COMGUN
 









Славянская обувь уходит в прошлое.
Славянская обувь уходит в прошлое.

Пытаясь подчеркнуть отсталость и примитивность нашей страны, говорят: "Лапотная Русь". Но ведь это выражение не несет в себе никакой негативной окраски: лапти - это национальный символ, который появился на Руси очень давно. Крючки для плетения лаптей археологи находят даже на неолитических стоянках.

Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет". Летописец, рассказывая о победе Владимира Красного Солнышка, цитировал одного из воевод. Глядя на пленников, обутых в сапоги, тот сказал киевскому князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников".

Конечно, популярность лаптей на Руси была связана в первую очередь с тем, что плетеная обувь была дешева и доступна. Но, ко всему прочему, она была красивой и разнообразной.

Существовало множество фасонов лаптей: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Каждый фасон отличался от других, а зависело это, как несложно догадаться из названий, от того, кора каких деревьев использовалась в качестве сырья.

Часто можно было встретить и такие названия лаптей, как пятерик, шестерик, семерик. Здесь уже название зависело не от сырья, а от того, сколько лыковых полос использовалось в плетении. Чем больше лык, тем теплее были лапти. Обувь также различали по прочности: дольше всех служили изделия из липового лыка.

На праздники было принято надевать нарядные лапти. Это были писаные вязовики из тонкого лыка. Оборы на них были не пеньковые, как у будничной обуви, а шерстяные. А вот для работ во дворе предпочитали надевать лапти, вовсе не имевшие обор, - чтобы не мешались.

Лапти для крестьянина были незаменимой вещью. Поэтому в семье, как правило, их умели плести все. Чаще всего плетением лаптей занимались в зимнее время, когда люди были свободны от полевых работ. Для изготовления одного лаптя требовалось очень много сырья - семь лык длиной по 2 метра каждое.

Добывать его русские мужи отправлялись целыми группами. Лыко с деревьев снимали деревянным пырком, при этом ствол оставался совершенно голым. Отсюда, вероятно, и пошло известное выражение "ободрать как липку". Конечно, такая операция губительно сказывалась на состоянии дерева, поэтому за десятину лыкового леса лыкодеры платили помещику до 100 рублей.

После того как лыки были собраны, их связывали в пучки и везли домой. Хранили лыки в сухом месте - в сенях или на чердаке. Перед плетением их обязательно отмачивали в теплой воде, затем соскабливали кору и приступали к священнодействию под названием лаптеплетение.

За день работы, в зависимости от скорости плетения, мастерили от 2 до 10 пар лаптей. А вот снашивались они очень быстро. Не зря на Руси существовала поговорка: "В дорогу идти - пятеры лапти сплести".

Сельские жители окончательно расстались с лаптями только в 1930-е годы. Но и в наши дни лапти не до конца забыты. Они занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев, используются на многих стилизованных фестивалях, концертах и даже спортивных состязаниях.

Сергей Вострецов, Юлия Энгель

Источник: rus.ruvr.ru

Ключевые теги: Древняя Русь, традиции, лапти



Другие новости по теме:

Просмотров: 18 665   Автор: space 4-10-2012, 19:30    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей