|
Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
История
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан. Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.
И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан». Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж». Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.
Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.
В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.
В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.
Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал. Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.
В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
Портсигар "Битва", 1930 г. Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г. Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2
Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г. Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5
Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г. Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г. Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35
Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г. Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5
Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г. Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5
Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г. Котухина Анна Александровна 1915 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19
Пластина "Палех" Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г. Папье-маше. темпера, золото.
Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г. Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4
Шкатулка "Чапаев", 1955 г. Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г. Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4
Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г. Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.
Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г. Лопатина Нина Павловна 1948 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5
Тарелка "Песня", 1979 г. Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5
Шкатулка "Фауст", 1957 г. Голиков Н.И. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г. Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5
Шкатулка "Русский лен", 1974 г. Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8
Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г. Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3
Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г. Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.
Шкатулка "Зима" 1993 г. Иванова А.Н.
Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г. Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7
Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г. Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5
Портсигар "Гвидон", 1999 г. Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5
Крышка ларца "Сказка о царе Салтане", 1934 г. Котухин Александр Васильевич 1886 г. - 1961 г. Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 21 х 27,2
Пудреница "Гусляр", 1932 г. Ватагин Алексей Иванович 1881 г. - 1947 г. Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. D-11, h-2,6
Гулянка в деревне. Портсигар. 1927 г. Зиновьев Николай Михайлович 1888 г. - 1979 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. 7,5 х 11 х 2,3
Шкатулка "Охота" 1989 г. Грибов Николай Борисович 1948 г. р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 3 x 9 x 3
Пластина "У родника" 1992 г. Ливанова Ирина Вадимовна 1937 г. р. Зотов Вадим Григорьевич 1936 г. р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 40,5 х 39
Шкатулка "Волга - русская река", 1943 г. Дыдыкин Аристарх Александрович 1874 г.- 1954 г. Папье-маше. темпера, золото, алюминий, лак. 23,2 х 18,5 x 8,5
Шкатулка "Есть на Волге утес", 1935 г. Ватагин Алексей Иванович 1881 г. - 1947 г. Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 22 х 15,5 х 4
"Сказка о коньке-горбунке" Николай Зиновьев
Ваза "Колхозное изобилие", 1952 г. Зубкова Тамара Ивановна Фарфор, керамические краски.
Источники: www.bibliotekar.ru; worldpaleh.ru
Ключевые теги: Палех, палехская миниатюра
|
|