COMGUN
 









Про охоту. Укрытия.
Про охоту. Укрытия.


Несколько вёсен тому назад мне довелось охотиться на гусей в одном из районов Московской области. Место открытое, почти везде поля и кустарники, прорезанные, как у нас водится, вдоль и поперек мелиоративными канавами. Довольно глубокими. В них кое-где еще лежал снег. Я поставил гусиные профиля (почти полсотни) на озими, вдоль которой тянулась большая канава. Спрятаться было совершенно негде. Редкие заросли прошлогоднего тростника, устоявшие против зимних ветров и снега, конечно же, мне не помогли бы. На мне был камуфляж, но и он не скрыл бы меня от зорких глаз гусиной стаи. А гусь был! И в довольно большом количестве. Шёл уже третий день охоты и гусиные стаи были подразбиты на мелкие, а, кроме того, над полями болтались одиночки, по-видимому, потерявшие пару.

Однако надо было что-то предпринимать, чтобы не уезжать в Москву пустым. В стороне от того места, где я решил засесть на краю канавы, мне удалось нарезать пару больших охапок тростника. Я приволок их на своё место, расстелил полиуретановый коврик (какая это всё-таки прекрасная штука! — можно лежать буквально на снегу, не боясь заработать радикулит или кое-что похуже!), лёг на него на спину и с ног до головы завалил себя нарезанным тростником. Сначала надо мной прошла стая примерно штук в двадцать гусей. Они заметили профиля и стали заходить на них по большому кругу, постепенно снижаясь. Я следил за ними, не шевелясь, только краем глаза, иногда теряя их из виду. К сожалению, охотники, сидевшие метрах в двухстах от меня (гуси прошли над ними довольно высоко, вне выстрелов), начали палить и не допустили их до моих приманок. Буквально через несколько минут я услышал справа призывное кагаканье белолобого и боковым зрением увидел, что одиночка идёт на посадку к профилям. Меня он не видел совершенно. Допустив его на уверенный выстрел, я ударил по нему из своей двадцатки. Результат был удачен.

Это пример того, что укрыться подручным материалом можно почти в любом месте, лишь бы то, чем вы накрываетесь, не слишком бы отличалось от местных «материалов». Причём, чем сильнее вы «врастёте» в землю, чем меньше будете над ней возвышаться, тем результативнее будут ваши охоты. Для этого может подойти любая, даже мелкая канавка. Лишь бы там было сухо и можно было бы подстелить под себя коврик, о котором я уже говорил, а натыкать сухой полыни или тростника не составит труда — эти растения торчат весной почти повсюду.

Думаю, что укрыться можно даже за гусиными профилями. Надо просто лечь на землю и завалить себя тростником, сухой травой или какой-нибудь весенней ветошью, а по сторонам, как можно ближе к себе поставить гусиные профиля, которые хоть немного да закроют вас от низко налетающих птиц. Расставленные профиля, об этом будет сказано ниже, вообще отвлекают, в общем-то, очень осторожных гусей от разных «новообразований» около кустов или на поле — кучек сена или тростника, под которыми прячется охотник. Видимо, в гусиной голове никак не укладывается, что «стая» гусей (профиля) может сидеть спокойно около какого-то опасного места.

Исстари на охотах по птицам применяются для укрытий различного рода шалаши, и временные, и стационарные, и даже переносные. Шалаш для охоты на селезня с подсадной даже необязательно должен имитировать как-то окружающую обстановку. Достаточно только пораньше, желательно даже до прилёта уток, поставить его на месте будущей охоты. Птицы быстро к нему привыкнут как к любому местному предмету, который стоял уже здесь до них, когда их ещё здесь не было.

Вообще о шалашах написано так много, что повторяться просто неудобно. Хочу поделиться с читателями только некоторыми своими наблюдениями.

Во всех руководствах говорится, что шалаш для весенней охоты, что на селезня, что на тетерева на току, должен быть непроницаем для взгляда птицы. С этим не поспоришь. Однако сделать его абсолютно непроницаемым, непросматриваемым просто невозможно, если не обнести его по всей внутренней стороне полосой брезента или какой-либо другой материи на высоте плеч сидящего охотника, то есть ширина такой полосы должна быть примерно 75-85 см, а длина — по размерам шалаша. Только в этом случае можно быть абсолютно уверенным, что ни селезень, ни тетерев вас не увидят.

Про охоту. Укрытия.

Это особенно важно в том случае, если шалаш применяется переносной, каркасный. Таким шалашом пользуется прекрасный знаток охоты с подсадной Михаил Фокин. Этот шалаш удобен тем, что поставить его в угодьях и накрыть еловым лапником можно ещё по снегу. Надо только места знать хорошо. Во время охоты, если вода пошла на прибыль и шалаш начало заливать, перенести его двум охотникам на новое место не составит труда. Несколько минут — и дело сделано.Это хорошо видно на снимке заставки к этой странице.

Однако от нескольких переносов еловый лапник оседает, часть его неизбежно теряется, а в шалаше открываются дырки, совсем не нужные. Вот тут-то огородить себя непроницаемой для взгляда птицы полосой материи совсем будет невредно. Кроме того, она защитит охотника и от пронизывающего ветра со снегом, что не редкость на весенних охотах. Не стоит забывать и о том, что вы пришли посидеть в шалаше на разливе не на полчаса и даже не на час. Пять-шесть часов — это норма. Надо позаботиться и о том, как вы проведёте эти часы — на холодной мокрой земле или неудобной скамеечке, сидя на ящике для подсадной утки или на надувной подушке. По собственному опыту знаю — самое лучшее, что можно придумать в таких условиях, чтобы только не затекали колени, скамеечка или стульчик, на который положен вращающийся кружок для гимнастических упражнений, а на него — кусок того же полиуретанового коврика. Комфорт вам будет обеспечен в течение всей охоты, а пятая точка не будет натёрта, как у павиана.

Про охоту. Укрытия.

Вообще-то шалаш может быть самой разной конструкции и вида. Главное, чтобы он не выделялся на общем фоне растительности, которая присутствует в данном месте, и не был слишком правильных очертаний. Можно даже применять шалаш-палатку на дюралевых дугах и с покрытием из камуфлированного материала, которая по форме напоминает невысокий стожок. Если на неё набросить маскировочную сетку, присыпать сухой травой, чтобы уж совсем замаскировать фабричное происхождение, то можно с успехом караулить дичь, особенно, если ставить её до рассвета и снимать уже ночью. Такая палатка-шалаш непроницаема не только для взгляда дичи, но и для дождя, снега и ветра. Только о бойницах не надо забывать. На осенних охотах её использовать вполне возможно, поскольку охота может продолжаться целый день. Единственное неудобство — она полностью закрыта, со всех сторон и даже сверху. Стрелять влёт из неё нельзя. Но охотничья промышленность не стоит на месте. Сегодня можно купить именно такие палатки-шалаши, укрытия-раскладушки (компактные и не очень) и многое другое. Интернет-магазины доставят вам требуемую вещь в любое место и в любое время. Это, конечно, очень удобно для охотника. Правда, они довольно громоздки, но если охотник располагает автомобилем, да ещё с прицепом, все вопросы с транспортировкой отпадают. Впрочем, на охоту нынче пешком уже давно не ходят и на электричках пригородных не ездят. Не те времена!

Поэтому все шалаши или какие-либо другие укрытия для осенних охот должны быть с открытым верхом. Необходимо только правильно рассчитать высоту стенки шалаша, чтобы налетающая птица не видела вас до последнего мгновения, и, конечно же, стараться не шевелиться на виду у дичи.

Как бы вы ни старались укрыться от дичи в шалаше, как бы его ни уплотняли, нельзя забывать о том, что делаете вы его не просто для того, чтобы понаблюдать за животными, а для того, чтобы в итоге выстрелить по дичи. Не перебарщивайте с маскировкой, помните, что успех охоты зависит не только от хорошей маскировки, но и от того, будет ли вам удобно стрелять.

Про охоту. Укрытия.

В организованных охотничьих хозяйствах, расположенных на больших водоёмах («Московское море», например), сооружают стационарные шалаши на кольях или посреди чистой воды или на краю зарослей тростника. К ним можно подъехать только на лодке. Охотники прозвали их «вениками». Издали такой шалаш действительно напоминает растрёпанный гигантский веник, стоящий вертикально в воде. Сделаны почти все они так, что уместиться там может только один человек (это в принципе правильно), но совсем ненужная экономия материалов и труда того, кто сооружал этот «веник» приводит к тому, что сидеть там почти невозможно. Теснота невообразимая, ноги затекают от сидения на узенькой жердочке, да и просвечивает он основательно, когда уже лист высохнет и облетит. Поэтому приходится самому нарезать тростник и стараться укрыться как-то понадёжнее. Или, может быть, просто мне доставались именно такие?

Про охоту. Укрытия.

Шалаш-бочка описан почти во всех руководствах по охоте. Однако воочию я не видел его ни в одном хозяйстве, не сидел в таком и рекомендовать что-либо по этому поводу не решаюсь. Честно говоря, думаю, что это просто чья-то злая выдумка. Прикиньте сами. Край бочки, закреплённой на кольях посреди воды, совсем близок от её поверхности, поэтому даже небольшая волна даже при несильном ветре обязательно будет захлёстывать вовнутрь этой бочки. Сидеть в ней, конечно же, тесно и неудобно. Стрелять можно только влёт и выстрел должен быть настолько точен, чтобы дичь была поражена наповал. Добить уплывающего подранка охотнику будет довольно проблематично по одной простой причине. Верхняя, «стреляющая» часть тела охотника: плечи, руки и голова — находятся на высоте не более полуметра над поверхностью воды. Попробуйте выстрелить из такого положения по утке, да ещё нырковой, которая почти полностью погружена в воду! Промах вам обеспечен — слишком близка линия полета снопа дроби к поверхности воды, и часть дробин (наверняка — большая часть!) упадёт в воду прежде, чем долетит до утки. Стреляя по налетающим уткам из лодки в положении сидя и сбив какую-нибудь, подранка вы постараетесь достреливать именно из положения стоя. Такой выстрел будет куда как вернее, чем тот, когда вы будете стрелять сидя.

Кстати, говоря об укрытиях и заговорив о лодке, надо вспомнить и о том, что сама лодка может быть прекрасным укрытием, шалашом на воде, если её соответственно дооборудовать. Надо, во-первых, использовать для таких охот деревянную или шпоновую килевую лодку. Они остойчивы, не гремят, как дюралевые, и не крутятся на воде, как резиновые. Вдоль бортов можно прикрепить (прибить, например) достаточно толстый шнур, чтобы вставить между ним и бортом маскирующий материал — ветки или тростник. Можно установить колышки, на которые набросить маскирующую сетку.

Про охоту. Укрытия.

Много было написано о различного рода укрытиях, сооружаемых самим охотником. Вот, к примеру, окопчик для охоты на гусей. Нет сомнения, это одно из самых надёжных и удобных укрытий на такой охоте. Однако надобно затратить немало усилий, чтобы его выкопать, убрать лишнюю землю и так замаскировать, будто никакого окопчика здесь никогда и не было. Это стоит, повторю, больших трудов, а ежели место под него выбрано неправильно и гусиная «дорога» пролегает стороной, всего-то может быть в двухстах метрах, то вся работа идет насмарку. Если для молодого, полного сил охотника вырыть за день два-три окопчика не составит большого труда, что говорить о старике, отягощенном болезнями. Скажут — да сиди ты дома и не суйся на такую охоту! Но ведь хочется стрельнуть по гусиной стае. Ой, как хочется! Вот и остается выбрать канавку, подстелить полиуретановый коврик, чтоб не простудиться, завалить себя травой или тростником и ждать своей удачи.

Лабаз — это засидка на деревьях. Обычно его сооружают для охот на медведя на овсах или у привады. Лабаз надо делать как можно незаметнее. Напрасно надеяться на то, что зверь не посмотрит вверх. Можно, конечно, добыть зверя, просто засев на ветке, но это всё-таки исключение. Надёжность маскировки — залог успеха на любой охоте.

Несколько раз мне пришлось сидеть на лабазах, сооруженных у останков задавленных медведями лосей. Первый лабаз мы с товарищем сделали, прямо скажу, неумело. Как потом выяснилось, мы прекрасно просматривались на фоне вечерней зари. Медведь пришёл вечером, учуял нас, порявкал, к мясу не подошел, а потом, словно большой мохнатый шар, «перекатился» через открытое место, поднялся над выворотнем, опираясь на него, словно оратор на трибуну, и внимательно нас разглядывал. Едва я шевельнулся, начав поднимать карабин, как он махнул в кусты.

Другой лабаз был сделан в кронах нескольких тесно стоящих сосен на высоте примерно трёх метров и неплохо замаскирован. На следующий же вечер медведь вышел к мясу, задавленному им лосенку. По зверю стреляли пять раз двое сидевших на этом лабазе, но с большого расстояния и безрезультатно. Ещё через два дня выпало сидеть на этом лабазе мне. Поднявшись на него, я подогнул несколько веток для страховки и лучшей маскировки. Медведь вышел перед закатом солнца, некоторое время стоял шагах в 40-50, разглядывая кроны «моих» сосен. Затем осторожно направился к мясу, поглядывая снизу на место лабаза, и прошёл почти подо мной всего в шести метрах. Когда он миновал меня, я удачно выстрелил ему в шейный позвонок... Вряд ли мне удалось бы это сделать, если бы лабаз был плохо замаскирован — медведь всё время посматривал в мою сторону. Я же был удовлетворен вдвойне — и потому, что добыл зверя, и потому, что хорошо замаскировался.

Когда вы делаете шалаш или лабаз и маскируете его, отойдите в сторону, туда, откуда наиболее вероятно может появиться зверь. Посмотрите на сделанное вами укрытие с уровня, с которого посмотрит он в вашу сторону. Ваше укрытие снизу, с точки зрения кабана, например, или медведя, может выглядеть совсем иначе, чем видите его вы с высоты вашего роста.

Про охоту. Укрытия.

При устройстве засидки на солонцах (в Сибири ее называют сидьба, засядка), например, на пантовке, надо обязательно учитывать направление потоков воздуха. Ведь сидьба делается только на земле, а лабаз — на деревьях, поэтому для него фактор ветра не так важен. В гористой местности, где чаще всего и закладываются солонцы и сооружаются сидьбы для отстрела пантачей, даже в тихую, вроде бы безветренную погоду, и утром и вечером по распадкам всегда немного тянет. Вечером и ночью воздух, охлаждаясь, тянет вниз по склону, а с восходом солнца, прогреваясь, вверх. Поэтому сидьбу обычно устраивают немного в стороне от подходных троп зверя и так, чтобы потоки воздуха не нанесли на него запах охотника. Сооружают её на годы, основательно, срубом.

Кроме стационарных укрытий — шалашей и палаток, ровиков и окопчиков, бочек и «веников» — существуют еще и передвижные, которые в настоящее время практически не используются. Я имею в виду различного рода передвигаемые охотником загородки и укрытия, под защитой которых можно подкрадываться к осторожной дичи. Это, например, украинский хист, укрытие для охоты на дроф, описанное во многих руководствах по охоте и представляющее собой небольшой заборчик, щиток из веток и травы, установленный на колёса. Охотник толкает его перед собой и постепенно приближается к табунчику дроф. За почти полным отсутствием дроф в угодьях «вымер» и этот хист.

Байкальские нерповщики, охотники на байкальскую нерпу, пользуются приспособлением, очень похожим на хист. Так как охота происходит на льду, вместо колёс сооружение ставится на саночки, а вместо заборчика из травы и кустиков на них укреплен щиток белого цвета. Так же, как и охотник на дроф, нерповщик толкает перед собой это сооружение, спрятавшись за ним и выставив в маленькую бойницу карабин. При определённой сноровке и терпении охотник может приблизиться к нерпичьей залежке почти на расстояние дробового выстрела, метров на 60.

Ну и простейшим укрытием, если удается им воспользоваться, может быть стадо коров или табун лошадей, а то и одиночная лошадь. Спрятавшись за ними, можно подобраться к вожделенным гусям или тетеревам, сидящим даже на открытом месте.

Однако для всех этих ухищрений нужна выдержка и терпение, которыми мы, увы, порой не обладаем и стараемся взять дичь с налету, побыстрее, а это чревато далёкими и пустыми выстрелами.

Дмитрий Житенёв

Источник: www.dmitriyzhitenyov.com

Ключевые теги: охота, укрытия, шалаш



Другие новости по теме:

Просмотров: 8 238   Автор: space 28-07-2012, 15:39    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей