COMGUN
 









Мозаика. Часть 2. Материал
Глава II Материал

Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри применяют все породы древесины в виде строганого или лущеного шпона. Шпон для мозаики должен быть более сухим (абсолютной влажностью 4 - 6%), чем для облицовывания. Это предотвращает появление трещин в шпоне после приклеивания набора.

Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависят от правильного использования природных декоративных свойств древесины - ее текстуры, цвета, блеска.

§ 5. Текстура древесины

Текстура - это рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания элементов ее строения. Чем сложнее строение древесины и разнообразнее сочетания отдельных ее элементов, тем богаче текстура. На характер текстуры влияют следующие факторы: ширина годичных слоев и степень различия в окраске ранней и поздней зоны годичного слоя; наличие и размер сердцевинных лучей; направление волокон от комлевой чести к вершине, которое может быть прямолинейным и волнообразным; свилеватость, наблюдающаяся особенно резко в наплывах и капах; центрическое и эксцентрическое расположение годичных слоев в поперечном сечении.

Характер текстуры во многом зависит от того, какая часть дерева взята для раскроя (стволовая, комлевая или у развилин крупных ветвей и наплывов на стволе), а также от способа получения шпона и направления разреза древесины при строгании или лущении (радиальное, тангенциальное, тангенциально-торцевое).

Древесину без выраженного рисунка с поверхностью ровного спокойного цвета, на которой едва заметно направление волокон, имеют черное дерево, груша, липа. Бестекстурные участки шпона можно найти почти в каждой породе. Бестекстурную древесину применяют для создания спокойной цветной плоскости, чаще фона мозаики, а также для мелких деталей в геометрическом орнаменте, прожилок и окантовок.

Мелкокрапчатый рисунок древесины получается от разреза сердцевинных лучей. Такой текстурой обладают бук, дуб, чинара.

Муаровый рисунок встречается в таких породах, как красное дерево, серый клен, береза (волнистая), древесина которых имеет шелковистый волнообразный отлив. Муаровые узоры используют в пейзажных композициях, а также в крупных растительных орнаментах.

Полосатый рисунок характерен для красного дерева, ореха, палисандра. Текстура древесины состоит из узких или широких темных полос, получаемых при радиальной плоскости разреза. Текстуру с хорошо выраженными полосами используют для больших фрагментов в сюжетных наборах и в геометрических орнаментах.

Волнистый рисунок иногда получается вследствие специфических условий роста дерева, но чаще искусственно при строгании пород дерева с полосатой текстурой специальным ножом. Волнистые узоры не следует применять для мелких деталей. Легкая, нерезкая волнистость хорошо воспринимается на больших плоскостях.

V-образный рисунок - это рисунок с расходящимися от основания полосами, он получается вследствие тангенциального разреза годичных слоев и характерен для всех пород с различной окраской ранней и поздней древесины. Такой рисунок используют в сюжетных наборах.

Криволинейный рисунок является следствием ненормальных условий роста дерева (искривление ствола, образование нароста) и получается при тангенциальном разрезе таких пород, как орех, карагач, ясень. Его используют в пейзажах, при изображении животных, птиц и т. п.

Раковинный рисунок встречается в комлевой части дерева и у развилин ветвей таких пород, как кавказский орех, карагач, ясень. На относительно ровной поверхности древесины попадаются раковины с перепутанным рисунком линий и темными пятнами. Представляет большую ценность для сюжетных наборов.

Рисунок «птичий глаз» представляет собой отдельно разбросанные раковины с пятнами разных размеров, обвитыми перепутанными линиями. Текстура «птичий глаз» получается от непроросших почек, образовавшихся под корой у таких пород, как клен, ясень, карельская береза, украинский тополь. Рисунок применяют в сюжетных наборах и крупных орнаментах.

Наплывные рисунки - самые живописные, они обладают высокими декоративными качествами. Капы и наплывы дают сплошной рисунок из перепутанных линий и пятен. Это наиболее ценный материал для сюжетных наборов.

Выбор породы древесины с текстурой, соответствующей рисунку мозаики, требует внимания и высокой квалификации как художника, дающего принципиальное решение, так и мастера, осуществляющего его замысел.

§ 6. Цвет и блеск древесины

Цвет древесины прежде всего зависит от ее породы, но даже у древесины одной и той же породы цвет может быть различен. Так, древесина ореха обладает широким диапазоном цвета от желтого до почти черного, с различными оттенками желтого и коричневого цветов. Многообразна градация оттенков у древесины груши, явора и других пород.

Условная классификация пород по цвету древесины

Белый . . . . . . . . . . . . . . . . береза, клен, осина, липа, граб, ель, пихта
Серый . . . . . . . . . . . . . . . . . грецкий орех, хурма, ясень, белая акация (ядро)
Черный . . . . . . . . . . . . . . . . эбэновое дерево, макасар
Коричневый светлый . . . . . . орех, каштан, карагач, дуб, груша
Коричневый темный . . . . . . орех, палисандр, абрикос, тик
Красный . . . . . . . . . . . . . . . манлюра, падун, махагони, ольха
Красно-фиолетовый . . . . . . амарант
Бурый . . . . . . . . . . . . . . . . дуб, карагач, лиственница, кедр, орех, тис, бук,
махагони
Розовый . . . . . . . . . . . . . . . груша, бук, ольха, чинара, яблоня
Желтый . . . . . . . . . . . . . . . . лимонное дерево, самшит, белая акация (за¬болонь), карельская береза, сосна

Данная классификация показывает, что наибольшее количество пород древесины имеет розовато-бурые и красновато-коричневые тона, меньшее» -желтые и сравнительно небольшое количество пород - красный, черный и серый тона Однако используя богатство оттенков каждой породы древесины, а также возможность улучшения и изменения естественного цвета древесины крашением, мозаичник может создавать наборы любого колорита.

Цвета отдельных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, т. е. вступают в определенные отношения, создавая цветовую гамму. Отношение цветов может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что определяется конкретной задачей. Цветовое решение мозаики подчиняется художественному содержанию набора, его назначению. Если набор предназначен для украшения мебели, его цветовое решение должно быть увязано с назначением, формой и цветом украшаемого предмета.

Для достижения цветовой гармонии следует руководствоваться общими законами цветоведения, знать свойства цветов и закономерности их сознания.

К свойствам цветов, имеющим значение при выполнении мозаики, относятся следующие: кажущееся удаление или приближение цветной поверхности к зрителю; слияние цветов на расстоянии; способность цвета влиять на кажущееся увеличение или уменьшение размеров детали; свойство казаться теплыми или холодными; изменение цвета при искусственном освещении.

Кажущееся удаление или приближение к зрителю цветных поверхностей играет важную роль в решении мозаичных наборов. Часто в наборах при неправильно выбранной степени интенсивности цвета, светлоты или контрастности отдельные элементы «вырываются» или «проваливаются», нарушая колористическую цельность мозаики.

Ввиду того что мозаика может восприниматься не только вблизи, но и в некотором отдалении, достаточном для проявления смешения цветов, в поисках контраста фона и деталей изображения следует учитывать, какие цветовые пятна на расстоянии могут слиться, а какие останутся видимыми. То же можно сказать о текстуре, видимость которой меняется в зависимости от отдаленности предмета.

Светлые элементы на темном фоне кажутся нашему глазу больше, а темные на светлом фоне - меньше истинных размеров. Это надо учитывать при выборе масштаба деталей и цвета в орнаментах и при определении отношения цвета изделия к декоративной мозаичной вставке.

При искусственном освещении изменяются цветовой тон и яркость элементов мозаики. Нередки случаи, когда удовлетворительное в условиях естественного освещения цветовое решение при освещении лампами накаливания разрушается, цвета становятся блеклыми или грязными.

Расширить и обогатить палитру мозаичнику помогает умелое использование законов восприятия цвета, в частности закона хроматического контраста.

Прежде чем говорить о сущности закона, следует напомнить, что все цвета разделяются на две группы: ахроматические, представляющие собой белый, черный и все промежуточные серые цвета, и хроматические, включающие все оттенки спектра. Шесть основных цветов спектра принято изображать в виде секторов цветового круга, расположенных в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Сущность закона хроматического контраста заключается в следующем: восприятие цветового объекта (связанное с особенностью нашего глаза) зависит от окружения, в котором он находится, так как цвета взаимно влияют один на другой;

противоположные цвета спектра (в цветовом круге), такие, как желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый, по отношению один к другому наиболее контрастны; помещенные рядом, они усиливают яркость и насыщенность друг друга;

при соседстве двух близких по тону цветов, таких, как оранжевый и желтый, желтый и желто-зеленый, синий и сине-зеленый, насыщенность обоих цветов уменьшается, ахроматический тон на цветовом фоне приобретает цветной оттенок, контрастный этому тону (т. е. серый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на синем - оранжевый, на зеленом - красноватый).

Серовато - белый граб на оранжевом фоне становится белее, приобретая синеватый оттенок, на зеленоватом фоне - розоватый оттенок, на фиолетовом - лимонно - желтый. Древесина красно-коричневых тонов (красное дерево) на красном фоне принимает приглушенный сероватый оттенок, на зеленом становится краснее и темнее. Древесина ореха серо-коричневого тона на фоне красного дерева приобретает зеленоватый оттенок, на светло – желтом - синеватый, а на зеленом - красноватый. На розовом фоне очень ярким становится нежный зеленый тон.

Таким образом, применяя закон хроматического контраста, можно добиться впечатления нужного цвета там, где его фактически нет.

Если на однотонную поверхность слабой насыщенности нанести ажурный рисунок интенсивного цвета, то цвет фона приобретает оттенок, близкий к цвету рисунка. Такой прием объединяет цвета.

Влияние контраста снижается, если границу сопряжения цветов обвести узким, но резким темным или светлым контуром. Кроме того, контур повышает четкость рисунка Темный контур создает впечатление тени, а светлый - канта. Оконтуривание мозаичных вставок узкой полоской черного дерева широко применялось в классической мебели.

Цвет и текстура древесины не всегда постоянны. Цвет ее со временем меняется: красное дерево и дуб темнеют, береза желтеет, палисандр чернеет и т. д. Меняется цвет и под слоем лака, нанесенного на поверхность: древесина становится темнее, причем разные породы темнеют в разной степени. Текстура древесины под лаком, как правило, проявляется, становится ярче. Чтобы определить, как будет выглядеть тот или иной шпон под лаком, надо слегка смочить его водой.

Блеск - способность направленно отражать световой поток. Как известно, строго направленное отражение и, следовательно, наибольший блеск наблюдаются при освещении идеально гладких, зеркальных поверхностей. В отличие от них матовые поверхности, имеющие однородные неровности, отражают световой поток не направленно, а рассеянно, равномерно во все стороны.

Поверхность древесины, даже самым тщательным образом обработанная, весьма далека от зеркальной, однако на продольных разрезах древесины встречаются участки со сравнительно небольшими структурными неровностями, вызывающими появление бликов, отсветов.

Степень блеска зависит от породы, плоскости разреза, наличия сердцевинных лучей. Характер блеска древесины у разных пород неодинаков: полуматовым (сатиновым) блеском обладает древесина бука, дуба, граба, тополя, березы, яблони, груши, липы; шелковистым - чинара, кедр, клен; муаровым - береза, серый клен, лавровишня и др. У некоторых пород бывает искристый блеск (отдельные блестящие точки).

Блеск и цвет древесины зависят не только от ее природных свойств, но и от условий освещения, что называют светоотражением древесины. Под светоотражением древесины подразумевают способность к изменению оттенков в зависимости от угла падения светового луча по отношению к направлению волокон и месту расположения зрителя: При поворачивании поверхности древесины по отношению к источнику света или при перемещении зрителя наблюдаются переливы светотени: матовые места становится блестящими, темные - светлыми, и наоборот, а цвет древесины меняет опенок, приобретая золотистый или серебристый отлив.

Светотеневые переливы - ценное декоративное качество древесины, позволяющее обогатить ее текстуру при создании мозаичных наборов типа паркета. Это свойство древесины нужно учитывать при выполнении сюжетных композиций и портретов.

§ 7. Изменение цвета древесины

Крашение. При выполнении мозаичных работ нужно стремиться применять натуральную древесину, не подкрашивая ее. Однако в некоторых случаях возникает необходимость изменить цвет шпона, усилить или ослабить его естественный тон, а также имитировать одну породу под другую. Для этих целей применяют глубокое крашение шпона.

Красители для глубокого крашения древесины должны характеризоваться высокой растворимостью, светопрочностью под лаковой пленкой, термической стойкостью при температуре 120 - 140 °С, при которой производится облицовывание. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают кислотные красители и протравы.

Для глубокого крашения шпона применяют кислотные красители для древесины красно-коричневых тонов - кислотный темно-красный, красновато-коричневый № 3, ЗВ, изменяющие оттенок красного дерева и имитирующие под него другие породы. Для имитации и подкрашивания орехового дерева используют светло-коричневые красители № 7, 16, 16В, 163, 17, орехово-коричневый № 12, темно-коричневый № 8Н, кислотные коричневый и темно-коричневый.

К протравам относятся химические реактивы, способные вступать в реакцию с дубильными веществами, содержащимися в древесине. В результате реакции образуются соединения, изменяющие цвет древесины.

Примером действия протрав может служить окраска мореного дуба - древесины, пролежавшей многие годы в естественных водоемах (реках, озерах) и имеющей синевато-серый или зеленовато-коричневый цвет. Окраска дуба возникает в результате взаимодействия древесины с растворенными в воде железистыми и другими солями.

В качестве протрав нашли широкое применение хлорное железо и сернистое железо (железный купорос), хлорная медь и сернокислая медь (медный купорос), двухромовокислый калий - бихромат калия (хромпик), марганцовокислый калий.

При использовании для глубокого крашения кислотных красителей приготовляют растворы с концентрацией красителя 1 - 3%. Краситель растворяют в кипяченой или смягченной кальцинированной содой (0,1 - 0,5%) воде, нагретой до 60 - 70 °С. После полного растворения красителя раствор фильтруют через два слоя марли и охлаждают до комнатной температуры.

Для приготовления протравы реактив растворяют в воде при температуре 18 - 20 °С. Раствор отстаивают в течение 1 ч, а затем сливают. Составы протрав приведены в табл. 1.

Приготовляют и хранят растворы красителей и протрав в стеклянной, керамической или эмалированной посуде.

Предназначенные для окрашивания кусочки шпона с помощью шлифовальной шкурки очищают от возможных загрязнений и жировых пятен. Затем влажной губкой удаляют с них пыль и погружают в раствор.

Мозаика. Часть 2. Материал

Для сквозного прокрашивания шпон выдерживают в растворе в течение 5 - 6 сут.

О цвете окрашенного шпона можно судить только через 2 - 3 сут после его полного высыхания. Чтобы получить желаемый тон окраски, необходимо сделать пробные выкраски. При этом надо учитывать следующее.

Когда применяют кислотные красители, окраска наружных слоев шпона получается более интенсивной, чем внутренних, текстура завуалирована. Дни получения равномерного тона и проявления текстуры наружный слой шпона шлифуют.

При использовании протрав цвет окраски зависит от содержания и древесине дубильных веществ, а так как оно может быть различным у разных кусков шпона одной и той же породы, то цвет этих кусков может получиться неодинаковым. При этом окраска по толщине шпона получается равномерной, текстура не вуалируется.

Для более равномерной окраски шпона при глубоком крашении рекомендуется применять комбинированные растворы, состоящие на 2/3 из раствора кислотного красителя и на 1/3 из протравы - железного купороса или хромпика.

Отбеливание. Чтобы получить при окрашивании более чистые и яркие юна, а также с целью осветления цветового тона древесину отбеливают. Для этого используют следующие составы:

перекись водорода Н2О2 в виде 30 % - ного раствора с добавкой к нему 2% нашатырного спирта для активизации действия. Куски шпона погружают в раствор на 30 - 40 мин, затем выдерживают их на воздухе в течение 70 -30 мин, после чего промывают теплой водой и высушивают;

щавелевую кислоту в виде 5 - 6 % - ного водного раствора. Шпон погружают в раствор температурой 40 - 50°С и выдерживают в нем в течение 5 - 6 ч. После обработки поверхность шпона нейтрализуют 3 - 4%-ным раствором питьевой соды;

универсальный отбеливатель для тканей в виде 5 - 10 % - ного раствора и воде. Шпон погружают в раствор температурой 50 °С и выдерживают в течение 30 - 40 мин, после чего промывают в теплой воде и высушивают.


При отбеливании древесины не следует помещать в один раствор шпон разных пород. Каждую породу обрабатывают отдельно.

Обжиг. Древесину обжигают, чтобы получить более темный тон или плавный переход от светлого к темному тону для достижения объемного эффекта. Наиболее простой способ - обжиг в горячем песне.

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 °С. В горячий песок кладут заготовленные для обжига куски шпона и выдерживают там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей мозаики должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально: нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, поэтому нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом получают тон, переходящий от светло-желтого до темно - бурого. Следует учитывать, что при шлифовании поверхность шпона несколько посветлеет.

Техника безопасности. Крашение, отбеливание и обжиг древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном приточно- вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, столами с кафельным покрытием и шкафами для хранения красителей и реактивов.

Порошки красителей и химические реактивы (протравы) необходимо хранить в плотно закрытой посуде из темного стекла или керамической в прохладном месте. Для каждого вещества должна быть соответствующая этикетка.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты и при попадании на кожу могут вызвать ее раздражение. Необходимо соблюдать осторожность при переливании растворов во избежание попадания брызг в глаза. Пары некоторых веществ ядовиты, поэтому работать с ними надо в вытяжном шкафу.

Для вымачивания шпона следует применять эмалированные или пластмассовые ванны с крышками, так как растворы не стойки к действию света и легко вступают в реакцию с металлами. Растворы нужно приготовлять в небольшом количестве перед использованием.

Электронагревательные приборы для обжига шпона должны быть установлены на металлическую или асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух. Куски шпона следует держать пинцетом, а погружать их в песок - с помощью металлического шпателя или ножа.

§ 8. Характеристика пород древесины

Акация белая - порода, завезенная в СССР из Северной Америки, от желтоватого (заболонь) до зеленовато-серого или желтовато-серого (ядро) цвета. Обладает красивой текстурой с заметными полосами, обусловленными годичными слоями: ранняя зона годичных слоев занята кольцом крупных сосудов, мелкие сосуды в поздней зоне образуют группы в виде черточек, точек или коротких извилистых линий, узкие сердцевинные лучи создают шелковистый блеск на радиальном разрезе. Древесина отличается высокой твердостью, прочностью, режется трудом, хорошо окрашивается и отделывается.

Амарант имеет красновато - фиолетовый цвет, крупную выразительную текстуру с заметными темно-коричневыми полосами и черточками, которые образуют крупные сосуды на радиальном разрезе. Древесина плотная, твердая, после отделки становится темно-бурой с черными прожилками.

Береза обыкновенная - порода белого цвета с желтоватым оттенком. Применяется в виде лущеного шпона. Текстура, имеющая иногда муаровый рисунок и шелковистый блеск, слабо выражена. Красивую текстуру имеют наплывы березы - капы. Древесина однородна по плотности, хорошо режется, окрашивается и отделывается; имитирует красное дерево, орех, серый клен.

Береза карельская - беловато-желтого цвета с розоватым или бурым оттенком, текстура яркая, своеобразная, с рисунком в виде небольших коричневых черточек или извилин. Древесина твердая, довольно хрупкая, хорошо отделывается.

Бук имеет древесину от розовато - желтого до красновато-бурого цвета с неярко выраженными годичными слоями. Красивая текстура с блестящими крапинками на радиальном разрезе обусловлена большим количеством крупных сердцевинных лучей. На тангенциальном разрезе они создают темные тонкие штрихи. Древесина твердая, прочная, режется с трудом, хорошо окрашивается, имитируя орех, красное дерево; при лакировании почти не изменяет цвета.

Граб - порода с очень плотной древесиной беловато - серого цвета со слабо выраженной текстурой; хрупкий, часто растрескивается, режется с трудом, хорошо окрашивается. Применяют в виде мелких вставок, имитируя кость и черное дерево.

Груша имеет прочную древесину, однородную по плотности, с приятным розовато-коричневым цветом и слабо выраженной текстурой; хорошо режется и окрашивается; имитирует черное и красное дерево.

Дуб - порода с резко выраженной крупной текстурой, обусловленной хорошо заметными годичными слоями, крупными сосудами и сердцевинными лучами, образующими на радиальном разрезе светлые полоски в виде язычков пламени, а на тангенциальном - темные штрихи. Цвет древесины - от желтовато - белого до желтовато - коричневого с сероватым или зеленоватым оттенком. Древесина твердая, ломкая, режется с трудом, хорошо окрашивается протравами.

Карагач - крупнососудистая порода с хорошо видимыми годичными слоями, образующими крупную текстуру, особенно красивую на тангенциально-торцовых разрезах и в капах. Волнистые годичные слои и сердцевинный лучи создают муаровую текстуру с шелковистым блеском. Цвет древесины красновато-коричневый с зеленоватым или фиолетовым опенком. Древесина твердая, плотная, хорошо поддается обработке.

Клен - порода с однородной по плотности, твердой и прочной древесиной, имеющая несколько разновидностей. Наиболее ценятся у мозаичников иконы явор и «птичий глаз». Явор имеет желтовато-белую древесину с шелковистым блеском и слабо выраженными годичными слоями. Древесина клена хорошо окрашивается и отделывается, но режется с трудом.

Лимонное дерево - порода с твердой и хрупкой древесиной желтовато- золотистого цвета с выразительной ленточной текстурой и блестящими пятнами, обусловленными свилеватостью волокон; режется с трудом, содержит эфирные масла, что необходимо учитывать при отделке.

Махагони (красное дерево) - одна из наиболее распространенных иноземных пород в современном мебельном производстве. Древесина разнообразна по цвету - от желтовато - розового до красновато-бурого, имеет выразительную ленточную текстуру с чередованием блестящих и матовых полос; крупнососудистая, твердая, при резании нередко крошится; хорошо окрашивается и отделывается.

Ольха обладает древесиной, которая в свежесрубленном состоянии белая, но на воздухе быстро приобретает красновато-бурый цвет; текстура со слабо выраженными буроватыми крапинками, пятнышками, черточками. Древесина однородная по плотности, мягкая, хорошо режется и окрашивается; имитирует красное дерево.

Орех грецкий имеет древесину, отличающуюся разнообразием цветовых оттенков - от зеленовато-серых до красновато-коричневых. Для текстуры характерны большие извилистые полосы разных оттенков, темные точки и черточки, равномерно распределенные по годичным слоям. Особенно красива древесина капов. Разновидность ореха - орех анатолийский - отличается выразительной текстурой в виде темных прямых или слегка извилистых полос на золотисто-сером фоне. Древесина плотная, прочная, хорошо режется и отделывается.

Осина - порода с мягкой и легкой древесиной белого цвета, иногда с легким зеленоватым или голубоватым оттенком; текстура слабо выражена; поверхность древесины гладкая с блеском. Древесина хорошо режется, окрашивается и отделывается.

Палисандр - южно-американская порода с древесиной пурпурно - коричневого или шоколадно-бурого цвета, с черными и темно-коричневыми полосами, иногда с фиолетовым оттенком. Текстура крупная, выразительная, с темными короткими черточками, образованными крупными сосудами. Древесина очень плотная, режется с трудом, содержит эфирные масла, затрудняющие отделку; со временем темнеет.

Платан (чинара) - ядровая порода с ядром красновато-бурого цвета и заболонью желтовато-серого цвета. Древесина с яркой крапчатой текстурой и высоким блеском на радиальном разрезе, благодаря широким сердцевинным лучам; хорошо отделывается, но режется с трудом из-за высокой твердости.

Самшит - порода с очень твердой и прочной древесиной светло- желтого цвета. Текстура с едва заметными прожилками слабо выражена. Древесина режется с трудом; имитирует кость.

Тик - порода с древесиной желтовато-бурого цвета. Текстура крупная, выразительная за счет темных, слегка волнистых полос, идущих вдоль годичных слоев, напоминает текстуру ореха; на радиальном разрезе мелкие сердцевинные лучи создают шелковистый блеск. Древесина плотная, довольно прочная и твердая, маслянистая на ощупь. Вследствие содержания эфирных масел отделка затруднена.

Ясень имеет древесину серого цвета с розоватым или желтоватым опенком. Текстура резко выражена, рисунок в виде полос, образованных четко разграниченными годичными слоями. Древесина крупнососудистая, твердая, хрупкая, с матовой поверхностью. Режется с трудом, часто крошится по годичным слоям. Применяют для набора фона и крупных планов.

Книга «Мозаика и резьба по дереву»
Т.А. Матвеева
г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.


Мозаика. Часть 1

Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Мозаика. Часть 4. Приемы выполнения мозаики

Мозаика. Часть 5. Орнамент

Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент

Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент

Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент

Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе

Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора

Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу

Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора

Ключевые теги: мозаика, материал, текстура древесины, цвет древесины, блеск древесины, изменение цвета древесины, обжиг, отбеливание, техника безопасности, характеристика пород древесины



Другие новости по теме:

Просмотров: 1 605   Автор: space 27-04-2021, 16:44    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей