COMGUN
 









Работа Олега Ланского. «Сталинград – Берлин» . Часть 2. Как создавалась диорама. (51 фото)
Давно у меня зрела мысль сделать что-то масштабное, объемное и емкое как по идее, так и по содержанию; и увидев эту фотографию, понял – вот это то, что надо.


В этой надписи для меня отразилась практически вся война – от начала и до конца. Теперь встал вопрос, каким образом воплотить столь емкое в столь маленьком. Решение пришло не сразу, было несколько вариантов диорамы, но я остановился на самом объемном, но и самом полном.

Диорама должна быть разделена на несколько частей, каждая из которых отражает определенный период войны, и не просто период, а перелом, знаковую ее часть. Итак, она будет состоять из двух независимых по периоду работ, но соединенных исторически. Они должны как бы перетекать друг в друга, объединяться и дополнять как физически, так и по замыслу. С одной частью проблем особых не возникло – решил сделать часть стены рейхстага, где и расположена колонна, с барельефом, и колонну с надписью. На этом фоне должны располагаться наши ребята, воины-победители. Вторая часть определилась не сразу, и определилась она в виде части Сталинградского завода, а именно стены с внутризаводскими воротами и небольшими пристройками в виде инструменталки и комнаты учетчиков и мастеров. Здесь должно развернуться боестолкновение между русскими и немецкими бойцами. Тут пришла и другая спасительная идея – срастить эти две стены, рейхстага и сталинградского завода, так как изучив фотографии рейхстага, я увидел, что окна и парадный вход были заложены обычным кирпичом, оставлены были небольшие двери и бойницы (рейхстаг был на то время штабом берлинского ПВО). По цвету эти две стены тоже были немного схожи – закопченные сталинградские и покрашенные в серый цвет стены рейхстага.

Ну, вот, вроде идея начала получать реальные очертания, осталось лишь обдумать мелочи и приступать к главному – изготовлению, но перед этим предстоит не очень интересный процесс подборки фотоматериала, эскизирования, объемной графики, проработки деталей в чертежах.

Для старта процесса я решил сразу определиться с составляющими каждой части диорамы. Для этого пришлось изрядно попотеть в сборе фотоматериала, которого, как только начинаешь искать, катастрофически не хватает.

Сталинградские заводы:





Работа Олега Ланского. «Сталинград – Берлин» . Часть 2. Как создавалась диорама. (51 фото)






Эти фотографии и определили основное направление в изготовлении фрагмента завода.

Из антуража решил добавить сожженный танк Т-IV (очень неплохо подошел Pz.Kpfw.IV Ausf.E Dragon kit №6301) и консольную кран-балку с точильным станком, их изготовил самостоятельно. Так же предполагалось добавить, в процессе, массу интересных небольших деталей (столы, стулья, рамы, всякие детали, прокат, металлоконструкции и т.д.)

По берлинскому варианту было несколько проще, общая картина разбитого рейхстага попалась сразу на глаза, но в дальнейшем эта кажущаяся простота добавила очень много проблем. Но все по порядку.

Рейхстаг 1945 год, главный вход, левая сторона:











После сбора фотоинформации сделал несколько начальных эскизов.


Они отображают примерное расположение техники и самих конструкций на диораме, также начертил общий план с положением на ней людей. Менее важные части работы будут определены с местом позднее, после того как основные предварительно установлены.


Далее приступаем к уже более конкретным действия, а именно – к составлению чертежа стены рейхстага с размерами, чертежа колонны, ну и конечно же размер основания – он определяет все. После некоторых прикидок принимаем размер основания 330 на 380 мм. Примерная высота конструкции –350-370мм. Теперь, выбрав фронтальный снимок рейхстага хорошего качества и разрешения, приступаем к вычислениям реальных размеров колонны и ее основания, в дальнейшем эти размеры дадут и остальные – стены, пола , барельефа и т.д. Вычислить можно очень просто – находим фигуру человека, наиболее приближенную к объекту, принимаем рост 1800 мм, делим на размер на фото (замеряем штангенциркулем на фото) и получаем определенный коэффициент, умножив на который размер на фото, имеем реальный размер объекта.


Вычислив все нужные размеры в реальную величину, делим на нашу любимую цифру 35 и получаем уже размеры, по которым и будет изготавливаться та или иная деталь здания.




Эти размеры тоже не являются абсолютно точными, в дальнейшем, уже при изготовлении они будут еще не раз уточняться. Первым элементом, который я решил изготовить, была колонна и ее основание. Еще раз уточнив размеры, я вычертил ее в натуральную величину, чтобы сверять с изделием. Для удобства изготовления я разделил колонну и основание на 3 части – тело колонны, база (основание), и квадратная его часть.

Тело колонны я решил сделать облегченным, для этого из ткани, пропитанной эпоксидным клеем, изготовил трубку диаметром 20 мм, установил с помощью пластилина на основание, далее свернул пленку в трубку диаметром 60мм и установил ее сверху. В образовавшийся зазор залил гипсовый раствор, в который добавил для рыхлости немного сухой шпаклевочной смеси. Когда гипс застыл, опоку в виде пленки снял и получил заготовку для тела колонны. Осталось только проточить ее на токарном станке до нужного диаметра, немного сужая вверху. Таким же образом отливаем заготовки для основания – круглое (цельная заготовка) и квадратное (полое).



Квадратную и круглую заготовку обрабатываем до точного совпадения с телом колонны. Да, кстати, тело колонны я решил делать полым не только по соображениям облегчения веса. Дело в том, что колонна подымается выше стены рейхстага и видна с другой стороны, со стороны завода. Поэтому верх колонны со стороны завода оформлен как полуразрушенная заводская труба, с расшитым под кирпич гипсом и уложенным на колонну рядом глиняного кирпича об изготовлении кирпича далее в разделе «завод»). Когда все токарные работы выполнены и квадратное основание готово, можно собрать все три части. Собирать лучше на клее ПВА, но только хорошего качества. Последнее фото – собранная и немного тонированная колонна.


После сбора колонны можно смело приступать и изготовлению основного здания. Главное в этой части – барельеф, он занимает центральную часть и самый трудный в изготовлении.

Вот здесь и начались настоящие трудности – несмотря на известность, конкретных документов, книг или пособий по архитектуре рейхстага найти не удалось, пришлось довольствоваться скудными фотографиями туристических агентств и частных лиц.



Но, как говорится, смелость города берет. Немного поразмыслив и прикинув размеры, я сделал рабочий эскиз на бумаге в масштабе 1:35, где обозначил основные позиции фигур и гербов.



Как видно из фото, разобрать мелкие части гербов не представлялось возможным, пришлось накопать и такую информацию (см. вверху гербы королевств Германии). После уточнения всех деталей можно было приниматься за основную работу – лепку барельефа. Основа – пластик рекламный 5мм толщиной, накладные детали – пластик 3 мм, материал лепки – Epoxy Sculpy (двухкомпонентный).




После доводки модель была загрунтована.

Барельеф был готов, но в таком виде его на диораме использовать невозможно, так, как на нем множество сколов от пуль и осколков снарядов, а на этом материале показать их достоверно не представлялось возможным, поэтому я решил отлить его из гипса. Но для этого необходимо снять с него форму. Лучший материал для этого – Пентэласт 710. Что бы лить из него формы, необходимо несколько приспособлений: первое – вакуум-камера, второе – точные весы. Со вторым пунктом проблем не возникло - были приобретены обычные электронные весы, но с первым пришлось повозиться. По самой простой версии вакуум-камера состоит из воздухонепроницаемой емкости, предназначенной для работ с высоким давлением, вакуум-насоса и арматуры к нему – шлангов, кранов и манометра. Серийного производства я открывать не собирался, поэтому на роль емкости подошла новая кастрюля-скороварка, насос (Z-1.5) и арматуру пришлось купить специализированную – для заправки холодильного оборудования. Вот весь комплект в сборе.


Два крана, которые тут неплохо видно – это спускной (в комплексе с манометром) и запорный – необходимы, брать их лучше специализированные или газовые – они будут держать вакуум. После успешных испытаний комплекса можно приступать и к литью, но кроме барельефа стал вопрос об изготовлении частей здания. Для стены я сделал простую форму из пластика, из которой будут выходить плоские гипсовые отливки толщиной 5мм, из него же – форму для нижней части стены. Для ступеней и фигурной части здания были сделаны мастер-модели, как и для барельефа, для дальнейшей отливки форм из пентэласта.



После того, как формы подготовлены, приступаем непосредственно к процессу литья. Для этого берем инструкцию к пентэласту и внимательно изучаем. Далее, используя одноразовую посуду, смешиваем, предварительно взвесив, компоненты смеси (к слову сказать, катализатора можно положить немного меньше, чем рекомендовано). Помещаем стакан со смесью в вакуум-камеру на 5-7 минут, включаем насос и ждем, когда на манометре будет 1,3-2 ед. Далее аккуратно выливаем в приготовленную заранее форму. Ждем сутки и снимаем слепок.




Да, чуть не забыл сказать, зачем вообще нужна процедура вакуумирования: вакуум-камера обезвоздушивает смесь, удаляя мельчайшие пузырьки воздуха, которые негативно влияют на рельеф получаемой формы из пентэласта.

Формы высохли и сняты с мастер моделей, можно приступать к отливке. Материал – скульптурный гипс, замедлитель – раствор лимонной кислоты. Гипсовый раствор должен быть по консистенции близок к жидкой сметане или йогурту, иначе не прольются мелкие детали. Но сделав несколько пробных отливок, понял, что необходимо приспособление, которое применяют при изготовлении шлакоблоков, искусственного камня – вибростол. Конструкция стола незатейлива – основание, верхняя плита на пружинной опоре, двигатель с эксцентриком. Вот такой стол получился у меня – основание из ДСП 18мм, верхняя плита – МДФ 10мм, жигулевские карбюраторные пружины –10 шт. (их необходимо доработать – обрезать с обеих сторон и немного растянуть).



Со столом все пошло гораздо быстрее и качественней. Отливки стенных блоков стали получаться ровнее и самое главное – исчезли пузыри, которые портили всю картину отливки. Очень большую роль играет в процессе замедлитель (лимонная кислота), он дает время нормально осадить раствор и заполнить все мельчайшие детали формы. Добавлять его нужно немного, я использовал уже раствор – на 1,5л бутылку воды лимонной кислоты на кончике ножа, и уже этот готовый продукт добавлять в воду при замесе гипса. Надо помнить, что гипс надо подсыпать в воду и тщательно размешивать до нужной консистенции, а не наоборот.


Когда достаточное количество отливок плоских блоков для стен, фигурных и нижних, отлито, можно приступать к непосредственному изготовлению стены рейхстага, не касаясь пока парапета ступеней и плит основания. Уточненный размер стены составил 310х215 мм, за основу я взял склеенные два листа 2мм картона, покрыв их клеем ПВА.


Фрагменты стены – верхний (плоская отливка), фигурная и нижняя часть – для удобства склеиваются сначала между собой по вертикали (клей ПВА и Супер Момент – цианоакрилат), шпаклюются гипсовым раствором, и шлифуются. И только после этого эти части приклеиваются на картонную основу вместе с барельефом. Шпаклюется вся собранная конструкция также гипсовым раствором, и шлифуется очень аккуратно и только мелкой наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусочек. После этого эту часть стены можно отложить в сторону и заняться другой – заводской.

Кирпичная стена сталинградского завода

Теперь, когда общий размер стены известен (310x215мм) нужно было подумать о материале, имитирующем кирпичную кладку. Поразмыслив, я понял, что ранее описанные способы не дают достоверного отображения повреждения кирпичной стены от снарядов и осколков, да и просто выглядят несколько нереально, ведь каждый кирпич в кладке индивидуален, со своими сколами, оттенками обжига и трещинами. Исходя из этих прозрений я решил, что самым лучшим изображением кирпича будет сам кирпич, из глины. Но как, вот вопрос? Пришлось несколько порыться в технологиях, и я узнал, что можно делать кирпичи самостоятельно. Немножко переработав технологию под наш любимый масштаб, получил простой и надежный способ.

Начало

Решив изготовить настоящий маленький кирпич, прежде всего я, запасся глиной, из которой и делаются реальные кирпичи – это была поездка на кирпичный завод, благо в Новочеркасске их в достатке, где я и набрал два сорта глины – красной и белой. Смешивая их можно получать разного цвета кирпичи – от красного до светло-желтого.


Когда глина будет подготовлена, необходимо изготовить несколько форм, я сделал две, в которых и будут формоваться кирпичи. Для ускорения процесса сушки кирпича в форме лучше применять калорифер или фен.




После того, как образуется достаточное количество кирпичей (мне их понадобилось 5000 шт.), необходимо произвести обжиг. Его лучше производить на обычной кухонной газовой плите.

Обжиг занимает около 1,5-2 часов. Далее необходимо было разработать состав, на который можно будет положить кирпич. Внешне такая простая вещь обернулась серьезной проблемой, ведь состав должен быть и по цвету и по консистенции как цемент, но гораздо пластичнее и не должен впитываться сильно в маленький кирпич. Никакие клеи для этого не годились, и пришлось немного поэкспериментировать с различными составами. В итоге получилась такая рецептура: паста для имитации серого камня VIVA DÉCOR (Германия) - 20%, имитация песка TAMIYA -30%, гипс или алебастр 30%,вода и тертая пастель для имитации цвета, немного ПВА – буквально одну каплю для пластичности раствора. При смешивании необходимо придерживаться следующей последовательности: 1) смешивание ВИВА ДЕКОР и ТАМИЯ, 2) добавление воды и ПВА, 3) добавление гипса и пигмента. После этого надо подождать пока гипс уберет лишнюю воду, еще раз тщательно перемешать. «Цементный раствор» готов.


Все готово – кирпич, цементный раствор. Можно приступать к кладке – принцип кладки как у настоящей, как говорится «в полкирпича». Фотографии хорошо проиллюстрируют процесс.


















Продолжение следует…


Олег Ланской


Работа Олега Ланского. «Сталинград – Берлин» . Часть 1. (51 фото)

Работа Олега Ланского. «Сталинград – Берлин» . Часть 3. Как создавалась диорама. (58 фото)

Ключевые теги: моделизм, диорама, Олег Ланской



Другие новости по теме:

Просмотров: 3 713   Автор: space 10-10-2015, 12:41    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей