COMGUN
 









Стрельба пулей из гладкоствольных ружей.
Стрельба пулей из гладкоствольных ружей.

После победы Октября на Украине была разрешена охота с любым охотничьим оружием. Но то время быстро прошло, и уже в 1970-х годах встал вопрос о производстве меткого выстрела пулей. Ситуация с охотничьим хозяйством была такова, что стрелять было по чему, но вот чем?

Нарезным оружием пользовались только особы, «приближенные к императору», а простые люди, увидев в торговой сети пули в скудном ассортименте и сомнительного качества, бросились изобретать для имеющихся на руках гладкостволок собственные. Так и появилась в числе первых пуля Майера, а вслед за ней и все остальные, ныне уже забытые БС, БСК, Бублия, Астафьева и др. Каждый, кто что-то выточил на станке или отлил в самодельную форму, писал об этом в единственном массовом (тираж 400 тыс.!) журнале «Охота и охотничье хозяйство».

Вспомнили и старые пули, изобретенные еще покойными Яканом, Вицлебеном или князем Ширинским– Шихматовым. А сколько было всяких таблиц, фотографий мишеней и рассказов об удачных поражениях живучих кабанов и медведей! Я не касаюсь конкретных пуль тех времен, их очень много и до сих пор еще выпускаются типа Якана, Бреннеке, Ильина, Майера, круглая, «Кировчанка», «Стрела», «Диаболо», Блондо, Рубейкина. Охоты тогда были преимущественно коллективные, а это в основном — облава, и точно бьющее ружье обеспечивало успех, так как далеко стрелять не надо, а останавливающее действие 12-го или 16-го калибра при массе пули в 25-35 г, вполне достаточно. Тем более что через «железный занавес» просочились сведения, что в некоторых районах (штатах) даже такой стреляющей страны, как США (нас, помню, пугали тем, сколько в США оружия на душу населения, включая грудных младенцев), на крупных зверей любят охотиться со специальным гладкоствольным оружием. В чем была «специальность»? Короткий — 50-60 см — ствол цилиндрической сверловки c винтовочными прицельными приспособлениями. Используют тяжелую пулю грамм около 40 типа «Бреннеке» или Ширинского-Шихматова и получается неплохо.

Мои опыты

У меня был подобный ствол. Один из стволов моего «Браунинга Авто-5» (других автоматов у нас в то время и не было) был как раз «цилиндр» длиной ровно 60 см, правда, без целика, да и мушка была обычная. Картечью этот ствол стрелял хорошо. А пулей? И какой? Рассматривая таблицы в журнале, убеждался, что объективно у всех существует разброс, а субъективно каждый автор говорил, что именно его пуля имеет наименьший.

Вспомнилась классическая круглая пуля, не «Спутник» с поясками. А что? Ствол без чока, можно попробовать и калиберную. Потом широко рекламировалась пуля Майера (1-й образец). Подобрались и несколько самодельных пуль колпачкового типа разных вариантов — развлекались ребята из нашего охотколлектива, и точеные типа Блондо и Мак-Элвина, и бывшие тогда в продаже «фабричные» Бреннеке и Ильина. Естественно, было снаряжено по пять патронов каждого вида, да еще и с запасом — в общем, накопили чемоданчик патронов. Как-то уже в отпуску в охот-сезон, не торопясь, с несколькими свидетелями, я отстрелял эти патроны. Не скажу, что я классный стрелок, да и оптики у меня не было (о коллиматорах и лазерных целеуказателях мы тогда и не слыхали), но я приспособил некое подобие целика на переднюю часть ствольной коробки, причем довольно удачно. И что?

Наверняка сказался хоть и однообразный, но не соответствующий конкретной пуле способ снаряжения — но ни одна пуля меня не обрадовала. На расстоянии около 50 м (измеряли, естественно, шагами) некоторые пули дали разброс в 60 см, причем проходили откровенно боком, некоторые уходили в сторону, но больше вверх или вниз.

Лучшие результаты показала пуля Майера, хотя в серии и было два овальных отверстия, но группа была довольно плотная, закрывалась ладонью, при этом ушла сантиметров на 20 вверх. В группе Бреннеке три отверстия даже коснулись друг друга, но вся группа ушла сантиметров на 30 вниз. Я понял, что с такой стрельбой попасть трудно даже в крупную цель. После некоторых усовершенствований и подбора параметров снаряжения патрона получилось, что пуля Ильина, посаженная на специальный разрезной точеный деревянный ложемент, дала приемлемую точность при разбросе около 10 см. Такая сложность выбора боеприпаса получилась потому, что свинцовая тяжелая пуля в момент выстрела под действием силы инерции осаживается в гильзе и деформируется так, что уже на вылете не имеет той красивой формы, которая была изначально, плюс конструктивные особенности.

Пуля Майера, по определению, должна получать вращение в полете от потока набегающего воздуха, но наружные наклонные ребра частично сминаются при прохождении чока, а внутренний канал сперва закрыт пыжом, а потом, после вылета пули — аэродинамической пробкой до тех пор, пока скорость не упадет ниже звуковой. Но за это время она уже может быть повернута боком под воздействием случайных факторов, не говоря уже о точности изготовления и потере формы в момент выстрела. Кстати, очень изящная пуля БС с криволинейными каналами для раскручивания, еще в стволе превращается в бесформенный комок свинца. Пули старого классического типа времен Бутурлина и Ивашенцева давали хорошие результаты именно с навеской дымного пороха с его низкими давлениями.

Но коллеги-охотники методом проб и ошибок, взяв за основу полюбившуюся им по интуиции пулю, все-таки за сотню-вторую пробных выстрелов добивались приемлемого результата. Странно было другое: например, хорошо подобранный патрон к ТОЗ-34, заряженный пулей, например, «Диаболо», давал никудышный результат в другом таком же ружье. И это бич всех пуль — нужно было пристреливать конкретный ствол. Хорошо, если бы один, как в моем случае, но тогда помп и полуавтоматов было крайне мало, а двустволки не хотели стрелять в одно место (я не говорю — точку) из обеих стволов. В конце-концов появилась пуля Полева-1. У некоторых и она стреляла плохо.

Но если пуля снаряжалась точно по инструкции, то результат был замечательный. Мой товарищ, прекрасный стрелок (не то что я), на 100 больших шагов из МЦ 21-12, на спор разбивал четыре кирпича из пяти, причем кирпичи, по которым велась стрельба, были не совсем целыми — правда, ему я также сделал микроцелик. А при стрельбе с упора на 50 м пробоины практически касались друг друга. Другой мой товарищ добился высоких результатов, тоже из МЦ 21-12, пулей Бреннеке. Для этого он сразу закупил их в большом количестве и привел к одинаковому в пределах 0.1 г весу, снимая равномерно свинец между ребрами пуль. Кроме того, специально для пуль у него был порох «Сокол» одной партии и снаряжение производилось очень тщательно. При этом, хотя уже и были отдельные кустарные полиэтиленовые обтюраторы, на порох, в числе картонных, он ставил одну прокладку из 3-миллиметровой резины (автомобильная камера), а пороха брал меньше, чем указано на банке. Представление об эффективности пуль вообще дает случай добычи нашим коллективом в кировоградских лесах рекордного кабана за 300 кг. Секач выходил из загона, поднимаясь в зарослях на просматриваемом отроге яра к его вершине, и с обеих сторон по нему сверху вниз стреляли все, кто мог (несколько мешало мелколесье, от которого пули изменяли полет). Остановила его только пуля между глаз, а вытаскивали его из яра и разделывали до темноты. При снятии шкуры под ней и в калкане обнаружилась хорошая пригоршня заросших картечин и пуль, которые зверь наполучал за свою долгую жизнь. Мясо, кстати, было совершенно несъедобным, от него отказывались даже привычные лесниковские собаки.

