COMGUN
 









Секреты бондарного мастерства. Часть 12. Изготовление конической бондарной посуды
Г. Я. Федотов
Книга "Секреты бондарного ремесла"
Издательство "Экология",
г. Москва, 1991 г.


Из клепок с конической и цилиндрической поверхностью изготовляют бондарную посуду, имеющую самое разнообразное применение в быту. Широкое распространение получили всевозможные кадки для солений и квашений, колодезные бадьи и ведра, подойники, ушаты и многое другое. Несмотря на разнообразие формы, размеров и отдельных деталей, в основе их лежит одна и та же форма - усеченный конус. Добившись успеха в изготовлении посуды с коническим остовом, например, кадки, без особых затруднений можно сделать также ведро, кружку, бадью и другую утварь, имеющую ту же основу. Рассмотрим более подробно последовательность изготовления самой простой бондарной посудины с коническим остовом - кадки.


Последовательность изготовления клепок и посуды, имеющих коническую боковую поверхность: 1 - стесывание клепки под заданными углами, 2 - строгание внешней стороны скобелем и рубанком с прямым лезвием, 3 - обработка внутренней стороны теслом, горбатым скобелем или галтелем, 4 - фугование кромок на бондарном или столярном фуганке

На первых порах следует изготовить кадушку небольших размеров из клепок, имеющих длину не более 30 см. Сделав нужный шаблон, выполняют черновую обработку клепок. Наружную сторону каждой клепки слегка округляют, а узкие грани скашивают топором Затем приступают к чистовой обработке наружной стороны на бондарной скамье прямым стругом или на столярном верстаке рубанком. Точность обработки проверяют шаблоном, который всегда должен быть под рукой. Следующий этап - строгание внутренних сторон клепок. Чем меньше диаметр бондарного изделия и шире клепки, тем глубже выбираемый желоб. Вчерне глубокий желоб выбирают теслом, а чистовую обработку выполняют на бочарной скамье горбатым скобелем. Если клепку обрабатывают на столярном верстаке, то вогнутую поверхность строгают галтелем.

В бондарной посуде клепки сопрягаются друг с другом узкими боковыми кромками. Чем точнее выполнена их фуговка, тем плотнее они прилегают друг к другу и тем надежнее и прочнее бондарная посуда. Эту истину подтверждает пословица, родившаяся в среде древоделов «Не клей держит, а фуганок», то есть точная подгонка фугованием. Длинные клепки строгают специальным бондарным фуганком, установленным на подставке. Для строгания коротких клепок можно приспособить столярный фуганок или полуфуганок с длиной подошвы 700 и 500 мм. Настроенный фуганок зажимают в столярных тисках вверх подошвой. Подлежащие фугованию кромки клепок должны быть отесаны топором под одним углом, точность которого предварительно проверяют шаблоном. Поэтому в процессе строгания ни в коем случае нельзя изменять угол наклона клепки относительно подошвы фуганка. Цель фугования - не в изменении или уточнении угла наклона, а в выравнивании поверхности кромок. Как только из-под ножа фуганка выйдет непрерывная широкая стружка, строгание сразу же прекращают, поскольку это верный сигнал, что поверхность кромки стала ровной и гладкой.


Продолжение: 5 - последовательность сборки остова, 6 - набивание рабочего уторного обруча, 7 - проведение торцовой линии рейсмусом, 8 - опиливание торцов, 9 - обработка внутренней поверхности остова скобелкой, 10 - выравнивание краев рубанком-горбачом, 11 - снятие фасок, 12 - нарезание утора

Кромки мелких бондарных клепок, имеющих длину до 150 мм, можно выравнивать с помощью шлифовальной шкурки (наждачной бумаги). Шлифовальную шкурку накладывают на ровную гладкую доску, прижимают с двух сторон узкими рейками и прибивают гвоздями. Так же, как и при строгании, клепку устанавливают под определенным углом, не изменяя его до тех пор, пока кромка не станет гладкой.

Сборка остова

Соединенные вместе кромками и стянутые обручами клепки-боковики образуют так называемый остов бондарного изделия. Временно его собирают с помощью металлических рабочих обручей. Их должно быть два: один соответствующий диаметру верхней части, другой - основанию бондарного изделия.

Сборку конического остова, в данном случае кадушки, начинают с малого обруча. Примерно на равном расстоянии друг от друга к нему прикрепляют с помощью зажимов три опорные клепки. Придерживая каждую вставляемую клепку рукой, заполняют пространство сначала между двумя опорными клепками, а затем и между остальными. Когда все клепки будут вставлены, с помощью набойки и молотка малый рабочий обруч осаживают так, чтобы клепки, составляющие остов, сомкнулись как можно плотнее. После этого на остов надевают большой (нижний) обруч, который также осаживают набойкой.

Собранный остов торцуют, то есть опиливают края пилой по риске, проведенной с помощью рейсмуса. Бондарной скобелкой удаляют внутри остова различные неровности, особенно в стыках клепок. Затем края остова строгают рубанком-горбачом. После этого снимают прямым стругом фаску с внутренней стороны торцов. Она предотвращает скалывание торцов и облегчает вставку донышка в уторы. Завершают окончательную обработку остова нарезкой утора-желобка, в который вставляется донце.


Изготовление донца

Для донца стараются подбирать более широкие и толстые дощечки. Чем меньше стыков у дна, тем оно надежнее. Клепки с отфугованными кромками временно сплачивают на верстаке. Чтобы найти радиус будущего донца, ножки циркуля ставят в углубления утора и опытным путем подбирают такой его раствор, который разделил бы периметр утора на шесть равных частей. Этим же раствором циркуля проводят окружность на сплоченных клепках. Затем в пределах круга на стыках клепок наносят риски, указывающие места установки шпилек. Клепки освобождают из зажима и в кромках напротив рисок сверлят отверстия, в которые вбивают деревянные шпильки. Вместо деревянных можно также применять стальные, которые изготовляют из гвоздей или из листового металла, идущего обычно на обручи. Полоску металла рубят на клинышки, которые острым концом забивают в клепки, а оставшиеся торчать концы расплющивают.


Продолжение: 13 - изготовление донышка (а - торцовка плоских клепок, б - нахождение величины радиуса уторного паза, в - вычерчивание круга, г - соединение клепок шпильками, д - выпиливание донышка, е - снятие фасок), 14 - ослабление уторного обруча, 15 - вставка донышка в уторный паз, 16 - осаживание обручей набойкой, 17 - замена рабочих обручей на постоянные, 18 - готовый бондарный сосуд

Сбив клепки, донышко строгают с двух сторон и еще раз проводят окружность вокруг отмеченного центра. Ориентируясь на нее, лучковой выкружной пилой выпиливают донце. Затем донце укрепляют в зажиме бондарной скамьи и прямым стругом снимают фаску, придерживаясь принятых пропорциональных отношений.

Перед тем как вставить донышко, с остова сбивают набойкой большой обруч. Донце вставляют в уторы. Кадку осторожно поворачивают донышком вниз и осаживают большой обруч набойкой.

Убедившись, что донышко и остов имеют надежное соединение, рабочие обручи заменяют на постоянные - металлические или деревянные. В зависимости от размеров на кадку набивают два или три металлических обруча. Деревянные обручи располагают на основе бондарной посуды гнездами, то есть по два-три вместе. Этим приемом не только добиваются необходимой прочности, но и создают особый ритм, придающий пластическое своеобразие бондарному изделию.

Секреты бондарного мастерства. Часть 1. «Мне нравится искусство бочара...»

Секреты бондарного мастерства. Часть 2. От дупла до бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 3. Бондарная клепка

Секреты бондарного мастерства. Часть 4. Ловкие точечки

Секреты бондарного мастерства. Часть 5. Чтобы спорилась работа

Секреты бондарного мастерства. Часть 6. Деревообрабатывающие инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 7. Специальные бондарные инструменты

Секреты бондарного мастерства. Часть 8. Клепкам держава

Секреты бондарного мастерства. Часть 9. Железные обручи

Секреты бондарного мастерства. Часть 10. Бочарная трава

Секреты бондарного мастерства. Часть 11. Посуда на все лады

Секреты бондарного мастерства. Часть 13. Изготовление параболической бондарной посуды

Секреты бондарного мастерства. Часть 14. Посудина об одном дне

Секреты бондарного мастерства. Часть 15. Изготовление кружка и крышки для кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 16. Вымачивание и пропарка кадок

Секреты бондарного мастерства. Часть 17. Гнет для кружка кадки

Секреты бондарного мастерства. Часть 18. Уход за кадками. Кадка-двудонка

Секреты бондарного мастерства. Часть 19. Универсальный сосуд

Секреты бондарного мастерства. Часть 20. Изготовление бочек

Секреты бондарного мастерства. Часть 21. Ливеры. Как измерить объем бочки

Секреты бондарного мастерства. Часть 22. В дороге и дома. Анкерок

Секреты бондарного мастерства. Часть 23. Бочонок Кухля. Барило или барильце

Секреты бондарного мастерства. Часть 24. Лагунец

Секреты бондарного мастерства. Часть 25. « Солоница, как трон, на столе…»

Секреты бондарного мастерства. Часть 26. Ушаты и ушатики

Секреты бондарного мастерства. Часть 27. Последовательность изготовления гнутых ручек

Секреты бондарного мастерства. Часть 28. Колодезная труженица

Ключевые теги: мастерская, ремесло, бондарное ремесло, бондарная посуда, коническая бондарная посуда, изготовление конической бондарной посуды, сборка остова, изготовление донца



Другие новости по теме:

Просмотров: 800   Автор: space 26-11-2021, 17:40    Напечатать   Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Авторизация
Поиск по сайту


Топ новостей