинарном крючке, контроль за проводкой по провису шнура. Мы ловили на веса 8–12 граммов, ребята ловили на 16–22 грамма. Судак просто не успевал атаковать быстрые приманки.

На следующий день лещ с той точки ушел. Нашли еще леща, на самом русле Волги, но стая перемещалась с высокой скоростью, и нам не удалось ее «зацепить».

Безуспешно помотавшись вокруг известных мест почти до обеда, так и не увидав ни поклевки, решаем пойти в сторону лагеря и искать рыбу там. В одном месте, двигаясь в сторону мелководья, нашли большое скопление рыбы на глубине 4,5– 5 метров. Тихо кладем якорь в воду, начинаем ловить. Есть задевы за рыбу – значит, это наш лещ! Но Саша ворчит, какой-де судак будет держаться небольших глубин, надо было встать на 7–8 метрах, у русла. Времени на дискуссию нет, хоть немного успеть половить, пока стая не ушла. Тем более, когда мы подходили к этому месту, на эхолоте, по краям стаи, были четко видны символы одиночных крупных рыб. Скорее всего, это были именно судаки.

Начались поклевки, очень короткие и малозаметные, но именно поклевки! На свежем грузике все больше шрамов и вмятин от острых клыков судака. Наконец, спиннинг у Саши изогнулся, он подсекает, но очередная хорошая рыба сходит. Но второй заброс – и снова поклевка. Я уже смотал шнур и стою наготове с сачком. Вот и первый мелководный судак, и весьма неплохой! Около 2,5 кг. Зачет.

Судак не простак.

У меня зона ловли левее, там, где совсем мелко и из воды торчит пожухлая трава. Но почему-то есть предчувствие, что судаки с этого края стаи именно там и стоят. Ставлю совсем уже легкий груз, какой смог найти в наших коробках, и на очередной проводке хорошая поклевка. Тащу, но рыба начинает трястись под водой и сходит. Кидаю еще левее. Саша увидел краем глаза, куда полетела приманка, смеется и комментирует, что 4–5 метров глубины он еще понимает, но я-то бросил на два метра – какой там может быть судак. Я молчу. Через два шага проводки следует мягкая поклевка, огромная тяжесть наваливается на всю снасть. «Хитман» сильно гнется, но держит рыбу. Ага, есть судак на меляке, есть! Мой друг – он стоял с сачком наготове – был в шоке, когда увидел рыбу. Да уж, век живи, век учись. Случайно попробовали ловить в таком месте, и вот, пожалуйста, пойман самый большой судак поездки. Чтобы не нервировать читателей, вес рыбы не буду указывать, она на фото.

Глядя на пойманную за три дня рыбу – более десятка судаков плюс несколько щук, Саша сказал очень точные слова:

– Вроде и немного поймали, но вполне достаточно. Я доволен рыбалкой. А куда больше? Хватит ловить мешками и считать именно такую рыбалку продуктивной. Мне очень хочется, чтобы и мои внуки знали, что такое судак Верхней Волги, и могли его поймать.

Присоединяюсь полностью. И еще. Плотно занимаясь лодочной ловлей судака на протяжении десяти лет, мы с Сашей пришли к твердому убеждению, что судак совершенно не такой, каким его представляют некоторые специалисты и авторитеты джига. Мол, очень предсказуемая и легкая для ловли рыба, после того как стая найдена, его ловля лишь дело техники. Вес груза, позиционирование и тип приманок не очень-то и важны. Не верьте этим словам. Все очень даже непросто. Спросите об этом у ребят из нашего второго экипажа.

Владимир Герасимов

Источник: www.rybak-rybaka.ru

Ключевые теги: рыбалка, осенняя рыбалка, судак, ловля судака



Другие новости по теме:

Просмотров: 2 173   Автор: space 5-12-2012, 15:58    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей