Путь - дорожка фронтовая! COMGUN
 









Путь - дорожка фронтовая!
Путь - дорожка фронтовая!

Партизаны уточняют план боевой операции

Специфика действий на автодорогах

Во время Великой Отечественной войны советские партизаны, как правило, наносили свои удары по железнодорожным коммуникациям врага. Но не во всех районах временно оккупированной территории железные дороги были хорошо развиты, и там противник активно использовал для перевозки военных грузов автотранспорт.

В начале войны немцы очень слабо использовали железнодорожный транспорт.

Причин тому было несколько:

Во-первых, необходимо было перешивать широкую русскую колею на узкую европейскую, а на это нужно немало времени.

Во-вторых, немецкий план молниеносной войны не предусматривал подвоза пополнений и материальных средств из глубокого тыла.

В-третьих, автомобили могут следовать прямо за войсками по дорогам, тогда как за грузами, перевозимыми по железным дорогам, необходимо дополнительно ехать на станцию разгрузки.

Четвёртой причиной стала «разбалованность» немцев и их союзников высоким качеством автомобильных дорог в порабощённой ими Западной Европе и самой Германии, и недостаточный учёт немецким командованием пресловутого русского бездорожья. Совершив стремительный марш по Западной Европе, немцы надеялись также стремительно пройти по Советскому Союзу, но практически полное отсутствие качественных автомобильных дорог в не малой степени помешало осуществлению планов блицкрига.

Путь - дорожка фронтовая!

Партизаны в засаде

Дорожная сеть в Европейской части Советского Союза была развита весьма слабо, но немцы поначалу очень активно её использовали. Этим объясняется уничтожение за первые два года войны партизанами 1191 танка и бронемашины и 14645 грузовых и легковых автомобилей.

Воздействие партизан на шоссейные и грунтовые дороги противника производилось методом минирования дорог управляемыми минами, минами мгновенного действия и минами замедленного действия, зачастую с одновременным устройством засад. Кроме того, нередко устраивались завалы на лесных и горных дорогах; выводились из строя автомобильные мосты, непосредственно обстреливались снайперами автомашины противника, на грунтовых дорогах иногда вырывались ямы-ловушки, которые тщательно маскировались.

Удары партизан по автодорогам по сравнению с ударами по железным дорогам были не столь массовыми. Это объясняется целым рядом причин. Остановимся на главнейших из них:

1. Автомобильные дороги в глубоком тылу для оккупантов имели меньшее значение, т.к. основные перевозки, после того как война приняла затяжной характер, совершались по железным дорогам.

2. Минировать автомобильные дороги с твёрдым покрытием (его приходилось взламывать) было значительно труднее, чем минировать железнодорожное полотно. Особенно трудно было хорошо замаскировать установку мин.

3. Наезд автотранспорта на дорожную мину не столь неизбежен, как наезд поезда на минированный участок пути: поезд всегда идёт по точно обозначенной и ограниченной колее, тогда как автомобиль может пройти рядом с миной и не вызвать её взрыв.

Однако, несмотря на многие трудности, партизаны при любом удобном случае совершали диверсии на автомобильных дорогах и делали это умело, находчиво и успешно.

Массовость таких акций в немалой степени зависела от географических условий местности и степени развитости дорожной сети в этом районе.

В областях с наличием больших лесных массивов партизаны активно устраивали засады и производили минирование автодорог. Причём в 1941-1942 гг. количество уничтоженной автомобильной и бронетехники во много раз превышало количество произведённых крушений составов противника.

В конце 1942 г.- начале 1943 г. партизаны нередко стали наносить одинаково активные удары по автомобильным и железным дорогам противника. Это объясняется тем, что в это время на вооружение партизан стала поступать специальная диверсионная техника, позволявшая эффективно действовать на железнодорожных коммуникациях.

Об указанных фактах красноречиво говорят следующие цифры.

По официальным данным партизанские и диверсионные группы Орловской области на 15.12.41 г. уничтожили 3 танка, 18 бронемашин, 100 грузовых автомашин, 13 мотоциклов и 155 повозок с военными грузами. При этом они не пустили под откос ни одного эшелона противника. А к 1 июня 1942 г. подпольщики уже сумели подорвать 27 эшелонов, уничтожили 414 автомашин, 40 танков и бро¬немашин и другую технику.

В Калининской области в 1941-1942 гг. наносили одинаково сильные (конечно, относительно) удары по железным и шоссейным дорогам. По официальным данным партизаны области с начала войны и по 1.11.42 г. организовали 287 крушений эшелонов, уничтожили 1218 автомашин, 131 мотоцикл, 21 танк и 245 повозок с грузами.

После получения партизанами области специальной диверсионной техники только за май и половину июня 1943 г. они уничтожили 78 автомашин, 7 мотоциклов, 5 танков, устроили 39 крушений эшелонов противника, в которых разбилось 427 вагонов. (Большое количество разбитых вагонов при таком небольшом количестве пущенных под откос эшелонов хорошо показывает, насколько эффективнее диверсии на железных дорогах по сравнению с диверсиями на автострадах. Об этом не раз писал ещё во время войны И.Г. Старинов.)

Партизаны Витебской области на 01.08.42 г. уничтожили грузовых автомашин — 161, легковых — 2, танкеток — 12, мостов на шоссейных и грунтовых дорогах — 71. При этом не пустили под откос ни одного эшелона противника, хотя по области проходили участки крупных железных дорог.

Хорошо показывает зависимость воздействия партизан на железные и автомобильные дороги (особенно это относится к железным дорогам) от наличия специальной техники. Официальная статистика по Смоленской области приведена в таблице 1.

Путь - дорожка фронтовая!

Таблица 1.

В степных районах партизаны также наносили удары по автомобильным дорогам противника.

Так, в Сталинградской области и в Калмыцкой АССР железных дорог было немного, и противник активно использовал широкую сеть грунтовых дорог. В Астрахани существовала специальная разведывательная школа № 005, в которой готовились группы диверсантов как раз для действий в этом сложном районе.

Эффективность действий групп была невысокой, но иногда диверсии были очень успешными. Так, на установленный диверсантами на обочине дороги камнемётный фугас в Калмыкии наскочил эскадрон из сформированных здесь немцами казачьих частей. Фугас сработал в середине эскадрона. Булыжники буквально пробивали коней и людей. Весть об этом разнеслась по всей округе, после чего конные патрули и обозы противника стали ездить по степи рядом с дорогой. Тогда диверсанты стали нацеливать фугас в другую сторону. И всё повторилось вновь.

В Крымских горах и на Кубани партизаны также действовали весьма активно. Так, на 01.05.43 г. партизаны Крыма пустили под откос 15 эшелонов (из них в 1943 г. — 11 шт.), и при этом уничтожили порядка 1500 автомашин! Данные взяты из официальных источников, но цифрав 1500 машин, уничтоженных в Крыму, вызывает очень большие сомнения.

В Краснодарском крае на 08.04.43 г. партизаны захватили и уничтожили 206 автомашин, 32 подводы, 3 трактора, 8 бронемашин, 1 танк, 6 танкеток, 1 автоцистерну, и пустили под откос 14 эшелонов, при этом разрушив 307 вагонов.

«Автомины» для партизан

Путь - дорожка фронтовая!

Мина ТМ-35

Весь период войны советские партизаны для минирования автодорог применяли армейские противотанковые мины, такие как: ТМ-35 и ТМ-35М, ТМД-40, ТМ-41 и серии ТМБ и ЯМ. С началом войны для партизан стали разрабатывать и изготовлять специальные диверсионные мины, однако применялись они редко. К таким минам относятся: автомобильная мина АС (конструкции И.Г. Старинова), дорожные мины ДМ, ДМ-3 (предложена В.П. Яковлевым) и ДМ-4, МЗД-4 и МЗД-5, также неизвлекаемые мины серии НМ. Кроме стандартных мин, партизаны применяли и самодельные мины, переделывали и противопехотные мины серии ПМД (ПМД-6, ПМД-7, ПМД-7Ц), которые усиливали дополнительным зарядом ВВ.

Кратко остановимся на конструкции данных мин. Мины ТМ-35 и ТМ-35М по своему строению аналогичны и отличаются только высотой и массой заряда ВВ. Они состоят из металлического корпуса с щитком размером 23x22x8,5 см (у ТМ-35) и 23x22x11,5 см (у ТМ- 35М), внутри которого расположен взрывной механизм, взрыватель МУВ и заряд ВВ массой 2,8 кг (у ТМ-35) или 4 кг (у ТМ-35М). Мина срабатывает при наезде гусеницы танка или колеса автомобиля (телеги) более чем на 1/3 щитка.

