«Байкал» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.
Ледокол «Байкал»
В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали.
Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями.
Чертежи ледокола
Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное.
Работники судостроительной верфи на озере Байкал.
После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.
Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственничное.
Село Лиственничное в день спуска ледокола на Байкал.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.
Ледокол «Байкал» на станции «Байкал».
Летняя пристань ледоколов.
После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.
Ледокол на пристани.
С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружен пушками и пулеметами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.
Ледокол «Байкал» во льдах озера Байкал
Ледокол «Байкал» при выходе с пристани Танхой.
Ледокол «Байкал».
В августе 1918 года, ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая.
Внутренний вид сгоревшего ледокола.
В 1920 году, после откачки воды, выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял, как минимум, до 1926 года; после этого был порезан на металл. Есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара. Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.