|
В 1915 г. в России была построена гигантская колесная боевая машина, которую предполагалось использовать для прорыва германского фронта. Замысел создания такой машины принадлежал начальнику секретной лаборатории Военного министерства Н. Н. Лебеденко.
Вот что рассказывает о постройке этой машины ее главный конструктор, ныне известный конструктор советских авиационных моторов Александр Александрович Микулин.
Однажды Микулина пригласил к себе Лебеденко и сказал: «Мне рекомендовал вас профессор Николай Егорович Жуковский как способного конструктора. Согласны ли вы разработать чертежи изобретенной мной машины? При помощи таких машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну...»
Рис. 19. Принципиальная схема русского высококолесного танка Лебеденко После того как Микулин дал согласие, Лебеденко разъяснил ему свою идею. «Представляете ли вы себе колеса диаметром десять метров? — спросил Лебеденко, — так вот, мы будем строить машину вроде трехколесного велосипеда с двумя большими, десятиметровыми колесами впереди. При сравнении с экипажем окажется, что если он может переехать через яму в 20 сантиметров, то колесо, имеющее в диаметре десять метров, может перекатиться через любой окоп, а небольшой дом будет раздавлен такими колесами и машиной весом около 60 тонн...»
В разработке проекта высококолесного танка приняли участие знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский, А. А. Микулин и ныне член-корреспондент Академии Наук СССР профессор Б. С. Стечкин. Жуковский вел расчет огромных колес, а весь остальной расчет сделал профессор Стечкин.
На рис. 19 приведена принципиальная схема танка Лебеденко (одна половина). От двигателя мощностью 200 л. с. вращение передавалось на два автомобильных колеса, прижатых к ведущему колесу машины. Благодаря трению автомобильные колеса приводили во вращение ведущее колесо.
Постройка машины велась в глубокой тайне, работы производились сперва на площадке манежа в Хамовниках в Москве, а затем на поляне в дремучем лесу близ города Дмитрова (рис. 20).
Машина была построена и подверглась испытанию. При испытании она двинулась вперед, свалила стоявшее перед ней огромное дерево и завязла задним катком в грунте.
Рис. 20. Гигантский колесный танк, построенный в России в 1915 г. Требовалось увеличить диаметр заднего катка, чтобы уменьшить удельное давление на грунт, но техническая комиссия, наблюдавшая за постройкой машины, денег на продолжение работ не отпустила. Машина осталась стоять в лесу. В 1923 г. она была сдана на слом.
Позже А. А. Микулин писал, что он разочаровался в больших колесах, поняв, какие преимущества имеют гусеницы. Любопытно отметить, что спустя некоторое время после появления описанного русского танка в Англии был представлен проект «сухопутного крейсера» — высококолесной бронированной машины, которая так же, как и машина Лебеденко, предназначалась для прорыва германского фронта. По замыслу изобретателя «сухопутный крейсер» должен был представлять гигантскую трехколесную машину длиной 30 м, шириной 24 м и высотой 14 м, т. е. примерно с четырехэтажный дом. Диаметр колес равнялся 12 м. В каждой из трех башен «крейсера», защищенных 75-мм броней, предполагалось разместить по две четырехдюймовые пушки. Расчет показал, что вес «крейсера» будет около 1000 т, а скорость не выше 3 км/час. Вследствие явной несуразности этого проекта его даже и не пытались осуществить.
Однако идея создания колесных танков не была оставлена. В 1918 г. в США был построен опытный колесный танк, ходовая часть которого воспроизводила колесный ход машины Лебеденко в меньших размерах. Вплоть до 1931 г. высококолесные танки строились в Италии.
Антонов А.С., Артамонов Б.А., Коробков Б.М., Магидович Е.И. Книга "Танк" Военное Издательство Министерства Обороны Союза ССР Москва, 1954 год.
Ключевые теги: танк, изобретение танка, развитие танка, колесный танк, Н. Н. Лебеденко
|
|