Мины ТМ-39 и ТМД-40 имеют одинаковое строение и отличаются размерами — 60x13x12,2 см у ТМ-39 и 60x14x10,16 см у ТМД-40, общей массой — 6,9 кг у ТМ-39 и 6,7 кг у ТМД-40 и материалом корпуса — у ТМ-39 он металлический, а у ТМД-40 — деревянный. Заряд ВВ у обеих мин одинаковой массы и составляет 2,8 кг. Мины состоят из корпуса, к которому на болтах (у ТМ-39) или гвоздях (у ТМД-40) крепится крышка. В мине помещается взрывной механизм и заряд ВВ. Она срабатывает от наезда на её крышку.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина Тм-41

Мина ТМ-41 широко применялась в 1941-1942 гг. Она была разработана взамен довольно слабых ТМ- 35 и ТМ-39 (ТМД-40), но из-за потери промышленной базы металлургии её изготовление было прекращено. Её масса — 5,4 кг, масса заряда ВВ — 3,8 кг, диаметр — 26,5 см, высота — 14,5 см. Мина ТМ-41 состоит из жестяного корпуса, гофрированного в верхней части. Внутри корпуса имеется жестяная перегородка, в центре которой закреплён металлический стаканчик для промежуточного детонатора. На крышке корпуса имеется металлическая пробка, которая отвинчивается для вставления в мину взрывателя МВ-5.

Мина взрывается при давлении на её корпус-крышку, при этом гофры сжимаются, крышка мины опускается и пробка давит на головку взрывателя, который от этого срабатывает.

В 1944 г. появилась очень мощная мина ТМ-44, которая от ТМ-41 отличалась только размером и массой. ТМ- 44 советскими партизанами не применялась, но нашла широкое применение в войнах в Юго-Восточной Азии.

Её масса — 9,5 кг (из них заряд ВВ — 7,25 кг), диаметр — 25 см, высота — 17,5 см.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина ТМБ-2

Мины серии ТМБ (серия состояла из трёх изделий — ТМБ-1, ТМБ-2 и ТМБ-С) были созданы в 1940-1941 гг. и имеют различные размеры и массу. Их масса — 6,6 см, 7 и 8 кг соответственно, масса заряда ВВ (аммонит) — 5, 5 и 6,1 кг соответственно, диаметр — 27, 27,4 и 28,7 см соответственно, высота — 13, 15,2 и 16,8 см соответственно.

Мина состоит из двух половинок бумажного литья, склеенных битумом при помощи фанерного пояска. Внутри корпуса расположен заряд литого тротила или другого ВВ, по середине которого помещена тротиловая шашка массой 75 г, в которую через отверстие, закрытое стеклянной пробкой, в центре крышки вставляется взрыватель МВ-5.

Мина срабатывает при давлении на её корпус-крышку, которая при этом сплющивается; опускаясь вниз, давит на головку взрывателя, который от этого срабатывает.

Мины серии ЯМ имеют различные размеры и массу. Их характеристики показаны в таблице 2.

Путь - дорожка фронтовая!

Таблица 2

Мина состоит из деревянного корпуса, внутри которого помещён заряд ВВ и взрыватель МУВ с Р-образной чекой, в отверстие которой вставлена деревянная чека. Боепри пас срабатывает от нажима на верхний нажимной брусок, который ломает верхнюю доску корпуса; доска опускается вниз, и боковая планка выдёргивает чеку взрывателя.

Дорожные мины серии ДМ предназначены для минирования автомобильных дорог, но могут применяться и для минирования железных дорог. Самая распространённая из них ДМ состоит из Корпус круглой металлической коробки-блока, в которой размещены часовой механизм, предохранитель (часовой механизм со стопорным мостиком), источник тока — батарейка от карманного фонаря и два инерционных замыкателя, соединённых параллельно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Крышка мины скреплена с коробкой-блоком специальной смолистой массой, чем достигается герметичность механизмов мины.

Через отверстие в коробке-блоке мины от механизма выведено два коротких и два длинных проводника. К коротким проводникам присоединяется электродетонатор, а длинные проводники служат для подключения батареи напряжением не менее 16 В на 5-10 с, чтобы пережечь стопорный мостик (тонкую проволочку, удерживающую маятник часового механизма).

Металлическая коробка-блок помещается в деревянный ящик, в который устанавливается заряд массой 1,2 кг. В случае необходимости, при установке мина усиливается дополнительным зарядом взрывчатого вещества.

После установки и пережигания стопорного мостика мина через 4 мин переходит в боевое положение и взрывается от первого же сотрясения. Из-за высокой чувствительности вибрационных замыкателей боеприпас неизвлекаем.

Мина ДМ может устанавливаться в дорожное полотно на глубину до 0,25 м, а железнодорожное — до 0,5 м.

Путь - дорожка фронтовая!

Дорожная мина ДМ-3 и ДМ-4

ДМ-3 и ДМ-4 от мины ДМ отличаются незначительно, а именно: в коробке-блоке размещены два инерционных замыкателя (у мины ДМ-3), соединённых параллельно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, или вибрационный замыкатель ВЗ-1 (у мины ДМ-4), и часовой механизм. Из корпуса-блока выходит только два проводника — для подключения электродетонатора.

Металлический корпус-блок размещён в деревянном ящике размером 155x155x30 мм, в котором также размещены батарея и заряд взрывчатого вещества массой 800 г.

Часовой механизм запускается путём выдёргивания пусковой чеки и обеспечивает замедление в 25 мин, после чего мина переходит в боевое положение и взрывается от первого встряхивания. ДМ-3 и ДМ-4 устанавливаются на такие же глубины, как и мина ДМ.

У мин ДМ и ДМ-3 с инерционным замыкателем необходимо проверять зазор между концом пружинки и корпусом, и в случае необходимости его уменьшать. Если это не сделать, то есть серьёзная вероятность отказа мины, и тогда она может сработать только в результате продолжительной нагрузки.

Мина ДМ-3 была предложена В.П. Яковлевым, бывшим одним из руководителей минирования города Харькова в 1941 г., а вибрационный замыкатель ВЗ-1 был создан в ГСКБ-47 Н.С. Носковым и Г.М. Дьячковым.

Путь - дорожка фронтовая!

Автомобильная мина АС

Автомобильная мина АС состоит из деревянного корпуса размером 170x120x75 мм, в котором размещены: заряд — тротиловая шашка массой 400 г, батарея типа СБС напряжением 6 В, два контакта — боевой и предохранительный — из медной проволоки с пружинами, колодка с двумя штепсельными гнёздами для подключения электродетонатора и колодка с отверстием для вставления в неё электродетонатора при хранении и перевозке мины.

Мина взрывается от замыкания электрической цепи в результате натяжения или обрыва натяжной нити.

Мина применяется с дополнительным зарядом взрывчатого вещества необходимой массы.

Мина была простой в обращении, однако у неё были недостатки. В частности, для проверки работоспособности необходима лампочка от карманного фонарика, которая в годы войны была большим дефицитом.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина АС-1

Существенные трудности вызывала установка мины, т.к. было необходимо натягивать над дорогой натяжную нить так, чтобы рамка боевого контакта стала под углом 45°, что было трудно контролировать, особенно при установке мины ночью. Также необходимо было учитывать укорачивание нитки при намокании: при неверной установке мог произойти самопроизвольный взрыв мины. АС, разработанная Стариновым И.Г., была принята на вооружение, РККА в 1941 г. Однако по не подтверждённым данным её разработали ещё в 30-е гг., когда Старинов занимался подготовкой партизанских кадров, и применяли аж во время Гражданской войны в Испании.

Конструкция мин МЗД-4 и МЗД-5 рассмотрена в статье «Оружие рельсовой войны», вышедшей в январском номере журнала «Оружие» за 2011 г.

В конце 1942 г. и в начале 1943 г. в небольших количествах украинским партизанам были доставлены мины мгновенного действия НМ-16, а в середине 1944 г. — усовершенствованный вариант мины НМ-16 — мина НМ-4.

Чаще всего партизаны такие мины устанавливали на железнодорожных путях, но они находили применение и на автомагистралях. По этой причине остановимся на данных боеприпасах более подробно.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина НМ-4

Обе мины по своей конструкции похожи и состояли из деревянного корпуса, внутри которого размещался часовой замыкатель с замедлением от 3 до 5 мин (НМ-16) или 25 мин (НМ-4), заряда ВВ (тротиловая шашка массой 200 г), в который вставлен электродетонатор, включённый в электрическую цепь из часового замыкателя, батареи, двух инерционных замыкателей (в минах НМ-4 позднего выпуска применялся вибрационный замыкатель ВЗ-1) и самого электродетонатора. Мина устанавливалась под рельс или шпалу, после чего выдёргивалась пусковая чека и производилась окончательная маскировка мины.

Партизаны переделывали мины (особенно НМ-16 из-за малого срока замедления) так, чтобы можно было вынуть пусковую чеку за шнурок с поверхности земли после окончания маскировки.

Мины НМ-16 и НМ-4 в обращении были, очень простыми, но из-за ненадёжности часового механизма от их переброски партизанам быстро отказались. Низкое качество часовых замедлителей ярко характеризирует следующий факт. На Центральном складе УШПД было проведено испытание сразу 20 штук НМ-4 и из них отказали 9 из- за неправильной работы часовых механизмов. По своей конструкции мины НМ-16 и НМ-4 были одними из лучших партизанских мин мгновенного действия, но низкое качество часовых предохранителей-замедлителей лишило возможности пользоваться таким прекрасным оружием.

Для изготовления самодельных мин партизаны применяли взрыватели полевых фугасов ВПФ, модернизированный упрощённый взрыватель МУВ и минный взрыватель МВ-5. Взрыватели ВПФ и МУВ могли применяться для изготовления мин нажимного и натяжного действия, а МВ-5 только для мин нажимного действия. Если не было заводской взрывчатки, то её выплавляли из собранных на полях сражений артиллерийских боеприпасов и авиабомб.

Засады

Боевой порядок засады обычно включал в себя ударную группу, группы прикрытия и резерв. В некоторых случаях в состав ударной группы входила огневая подгруппа. Группы обеспечения располагались обычно на угрожаемых направлениях с целью предупреждения о появлении противника в районе действия ударной группы. Если засада была не на полное уничтожение, то после оказания противником организованного отпора, группа отходила по заранее выбранным маршрутам в намеченный район сбора. Районов сбора могло назначаться несколько.

Засады на дорогах, как правило, устраивались большими группами и отрядами на автомобильных дорогах. Маленькие группы (иногда 3-4 человека) партизан и диверсантов ограничивались только минированием, редко когда дополнительно обстреливая подорвавшегося противника. Партизаны применяли автоматические мины нажимного действия и управляемые мины (зачастую самодельные), которые подрывались наблюдателем в нужный момент.

Рассмотрим действия партизан на примерах.

30 ноября 1942 г. на автодороге Минск — Москва в 8 км юго-западнее Борисова отряд «Смерть фашизму» устроил засаду.

Боевой порядок отряда состоял из двух ударных групп (по 35-40 человек), трёх групп прикрытия (по 7-10 человек) и резерва (20 человек). Всего к операции привлекалось около 130 партизан. В боевой порядок входила также группа подрывников

В ночь с 29 на 30 ноября отряд прибыл на место засады, и группы заняли свои места. Подрывники на обочине дороги за 15 мин установили 20 фугасов из 150-мм артиллерийских снарядов, которые подрывались взрывателями натяжного действия.

В начале третьего ночи на шоссе показалась колонна в составе более 20 грузовых автомашин и автобусов, и двумя танками сопровождения. Когда замыкающая машина вошла в заминированную зону, командир отряда подал сигнал для подрыва фугасов. Серия мощных взрывов вывела из строя большую часть колонны машин и головной танк. Огонь открыла ударная группа № 1, расчёт ПТР подбил второй танк. Вскоре партизаны устремились в атаку, и в рукопашной схватке завершили разгром врага. Всего бой продолжался 10 мин. После захвата трофеев отряд отошёл.

В результате засады было сожжено 22 грузовика и ав¬тобуса, подорвано 2 танка, уничтожено около 80 солдат противника, захвачено 20 пленных и другие трофеи.

Минная война

Засады всё-таки были достаточно редки, и в основном партизаны ограничивались минированием. Так, 27 июля 1943 г. диверсионная группа младшего лейтенанта Пасекунова Н.П. из партизанского соединения Чепиги установила мину натяжного действия со взрывателем ВПФ.

Минёры установили мину в выбоину, углубив её на мощённом булыжником шоссе. В цангу взрывателя вставили палочку, привязав к ней крепкую нитку. Затем минёры вынули предохранительную чеку из взрывателя, замаскировали место установки мины, а выпущенную из ямки нитку протянули поперёк дороги, привязав второй конец к колышку, вбитому за кюветом. Проделав это, партизаны отошли от дороги и стали наблюдать.

Прошло несколько автомобилей, не задев нитки. Через некоторое время шла автоколонна, но взрыва не произошло по той же причине. Но вот встречная машина оборвала нитку, и мина взорвалась между легковушкой и грузовиком автоколонны. 9 немцев были убиты и несколь¬ко ранены, а движение по дороге прекратилось на 4 ч.

Партизаны применяли тактику «подвижных» мин. К противотанковой мине крепили верёвку. Мину прятали на одной стороне дороги, а минёры, держащие в руках конец верёвки от мины, при приближении автомобиля противника подтаскивали мину непосредственно под его колесо. Взрыв мины вызывал аварию автомобиля. Таким способом нередко пользовались разведчики партизан, они охотились за одинокими автомобилями, чтобы добыть «языка».

В том же партизанском соединении в июне 1944 г. диверсионная группа под командованием сержанта Ефимова А.Т. в составе четырёх человек установила две самодельные мины нажимного действия с взрывателями МВ-5 на расстоянии 7 м одна от другой на шоссейной дороге Владава — Хелм вблизи села Жарково.

Днём на дороге появилась вражеская колонна из 14 грузовых автомобилей, позади которой двигался танк. Передняя машина подорвалась на мине, и колонна остановилась, а танк стал выдвигаться вперёд и сразу же подорвался на второй мине.

Путь - дорожка фронтовая!

Командиры крупнейших партизанских соединений, бойцы которых совершали самые разнообразные диверсии в тылу врага, в том числе и на автодорогах,
С.А. Ковпак, И.г, Старинов, Г.М. Линьков

Если партизанам становилось известно местонахождение минных полей (установленных как советскими сапёрами, так и противником), то они нередко брали и снимали там мины, а затем применяли их для диверсий.

Так, партизанский отряд Франциско Гульона снял семь противотанковых мин вблизи небольшого мостика, около которого была построена новая низководная переправа. Партизаны сняли мины и замаскировали их в лесу у дороги. Ночью партизаны установили три мины в колеях дороги. Утром на дороге появилась автоколонна немцев. На повороте взорвался первый грузовик с солдатами и упал в канаву. Колонна остановилась. К месту аварии подошёл санитарный автомобиль, и колонна двинулась дальше. Через 300 м взорвалась мина под бронемашиной и перевернула её. Колонна вновь остановилась. Третью мину немцы нашли и разминировали, но вперёд не поехали, пока из соседней деревни не привели шесть лошадей, которых запрягли в автомобиль, посадив на него приведённых из той же деревни детей и женщин. Эту машину пустили первой в качестве минного трала.
Мины замедленного действия для минирования автодорог партизаны применяли редко, т.к. на вооружении партизан они стали появляться только в 1943 г., а к этому времени основные перевозки противник совершал по железным дорогам.

Для показания масштабов применения партизанами МЗД процитирую Технический листок № 4 Украинского Штаба партизанского движения:

«Массовое минирование автодорог МЗД представляет, однако, для партизан роскошь и должно производиться только в тех случаях, когда в расположении отряда имеются явные излишки мин (например, трофейные) при невозможности использовать имеющиеся мины на железных дорогах или при необходимости оставить мины в связи с переходом в другой район, и при этом у них отсутствует транспорт для перевозки боеприпасов.

Во всех других случаях выгоднее использовать МЗД для минирования железных дорог, а на автодорогах применять их лишь для устройства отдельных аварий».

В ночь на 29 апреля 1944 г. диверсионная группа из 11 человек под командованием сержанта Грачёва установила восемь МЗД на шоссейной дороге Люблин — Красник. Шесть мин партизаны поставили на полотне дороги под твёрдым покрытием и две мины были заложены в кучу камней на обочине дороги.

30 апреля на одной из мин подорвался бронетранспортёр (4 солдата были убиты и несколько ранены); 1 мая на второй мине взорвался и сгорел большегрузный автомобиль со спиртом, в этот же день на третьей мине подорвалась танкетка. 2 мая при попытке врага взять камни для заделки воронки взорвались ещё две мины, поставленные в куче камней. Взрывами был убит один и ранено два солдата. 3 мая под ещё одним бронетранспортёром опять взорвалась мина, после чего оккупанты закрыли движение по дороге и вызвали сапёров, которые во второй половине дня обнаружили одну мину, но при попытке её извлечь она взорвалась, убив двух сапёров. С утра 4 мая немцы стали подрывать все подозрительные места на дороге, чем сильно испортили полотно дороги.

5 мая движение по дороге возобновилось, но 7 мая здесь подорвался тяжёлый автомобиль. Снова прибыли сапёры и подорвали ещё десятка два зарядов в подозрительных местах.

Все восемь мин выполнили своё назначение, но фашисты ещё долго опасались этого лесного участка дороги.

Партизаны наносили удары по автомобильным дорогам с привязкой их по времени с действиями наших армий на фронтах. Основные удары партизанам предписывалось наносить по железным дорогам, а по шоссейным уже во вторую очередь.

Так, во время проведения Харьковской операции 12-29 мая 1942 г. Красная армия потерпела неудачу, и обстановка на фронте значительно осложнилась. В связи с этим начальник Юго-Западного направления издал боевое распоряжение о сосредоточении основного внимания партизан на дорогах, подходящих с запада к районам Белгород, Харьков, Красноград.

План ЦШПД от 5.12.42 г. предусматривал боевые и диверсионные действия партизанских бригад и отрядов в интересах войск Сталинградского и Центрального фронтов. Каждой бригаде и отряду отводился свой участок шоссейной или грунтовой дороги в районе города Брянск. В это время проводилась операция «Уран» по окружению и уничтожению немецких войск и их союзников под Сталинградом.

Партизаны разрушали автомобильные мосты, стараясь приурочить их взрыв к прохождению автотранспорта по ним.

В ночь с 26 на 27 октября 1943 г. группа партизан под командованием Прищепы из соединения Салай М.Г. заминировала небольшой неохраняемый мостик на дороге Овручь — Мозырь. К опорам моста привязали заряды ВВ, соединили их детонирующим шнуром, и в один из зарядов вставили взрыватель ВПФ с привязанной к его чеке бечёвкой. Бечёвку протянули в кусты, где замаскировались партизаны.

Утром показалась колонна, состоявшая преимущественно из автомобилей с прицеплёнными к ним орудиями и автомобилей с орудийными расчётами. Когда на мост въехало два автомобиля, двигавшихся вплотную один к другому, партизаны взорвали мост. На первый автомобиль рухнул второй, придавивший солдат, находившихся в первой машине. Колонна остановилась, и партизаны, воспользовавшись паникой, обстреляли противника и отошли.

В результате диверсии было убито 12 оккупантов и прекращено движение по дороге на 7 ч.

Иногда взрывы мостов партизанами приводили к очень существенному перерыву в движении. Так, литовские подпольщики в 1943 г. на шоссейной дороге Штяуне — Зилуне — Резенке взорвали мост, в результате чего движение было прекращено на 20 суток!

Партизаны проводили специальные операции по парализации движения в целых районах. Так, в Калининской области 31 марта 1943 г. они провели операцию в районе Савкино — Могильно, во время которой уничтожили три железнодорожных и шесть шоссейных мостов.

При отсутствии мин и взрывчатых веществ партизаны осуществляли диверсии механическим способом. Они разбрасывали металлические «ежи» и «колючки», которые прокалывали колёса автомашин и замедляли движение колонн.

На остановившиеся для ремонта автомобили партизаны производили нападения. В начальный период войны, когда подпольщики действовали ещё не очень активно, оккупанты нередко оставались на ночь в поле, но в некоторых районах оккупированной территории партизаны быстро отучили одиночные автомобили оставаться на ночь в поле.

Существенный ущерб вражескому автотранспорту наносило нарушение работы дорожной службы противника. Так, партизанский отряд Лебядского района Сумской области, действуя недалеко от линии фронта, 27 сентября 1941 г. уничтожил вражеского регулировщика и переменил направление дорожных указателей. В результате фашистская автоколонна пошла по ложному направлению. Командир отряда сообщил об этом советскому командованию, по заблудившейся автоколонне удалось нанести мощный артиллерийский удар, который уничтожил ряд машин с военными грузами.

Также партизаны на грунтовых дорогах в колеях вырывали квадратные ямы глубиной до 0,7 м, которые сверху маскировали под фон дороги. Машина на полном ходу, попадая в такую яму, терпела аварию.

На лесных участках дорог партизаны поперёк дороги натягивали телеграфную проволоку. В тёмное время суток натянутые струны были совершенно не видны. V машин, врезавшихся в такие струны, выходили их строя радиаторы, срезался верх кабины, и машина терпела аварию. Особенно такие препятствия были опасны для мотоциклистов — они погибали на месте из-за перелома шеи.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина ПМК-40

Также на лесных дорогах партизаны устраивали завалы, часто минируя их минами ПМК-40, ПОМЗ-2 и серии ПМД, чтобы затруднить восстановление движения. В горах подпольщики устраивали обвалы на дорогах, нередко сбрасывая камни прямо на колонны противника, а зимой вызывали сходы снежных лавин на противника.

Гвардейцы

Кроме самих партизан, для воздействия на коммуникации противника в тылу врага в Красной армии существовали гвардейские батальоны минёров. Нередко их направляли в тыл противника для совершения диверсий в преддверии важных операций на фронте.

Серия таких диверсий проводилась перед проведением Петсамо-Керкенесской операции в сентябре 1944 г. В тыл врага было послано пять отрядов. Два из них были созданы из военнослужащих 6-го отдельного батальона гвардейских минёров. Они должны были совершать диверсии на автомобильных дорогах Петсамо — Тарнет, Луостари — Ахмалахти и Ахмалахти — Никель.

Сначала фронт перешёл почти весь батальон (без одной роты, командир — майор А.Ф. Попов), а затем ещё один отряд (командир — капитан А.П. Карпенко). Справившись с трудностями в пути, бойцы прибыли в район предстоящих действий и организовали базу. База батальона была расположена на границе Финляндии и Норвегии.

В ночь на 7 октября (начало наступления на фронте) бойцы приступили к делу. В первую же ночь они уничтожили автобус с противником, легковую машину, взорвали и заминировали три моста и разрушили порядка 4000 м проводной связи.

8 октября минёры установили шесть фугасов, на которых подорвалось два 7-тонных бензовоза и мотоцикл, и разрушили порядка 1200 м проводной связи.

В ночь на 12,13 и 14 октября минёры организовывали засады, в результате которых движение прекращалось на 10, 5 и 6 часов соответственно.

Всего за 29 дней, проведённых в тылу врага, бойцы 6-го отдельного гвардейского батальона минёров разрушили 11 км проводной линии связи, четыре моста, уничтожили 19 автомашин, три мотоцикла, 31 лошадь и много солдат и офицеров противника.

Путь - дорожка фронтовая!

Мина МЗУ

После войны для минирования автодорог были созданы отличные образцы мин, которые позволяют устанавливать их с замедлением до 120 суток. К таким минам относятся: автодорожные мины АДМ-7 и АДМ-8, а также многофункциональные мины МЗУ и МЗУ-С, у которых среди режимов работ есть режим «АВТО». Отдельные случаи применения мин МЗУ отмечались в Афганистане Советской армией. В частности, их использовали спецподразделения ГРУ при устройстве засад на крупные автомобильные колонны противника.

По официальным советским данным партизаны за годы войны уничтожили более 50 тыс. автомашин, подбили и уничтожили порядка 2300 танков и бронемашин, разрушили и повредили 12 тыс. мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Однако данные цифры подлежат уточнению и сравнению с немецкими и другими иностранными архивными данными. Но, несмотря на это, нанесённый партизанами урон на автомобильных дорогах стал весомым вкладом в общее дело победы над врагом.

Иван Кочин

Источник:
Журнал "Оружие" 06/2011 г.

Ключевые теги: история, война, ВОВ, партизаны, минное оружие, мины, автомины,



Другие новости по теме:

Просмотров: 6 756   Автор: space 30-11-2011, 22:29    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей



 
Онлайн казино Плей Фортуна с бонусом за регистрацию. Вход на официальный сайт казино Плей Фортуна. Free ebooks Library zlibrary project Free ebooks Library zlib project z-library z-lib project zlibrary zlib page Immediate Gains