|
Г. Я. Федотов Книга "Секреты бондарного ремесла" Издательство "Экология", г. Москва, 1991 г.
Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным. Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I—II векам до нашей эры.
В честь завоевания Дакии, ставшей одной из европейских провинций римской империи, в 113 году в Риме была возведена 38-метровая колонна Траяна. Ее опоясывала спиральная лента с рельефными изображениями, состоящая из 23 витков. Историки нередко называют уникальный рельеф каменной энциклопедией римской жизни того периода. На нем были изображены сцены военных действий, строительство мостов и дорог, перевозка грузов по Дунаю и другие события. Особую историческую ценность представляют тщательно выполненные изображения всевозможных строений, кораблей, повозок и самых различных бытовых предметов. Удалось отыскать в этой каменной энциклопедии и изображения бондарной посуды. Один из рельефов изображал корабль с бочкой на борту. Четыре другие бочки (видимо, приготовленные к погрузке) лежали на берегу. Большие бочки, имеющие вытянутую форму, использовались римлянами для перевозки масла, вина и питьевой воды. Рельефы дали возможность судить о форме и приблизительных размерах бочек, но, разумеется, ничего не могли рассказать о материалах, из которых их делали.
Неожиданная археологическая находка на территории современной Венгрии, входившей на заре нашей эры в состав северных европейских провинций Римской империи, словно сошла с одного из рельефов колонны. Это была большая вытянутая бочка. В средней части она имела диаметр около 1 м и длину около 2 м, ширину каждой клепки от 13 до 14 см при толщине 2 см. Проведенный анализ показал, что клепки были сделаны из сосновой древесины.
Остатки бондарных изделий были найдены при раскопках городища Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII— X векам. О высоком уровне развития бондарного ремесла на Руси в X—XV веках стало возможным судить благодаря археологическим раскопкам древнего Новгорода. Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарной посуды: обручам, клепкам и донцам. После реконструкции стало очевидным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках. Древние мастера в совершенстве владели искусством изготовления бочек, кадок, ведер, подойников, ушатов, лоханей, шаек, жбанов, кружек и стаканов. Многие из этих видов бондарной посуды дошли до наших дней без каких- либо существенных изменений. Конструкция и форма деревянной посуды, найденная в глубокой древности, благодаря своей простоте, рациональности и практичности, оказалась удивительно живуча.
Вряд ли можно хотя бы приблизительно сказать: где и когда появилась бондарная посуда. Несомненно одно, что ее предшественницей была долбленая посуда, сделанная из целого ствола дерева. Нет сомнения в том, что первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы — уготованные самой природой полые объемы. Возможно, произошло это не без подсказки животных, которые испокон веку использовали дуплистые деревья как надежные и теплые жилища.
Один из рельефов колонны Траяна. 113 год кашей эры. Сосновая бочка из Аквинкума (территория современной Венгрии) Над созданием полых цилиндров природа обычно «трудится» многие годы. У деревьев, пораженных грибком, разрушаются в первую очередь сердцевина и окружающие ее старые годичные слои. Более молодая древесина, прилегающая к коре, продолжает жить и развиваться, каждый год увеличиваясь еще на один слой. Постепенно труха перегнивает, оседая вниз, а стенки дупла становятся сухими и гладкими.
В древности во многих странах, в том числе и на Руси, широко было распространено бортничество. Пчеловоды-бортники примечали в лесу деревья, в дуплах которых жили пчелы, а когда наступала пора, собирали душистый целебный мед на лесных пасеках. Особенно славился мед-липец, извлекаемый из дуплистых стволов старых лип. Но лесные улья были неудобны тем, что часто находились далеко от жилья и отстояли на многие километры друг от друга. Да и охотников до лесного меда в лесу было хоть отбавляй. Чтобы собрать все ульи вместе и держать их под присмотром, участки ствола с дуплом выпиливали и перевозили в одно место, поближе к дому. Из ульев-дуплянок постепенно образовывались большие пасеки. Над ульями укрепляли крышу из коры, но нередко вместо нее использовали подстриженный соломенный сноп. Когда от старого роя отделялась молодая семья, пасечник переселял ее в новое, заранее заготовленное дупло. Если готовое дупло приобрести не удавалось, то приходилось его долбить из толстой колоды самому. Так называемые пробойные ульи в лесном краю можно было встретить повсюду. В выдолбленный цилиндр вставляли одно или два дна. Улей-долбленка с одним дном назывался наворотнем, а с двумя — стояном. Заодно из полого ствола липы, вставив в специально вырезанные пазы (уторы) донышко, мастерили посуду для хранения меда — так называемые дуплянки-липовики или чиляки. Дупляная и долбленая посуда применялась также для хранения масла и всевозможных сыпучих продуктов, таких, как мука и зерно.
Рано или поздно, но на стенках ульев и посуды появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде — был изобретен обруч. Долбленки и дуплянки, чтобы предотвратить растрескивание, начали стягивать всевозможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились, ставшие классическими, деревянные и металлические обручи.
Набивая обручи на дуплянку или долбленку, мастер обратил внимание на малозаметное, но очень существенное обстоятельство. Отпиленная от ствола дерева колода с одного края всегда была несколько толще, чем с другого. То есть, если подходить более строго, то поверхность ствола дерева не цилиндрическая, как принято считать в обиходе, а коническая. По мере удаления от корня ствол дерева постепенно сужается, превращаясь на вершине в тончайшую веточку. Это явление принято называть сбежистостью. Дети особенно остро воспринимают сбежистость деревьев, правда, утрируя ее. Рисуя, например, ствол березы, они сужают его к вершине так, что он становится похожим на перевернутую морковь. На небольшом участке сбежистость, хотя и мало заметна, но при набивании обручей она дает о себе знать. Вскоре она стала союзником древодела, изготовляющего обручную долбленую посуду. Мастер обратил внимание, что при перемещении обруча с узкой части посуды на широкую древесные волокна сжимались с такой силой, что исчезли даже мельчайшие трещины. Чтобы усилить эффект, едва заметную конусность стали усиливать. Кадки - добленки, имеющие большую конусность, были обнаружены при раскопках древнего Новгорода.
Использование конусности посуды для прочного стягивания ее обручами — это второй крупный шаг навстречу изобретению бондарной посуды, В книге «Занимательная геометрия» Я. И. Перельман пишет: «Интересно рассмотреть также вопрос: почему, собственно, бочкам придается такая неудобная для обмера форма — цилиндра с выпуклыми боками? Не проще ли было изготовить бочки строга цилиндрические? Такие цилиндрические бочки, правда, делаются, но не деревянные, а металлические (для керосина и т.п.)».
На поставленные вопросы писатель отвечает так: «Выгода та, что, набивая на бочки обручи, можно надеть их плотно и туго весьма простым приемом: надвиганием их поближе к широкой части. Тогда обруч достаточно сильно стягивает клепки, обеспечивая бочке необходимую прочность.
Кадки - добленки Нижний Новгород По той же причине деревянным ведрам, ушатам, чанам и т.д. придается обычно форма не цилиндра, а усеченного конуса: здесь также тугое обхватывание изделия обручами достигается простым надвиганием их на широкую часть».
Трудно сказать, как был сделан решающий шаг, который привел к изобретению клепок. Возможно, рассматривая дощечки, на которые рассыпалась окончательно растреснувшаяся долбленка, мастер подметил, что каждая из них имеет желобчатую форму, а боковые кромки скошены под определенным углом. И вот тот момент, когда у безымянного мастера возникла мысль изготовить такие дощечки специально, чтобы потом собрать из них деревянный сосуд, стянув его обручами, можно считать изобретением бондарной посуды. По значению его можно сравнить разве что с изобретением гончарного круг.
И дело не только в том, что новая технология получения деревянной емкости стала менее трудоемкой, но и еще и потому, что диаметр посуды перестал зависеть от толщины древесного ствола. Появилась возможность из дощечек, выколотых из относительно тонких стволов деревьев, получать посуду любого размера. Бондарная техника решила проблему изготовления крупных сосудов, необходимых в различных отраслях промышленности. Огромными чанами были оснащены древние кожевенные мастерские.
Бондарная посуда применялась и в химической практике, например при изготовлении свинцовых белил. В главе «Указ, как белила делать» из «Правил епископа Нектария», написанных в конце XVI века, говорится: «... влить три перста в кадь дрожжей и свинец кружки ставити в дрожжах на решетку стоймя...»
Высокий профессиональный уровень изготовления бондарной посуды позволяет предположить, что среди древоделов уже тогда выделились отдельные мастера, которые занимались исключительно изготовлением бондарной посуды, то есть бочары-профессионалы. В новгородских писцовых книгах, относящихся к XVI веку, упоминаются профессии, связанные с обработкой дерева. Среди них дощаников 11 человек, гребенников 12, токарей 38 и бочаров 16.
В кузнечных цехах старинных предприятий также нельзя было обойтись без скромного бондарного чана: в нем охлаждали и закаляли поковки. Небольшие чаны или просто кадушки были врыты в землю и в кузнице деревенского кузнеца.
«Кадиши большого размера» были главной частью оборудования винокуренных заводов. Чтобы содержать квасильные чаны в рабочем состоянии, их периодически чистили и ремонтировали. Рабочий, приставленный к чанам, назывался чанопалом. Откуда произошло такое название профессии, станет понятно, стоит только ознакомиться со способом, к которому раньше прибегали при очистке или, как бы мы сейчас сказали, дезинфекции квасильных чанов. В чан загружали сухую солому и подпаливали. Чанопал следил за тем, чтобы пламя выжигало остатки барды, но ни в коем случае не обугливало клепок.
Порой старинным заводам требовались деревянные сосуды, высота которых во много раз превышала диаметр. В литейном цехе Звенигородского пушечного завода при литье пушек использовали бондарные опалубки. Цилиндр из длинных клепок-досок, стянутый 12 железными обручами, с находящейся в нем формой опускали в сруб, врытый в землю.
На заводах, фабриках и в мастерских чаны использованы для хранения воды. Нередко чаны-водоемы врывали в землю примерно на две трети. Это давало возможность держать воду холодной. Первую бумажную массу как в Китае, так и в Европе готовили в деревянных чанах. Открытие русского ученого Б. Якоби привело к созданию в XIX веке цехов гальванопластики, которые есть теперь на каждом современном заводе. Потребовались огромные ванны, в которых можно было бы осуществлять электролиз. Они должны были быть не только достаточно вместительными, но и устойчивыми к воздействию электролита. Сейчас эту задачу легко решают благодаря использованию новых материалов. Но тогда таким материалом было только дерево. Выручили чаны.
Так или иначе бондарная техника оказала влияние в самых различных областях человеческой деятельности. Принцип изготовления бондарной посуды нередко использовался народными мастерами при изготовлении музыкальных инструментов, точнее их раструбов. Так, в северных областях России раструб рожка делали из двух клепок, каждая из которых представляет собой половинку изогнутого конуса. Обе части раструба обвивали берестой, и они играли роль обручей. Использование принципа, на котором основано изготовление бондарной посуды, еще более четко прослеживается в польском народном духовом инструменте — свирели. Ее раструб состоит из двух клепок, которые стянуты деревянными или металлическими обручами.
Влияние бондарной техники сказалось и в обозном деле при изготовлении тележных колес. Особенно это явно прослеживается в колесе, обод которого собран из косяков. Каждый косяк прижимается к другому (подобно клепкам) скошенными кромками с помощью металлической шины (подобно обручу). Средняя часть колеса — ступица стягивается четырьмя обручами» как и любая бондарная посудина. Поэтому совсем недаром она имеет одинаковый корень со ступой. Ведь в их конструкции есть много общего.
Если внимательно присмотреться, то применение принципа обручной посуды можно встретить в крестьянском быту довольно часто. Вот вертится вокруг своей оси, лязгая цепью, ворот колодца. Барабан его — цилиндрический кряж, с торцов которого, как на кадушку, набиты металлические обручи. В каждом крестьянском доме есть коса. Чтобы коса держалась на деревянном черенке-косовище, нужно набить на него кольцо — так называемую «баньку», по сути дела тоже обруч.
Бондарный чан в бумажной мастерской. Со старинной гравюры.
Бондарная посуда в сельской кузнице . Красота бондарного изделия всегда находится в самой непосредственной связи с его конструктивной особенностью. Рациональная и остроумная конструкция не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность и красоту. Бондарная посуда — это одно из редких изделий, в которых приемы соединения деталей друг с другом не только не скрываются, а, наоборот, нарочито подчеркиваются. Так, деревянные обручи, основное назначение которых связывать воедино клепки, в любом бондарном изделии играют роль простейшего рельефа в виде валика, более или менее выступающего над фоном. За счет увеличения количества обручей орнаментальный поясок становится более широким. Красоту изделия подчеркивает и ритмичное расположение обручей на боковой поверхности бондарной посуды.
Распределяя обручи на бондарном изделии, бочар не только стремится к высокой его прочности, но и подсознательно добивается гармоничного сочетания обручей. Они образуют простейший рельеф на поверхности бондарного изделия в виде ритмически повторяющихся валиков.
Гармонии способствует еще и удачное распределение массы материала. Так уж устроен человеческий глаз (и тут в не малой мере повинен закон всемирного тяготения): он привык видеть нижние части предметов (например, ствола дерева) более массивными, чем те, что расположены ближе к вершине. Чем выше, тем меньше масса древесного ствола. Учитывается эта закономерность и в архитектуре. Верх здания должен всегда казаться легче, чем низ. Эти же правила, порой подсознательно, соблюдает бочар, если необходимо изготовить устойчивый сосуд большой емкости. У такой посуды основание более широкое, чем верх. Впечатлению массивности способствуют дополнительные обручи, набитые внизу.
О совершенстве формы кадушки и бочки говорит и тот факт, что на протяжении многих столетий развития художественных ремесел она служила образцом для подражания. Самый близкий к бочару мастер — токарь по дереву, нет-нет, да и выточит бочонок с ложными обручами в виде барильца на подставке или коробки для специй, имеющие форму бочонков. Уж больно привлекательна для токаря форма бочонка, так и хочется сделать нечто подобное резцом. Но токарь все же такой же древодел, как и бочар. Материал у них один, только приемы обработки разные. К тому же бочару иногда тоже приходится на время становиться токарем, когда, скажем, ему нужно выточить горлышко для фляги или гвоздь (пробку) для бочки. Так что в этих ремеслах есть какая-то живая связь и в их взаимовлиянии нет ничего удивительного. Но ведь форма бондарней утвари исстари в не меньшей мере привлекала внимание мастеров, работающих с самыми различными материалами, даже с металлами: гончаров, стеклодувов, токарей и кузнецов. В XVIII веке украинские умельцы выдували из цветного стекла горизонтально расположенные бочонки на подставках внизу и горлышком с притертой пробкой вверху, так называемые барильца. Выполненное свободным дутьем тулово опоясывали декоративные обручи из стекла другого цвета. Подобные сосуды изготовляли из глины и гончары (разумеется, при декоративной отделке готового керамического изделия они исходили из особенности этой техники). Подобные сосуды, только уже предназначенные для переноски жидкостей, делают современные керамисты, К тулову бочонка, изготовленному на гончарном кругу, вместе с донышками и декоративными обручами прикрепляли, кроме ножек с горлышком, также дугообразную ручку. Большим разнообразием отличается использование бондарных форм в токарном деле. Они словно просятся под резец токаря по дереву. Токарные изделия, выполненные, так сказать, по мотивам бондарной посуды, пожалуй, отличаются не меньшим разнообразием, чем керамическая и стеклянная посуда. Например, форму бочонка могут иметь кухонные коробки для сыпучих продуктов, кружки, солонки, подставки для ложек и многое другое. Широко известны выточенные в виде бочонков копилки из села Полхов Майдан Горьковской области. Охотно используют в точеных изделиях бондарные формы мастера Золотой Хохломы.
Подражание бондарной посуде стеклодувов, гончаров и токарей можно еще объяснить и тем, что в основе многих изделий лежат тела вращения: благодаря этому форма бондарной посуды легко воспроизводится. Неоднократно обращались к этой форме и мастера, работающие с металлом. Английские путешественники, посетившие в середине XVI века Москву, поражались обилию находившейся в распоряжении царского двора серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами.
Когда во второй половине XVIII века Тула и ее окрестности стали центром производства самоваров в России, между фабри¬ками и небольшими мастерскими возникла острая конкуренция. Поиск новых форм приводил художников по металлу подчас к неожиданным решениям. Вплоть до первой половины XIX века на фабрике Василия Ломова в Туле выпускались из желтой меди самовары в виде бочонка.
Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»
Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка
Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки
Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа
Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты
Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава
Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи
Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава
Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады
Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды
Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне
Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок
Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки
Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка
Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд
Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек
Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки
Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок
Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце
Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец
Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»
Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики
Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек
Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица
Ключевые теги: мастерская, ремесло, бондарное ремесло, искусство бочара
|
|