Современная ситуация

Теперь, слава Богу, все кто имеет средства, могут себе позволить нарезное оружие. Выбор огромный, да охоты теперь не те. Стрельба пулей из гладкого ствола, однако, актуальна до сих пор, хотя бы в смысле универсальности ружья. Нужно признать, что зарубежные производители оружия на упреки типа: «…А что это у вашего «Меркеля» нижний ствол бьет пулей в одно место, а верхний в другое», — отвечают, что это ружье дробовое, притом под мелкую дробь (или, наоборот, крупную) и для стрельбы пулей не предназначено. В тройниках того же «Меркеля» стволы состреливают таким образом, чтобы все они били в круг диаметром 7 см на определенной дистанции — 35 м, гладкие стволы при этом проверяются пулей Бреннеке. Российские производители такого не говорят, но разброс пуль при стрельбе из обеих стволов очень большой (за редким исключением). Объяснить это потребителю невозможно. Вместе с тем, даже нарезные двуствольные штуцера имеют какой-то стабильный разброс (например, такой: правый — в центр, а левый — вниз влево на 5 см, и это при соответствующей пристрелке).

Сейчас при наличии оптики (для этого вида стрельбы достаточно хорошего коллиматора) и при наличии эксклюзивных импортных пуль «Совестр», Гуаланди, Бреннеке можно добиться на 50-100 м достаточно стабильных результатов. Для охотника это самое главное — так как дает уверенность в выстреле.

При этом если патроны «Совестр» стоят порядка 20-25 грн, то патрон с пулей Гуаланди или даже Бреннеке значительно дешевле. Но это фирменные патроны.

К сожалению, нельзя сказать такое о патронах домашнего снаряжения. В эпоху развивающегося капитализма, когда контроля за качеством на государственном уровне уже нет, а все отдано на откуп совести изготовителя, качество пуль для гладкоствольного оружия ужасное, и патроны, даже снаряженные фабричным способом нашими, СНГовскими заводчиками, не идут ни в какое сравнение с фирменными. Только пуля Полева производится несколькими артелями: продукция внешне одинакова, а боя не дают, не то что раньше, когда ее производил только Кировский завод.

Особая нарезка

Все вышесказанное характерно для обычных стволов. Нарезка «Сюпра» создана для разброса дроби и уже на 25 м дает в дробовой осыпи в центре явную непоражаемую зону. Так как такая нарезка соответствует штуцерной, то казалось бы, ей и карты в руки при стрельбе пулей: бери любой кусок свинца и получишь результат. Куда там! В то время, когда мы забавлялись поисками оптимальных снарядов к своим дробовикам, нам попалась родная двустволка фирмы «Сюпра», чей правый ствол имел такую нарезку. Обрадованные, мы снарядили два десятка патронов пулями Бреннеке (которые уже хорошо себя показали) и «колпачковой» пулей весом 32 г. При стрельбе с рук без специальных прицельных приспособлений результат Бреннеке был даже хуже, чем из обычного получока, колпачок дал рассеивание около 10 см на 35 м. Больше мы к этому вопросу не возвращались.

С насадкой «парадокс» ни я, ни мои знакомые опытов не производили, но из печатных материалов известно, что пристрелка его тоже не всегда удается. То, что пуля Гуаланди дает хороший результат при стрельбе из парадокса, — так она и в чоке дает аналогичный. Кстати, все современные пули конструируются с учетом чока в 1 мм для 12-го калибра.

Хорошо сконструированной, доведенной в производстве пулей, выпущенной уважающей себя фирмой, варьируя условия снаряжения, можно добиться приемлемого боя по кучности и резкости для конкретного ствола.

Желательно, чтобы и ствол был хороший, и чтобы он был один. То же касается и фирменных патронов известных производителей. Но с патронами сложнее — возможно, с первого раза конкретный патрон не даст положительного результата. Но при его достижении ваше ружье будет успешно конкурировать для быстрой стрельбы на дистанции до 50 м с «Блазерами» и «Манлихерами». Именно на этой дистанции важна прикладистость привычного ружья.

Пределом стрельбы пулей с гладкого ствола будет дистанция около 100 м при наличии хороших прицельных приспособлений вроде коллиматорного прицела. На более дальней дистанции выстрел уже неуверенный ввиду большого снижения траектории и разброса.

Источник:
Мир увлечений Охота & Оружие

Ключевые теги: оружие, стрельба пулей, пуля



Другие новости по теме:

Просмотров: 15 718   Автор: fenris 27-06-2011, 23:45    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей