Гончарный промысел, или Искусство? COMGUN
 









Гончарный промысел, или Искусство?
Гончарный промысел, или Искусство?

История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов - ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения. Наиболее древний круг - ручной.

Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него гораздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит и маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддерживать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные глиняные жгуты. Па таком круге трудно лепить одному сосуды сложной формы, поэтому в древнем Египте и Греции при формовке сложных сосудов мастер поручал вращать гончарный круг своему подмастерью.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины. Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней - маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упирается в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному вращательному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круги показано на рисунке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины - он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе г педалью совсем недорого. Диаметр рабочего круга - 25-30 см. Круг выточите из бронзы, алюминия или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.

Гончарный промысел, или Искусство?

Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рассчитайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300-850 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки. Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять простейшие сосуды сравнительно небольших размеров. Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удаления со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Глину нужно положить на круг строго по центру - гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг концентрические окружности. Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга, он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее, то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилиндрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра.

Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой. Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с, внешней стороны, формуйте плечо и шейку.

Завершайте изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в сосуде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно. При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копировании пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы. Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками. Теперь изделие нужно декорировать.

Гончарный промысел, или Искусство?

Гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную. Даже сегодня многие известные гончары предпочитают обходиться без механических приспособлений. При раскопках древний поседений в Месопотамии археологи часто находят глиняные сосуды с веревочным узором на внутренней поверхности. Узор этот остался от древнего способа формовки сосуда "на веревочной болванке".

Считается, что гончарный круг впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетии до н.э., а затем распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э. Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формировал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды.

У каждого гончара были свои заветные "копанцы", которые он тщательно скрывал и оберегал от посторонних глаз. В каждом таком "хопанце" скрывались разные глины. Найти подходящую глину - дело непростое. Не всякая глина подходит для любого вида керамики. Например, для сосудов с блестящей черной поверхностью (чернодощеной) лучше всего подходит жирная железистая глина. Это значит, что в ней мало примесей (в основном, леска) и много солей железа. Потому такая глина очень пластична, прекрасно держит форму, а после подсыхания легко выглаживается до зеркального блеска.

Цвет "живой глины" обманчив. Высохшая на воздухе, она, как правило, лишь немного светлеет. Но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет: зеленая становится розовой, бурая - красной, синяя и черная - белой. Например, мастера из села Фнлимоново под Тулой лепят свои знаменитые игрушки из черно-синей глины, которая после обжига приобретает белый, чуть кремоватый цвет. Здесь в печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали ей "живую" черную окраску. Только белая глина и после обжига остается белой.

Добыв глину, гончар складывал ее в "глинних" - специальную яму, стены которой делали из бревен, плах иди толстых досок. Яму заливали водой и выдерживали в ней глину от трех месяцев до нескольких лет. Глина мокла под дождями, стыла на морозе, парилась на солнце. При этом она разрыхлялась от многочисленных трещинок, в ней окислялись вредные органические примеси, из нее вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина в шиннике, тем качественнее она становилась. Потом приходила очередь побывать глине на "топанце". Здесь хорошо вылежавшуюся глину разминали. Делали это на полу гончарни или просто на поду избы, предварительно посыпав его песком. Проминкой глины ("топанием") занималась вся семья, в том числе и дети.

Гончарный промысел, или Искусство?

Глину топтали ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкий лист. Его скатывали в рулон, складывали пополам и опять топтали. Потом опять и опять, пока глина не превращалась в однородную массу - "глиняное тесто". Здесь же "тощую глину", то есть содержащую много песка "отмучивали" в воде. А в слишком "жирную" вводили добавки. Если предполагалось делать крупное изделие, то вводили специальные “отягощающие добавки”. Тогда осадка изделия при обжиге уменьшалась и соответственно меньше появлялось трещин.

В древности в глину добавляли "дресву" - дробленный камень - песчанник. Иногда для облегчения изделия добавляли опилки. Мастера же Средней Азии до сих пор добавляют пух тополя, рогоза или измельченную шерсть животных. И уже перед самой лепкой гончар "перебивал" глину. Для этого он катал из глиняного теста колобок, который с силой бросал на стол. Сплющившийся шар гончарной струной (стальной проволокой с деревянными ручками) разрезали пополам. Половинки снова бросали на стол и снова разрезали. При этом. струна выталкивала мелкие камешки, вскрывала оставшиеся пузырьки воздуха. И только потом, тщательно подготовленная однородная глиняная масса, попадала на гончарный круг - "кружало".

Гончарный промысел

Красота и польза для народного мастера неразрывны, как форма и содержание. Содержание для него - это форма и наоборот. Так колокол принял форму звука, и отнять у него эту форму, все равно, что отнять у человека душу.

Светское же искусство, так называемое профессиональное, в противоположность народному по определениям, которые давали ему теоретики искусства, начиная от Канта и кончая Полем Валери, например, - исключают понятие полюм. Больше того, только отсутствие пользы, по их мнению, делает произведение настоящим искусством. И это не то что они заменяют понятие пользы красотой, например, нет - красота это тоже, по их мнению, одна из разновидностей пользы, так что ее наличие еще не делает произведение настоящим искусством.

Гончарный промысел, или Искусство?

К слову сказать, известны современные мастера, которые, будучи настоящими умельцами, вдруг ушли от изготовления настоящих, утилитарных, национальных изделий в область даже не абстракции, а как бы, простите за тавтологию, овеществления вещи в себе. Они стали наготавливать полые шары, например, керамические, что само по себе непросто, с различными орнаментальными отверстиями. Может быть, они слишком примитивно стали понимать теоретиков высокого искусства, а может быть, просто заблудились среди определений и понятий, ибо утратили чувство национальности, красоты и пользы - этих трех составных частей исскусства.

Нечто подобное уже было в поэзии - вспомните дадаистов. Справедливости ради, правда, нужно сказать, что я их все-таки понимаю, как, впрочем, понимаю и дадаистов, но тут в большей степени налицо их трагедия, чем триумф. Но я продолжу свою мысль, вернее - мысль теоретиков об отсутствии пользы, которое делает искусство Искусством. Понятно, и с этим еще можно согласиться, - что пристрастное отношение к автору, к произведению - не позволяет достойно, объективно оценить его, т. к. наличие пользы, в данном случае точнее будет сказать - выгоды, мешает нам в оценке и в восприятии произведения искусства.

Но как это все бессмысленно по отношению к народному, настоящему (а эти два понятия уже давно, по-моему, стали синонимами) - большинство авторов, которых мы попросту не знаем, ибо имя им народ. Да, настоящее произведение всегда отрывается от своего автора, или по крайней мере стремится к этому. (Словно блудный сын, норой блуждает оно по миру и уже порой не важно, кто придумал Анну Каренину или Анастасию Филипповну. Это, может быть, тот случай, единственный случай, когда толпа, думая одинаково, превращается из общественных масс в народ.

Народное искусство как бы не требует зрителя, как природа - она внутри нас: и вовне. Оно на нас действует на каком-то другом уровне, вернее сказать - на всех уровнях и в первую очередь на уровне родовой памяти. Но мы его можем чувствовать и наощупь, его тепло, добро. И все это в прямом смысле, а не в переносном. Нам для его оценки не нужны вычурные, иностранные слова, которые пытаются навязать нашему языку недобросовестные искусствоведы. А нам в общем ничего не надо объяснять, т. к. нам в народном искусстве не так важно понимать, а нужно скорее быть, чувствовать, видеть и, главное, уметь сохранить лучшие традиции наших предков.

Народное искусство всегда было Простым, но не простоватым. Здесь «простота» синоним «добра» и «истины», а не «примитивности». Примитивизм, вообще, очень далек от народного творчества. Далеко не сразу, например, нашли свой материал - черный лак - старейшие мастера Палеха, способный выявить все богатство иконописной техники, т. е. я хочу сказать, что народное искусство приобрело свои формы и наполнилось содержанием не без труда. Долгие годы шлифовалось мастерство народных художников — поколениями они шли к совершенству и гармонии, отливая свои национальные чувства в различные формы линии и цвет. И эти народные формы, линии и цвет есть производные от чувства добра, красоты, любви, умиления, восторга, скорби, сострадания, гнева, радости и силы русского народа. И если нам удастся сохранить, поднять ремесла, то, может быть, тогда и наша демократия, словно глина на гончарном круге, примет национальные формы.

Гончарный промысел, или Искусство?

Гончарное искусство

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия. По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие. Гончарное искусство – история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей.

Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть. Сколько «погибло» великих кинорежиссеров до того как появилось киноискусство? Но в данном случае никто не виноват – так складывалась на земле история искусств. Но есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев.

Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки - чаще всего на воздухе. Высохшее до 19-20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать:

1. эстетику;

2. археологию;

3. историю искусств;

4. теорию конструирования форм;

5. теорию цвета;

6. основы неорганической химии;

7. основы теплотехники;

8. материаловедение;

9. общую историю культуры;

10. теорию орнамента;

11. обладать навыками работы на гончарном круге;

12. обладать навыками скульптура.

И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

Гончарный круг - это и своеобразная машина времени, ему уже более 4-х тысяч лет, а он практически не изменил своей конструкции:

1. это и тренажер;

2. это и инструмент;

3. это настройщик вашей души...

Источник: ceramics-pottery.ru

Ключевые теги: мастерская, гончарный промысел, история гончарного ремесла, гончарное искусство, гончарная керамика



Другие новости по теме:

Просмотров: 13 276   Автор: space 3-02-2013, 12:02    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей



 
Онлайн казино Плей Фортуна с бонусом за регистрацию. Вход на официальный сайт казино Плей Фортуна. Free ebooks Library zlibrary project z-library z-lib project