|
Диорама "Наши павшие как часовые...". Масштаб 1:35. Все кто воевал, кто интересуется боевыми действиями Второй мировой и все, кому небезразлична история страны, все прекрасно знают и понимают, что война в 41-42 гг. была совсем иная, чем война в 43-45 годах. И подходить к тому периоду общим мерилом (того не знали, этого не учли, третьего не увидели и т.д.) неправомерно и вероятно ошибочно.
Перед нами была лучшая армия в мире того периода, - лучшая! Вышколенная, прекрасно подготовленная, очень уверенная в себе, в своих силах, верящая своему командованию и руководству рейха... И то, что война в последующие годы была иной, мы многим обязаны солдатам 41. Это они помогли навсегда оставить лучшие кадры вермахта в земле России, Украины, Белоруссии...
Названием работы послужили строки песни В.Высоцкого " Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые..."
Эпизод войны, изображенный на диораме, на основе реальных событий и фотографий возвращает нас к боям за литовский город Йонава (находится в 20 км от Каунаса - Ковно), которые происходили 26 июня 1941. 41 мотострелковый полк 33 стрелковой дивизии пытался в течение 25 июня овладеть этим городком, чтобы перерезать шоссе Каунас-Даугавпилс (Латвия) по которому в направлении Псков, Луга, Ленинград стремительно рвались немецкие войска группы "Север". 26 июня в помощь этой дивизии был придан 46 танковый полк (в\ч 3455) 84 механизированной дивизии, 3 мехкорпуса. Первую атаку полка возглавил лично командир полка полковник Есин. Ему первому удалось прорваться на своем танке к мосту через реку Вилия. Однако танки (полк был вооружен танками БТ) попали под сильный противотанковый огонь противника и вынуждены были отойти в исходное положение. Вторая атака возглавлялась начальником штаба - подполковником Зазимко. Понеся в районе Йонавы тяжелые потери наши войска отошли... (см. Е. Дриг "Механизированные корпуса РККА в бою". М. 2005 г.)
Против нас дрались усиленные части 122 пд и 123 пд (28 армейский корпус, 16 армии).
Ефрейтор Молденбаур, 9/409 так описывает действия своей роты: Во второй половине дня 25.6.1941 г поступил приказ из армии для передовой части полковника фон Викеде. Захватить город Янаву с тыла, занять мост через реку и захватить плацдарм на другой стороне реки. В сумерках рота достигла города. Наступление началось с очистки от противника высоты 110 находящейся перед городом. Левее 3 роты наступала 9/409. Передовые части роты попали под сильный огонь у почты, огонь стрелков и атака ручными гранатами. 6 солдат были ранены и всё-таки мы атаковали до деревянного моста через реку. Мост был свободен от противника, но не проходим, находясь в стадии постройки. Командир роты выслал разведку к другому мосту, это был большой железнодорожный мост. Здесь было замечено большое движение, артиллерийские и пехотные колонны отходили назад. Поступил новый приказ для роты. Мы выдвигаемся на железнодорожную насыпь и должны атаковать дорогу к городу. Здесь мы столкнулись с снайперами. В большом саду, около полукилометра перед железнодорожным мостом мы заняли позиции. Все окопались. В ранние часы первой части дня русские начали свою контратаку. Сильный арт. огонь поддерживал танки и так же тяжёлые миномёты, они засыпали наши позиции снарядами. Три моих товарища были смертельно ранены. С обеих сторон сила огня возрастала. Все находились на своих местах. Тяжёлые пулемёты и миномёты, противотанковые орудия, а так же моторизированная артиллерия с нашей стороны вступила позже.
Но русские не оставили нас в покое. Снова они посылали танки к железнодорожной насыпи и наши противотанковые орудия их уничтожали. Ночью противник пробовал разбить нас сильным арт. огнём и отбросить с позиций. Рано утром противник атаковал танками и пехотой. Мы слышали крики "УРА" наступающих частей русских. Но дальше они не прошли. Атака была встречена огнём противотанковых орудий и тяжёлых пулемётов. Массированный обстрел русской артиллерии не помог им. Наш самолёт разведки вовремя предупреждал о начале атаки и руководил огнём нашей моторизированной артиллерии, ставящих заградительный огонь. Арт.огонь вёлся с обоих сторон. Ещё три товарища были ранены под обстрелом. Но ситуация не изменялась, Янава оставалась в наших руках, контратаки противника были отбиты общими усилиями. В середине дня рота вернулась в город. Город за одну ночь сильно выгорел. Мы оказались у одного уцелевшего дома, встретив перепуганную пару жильцов в сгоревшем доме рядом. На дороге стояли подбитые русские танки. Из люков торчали обуглившиеся танкисты. Мы расположились в советской школе".
На диораме изображен подбитый танк БТ 7 с нашим неизвестным героем и тягач 122 артдивизиона 122 пд. Артиллеристы, выполняя приказ о передислокации должны проследовать через мост,- но наш танк и танкист не пропускают врага и объехать их не получится. Офицер ищет по карте выход из создавшегося положения. И понимает, что ничего не попишешь,- придется оттаскивать с моста наш танк. (Его вес 13,5 тонн и это 7-тонным тягачом). Это займет минимум пару часов. Получается, что, наш даже павший танкист и подбитый танк задерживает продвижение немецких подразделений. Мы назвали его часовым, который по уставу не должен пропускать чужих и врагов. Мы победили в той войне и потому, что были сильнее и потому, что сильнее хотели, и может быть, сильнее мечтали увидеть победу, и потому, что наши павшие были с нами в крови и ненависти и их... их было просто больше.
Прилагаем наградные листы на танкистов 46 полка за этот бой, фотографию эпизода, взятого мною за идею диорамы и фотографию, сделанную в Йонаве после боев.
В работе использованы модели фирм Драгон, AFV, ТАНК, ЕЕ, DASmodel, мост фирмы БАСТИОН 35 – прикупил 2 пешеходных моста и вылепил один большой.
Хочу выразить благодарность за покраску фигурок Константину Пинаеву, за его высокое качество работы, оперативность и глубокое понимание идеи.
Приятного просмотра.
Лето 1941 г., вид на Ионаву
Литва, Ионава июнь 1941 г.
Наградной лист на Ерофеева ва
Наградной лист на Есина
Наградной лист на Сазонова
Наградной лист на Сергеева
Юхрименко Олег г. Чернигов, 2012 г.
Ключевые теги: моделизм, Олег Юхрименко
|
|