COMGUN
 









Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)
Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Возникновение производства из папье-маше.

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Лукутинская фабрика.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Особенности федоскинской миниатюры.

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

Федоскинская артель.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008 г.) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009 г.), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.

Лаковая миниатюра. Процесс изготовления.

Процесс изготовления лаковых изделий достаточно сложен и трудоемок. При кажущейся простоте он требует большого мастерства, таланта, владения технологическими тонкостями и древними секретами, бережно передающимися федоскинскими мастерами из поколения в поколение более 2-х веков. Живопись выполняется на папье-маше, материале удивительном, обладающим уникальными свойствами, благодаря которым произведения долговечны, изящны и практичны.

Основа папье-маше - чистый древесный картон, который изготавливают в строгом соответствии с оригинальной рецептурой.

Картон раскраивают на ленты, ленты промазывают клейстером, наматывают на специальные формы, помещают в пресс, выдерживают некоторое время. Cпрессованный картон, принявший форму будущего изделия просушивают в определенном режиме от 20 до30 дней. Получается катушка - корпус будущей шкатулки. Для донышек и крышек склеивают пластины - приклад. После высыхания, катушки и приклад в специальной ванне пропитывают горячим льняным маслом. Затем просушивают в печах при больших температурах. Далее катушки и приклад распиливают на заготовки, обрабатывают на специальных шкуровальных станках, приклеивают крышку и дно, придают заготовке нужную форму. Зачищают и шлифуют. Вставляют шарнир - специальные петли, с помощью которых крышка крепится к корпусу шкатулки. Потом изделие несколько раз грунтуют, шпатлюют, просушивая каждый слой в специальных шкафах, шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Несколько раз покрывают сверху черным, а внутри красным лаком. Каждый слой просушивают. В общей сложности, на каждое изделие наносится не мене 30 лакокрасочных слоев. А весь процесс от первой операции - раскроя картона и до последней - полировки, занимает от 4 до 6-ти месяцев. И вот шкатулка готова. На внутреннюю сторону крышки ставят фирменный знак "Федоскино". А далее за работу принимаются художники-миниатюристы. Лаковая живопись выполняется масляными красками с применением объемного трехслойного письма. Такая техника является отличительной особенностью нашего промысла. Замысел будущего произведения долго вынашивается автором, делаются многочисленные наброски, эскизы, определяя тему, форму, цветовое решение и декор. Далее творческий замысел воплощается в материале. На крышку шкатулки наносят алюминиевый или бронзовый грунт. Приклеивают кусочки сусального золота, серебра, чтобы добиться более выразительного свечения красок. Иногда для получения особого эффекта используют кусочки перламутра. Затем пишется замалевок - первый слой живописи с разложением основных цветовых пятен. Замалевок покрывают несколько раз лаком, просушивая каждый слой. Приступают к перемалевку - это второй слой живописи, в котором уточняется рисунок, тщательно прописываются все детали. Опять покрывают лаком, сушат. И, наконец, третий слой - бликовка. Расставляют акценты, блики, углубляются тени.

Следующий этап - декоративное оформление корпуса. Чаще всего используется тончайший золотой орнамент - узор, выполненный тонким металлическим перышком, иногда с инкрустацией сусальным золотом. Замечательно смотрится шкатулочка, оформленная сканью. Это орнамент, составленный как мозаика, из крошечных чешуек металлической фольги. Еще один распространенный вид декора - сеточка, имитирующая клетчатую ткань. Это "шотландка". Разноцветные линии орнамента наносятся на изделие чертежным рейсфедером по лекалу или линейке.

Применяют и другие виды декоративной отделки: "цировка" (нанесение особым образом тонких блестящих волнистых линий), имитация поделочных камней (яшма, малахит), роспись под бересту, панцирь черепахи, мозаику.

После того, как вся шкатулка расписана, и краски хорошо просохли, ее несколько раз покрывают прозрачным лаком. Каждый слой просушивают, И приступают к окончательной отделке - полировке. Шкатулку натирают до зеркального блеска. И вот теперь, эта замечательная вещица, трепетно и нежно выпестованная руками федоскинских мастеров, вложившим в нее частицу своей души, может украсить ваш дом, наполнив его светом, радостью, теплом и любовью.

Техника миниатюрной живописи и декоров в Федоскинском промысле.

Федоскинская миниатюрная живопись производится масляными красками в той строгой последовательности стадий и приемов, которую теперь принято называть классической.

Приемы живописи масляными красками были разработаны в эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах и Германии. Техника масляной живописи по дереву и холсту сохранялась в общих чертах в цехах живописцев до XVIII в. и как-то сама собой перешла в искусство миниатюристов по лаку, закрепившись здесь в стройной системе специфических приемов письма, обусловленных особенностями лакового дела.

В Федоскине миниатюрная живопись имеет две разновидности, обусловленные техническими особенностями: это так называемые письмо по-плотному и письмо по-сквозному.

Письмо по-плотному. Крышка коробки в этом случае от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость. На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца. Можно приступать к живописи.

Палитрой для федоскинского художника обычно служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами, - белая палитра. В руках живописца - колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, капля которого помещается тут же, на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками. Подмалевок. Первой стадией живописи является так называемый подмалевок. Плотными, корпусными красками мастер стремится закрыть всю поверхность крышки, при этом каждый цвет как бы сплавляется, сцепляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий красочный слой, в котором только в самых приблизительных очертаниях намечаются формы изображения. В прошлом такой подмалевок нередко выполнялся двумя-тремя красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами - так называемая гризайль или полугризайль, устанавливающая тоновые соотношения изображенных предметов и определяющая светотень на них. Подмалевок требует уверенной руки и быстроты исполнения, поскольку масляная краска имеет свойство в короткое время терять эластичность. Закончив подмалевок, художник сглаживает красочные мазки нежными, воздушными взмахами беличьей кисти.

Первый слой живописи в естественных условиях сохнет два-три дня, а в сушильном шкафу - 3-4 часа. Затвердевший подмалевок покрывается слоем светлого лака. Прежде чем приступить к дальнейшей живописи, художник прочищает просушенную лаковую пленку (лак сохнет в естественных условиях в течение суток) хвощом либо порошком пемзы на влажной тряпочке. Затем, слегка протерев подмалевок льняным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый перемалёвком. В нем уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет предметов, проявляются детали. Слегка сфлейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.

Лессировка представляет собой живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Лессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета.

Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Письмо по-сквозному. В трехслойной системе письма художник-миниатюрист имеет возможность сосредоточить свое внимание поочередно на каждом приеме в отдельности, совершенствуя его и изыскивая наиболее гармоничные связи с предыдущими и последующими приемами. В этих исканиях и родилось в Федоскино так называемое письмо по-сквозному. Основываясь на светопоглощающих свойствах лессировочных красок, т.е. на их способности пропускать сквозь себя свет, федоскинские миниатюристы остроумно применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр. Металлизированный грунт под сквозное письмо создается следующим образом: на прочищенную крышку коробки наносится тонкий слой светлого лака и выдерживается на воздухе до неполного высыхания - до "отлипа"; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания лака смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недосушенную лаковую пленку.

Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем. Создание миниатюры по сквозному фону требует чрезвычайной тщательности работы во всех стадиях: в переводе рисунка, в подмалевке, перемалевке и бликовке. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее гореть с поразительной яркостью. В руках федоскинцев, таким образом, оказалась единственная в своем роде цветовая палитра, таящая в себе возможность необычайных декоративных эффектов. Особенно благородные цветовые градации дает перламутр - материал прочный, ласкающий глаз нежными цветовыми оттенками, напоминающими о солнечных лучах, блестящих облаках или о морских волнах. Огневыми, приятными для глаза всполохами загораются на федоскинских миниатюрах то небо, то нарядная одежда персонажей. Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое соединение приемов письма по-плотному и по-сквозному. Блеск лессиро-вочных красок здесь, как правило, подчиняется общему колориту миниатюры.

Орнамент. Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона мастер сбивает лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, разрабатывается коричневой краской, преимущественно умброй.

Приемы декорировки. Наряду с миниатюрной живописью и золотым, орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий шотландкой, сканью, цировкой, черепашкой и др. Шотландкой называется геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий (нанесенных рейсфедером жидкими красками с помощью линейки и угольника), образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань. Шотландка появилась в лукутинском производстве в XIX в. под воздействием английских лаковых изделий. Узор шотландка нередко гравировался резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. Затем линии подцвечивались лессировочными красками, придававшими особую цветовую игру декорированной поверхности.

Скань - это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебряных или мельхиоровых деталей - звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). Детали скани складывают в узор с помощью пинцета. После покрытия тремя слоями светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью изделия - как правило, небольшого размера.

Цировкой, или сиянием, называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. Цировка производится следующим образом: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделие покрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала. Иногда цировка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

Роспись под черепаховую кость производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. Художник мягко вплавляет в этот грунт коричневые пятна и разводы, имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий. Существовал и еще способ воспроизведения узора, по виду напоминающего черепаховую кость, - методом копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады. Такой узор назывался червячок.

В лукутинском искусстве поздней поры появилась имитация малахитового узора. Она производилась так: в ложке размешивалась зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливалась в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд; пленка прилипала к предмету, создавая на нем искомый декор.

Кроме того, в федоскинском искусстве во второй половине XIX в. существовали еще имитация красного дерева, главным образом в декорировании внутренней поверхности вещей,- методом лессировочных покрытий красно-коричневыми красками по более светлому грунту; подражание бересте - масляными красками по фону "слоновая кость". Завершающие стадии производства изделий из папье-маше.

От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков. Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом. Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира - металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия.

Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Русь святая, купола златые! (Современная федоскинская миниатюра.)

Суздаль. Вид на Покровский монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Суздаль. Вид на Покровский монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Новоиерусалимский монастырь. Вид на Воскресенский собор.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Архитектурный комплекс "Останкино".

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Москва в конце XIX века.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Вид на Даниловский монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Вид на храм Христа Спасителя.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Вид на храм Христа Спасителя.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Христа Спасителя.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Монастырь "Оптина пустынь".

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Ивановская площадь Московского кремля.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

г. Дмитров, Сретенская церковь, Успенский собор, Борисоглебский монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Успенский храм. г. Мытищи. Московская область.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Церковь Николая Чудотворца. Московская обл., Мытищинский р-н, с. Федоскино.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Красная площадь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Великомученика Георгия Победоносца на Псковской Горе.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Александровский кремль.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Казанский собор на Красной площади. Москва.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Гостиница "Россия", Храм Великомученика Георгия Победоносца на Псковской Горе, собор Знаменского монастыря.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Новодевичий монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Новодевичий монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Старая Москва.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

***

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

***

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Христа Спасителя.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Василия Блаженного.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Исакиевский собор.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Успенский собор.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Покровский собор на Рву.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Василия Блаженного.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Троице-Сергиева лавра.

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

Храм Спас на Крови

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)

***

Федоскинская миниатюра. Часть 1. Русь святая, купола златые! (40 фото)



Ключевые теги: Федоскинская миниатюра, история промысела, Федоскинская артель, миниатюрная живопись, Лукутинская фабрика, лаковая миниатюра



Другие новости по теме:

Просмотров: 26 883   Автор: space 15-01-2014, 15:47    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей