COMGUN
 









История балалайки
Кем был «балалаечный Страдивари», когда в России появился первый балалаечный кружок и кто учил играть на балалайке царскую семью? Читайте наш материал о том, как старинный музыкальный инструмент вышел на большую сцену.

Родственные связи


Николай Богданов-Бельский. Виртоуз (фрагмент). 1891.
Музей изобразительных искусств Шалва Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках. «Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«Балалайка не играет, а разоряет»


Игнатий Щедровский. Шашки и балалайка. Лист из альбома «Сцены из русского народного быта». 1852.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам. К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

От исполнителей из народа к народным артистам


Василий Андреев с балалайкой. 1881-1918 годы. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».

Василий Андреев


В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Русский балалаечный Страдивариус

История балалайки

Неизвестный художник. Портрет инструментального мастера Семена Налимова (фрагмент). Около 1915.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».

Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова


Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Соло балалайки в великорусском оркестре


Кружок любителей игры на балалайках. 1894 год. Иллюстрация из книги Анатолия Коннова «Оркестр имени Василия Андреева».
Ленинград: издательство «Музыка», 1987

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»

Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года


Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Федор Шаляпин


Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Балалайкой восхищались короли


Великорусский оркестр Василия Андреева. Санкт-Петербург (?), 1898 год. Фотография:
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

Источник: Культура.РФ


Ключевые теги: история, балалайка, музыкальный инструмент, история балалайки, Василий Андреев, Семен Налимов, Балалаечный Страдивариус



Другие новости по теме:

Просмотров: 122   Автор: space 1-02-2024, 10:17    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей