|
Приемы выполнения мозаики
Изготовление мозаичных наборов из шпона включает подготовку рисунка, изготовление деталей-элементов мозаики и соединение их в общую композицию.
§ 11. Подготовка рисунка для мозаичного набора
При выборе рисунка для мозаики необходимо учитывать уровень подготовки исполнителя и ассортимент имеющихся пород древесины. Для простых орнаментальных работ, с которых рекомендуется начинать упражнения, необходимы 2 - 3 породы, для сложных сюжетных наборов 15 - 20. Выбранный рисунок по характеру должен соответствовать назначению украшаемого предмета, а по композиции - его размерам и форме.
Если выбранный рисунок не подходит по размерам, его увеличивают или уменьшают с помощью фотографии, эпидиаскопа или размерной сетки. При этом рисунок делят на квадраты и нумеруют их. Далее на чистый лист наносят такое же количество нумерованных квадратов, но большего (при увеличении) или меньшего (при уменьшении) размера. Контуры рисунка с каждого квадрата оригинала переносят на соответствующий квадрат листа.
При увеличении (уменьшении) рисунка следует учитывать художественные особенности оригинала, нельзя произвольно увеличивать или уменьшать егo. Степень проработки рисунка (количество и размер деталей), достаточная при малом размере, может оказаться недостаточной при его резком увеличении, что сделает мозаику бедной и грубой. И, наоборот, рисунок большого размера с большим количеством деталей при уменьшении может оказаться дробным и потеряет свою цельность и выразительность.
После того как получен рисунок нужного размера, его переводят на кальку. Кальку используют как рабочий рисунок, а оригинал сохраняют для проверки набора или повторения мозаики.
Если мозаику выполняют способом набора в шпон, то рисунок с кальки переводят через копировальную бумагу на шпон, служащий фоном, пользуясь твердым, остро отточенным карандашом или вязальной спицей.
При наборе в бумагу рисунок переводят без копировальной бумаги. На лист плотной бумаги накладывают рабочий рисунок и твердым карандашом продавливают его, следя за тем, чтобы не было пропусков. На бумаге остается след в виде углубленных линий. Намеченный контур прорисовывают мягким карандашом, делая линии тонкими и четкими.
При переводе рисунка на шпон или бумагу надо помнить, что набор ведут по левой (нелицевой) стороне, т. е. по той стороне, которая будет наклеена на изделие, поэтому рисунок, не имеющий симметрии, при переводе должен иметь обратное (зеркальное) изображение. Для этого кальку с рисунком переворачивают обратной стороной, а затем переводят рисунок.
§ 12. Изготовление деталей
Резание полосон-штапиков. Чтобы освоить резание штапиков, сначала упражняются на относительно мягких и однородных по плотности породах древесины (березе, тополе, орехе), а затем на более твердых и хрупких (буке, дубе, ясене). Штапики режут вдоль, поперек и под углом к волокнам древесины.
Рис. 19. Изготовление деталей мозаики: а - резание узких полосой штапиков, б - резание полосой поперек волокон, в - резание фигур с острыми углами, г - резание по окружности, д - резание закруглений с малым радиусом, е - резание деталей по шаблону
Лист шпона размечают на полоски, проводя параллельные линии кончиком ножа. Затем по разметке накладывают металлическую линейку и плотно прижимают ее к листу. Нож держат, как карандаш, с небольшим наклоном по направлению движения (рис. 19,а). Не следует наклонять нож вправо или влево. Прижав лезвие ножа к линейке, одним-двумя движениями отрезают полоску шпона.
При резании вдоль волокон шпона древесины твердых пород (дуба, ясеня, карагача) нож, если его неплотно прижимать к линейке, может пойти по слою древесины, т. е. не прямолинейно. Во избежание этого при нарезании полос с продольным направлением волокон делают несколько резов без сильного нажима на нож.
При нарезании полосок с поперечным направлением волокон сначала во избежание разрыва шпона по волокну следует надрезать ближний к себе край (рис. 19,б).
При нарезании полосок под углом к волокнам (особенно из неоднородной по плотности древесины) во избежание разрывов шпона по волокнам, нож ведут осторожно, постепенно прорезая один годичный слой за другим.
При изготовлении широких полос шпон режут по линейке ножом - пилкой.
Изготовление прямолинейных и криволинейных деталей. Прямолинейные геометрические фигуры нарезают из полосок шпона. Полоски необходимой ширины размечают на квадраты, треугольники, ромбы и разрезают ножом по линейке.
Чтобы овладеть навыком быстро и чисто резать геометрические фигуры, следует вырезать их от руки без линейки, внимательно следя за правильностью и чистотой вырезания углов. Чтобы вершины острых углов не обламывались, резание выполняют в направлении от вершины угла (рис. 19,в).
При серийном производстве мозаичных наборов детали в виде прямолинейных геометрических фигур нарезают по шаблону с помощью ручного резака-гильотины или штампов.
Криволинейные детали, если они не велики по размеру и требуются в небольшом количестве, вырезают обычно ножом от руки. При известном навыке этот способ становится самым быстрым. При вырезании криволинейных фигур, особенно из шпона твердых и хрупких пород (дуб, ясень, лиственница), необходимо правильно выбрать направление резания - резать по слою древесины так, чтобы угол между направлением движения ножа и направлением волокон был менее 90° направлением волокон был менее 90° (рис. 19,г). При этом нож как бы скользит вниз по ступенькам, образованным годичными слоями. Резать в этом направлении легко, срез получается гладким и чистым, без задиров. Нажим на нож переменный - больше, при перерезании твердой зоны древесины и меньше при перерезании мягкой зоны, при этом кончик ножа не должен выходить из древесины.
Закругления с малым радиусом выполняют в виде многоугольника (рис. 19,д).
Для изготовления большого количества одинаковых криволинейных фигур используют шаблон. На лист шпона накладывают шаблон, придерживая его левой рукой, плотно прижимая к шаблону нож, вырезают деталь (рис. 19,е).
Круги, кольца, овалы вырезают с помощью циркуля-резака. Шкала циркуля позволяет без разметки получать круги нужного диаметра. Циркуль устанавливают на шпон и, осторожно нажимая на резец, несколькими проходами вырезают круг.
При вырезании кольца прорезают сначала внутреннюю окружность, затем, увеличив раствор циркуля, наружную. При этом шпон закрепляют на подкладном щите с помощью шпилек.
Часть овала, образованную окружностью, вырезают с помощью циркуля или лекала, а места сопряжений - от руки ножом. При достаточном навыке овалы вырезают только от руки.
Сложные криволинейные детали мозаики - завитки, виньетки, е они невелики и требуются в небольшом количестве - вырезают тол от руки.
Если набор состоит из крупных криволинейных деталей из двух или трех пород древесины, целесообразно одновременно выпиливать лобзиком детали-вставки, и фон. Для этого листы шпона наклеивают на бум, чтобы придать им большую прочность, складывают в пачку и скрепляют углам клеем или скрепками.
Чтобы на нижнем листе шпона при пилении не образовались задиры и вырывы волокон, под пачку подкладывают дополнительный лист лущеного шпона. На верхний лист наносят рисунок мозаики. На небольшом расстоянии от рисунка ручной электрической сверлильной машиной просверливают отверстие, через которое пропускают пилку лобзика.
Лобзик держат с небольшим наклоном вправо. Пиление производят медленными плавными движениями, без сильного нажима на пилку.
При пилении по прямой линии лобзик надвигают на материал, при пилении по кривой пилка работает на месте, а шпон надвигают на пилку. Таким образом изготовляют деталь-вставку и фон одновременно, что обеспечивает точное и плотное их соединение.
В данном случае вставки изготовляют вслепую, так как текстура внутренних листов шпона не видна, поэтому необходимо заранее подобрать направление волокон вставок и фона и расположить эти листы соответствующим образом.
При серийном производстве для получения криволинейных деталей несложной формы используют штампы-просечки. Лист шпона кладут на торцевую деревянную плиту или брус, на шпон устанавливают штамп, подобрав нужное направление волокон, и ударом молотка вырубают деталь.
При больших сериях наборов криволинейные детали изготовляют на штамповочном прессе с помощью матрицы и пуансона.
§13. Фигурный набор шпона
Набор шпона при облицовывании может быть простым и фигурным (рис. 20). Простым называют набор, в котором годичные слои в сметных делянках шпона расположены параллельно. Различают три варианта простого набора: продольный (в рост) 1, поперечный 2 и косой 3.
Фигурным называют набор, в котором годичные слои в смежных делянках шпона образуют геометрический рисунок. Различают следующие виды фигурного набора: в елку 4, в шашку 5, крестом 6, в конверт 7, в круг или многоугольник 8. Во всех видах фигурного набора заложен принцип симметрии и зеркального отражения рисунка древесины в смежных или противолежащих делянках шпона.
Для фигурного набора используют породы древесины с яркой, выразительной текстурой, обусловленной главным образом разницей в окраске ранней и поздней древесины годичных слоев, например хвойные породы, а также дуб, ясень, карагач, красное дерево. Наиболее ярко годичные слои выявляются на тангенциальном и тангенциально-торцевом разрезах. Особого эффекта можно достичь при искривлении или волнистости годичных слоев. Фигурный набор, выполненный из разных по цвету пород древесины, является простейшим видом мозаики.
Красота фигурного набора зависит не только от правильного подбора текстуры древесины, но и от качества его изготовления. Процесс изготовления фигурного набора включает в себя следующие операции: раскрой шпона, фугование кромок, ребросклеивание.
Шпон раскраивают в плотно зажатых пачках, чтобы листы шпона в них не смещались. На верхнем листе пачки делают разметку, по которой ее разрезают на делянки сначала в поперечном направлении или под углом к волокнам, а затем в продольном. Раскрой выполняют по прижимной линейке ножом-пилкой. В некоторых случаях применяют шаблон. Так, для получения набора в круг на листе бумаги вычерчивают круг и делят его на восемь частей. На одну восьмую часть делают шаблон. Из пачки отбирают восемь листов шпона, и по шаблону ножом вырезают восемь делянок.
Чтобы получить после раскроя ровные и гладкие кромки, резать следует медленно и осторожно, плотно прижимая резец к линейке или шаблону.
В производственных условиях шпон раскраивают на гильотинных ножницах, бумагорезательных машинах или круглопильных станках.
Если после раскроя между приложенными одна к другой кромками нет просвета, фугования кромок не требуется. Неровные кромки фугуют. В мастерской для этой цели применяют ручной фуганок. При этом пачку шпона зажимают в донце или струбцинами между прокладками. В условиях предприятия фугование кромок выполняют на кромкофуговальных станках.
Ребросклеивание шпона производят с помощью клеевой ленты на бумажной основе. Клеевой слой ленты должен обладать быстрой схватываемостью и высокой клейкостью.
Подготовленные делянки шпона раскладывают на столе и подбирают по текстуре. Левой рукой плотно поджимают две соединяемые делянки, а правой рукой поперек стыка наклеивают кусочки клеевой ленты в нескольких местах, чтобы скрепить делянки (для смачивания ленты нужно иметь под рукой влажную губку). При соединениях делянок, особенно при наборах в елку, крестом в круг, нужно следить за тем, чтобы рисунок не сдвинулся и получилось зеркальное отражение его в смежных кусках. Убедившись в том, что рисунок подогнан точно, по всему шву проклеивают клеевую ленту и тщательно проглаживают ее притирочным молотком. После того как делянки склеены в один лист, во избежание трещин и сколов на его торцевые кромки или по всему периметру наклеивают клеевую ленту.
На готовом наборе не допускаются такие дефекты, как расхождение или нахлестка кромок, смещение текстуры, отставание или сдвиг клеевой ленты и морщины на ней.
При умелом использовании текстуры древесины фигурный набор можно : применять как декоративный элемент в изделиях мебели. Примером тому может служить шкафчик работы русского мастера начала XIX в. А. Тура (рис. 21).
§14. Выполнение мозаики типа паркета (паркетри́)
Мозаичные наборы паркетного типа, выполненные из простых геометрических фигур — квадратов, прямоугольников, ромбов, параллелограммов, могут быть разнообразными по композиции (см. приложение). Несложные в исполнении эти наборы очень декоративны и нашли широкое применение для украшения деревянных изделий (мебели, шкатулок).
Наборы типа паркета в зависимости от характера рисунка и мастерства исполнителя выполняют разными способами: путем соединения отдельных элементов клеевой лентой, наклеиванием элементов набора на бумагу с помощью клея, путем вставки элементов набора в фон (шпон или бумагу) и закрепления вставок клеевой лентой.
Набор из прямых полосок. Полоски-штапики шириной 5 - 6 мм режут вдоль волокон из шпона двух сочетающихся по текстуре и цвету пород древесины, например красного дерева и темного ореха. Затем полоски соединяют с помощью клеевой ленты (рис. 22,а). Склеенный лист можно обрезать под углом и получить набор с косым расположением полосок. Прямоугольники с косым расположением штапиков склеивают по продольным кромкам, предварительно ровно обрезав их, и получают набор в елку, набор крестом или более сложный паркетный набор (рис. 22,б,в).
Ширина полосок должна быть одинаковой. Полоски должны быть соединены точно и плотно.
Набор из квадратов и ромбов. При выполнении набора из квадратов для шахматной доски (рис. 23) из темного (орех) и светлого (клен) шпона нарезают одинаковые по ширине штапики с продольным направлением волокон. Чередуя темные штапики со светлыми, их склеивают клеевой лентой (рис. 23,а). Затем по металлической линейке разрезают склеенную заготовку поперек волокон на восемь полосок такой же ширины, как штапики. Полоски смещают влево и вправо на ширину одного штапика и склеивают их, лишние квадраты отрезают (рис. 23,б).
Шахматное поле можно окантовать узкой полоской - прожилкой из клена и ширмой полосой - фризом из ореха (рис. 23,в). Прожилки из кленового шпона приклеивают по сторонам шахматного поля так, чтобы их концы заходили за углы и перекрещивались. Ножом прорезают обе полоски под углом 45°. Стык заклеивают. Так же приклеивают широкие полоски фриза.
Набор из ромбов (рис. 24) выполняют так же, как и набор из квадратов, только склеенную заготовку режут на полоски по диагонали. Набор окаймляют фризом с узкой прожилкой.
Набор из повторяющихся геометрических фигур. При изготовлении набора из простых по форме и повторяющихся геометрических фигур (рис. 25) можно применить способ наклеивания его элементов на бумагу. Для этой цели используют кальку или крафт-бумагу.
Бумагу с нанесенным на нее рисунком (рис. 25,а) закрепляют на доске или фанере. Определяют количество отдельных элементов - деталей мозаики - и изготовляют их из листов шпона разных пород (клен, мореный дуб, дуб) (рис. 25,б). Набор начинают с левого верхнего угла. Небольшой мягкой кисточкой намазывают глютиновым клеем поверхность первой детали и наклеивают ее лицевой стороной на бумагу согласно рисунку. Затем наклеивают вторую деталь вплотную к первой и т. д. (рис. 25,в). Таким образом ряд за рядом наклеивают все детали.
Для проверки качества выполнения мозаики готовый набор просматривают на свет: между отдельными элементами не должно быть просветов.
Этот способ выполнения набора наиболее прост, но не обеспечивает высокого качества - стыки деталей не всегда получаются плотными.
Лучшее качество наборов достигается при выполнении мозаики путем вставки элементов набора в фон. Упражнения следует начать со вставки простых геометрических фигур; квадратов, ромбов, прямоугольников, постепенно переходя ко все более сложным формам.
Вставки независимо от их формы выполняют одними и теми же приемами. Сначала контур вставки с рабочего рисунка через копировальную бумагу наносят на фоновый шпон (рис. 26,а).
Рисунок наносят не на лицевую, а на обратную сторону шпона. Если форма вставки не имеет симметрии, ее контур наносят в обратном (зеркальном) изображении.
Нанесение рисунка и вырезание гнезда не по лицевой, а по обратной стороне будущей мозаики производится по следующим соображениям. Во-первых, для более плотного соединения гнезда и вставки, так как щель, оставляемая ножом, имеет на нижней (лицевой) стороне шпона минимальную ширину, а на верхней - максимальную. Во - вторых, так как стыки гнезда и вставки заклеиваются по лицевой стороне (чтобы после приклеивания набора можно было снять бумагу), рисунок на обратной стороне набора остается видимым, не закрытым клеевой лентой.
Гнездо точно по контуру вырезают ножом от руки. Следует помнить, нож держат, как карандаш, но без наклона в сторону. Его следует наклонять только по ходу движения, иначе щель между вставкой и фоном будет широкой и заметной. (Направления движения ножа на рис. 26,б показаны стрелками.)
Вырезанную по контуру деталь накалывают на кончик ножа и вынимают из фона (рис. 26,б). Если деталь не вынимается, не следует ее выламывать нужно сделать повторный рез по контуру гнезда. После этого под образовавшееся гнездо подкладывают лист шпона, предназначенный для вставки находят нужное положение листа, при котором текстура и направление волокон вставки соответствуют задуманным (рис. 26,в). Прижав левой рукой оба листа так, чтобы они не смещались, кончиком ножа обводят контур гнезда. При этом нож немного наклоняют внутрь гнезда, а его кончик плотно прижимают к стенкам гнезда, чтобы получить точную копию отверстия. На шпоне вставки должен остаться тонкий след от ножа, повторяющий контур гнезда (рис. 26,г). По намеченному контуру вырезают вставку, соблюл направления резания, указанные стрелками на рис. 26,г. Нож держат вертикальной плоскости с небольшим наклоном по ходу движения.
Лист шпона, являющийся фоном, и вырезанную деталь переворачивают на лицевую сторону. Вставку вставляют в гнездо, приглаживая стыки концом ручки ножа так, чтобы фон и вставка лежали в одной плоскости. Вставку закрепляют клеевой лентой, заклеивая все стыки между фоном и вставкой (рис. 26,д,е).
В качестве упражнения можно выполнить вставку из восьми ромбов (рис. 27). Задача этого упражнения - добиться точного и плотного соединения вставки с фоном. Все ромбы должны быть одинаковыми по форме и размерам. Направление волокон в них должно совпадать с направлением лучей. Для выполнения вставки используют следующие породы древесины: для фона - светлый орех, для ромбов - бук и темный орех.
Порядок выполнения набора может быть различным. Можно последовательно вырезать гнезда в фоновом шпоне и заполнять их вставками - ромбами, каждый раз переворачивая набор. При многократном переворачивании хрупкий шпон фона может порваться, поэтому целесообразен другой порядок выполнения набора. Ромбы вырезают и склеивают в восьмиконечную звезду, которую накладывают на лист фонового шпона, подобрав нужное направление волокон. Кончиком ножа очерчивают звезду - вставку так, чтобы на фоновом шпоне остался тонкий след от ножа. Вырезают гнездо, переворачивают шпон и вставляют звезду в фон. Стыки заклеивают клеевой лентой. Набор обрезают по форме квадрата и окаймляют узкой полоской из красного дерева или темного opexa.
Набор с объемным изображением (рис. 28). При выполнении на бора (рис. 28,а) используют три по роды древесины: клен - для светлых ромбов, красное дерево - для светлых четырехугольников, темный орех - для темных.
Для получения объемности изображения направление волокон у всех элементов набора должно быть разным. Необходимо использовать свойство древесины по-разному отражать падающий на нее свет в зависимости от направления волокон. Это позволяет получать светотень даже при применении в наборе одной породы.
В данном наборе направление волокон в деталях из клена должно быть горизонтальным, а из ореха и красного дерева - вертикальным или перекрестным (параллельным большим сторонам четырехугольников).
Паркетри́ выполняют способом набора в шпон. На фон (кленовый шпон) наносят рисунок мозаики. Затем, начиная с верхнего левого угла, вырезают одно за другим гнезда и вставляют в них кусочки из ореха и красного дерева. При этом не следует вырезать подряд несколько гнезд, каждое следующее гнездо вырезают после того, как заполнено вставкой и заклеено предыдущее, иначе шпон фона может порваться.
Готовый набор можно окантовать узкой прожилкой из ореха и более широким фризом из красного дерева. Таким набором, строгим по форме и небольшим по размеру, можно украсить крышку шкатулки или прикроватной тумбочки.
Паркетри́ с объемным изображением можно изготовить и из более сложных по форме деталей (рис. 28,б). В этом случае также применяют три породы: клен, красное дерево (светлые детали) и орех. Направление во¬локон у самых светлых деталей из клена горизонтальное, у остальных - вертикальное. Объемность изображения создается за счет формы элементов и разницы в их светлоте.
Мозаика может быть выполнена способом набора в бумагу. На бумагу наносят рисунок набора. Затем накладывают бумагу с рисунком на кленовый шпон, подобрав нужное направление волокон шпона. Прижимая бумагу к шпону, вырезают и гнездо, и намеченную деталь, прорезая и шпон, и бумагу одновременно. Вырезанную деталь вставляют в гнездо и закрепляют с помощью клеевой ленты с обратной стороны бумаги. Бумагу накладывают на ореховый шпон и вырезают следующую деталь одновременно с гнездом. Деталь вставляют в гнездо бумаги и заклеивают. Таким образом постепенно вырезают все детали и заполняют рисунок на бумаге кусочками шпона.
Книга «Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева г. Москва, «Высшая школа», 1989 г.
Мозаика. Часть 1
Мозаика. Часть 2. Материал
Мозаика. Часть 3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Мозаика. Часть 5. Орнамент
Мозаика. Часть 6. Геометрический орнамент
Мозаика. Часть 7. Растительный орнамент
Мозаика. Часть 8. Геральдический орнамент
Мозаика. Часть 9. Сюжетный набор. Рисунок в сюжетном наборе
Мозаика. Часть 10. Сюжетный набор. Выполнение сюжетного набора
Мозаика. Часть 11. Наклеивание мозаичного набора на основу
Мозаика. Часть 12. Отделка мозаичного набора
Ключевые теги: мозаика, приемы выполнения мозаики, подготовка рисунка для мозаичного набор, резание полосон-штапиков, фигурный набор шпона, выполнение мозаики типа паркет, набор из прямых полосок, набор из квадратов и ромбов, набор из повторяющихся геометрических ф
|
|