COMGUN
 









Сказ о цевье.
Сказ о цевье.

Друзья мои охотники!

ЦЕВЬЕ – неотъемлемый элемент оружейной ложи. Естественно, он присутствует на раздельных ложах. И на моноложах (такая ложа, как правило, является принадлежностью болтовых карабинов и ружей) тоже имеется цевьевая часть, которую оружейники, охотники и стрелки именуют словом «цевье».

Для чего цевье присутствует на длинноствольном оружии? Ответ на этот вопрос следует искать в тех функциях, которые выполняет цевье.

Функция первая: создание удобной опоры для левой руки стрелка при удержании оружия. Оружейный ствол (стволы), представляет собой металлический цилиндр (пару цилиндров) весьма небольшого диаметра. Ощущение от их охвата, конечно же, не являются пределом мечтаний стрелка: это ощущение неудобства. Именно поэтому ближняя к стрелку часть ствола оружия получила дополнительный элемент, который по своим размерам был гораздо толще ствола и закрывал его снизу и с боков. В военном оружии применялись и продолжают применяться конструкции цевья, где они закрывает стволы полностью. Как правило, это разъемная быстросъемная конструкция.

Функция вторая: защитная. Общеизвестно: стволы при интенсивной стрельбе достаточно сильно разогреваются. Это обстоятельство может послужить причиной сильного ожога левой руки. Именно поэтому материалом цевья служат дерево и пластик, обладающие плохой теплопроводностью.

ФОРМА ЦЕВЬЯ и его размеры имеют большое значение для удобства при обращении с оружием и соответственно для достижения наивысших результатов при стрельбе из него. На протяжении продолжительного времени оружейные дизайнеры достаточно много экспериментировали в поисках этих форм. Они старались найти те, если не идеальные, то уж, по крайней мере, правильные формы, максимально соответствующие виду оружия и виду стрельбы из него. Были здесь и успешные решения, были и откровенные проколы. На последних хотелось бы остановиться поподробнее.

Давайте вспомним цевье отечественного ружья ТОЗ-34 в том первоначальном виде, который оно имело в самом начале массового производства (справедливости ради скажу что, именно к этой форме цевья ТОЗ впоследствии вернулся).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Мне эта форма представляется ОЧЕНЬ УДАЧНОЙ, поскольку очертания её сечения максимально соответствуют очертаниям внутренней поверхности левой ладони стрелка, вытянутой вперед и сжатой так, как будто она удерживает воображаемое цевье. Это форма птичьего яйца, расположенного в пространстве таким образом, что ось симметрии яйца – вертикальна, а больший радиус одного из его торцев расположен внизу.

Кстати, цевья именно с таким сечением, в конце концов, завоевали мировое признание у оружейников и тех, кто стреляет из созданного ими оружия.

А упомянул я «тридцатьчетверку» по той простой причине, что однажды нашелся конструктор-оружейник, о жизненном кредо которого можно было бы сказать, приведя следующую цитату: «Он с детства не любил овал. Он с детства УГОЛ рисовал!». И непонятно по каким соображениям (возможно в целях уменьшения трудоемкости изготовления), но цевье ТОЗ-34 получило вдруг такую форму, очертания которой были образованы практически одними прямыми линиями. Практически то цевье напоминало прямоугольный брусок, у которого лишь слегка притупили фаски. Приклад (за компанию) постигла та же участь. Особенно безобразно выглядела УГЛООБРАЗНАЯ щека приклада. Несколько лет производил ТОЗ это безобразие. И все же здравый смысл победил! Как я уже говорил, туляки вернулись к первоначальной конструкции ложи.

Нелегкий путь к своему совершенству проходит и цевье самого массового и популярного российского ружья ИЖ-27. В его судьбе к великому сожалению прослеживается некая параллель с судьбой тульского собрата. Дело в том, что цевье ИЖ-12 - родителя ИЖ-27, имело отличную форму с классическим сечением в виде уже упоминавшегося мною птичьего яйца. Это цевье отлично сидело в левой руке стрелка. И совершенно непонятно, почему ижевские дизайнеры наступили на те же грабли, что и туляки? Могу лишь только предположить, что возможно здравый смысл уступил место соображениям, связанным с экономией трудозатрат при изготовлении этой части ложи, либо с удобством фиксирования цевья на технологической оснастке при его изготовлении. Современное цевье ИЖ-27 в поперечном сечении без большого утрирования тоже состоит как бы из двух прямоугольников, поставленных один на другой (узкий – вверху, а широкий – внизу) со скругленными углами по периметру и в местах перехода. Держать такое цевье не очень удобно. Особенно досаждает охотнику довольно острое продольное ребро на цевье под подушечками пальцев левой руки.

Есть откровенные проколы и у известных зарубежных производителей. Взять то же «Косми». Сколько дифирамбов в российской оружейной периодике было пропето российскими купцами-оружейниками во славу этой весьма проблематичной, на мой взгляд, самозарядки! Чтобы не отклоняться от темы, оставлю в стороне её прочие недостатки, но только не конструкцию цевья. Мне трудно сказать, какими соображениями руководствовался дизайнер этой фирмы и, что кроме компьютера стояло перед ним на столе, когда он придумывал форму цевья, представляющую собой по сути три цилиндра, сложенные в одну кучку. А может быть, ему просто захотелось выпендриться? Увы, получившийся «космический дизайн ничего, кроме насмешек у знатоков и любителей оружия не вызвал.

Но не всегда причиной неудачных дизайнерских находок является недостаточный профессионализм разработчиков лож. Бывает и так, что они просто-напросто ВЫНУЖДЕНЫ ПРЕДЛАГАТЬ ЗАВЕДОМО ПРОИГРЫШНУЮ КОНСТРУКЦИЮ. Именно в такой ситуации оказались, например, дизайнеры «Браунинга» и ИЖМЕХа. Их коллеги-оружейники, разрабатывавшие конструкцию узла газоотводного механизма на самозарядках: «Голд» и МР-153, сделали её такой, что габаритный поперечный размер (диаметр) этого узла оказался неприлично внушительным. Как следствие, столь же внушительной оказалась и толщина цевья, поскольку, сами понимаете, нельзя же было пренебречь его прочностными характеристиками. А что получилось в итоге? Наиболее часто встречающееся определение формы цевья, которое мне доводилось слышать от владельцев упомянутых выше моделей ружей, звучало так: «Не цевье, а ОГЛОБЛЯ!». И они совершенно правы. Только специалисты, разработавшие такие цевья в этом не виноваты.

Но как же прелестно лежит в левой руке суперизящное цевье самозарядки от «Бенелли», на трубчатом магазине которого, как известно, нет ни колец, ни пружин, ни муфт.

Точно в таком же невыгодном положении находятся дизайнеры, вынужденные разрабатывать цевья для ружей с ВЫСОКОЙ ствольной коробкой, то есть для ружей, габаритный вертикальный размер коробок которых значителен (ИЖ-27, Брно-супер). В отличие от них, разработчики этого узла, которым приходиться иметь дело со ствольной коробкой минимальных размеров по вертикали, рождают шедевры (МЦ-7, МЦ-109, F-3, модели вертикалок от «Беретты»).

Существуют также всевозможные «экзотические» формы цевья на оружии, особенно на военных и спортивных образцах. Здесь изыски эстетики и красоты приносятся разработчиком в жертву её Величеству – ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. Примером этого могут служить цевье-рукоятка на пистолете-пулемете Томпсона, цевье-рукоятка на румынской версии автомата Калашникова, цевье с «шампиньоном» на произвольных спортивных целевых винтовках, наконец, цевье винтовок для бенчреста, поперечное сечение которого представляет равнобедренную трапецию.

Если же говорить лишь об охотничьем оружии: ружьях и карабинах, то, на мой взгляд, конструкции цевья на нем в настоящее время достигли практически идеальных пропорций и форм. Разумеется, в виду имеется то, чем балуют нашего брата - охотника признанные мировые лидеры, производящие охотничье оружие.

Александр Посудин
Фото автора

Источник: posudin.com

Ключевые теги: оружие, ружье, цевье



Другие новости по теме:

Просмотров: 6 527   Автор: space 11-05-2012, 17:20    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей